Упрощенка

Может ли аукционная комиссия отклонить заявку, которая содержит все сведения, предъявляемые к заявкам Законом от 5 апреля 2013 № 44-ФЗ?

29 октября 2018
715
Средний балл: 0 из 5

Вопрос

При подаче заявки на участие в аукционе по оказанию услуг по установке пожарной сигнализации на объекте было отказано по результатам рассмотрения первой части заявки. Формулировка отказа: п. 1 ч. 4 ст. 67- непредоставление информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 44-ФЗ, или предоставление/установление недостоверной информации предусмотренной ч. 3 ст. 66 44-ФЗ. Обоснование: В соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 67 44-ФЗ: Непредставление информации, предусмотренной ч.3 ст. 66 44-ФЗ: Отсутствуют конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара. При том в ТЗ указаны такие параметры как химический состав краски, летучесть, доска из какого сорта дерева будет, толщина головки гвоздя, шаг болта и прочее...на 21 страницу. На наш взгляд, это сделано под конкретного участника закупки, с целью устранения возможных конкурентов. С нашей стороны было подписано согласие на оказание и предоставление услуг указанных в документации. В данной закупке объектом является услуга. Электронный аукцион № 0145300006217000314 на ЕЭТП. Правомерен ли отказ?

Ответ

Отвечает Руслан Назаров, эксперт в области развития контрактной системы.
Это зависит от фактических обстоятельств. Из Письма Минэкономразвития РФ от 10.03.2015 г. №Д28и-441 следует, что в заявке должны быть конкретные показатели по объекту закупки. При этом любое несоответствие требование аукционной документации является основанием для отклонения заявки (Письмо Минэкономразвития РФ от 19.08.2014 № Д28и-1616). Если Вы не нарушили указанные требования, то необходимо обратиться в УФАС РФ с жалобой.

Обоснование

Из рекомендации
Максима Чемерисова, директора департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России


Как провести аукцион в электронной форме

Рассмотрение первых частей заявок

Комиссия рассматривает первые части заявок не дольше семи дней с даты окончания приема таких заявок. Как правило, именно этот срок заказчик указывает в извещении. Но соблюдать его не обязательно. Комиссия может его сократить и рассмотреть первые части заявок раньше установленного в извещении срока. Такой вывод следует из части 2 статьи 67 Закона от 5 апреля 2013 № 44-ФЗ и письма Минэкономразвития России от 25 января 2016 № Д28и-124.

В процессе заседания комиссия рассматривает и обсуждает каждую заявку в отдельности. По результатам рассмотрения комиссия путем голосования принимает решение о допуске претендентов, подавших заявки, к участию в электронном аукционе.

Отклонить заявку нужно в следующих случаях:

  1. если первая часть заявки не содержит необходимых сведений. Причем отклоните заявку, даже если она не удовлетворяет требованиям частично. В частности, если участник вместо конкретных показателей указал диапазон значений, предусмотренный ГОСТами или СНиПами;
  2. если комиссия установит, что информация, которую представил участник, недостоверна. Причем это касается не только обязательных документов, которые он подает в составе заявки, но и всех дополнительных материалов. Отклонить заявку по этой причине можно на любом этапе электронного аукциона. Но в то же время заказчик не обязан устанавливать достоверность сведений в ее первой части.

Такие правила установлены частью 6.1 статьи 66, частями 3 и 4 статьи 67 Закона от 5 апреля 2013 № 44-ФЗ и разъяснены в письмах Минэкономразвития России от 29 ноября 2015 № Д28и-3460, от 27 октября 2015 № Д28и-3224, от 29 июля 2015 № Д28и-2222, от 8 апреля 2015 № Д28и-984, от 10 марта 2015 № Д28и-441 и пункте 4 письма Минэкономразвития России от 19 августа 2014 № Д28и-1616.

Отказать в допуске к участию в электронном аукционе по другим основаниям нельзя (ч. 5 ст. 67 Закона от 5 апреля 2013 № 44-ФЗ). Отдельные случаи, когда не стоит отклонять заявку участника, разъяснили специалисты профильных ведомств:

1) если участник подал заявку на фирменном бланке, который содержит в том числе рекламную информацию (письмо Минэкономразвития России от 31 декабря 2014 № Д28и-2883);

2) когда участник включил дополнительные данные помимо обязательных, в том числе прикрепив по ошибке к заявке не обязательный (не нужный) документ (письмо Минэкономразвития России от 15 июля 2015 № Д28и-2163). Это подтверждает, в частности, постановление Арбитражного суда Уральского округа от 5 октября 2015 № Ф09-6677/15. В нем рассматривался вопрос о том, нужно ли отклонить первую часть заявки, если участник согласился выполнить работы, предусмотренные извещением, но случайно прикрепил к согласию дополнительный документ, где фигурировали другие услуги. И судьи решили, что отклонить заявку нельзя;

3) участник не представил сведения о количестве товара, если такое требование не установлено в документации. Но тут ситуация спорная. Дело в том, что одни специалисты (ФАС России, Минэкономразвития России) считают, что количество не относится к качественным, техническим и функциональным характеристикам товара. Поэтому участника, который не указал его в своей заявке, отклонить нельзя (см., например, решение ФАС России от 1 декабря 2014 № К-1763/14, письмо Минэкономразвития России от 4 декабря 2015 № ОГ-Д28-15152). Но судьи такой вывод не поддержали. Они считают количество одним из конкретных показателей товара. А если его не указать, это может привести к дополнительным спорным ситуациям при заключении контракта (см., например, постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 2 июня 2015 № Ф07-2951/2015).
Чтобы избежать спорных ситуаций, четко пропишите в инструкции по заполнению заявки, что количество товара – это ее обязательный показатель*.

Ситуация: может ли аукционная комиссия отклонить заявку, которая содержит все сведения, предъявляемые к заявкам Законом от 5 апреля 2013 № 44-ФЗ, однако не соответствует некоторым требованиям технического задания

Да, может. Заявку можно отклонить при любом несоответствии, в том числе требованиям технического задания.

На первом этапе аукционная комиссия проверяет первые части заявок участников на соответствие требованиям документации (ч. 1 ст. 67 Закона от 5 апреля 2013 № 44-ФЗ). Первая часть заявки должна содержать согласие участника, а также конкретные показатели (параметры эквивалентности) объекта закупки (ч. 3 ст. 66 Закона от 5 апреля 2013 № 44-ФЗ). Если показатели, указанные в заявке, не в полной мере соответствуют документации о закупке, в том числе требованиям техзадания, комиссия вправе отклонить такую заявку по пункту 2 части 4 статьи 67 Закона от 5 апреля 2013 № 44-ФЗ. Ведь понятие малозначительности в Законе от 5 апреля 2013 № 44-ФЗ отсутствует, а у участника нет возможности уточнить заявку. Так, если при закупке кружек в документации указан цвет «белый, без рисунка», а участник в заявке предлагает кружки с рисунком, то вы можете отклонить заявку.

Если же в соответствии с документацией в первой части заявки от участника требовалось только согласие, то комиссия вправе принять решение об отклонении такой заявки по следующему основанию. Участник, указав показатели, не соответствующие техническому заданию, фактически не выразил согласия на поставку необходимого заказчику товара, поэтому его заявка также может быть отклонена по пункту 2 части 4 статьи 67 Закона от 5 апреля 2013 № 44-ФЗ.

Внимание: требования, установленные в документации о закупке, должны быть обоснованы. Это связано с тем, что при отклонении заявки из-за ее несоответствия документации участник может решить подать жалобу в ФАС России о необоснованном отклонении его заявки. И тогда заказчик должен быть готов обосновать показатели технического задания (т. е. дать пояснения, почему он установил именно такие требования к объекту закупки).

Ситуация: можно ли при проведении аукциона на услуги отклонить заявку на этапе рассмотрения первых частей, если есть доказательства, что участник не сможет выполнить контракт в полном соответствии с техническим заданием

Ответ на этот вопрос зависит от того, будет использован при оказании услуги какой-либо товар или нет.

Если заказчик проводит электронный аукцион только на закупку услуг, то отклонить заявку участника, который выразит согласие такую услугу оказать, на этапе рассмотрения первых частей заявок нельзя.

Если же заказчик проводит электронный аукцион на закупку услуг, для оказания которых используется какой-либо конкретный товар, то на этапе рассмотрения первых частей заявку участника можно отклонить в следующих случаях:

  • участник в первой части заявки не указал характеристики товара, который он будет использовать при оказании услуги;
  • участник в первой части заявки указал характеристики товара, но они не соответствуют требованиям заказчика, указанным в техническом задании.

Такой порядок следует из пунктов 2, 3 части 3 статьи 66, части 4 статьи 67 Закона от 5 апреля 2013 № 44-ФЗ.

Рассмотрим эти случаи более подробно.

Заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей, которые участник подает одновременно в форме двух электронных документов через электронную площадку (ч. 2, 8ст. 66 Закона от 5 апреля 2013 № 44-ФЗ). Закон о контрактной системе предъявляет требования к содержанию первой и второй частей заявки. Так, первая часть заявки на участие в аукционе по закупке услуг должна содержать согласие участника оказать услуги на тех условиях, которые предусмотрены аукционной документацией. А в случае проведения аукциона по закупке услуг, для оказания которых также используется товар, помимо согласия, участник должен представить показатели товара, соответствующие значениям, установленным документацией, и указание на товарный знак.

Такие правила установлены в части 3 статьи 66 Закона от 5 апреля 2013 № 44-ФЗ.

Получается, что в момент рассмотрения первых частей заявок комиссия не знает, какие именно организации принимают участие в закупке. В первой части заявки сведения об участнике не указывают, она анонимна. То есть узнать какую-либо информацию о том, что участник не сможет выполнить контракт в полном соответствии с техническим заданием, практически невозможно.

Когда при оказании услуги используют какой-либо товар, участник указывает его товарный знак и технические характеристики. В этом случае комиссия вправе использовать информацию, которая есть, например, на сайте производителя товара или в технической документации к нему. На основании такой информации можно определить, действительно ли товар, который будет использовать участник, соответствует требованиям документации. Если будет установлено несоответствие товара, то комиссия вправе отклонить такую заявку по пункту 2 части 4 статьи 67 Закона от 5 апреля 2013 № 44-ФЗ. Правомерность такого подхода подтверждает Минэкономразвития России в пункте 95 приложения к письму от 30 сентября 2014 № Д28и-1889и арбитражная практика (см., например, постановления Шестого арбитражного апелляционного суда от 26 марта 2014 № 06АП-495/14, Восьмого арбитражного апелляционного суда от 11 февраля 2014 № 08АП-11924/13). Несмотря на то что эти решения суда относятся к периоду действия Закона от 21 июля 2005 № 94-ФЗ, они не противоречат нормам действующего законодательства.

То есть при рассмотрении первых частей заявок комиссия фактически полагается на добросовестность участников и правомерность их согласия оказать услуги в соответствии с аукционной документацией.

Пример рассмотрения комиссией по закупкам первых частей заявок на участие в электронном аукционе

Заказчик «Альфа» проводит аукцион на закупку услуг по специальной оценке условий труда. На участие в аукционе было подано восемь заявок. Каждая из них содержит согласие участника оказать услуги по специальной оценке условий труда в соответствии с условиями, указанными в документации заказчика. Поэтому по результатам рассмотрения первых частей заявок комиссия приняла решение о допуске к аукциону всех его участников.

Через месяц заказчик проводит аукцион на оказание услуг по организации праздничного мероприятия. При этом аукционной документацией установлены требования к техническому, осветительному и звуковому оборудованию, которое будет привлечено для организации мероприятия. На участие в этом аукционе было подано четыре заявки. Из них три были допущены к аукциону, так как содержали согласие участника на оказание услуг, а также сведения о показателях оборудования, которые соответствовали аукционной документации (техническому заданию).

В четвертой заявке участник указал, что в процессе организации мероприятия будет использовано оборудование под товарным знаком «АРМ». На официальном сайте производителя данного оборудования описаны его полные характеристики, которые не соответствуют требованиям, установленным заказчиком в техническом задании. Соответственно, заявка № 4 была отклонена на основании пункта 2 части 4 статьи 67 Закона от 5 апреля 2013 № 44-ФЗ.

При рассмотрении заявок один из членов комиссии ведет протокол, который подписывают все члены комиссии. В этом протоколе обязательно укажите:

  • сведения о порядковых номерах заявок на участие в аукционе;
  • решение о допуске претендента к участию в аукционе или обоснование отказа с указанием конкретной нормы Закона от 5 апреля 2013 № 44-ФЗ, на основании которой участник не был допущен к аукциону;
  • сведения о решении каждого члена аукционной комиссии.

Протокол рассмотрения заявок заказчик, уполномоченный орган или уполномоченное учреждение направляют оператору электронной площадки не позднее даты срока окончания рассмотрения заявок. То есть ждать до конца срока не обязательно. Комиссия может направить протокол и раньше, если она уже рассмотрела все заявки и приняла решение по ним.

Такой порядок установлен в частях 6–7 статьи 67 Закона от 5 апреля 2013 № 44-ФЗ и разъяснен в письме Минэкономразвития России от 25 января 2016 № Д28и-124.

Оператор электронной площадки направляет уведомления всем, кто подавал заявки, о принятых по ним решениях. Сделать это он должен не позднее одного часа с момента поступления протокола. После чего оператор должен разблокировать лицевые счета с денежным обеспечением тех лиц, которые не допущены к участию в аукционе, в течение одного рабочего дня после поступления протокола. Об этом сказано в части 20 статьи 44, части 9 статьи 67 Закона от 5 апреля 2013 № 44-ФЗ.

По результатам рассмотрения первых частей заявок комиссия может признать аукцион несостоявшимся в двух случаях:

  • если принято решение об отказе в допуске к участию в аукционе всех участников закупки;
  • если участником электронного аукциона признан только один претендент.

Об этом сказано в части 8 статьи 67 Закона от 5 апреля 2013 № 44-ФЗ.

Если к участию в аукционе допущен только один претендент, то в течение одного часа с момента размещения протокола оператор электронной площадки направит заказчику (уполномоченному органу) вторую часть заявки, а также документы, полученные от участника. Комиссии заказчика нужно в течение трех рабочих дней проверить полученные документы на соответствие требованиям документации об аукционе и составить протокол об этом. Кстати, не забудьте в протоколе указать, что аукцион признан несостоявшимся, поскольку допущен только один участник.

Результаты рассмотрения единственной заявки в виде протокола, подписанного членами комиссии, передайте оператору электронной площадки. Оператор в течение одного часа с момента получения протокола направит участнику уведомление о решении комиссии.

Об этом сказано в части 8 статьи 67, части 2 статьи 71 Закона от 5 апреля 2013 № 44-ФЗ.

Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь!

Этот документ спасет от обидных штрафов и защитит от ошибок. Актуальность подтверждена экспертами «Упрощенки». Зарегистрируйтесь, скачайте и сразу используйте в работе!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
... и продолжить чтение
Зарегистрироваться
Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь!

«Упрощёнка» — профессиональный ресурс для малого бизнеса и ИП. Зарегистрируйтесь, и Вам станут доступны:

  • Экспертные статьи и новости для бухгалтеров, руководителей и предпринимателей
  • Актуальные формы деклараций, бланков и кадровых документов
  • Калькулятор УСН, Банк проводок и другие полезные онлайн сервисы

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
... и продолжить чтение
Зарегистрироваться
Зарегистрируйтесь!

«Упрощёнка» — профессиональный ресурс для малого бизнеса и ИП. Зарегистрируйтесь, и Вам станут доступны:

  • Экспертные статьи и новости для бухгалтеров, руководителей и предпринимателей
  • Актуальные формы деклараций, бланков и кадровых документов
  • Калькулятор УСН, Банк проводок и другие полезные онлайн сервисы

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
... и продолжить чтение
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.