Упрощенка

Где можно узнать, в чем разница между платежным агентом и простым комиссионером?

29 октября 2018
662
Средний балл: 0 из 5

Вопрос

Организация А через свою сеть продает потребителям услуги другой организации Б. Между ними заключен агентский договор. Является ли организация А платежным агентом по смыслу, определенном 54-ФЗ, если не берет за это дополнительную плату с потребителя? Где можно узнать, в чем разница между платежным агентом и простым комиссионером? Может примеры какие есть?

Ответ

Отвечает Екатерина Белоусова, эксперт по налогам и сборам.

Нет, не является.

Платежные агенты – организации или предприниматели, оказывающие услуги по приему платежей граждан в пользу поставщиков товаров, работ, услуг (ч. 1 ст. 1, п. 1, 3 ст. 2 Закона от 3 июня 2009 г. № 103-ФЗ).

Гражданским законодательством определены три вида посреднических договоров: договор поручениядоговор комиссии и агентский договор.

По каждому из этих договоров заказчик (доверитель, комитент, принципал) может поручить посреднику (поверенному, комиссионеру, агенту) реализовать принадлежащие ему товары (найти клиентов, нуждающихся в результатах его работ или услугах).

Агентский договор – договор, по которому одна сторона (агент) обязуется совершить за вознаграждение определенные действия по поручению и за счет другой стороны (принципала). Особенностью этого договора является то, что он может сочетать в себе элементы договора поручения либо договора комиссии. Агентский договор может быть заключен как на определенный, так и на неопределенный срок (ст. 1005 ГК РФ). В процессе выполнения поручения агент обязан представлять принципалу отчеты (ст. 1008 ГК РФ).

Договор комиссии – договор, по которому одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) совершить за вознаграждение одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента (ст. 990 ГК РФ). Имущество, поступившее к комиссионеру или приобретенное им по договору, является собственностью комитента. После совершения сделки комиссионер должен представить комитенту отчет (ст. 999 ГК РФ). Если договор предусматривает участие комиссионера в расчетах, то, как правило, он перечисляет комитенту выручку за минусом своего вознаграждения (ст. 997 ГК РФ).

Обоснование

Из рекомендации

Елены Поповой, государственного советника налоговой службы РФ I ранга

Как вести кассовые операции платежным агентам


Платежные агенты – организации или предприниматели, оказывающие услуги по приему платежей граждан в пользу поставщиков товаров, работ, услуг (ч. 1 ст. 1, п. 1, 3 ст. 2 Закона от 3 июня 2009 г. № 103-ФЗ).*

Применение ККТ

Платежные агенты, которые используют платежные терминалы или банкоматы, обязаны:*

  • устанавливать ККТ в платежный терминал или банкомат независимо от того, кому он принадлежит. ККТ должна быть установлена внутри корпуса терминала (банкомата), содержащего устройство для приема или выдачи наличных;
  • регистрировать ККТ в налоговой инспекции. При регистрации ККТ агент должен указать адрес места ее установки в составе терминала (банкомата);
  • применять исправную ККТ и эксплуатировать ее в фискальном режиме;
  • выдавать кассовый чек;
  • вести и хранить документацию по ККТ;
  • обеспечивать проверяющим доступ к ККТ и документации на нее.

Внимание: с 1 июля 2017 года платежные агенты обязаны применять онлайн-ККТ.

Старые кассовые аппараты, которые оснащены ЭКЛЗ, налоговая инспекция 1 июля 2017 года автоматически снимет с учета. Ведь такая техника не соответствует требованиям статьи 4 Закона от 22 мая 2003 № 54-ФЗ. Такой порядок установлен пунктами 3, 5 и 6 статьи 7 Закона от 3 июля 2016 № 290-ФЗ и разъяснен в письмах Минфина России от 30 мая 2017 № 03-01-15/33121 и ФНС России от 19 июня 2017 № ЕД-4-20/11625.

Перечень 20 основных обязательных реквизитов кассового чека: в пункте 1 статьи 4.7 Закона от 22 мая 2003 № 54-ФЗ. Помимо этих реквизитов в чеке платежного агента или субагента должны быть:

  • размер вознаграждения;
  • телефоны платежного агента (субагента), поставщика и оператора по приему платежей.

Платежные агенты (субагенты) могут не печатать в кассовом чеке ставку и размер НДС.

Это следует из пункта 3 статьи 4.7 Закона от 22 мая 2003 № 54-ФЗ, части 1 статьи 6 Закона от 3 июня 2009 № 103-ФЗ.

Формат фискальных кассовых чеков и БСО установлен федеральной налоговой службой в приказе ФНС России от 21 марта 2017 № ММВ-7-20/229.

Модели контрольно-кассовой техники (ККТ) и фискальные накопители, которые можно применять, включены в реестры (п. 1 ст. 3 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ).

Ведение реестра ККТ и реестра фискальных накопителей возложено на ФНС России (п. 5.5.11 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506). Все реестры ФНС России размещает на официальном сайте. Посмотреть их можно здесь:

Для работы с онлайн-ККТ заключите договор с оператором фискальных данных. Список операторов, которые имеют разрешение на обработку фискальных данных, также на официальном сайте ФНС России.

Правила ведения кассовых операций

Платежные агенты обязаны соблюдать общие правила ведения кассовых операций. Но есть и особенности:*

  • при определении лимита остатка наличных средств по общей кассе принятые от граждан платежи учитываться не должны (абз. 3 п. 2 указания Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У);
  • принятые от граждан платежи приходуются в кассу отдельным приходным кассовым ордером по форме № КО-1 (абз. 2 п. 5.2 указания Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У);
  • для учета платежей граждан нужно вести отдельную кассовую книгу по форме № КО-4 (абз. 2 п. 4.6 указания Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У).

Ситуация: как часто платежный агент должен сдавать в банк принятые от граждан платежи

Принятые от граждан платежи сдавайте в банк для зачисления на специальный счет ежедневно.

Объясняется это следующим.

Платежный агент обязан сдавать полученные от населения наличные денежные средства для зачисления на свой специальный банковский счет в полном объеме (ч. 14, 15 ст. 4 Закона от 3 июня 2009 г. № 103-ФЗ).* Накапливать и хранить в кассе их нельзя. Данные суммы будут считаться сверхлимитными, так как не учитываются при расчете лимита кассового остатка. Поэтому сдавайте их в банк ежедневно. Такой порядок следует из пункта 2 указания Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У.

Если платежи граждан поступают в дни, когда банк не работает, денежные средства сдайте в ближайший банковский день (см., например, решение Арбитражного суда Ярославской области от 12 марта 2013 г. № А82-59/2013).

Главбух советует: есть факторы, позволяющие сдавать в банк платежи граждан не в день их поступления. Они заключаются в следующем.

Положения Закона от 3 июня 2009 г. № 103-ФЗ не устанавливают для платежных агентов сроков сдачи полученных наличных денег для их зачисления на специальный банковский счет. Не указаны такие сроки и в указании Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У. Причем абзац 3 пункта 2 указания Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У фактически предоставляет возможность накапливать денежные средства. Это связано с тем, что деньги, полученные при осуществлении деятельности платежных агентов, не учитываются при определении лимита кассового остатка.

По общему правилу периодичность сдачи сверхлимитной выручки не должна быть больше семи рабочих дней. Указанный срок может быть увеличен до 14 рабочих дней при условии, что в населенном пункте по местонахождению предпринимателя или организации отсутствует банк. Такой порядок следует из пунктов 1 и 2 приложения к указанию Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У.

В арбитражной практике имеются решения, подтверждающие данный подход (см., например, решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 21 февраля 2013 г. № А75-7786/2012).

Федеральный закон от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами»

Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), а также направленных органам государственной власти, органам местного самоуправления и учреждениям, находящимся в их ведении, в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации.

2. Положения настоящего Федерального закона не применяются к отношениям, связанным с деятельностью по проведению расчетов:*

1) осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) непосредственно с физическими лицами, за исключением расчетов, связанных с взиманием платежным агентом с плательщика вознаграждения, предусмотренного настоящим Федеральным законом;

2) между юридическими лицами, и (или) индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими предпринимательской деятельности, и (или) лицами, занимающимися частной практикой и не являющимися индивидуальными предпринимателями, которая не связана с выполнением функций платежных агентов;

3) в пользу иностранных юридических лиц;

4) осуществляемых в безналичном порядке;

5) осуществляемых в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.

3. К отношениям, регулируемым настоящим Федеральным законом, нормы Федерального закона "О национальной платежной системе" применяются только в части осуществления Банком России мониторинга в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 35 указанного Федерального закона.


Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:*

2) плательщик - физическое лицо, осуществляющее внесение платежному агенту денежных средств в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком;


3) платежный агент - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент;

Статья 3. Деятельность по приему платежей физических лиц

1. Под деятельностью по приему платежей физических лиц (далее - прием платежей) в целях настоящего Федерального закона признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.

2. Платежный агент при приеме платежей вправе взимать с плательщика вознаграждение в размере, определяемом соглашением между платежным агентом и плательщиком (далее - вознаграждение).*

3. Денежное обязательство физического лица перед поставщиком считается исполненным в размере внесенных платежному агенту денежных средств, за исключением вознаграждения, с момента их передачи платежному агенту.

Из рекомендации

Олега Хорошего, начальника отдела налога на прибыль организаций департамента налоговой и таможенной политики Минфина России

Какие бывают виды посреднических договоров


Гражданским законодательством определены три вида посреднических договоров: договор поручениядоговор комиссии и агентский договор.

По каждому из этих договоров заказчик (доверитель, комитент, принципал) может поручить посреднику (поверенному, комиссионеру, агенту):*

  • реализовать принадлежащие ему товары (найти клиентов, нуждающихся в результатах его работ или услугах);
  • приобрести необходимые ему товары (работы, услуги).

Независимо от характера поручения, данного заказчиком, за его исполнение посреднику положено вознаграждение. По агентскому и комиссионному договорам выплата вознаграждения обязательна (ст. 991, 1006 ГК РФ). По договору поручения вознаграждение может не выплачиваться только в том случае, если это прямо предусмотрено договором (п. 1 ст. 972 ГК РФ).

 

Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь!

«Упрощёнка» — профессиональный ресурс для малого бизнеса и ИП. Зарегистрируйтесь, и Вам станут доступны:

  • Экспертные статьи и новости для бухгалтеров, руководителей и предпринимателей
  • Актуальные формы деклараций, бланков и кадровых документов
  • Калькулятор УСН, Банк проводок и другие полезные онлайн сервисы

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙДИТЕ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ:
Зарегистрироваться
Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь!

«Упрощёнка» — профессиональный ресурс для малого бизнеса и ИП. Зарегистрируйтесь, и Вам станут доступны:

  • Экспертные статьи и новости для бухгалтеров, руководителей и предпринимателей
  • Актуальные формы деклараций, бланков и кадровых документов
  • Калькулятор УСН, Банк проводок и другие полезные онлайн сервисы

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙДИТЕ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ:
Зарегистрироваться
Зарегистрируйтесь или войдите через соцсети!

«Упрощёнка» — профессиональный ресурс для малого бизнеса и ИП. Зарегистрируйтесь, и Вам станут доступны:

  • Экспертные статьи и новости для бухгалтеров, руководителей и предпринимателей
  • Актуальные формы деклараций, бланков и кадровых документов
  • Калькулятор УСН, Банк проводок и другие полезные онлайн сервисы

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙДИТЕ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ:
Зарегистрироваться

Срочно! Власти поменяли порядок расчета зарплаты

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.