Упрощенка

В каком порядке вести учет расходов и доходов при УСН для целей налогообложения в рамках выполнения гособоронзаказа?

30 октября 2018
400
Средний балл: 0 из 5

Вопрос

Порядок учета расходов и доходов при УСН для целей налогообложения в рамках выполнения гособоронзаказа? Можно ли на время работ увеличить зарплату сотрудников?

Ответ

Отвечает Александр Родионов, заместитель руководителя экспертной поддержки по налогам и сборам.

Порядок учета доходов и расходов по ГОЗ общий, так как регулируется только Налоговым кодексом РФ. То есть налогообложение будет такое же, как если бы это был договор с любой другой коммерческой организации.

При этом Вы обязаны вести раздельный учет, то есть все расходы, связанные с ГОЗ должно учитываться обособленно от остальных расходов.

Выплаты, связанные с системой оплаты труда, могут быть произведены за счет ГОЗ, в том числе, премии.

Однако не стоит забывать, что прибыль по ГОЗ нормируется, о чем сказано в рекомендации ниже.
Кроме того, Вы должны будете отчитаться перед госзаказчиком за все понесенные расходы по калькуляции, о чем также сказано ниже.

Следовательно, выплаты премий и иных поощрений, которые в обычной своей деятельности организация не выплачивает, Вам придется обосновать перед госзаказчиком и если обосновать не сможете (а появление премий именно в период ГОЗ сразу же вызовет вопросы), то стоимость будет снижена и все эти расходы лягут за счет средств организации убытками.

О том на что расходуются средства ГОЗ и как – также сказано в рекомендациях ниже.

Обоснование

Из рекомендации

Игорь Ложников, государственный советник Российской Федерации 1-го класса
Что такое гособоронзаказ и как учитывать его исполнение

Организация заключила госконтракт на гособоронзаказ или только планирует участвовать в закупках товаров, работ, услуг для обеспечения нужд обороны и безопасности страны? Тогда бухгалтеру необходимо знать особенности учета таких заказов. Например, под каждый гособоронзаказ нужен спецсчет в банке. Доходы и расходы по госконтрактам учитывают обособленно. Если этого не сделать, организации грозит штраф.

Читайте в этой рекомендации, на что обратить внимание при заключении госконтракта и как организовать бухучет. Здесь есть советы и для тех, кто только начал работать в сфере гособоронзаказа, и для тех, у кого уже есть в этом опыт.

На что обратить внимание бухгалтеру

Гособоронзаказ не путайте с госзаказом (госзакупками). Цели размещения таких заказов разные. Госзаказ – это закупки для государственных и муниципальных нужд в мирных целях. Обычная закупка канцтоваров – для госучреждения уже госзаказ. Гособоронзаказ – закупки для федеральных нужд в целях обороны и безопасности страны. А все, что связано с вооружением и военной техникой, государство повышенно контролирует. Поэтому обратите внимание на:

  • порядок заключения госконтракта. Есть категории организаций, которые обязаны его заключить, то есть не могут от него отказаться;
  • идентификацию госконтрактов и платежей по нему – уникальный код. Это поможет организовать аналитический учет в разрезе госконтрактов и отслеживать по ним платежи;
  • специальные банковские счета, которые обходимо открыть под каждый госконтракт. Все расчеты по гособоронзаказу ведут только через эти счета;
  • раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому государственному контракту.

Правовые основы гособоронзаказа

Гособоронзаказ – это задание на поставку товаров (работ, услуг) для обеспечения обороны и безопасности России. В рамках гособоронзаказа поставляют продукцию и в области военно-технического сотрудничества России с иностранными государствами (п. 1 ст. 3 Закона от 29 декабря 2012 № 275-ФЗ).

Порядок размещения, выполнения и контроля гособоронзаказов, права и обязанности участников сделки устанавливает Закон от 29 декабря 2012 № 275-ФЗ. Это не единственный документ. Полный перечень нормативных правовых актов, которые регулируют закупки по гособоронзаказу, смотрите в таблице.

Участники гособоронзаказа

Перечень основных участников гособоронзаказа приведен в таблице:

Госзаказчик
  • Федеральный орган исполнительной власти;
  • Росатом;
  • Роскосмос
Головной исполнитель Организация, которая заключила госконтракт с госзаказчиком
Исполнитель

Организация (предприниматель), которая:

  • входит в кооперацию головного исполнителя;
  • заключила контракт с головным исполнителем или исполнителем.

Как правило, над одним гособоронзаказом работают несколько исполнителей. Одни производят, другие поставляют. Государство обязывает головного исполнителя раскрыть госзаказчику всю сеть таких исполнителей. Для этого головной исполнитель объединяет всех исполнителей по гособоронзаказу в кооперацию. Заказчику теперь легко проконтролировать финансирование и исполнение гособоронзаказа на каждом его этапе по всей цепочке исполнителей. Ведь у госзаказчика есть полный доступ к сведениям о кооперации (п. 5 ст. 6 Закона от 29 декабря 2012 № 275-ФЗ)

Уполномоченный банк Банк, который выбрал головной исполнитель. Это не любой банк, а из числа тех, которых утвердило государство

Это следует из положений пунктов 2–4.2 статьи 3 Закона от 29 декабря 2012 № 275-ФЗ.

Этапы гособоронзаказа

Гособоронзаказ от начала его формирования и до исполнения проходит несколько этапов под государственным контролем. Если осветить все эти этапы от начала и до конца, то гособоронзаказ:

1. Формируют. Государство делает это на основе военной доктрины, планов строительства и развития Вооруженных сил РФ, Государственной программы вооружения.

2. Утверждают. Правительство РФ утверждает гособоронзаказ и определяет госзаказчиков.

3. Размещают. Госзаказчик размещает гособоронзаказ на официальном сайте госзакупок zakupki.gov.ru в порядке, установленном Законом от 5 апреля 2013 № 44-ФЗ.

4. Оформляют госконтрактом и контрактами. Госзаказчик от имени Российской Федерации заключает госконтракт с головным исполнителем. А головной исполнитель заключает контракты с исполнителями других уровней.

5. Выполняют. Головной исполнитель и исполнители производят гособоронпродукцию (работы, услуги) и поставляют заказчику.

6. Надзирают и контролируют. Конкуренцию, ценообразование в военной сфере, а также планирование, размещение и исполнение гособоронзаказов контролирует ФАС России.

Это следует из положений глав 2, 5 и 5.1 Закона от 29 декабря 2012 № 275-ФЗ.

Как заключить госконтракт

Контракт на гособоронзаказ заключают через госзакупки на официальном сайте zakupki.gov.ru в порядке, установленном Законом от 5 апреля 2013 № 44-ФЗ. То есть исполнителя определяют по результатам торгов.

Однако есть случаи, когда исполнителя просто утверждают и заключают с ним госконтракт на гособоронзаказ. То есть торги не проводят. Отказаться от госконтракта не вправе:

  • единственный исполнитель. Если гособоронзаказ прибыльный;
  • организации, которые занимают доминирующее положение на товарном рынке продукции по гособоронзаказу. Но только в случае, если на торгах нет претендентов или по результатам их проведения не определили головного исполнителя;
  • организации, которые занимают доминирующее положение по статье 14 Закона от 29 декабря 2012 № 275-ФЗ. Но в случае, когда у них нет обоснованных экономических или технологических причин, чтобы отказаться заключать контракт.

Такие особенности установлены пунктами 6 и 6.1 статьи 6 Закона от 29 декабря 2012 № 275-ФЗ.

Условие о расходах на запасы

В госконтракт включите условие о том, что заказчик должен возместить компании расходы на запасы необходимой продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, понесенные за счет собственных средств. Это возможно только по согласованию с госзаказчиком, головным исполнителем, исполнителем и только в пределах цены госконтракта. Об этом сказано в статье 7.1 Закона от 29 декабря 2012 № 275-ФЗ.

86.95031 (6,9,24,92)

Чтобы заказчик возместил расходы на формирование запаса, исполнитель их должен документально подтвердить. Вот перечень документов, которые исполнитель должен представить:

– заключение о длительности производственного цикла изготовления продукции, поставляемой по государственному оборонному заказу, выданное Минпромторгом;
– расчет фактических расходов (сводный расчет). Рекомендуемая форма сводного расчета приведена в приложении к порядку;
– контракт, в котором есть условие о возмещении понесенных исполнителем за счет собственных средств фактических расходов;
– заключение на фактические расходы, выданное военным представительством Минобороны, закрепленным за исполнителем.

Такой перечень документов предусмотрен пунктом 9 Порядка, утвержденного приказом Минпромторга России от 13 февраля 2017 № 401.

Данные документы исполнитель представляет на бумаге в адрес головного исполнителя. Головной исполнитель рассматривает документы в течение 10 рабочих дней со дня их получения. Если все расходы обоснованны, головной исполнитель принимает положительное решение и направляет исполнителю подписанный сводный расчет и контракт. Если в ходе проверки выяснится, что исполнитель представил неполные либо недостоверные сведения, головной исполнитель направит ему уведомление с указанием причин отказа в возмещении расходов. После того как исполнитель получил уведомление об отказе, он в течение 10 рабочих дней дорабатывает сводный расчет и направляет его снова. Это предусмотрено пунктами 11–13 Порядка, утвержденного приказом Минпромторга России от 13 февраля 2017 № 401.

Отметим, что некоторые ведомства-заказчики по гособоронзаказу могут разработать свои правила подтверждения расходов на запасы. Например, если заказчиком является Росатом, руководствуйтесь приказом Росатома от 2 февраля 2017 № 1/3-НПА. Перечень документов, которые нужно представить для подтверждения расходов, и требования к этим документам смотрите в пунктах 6–7 Порядка, утвержденного приказом Росатома от 2 февраля 2017 № 1/3-НПА.

Как идентифицировать госконтракт и платежи по нему

Техническая особенность госконтракта на гособоронзаказ – это его идентификация. Госзаказчик присваивает госконтракту, который заключает с головным исполнителем, специальный код – идентификатор. В дальнейшем этот код проставляют на всех контрактах, заключаемых в рамках данного гособоронзаказа. Он действует на протяжении всего периода исполнения контракта.

Код госконтракта содержит:

  • код госзаказчика;
  • способ определения исполнителя;
  • год заключения госконтракта;
  • год окончания срока действия госконтракта;
  • порядковый номер госконтракта.

Порядок формирования такого кода утвержден приказом министра обороны РФ № 475, Казначейства России № 13н от 11 августа 2015 г.

Все платежи по гособоронзаказу госзаказчики, головные исполнители, исполнители осуществляют через специальные счета. В своих распоряжениях на перечисление денег они указывают код конкретного госконтракта. В платежном поручении его указывают в поле 22, которое предусмотрено для уникального идентификатора платежа (письмо Казначейства России от 4 декабря 2015 № 07-04-05/05-822).

Это следует из положений пункта 13 статьи 3, статьи 6.1, пункта 5 статьи 7, подпунктов 4 и 9 пункта 1, подпунктов 4 и 9 пункта 2 статьи 8, подпункта 1 пункта 1 статьи 8.3, подпункта 1 пункта 1 статьи 8.5 Закона от 29 декабря 2012 № 275-ФЗ.

Нормирование рентабельности (прибыли)

Головной исполнитель, в том числе и единственный поставщик, когда формирует прогнозную цену гособоронзаказа, может заложить в цену прибыль не выше нормы. Нормы рентабельности (прибыли) он определяет в проценте от затрат. Какой брать процент и от каких затрат, прописано в постановлениях Правительства РФ от 28 апреля 2015 № 407 и от 17 февраля 2017 № 208. Это следует из статей 6 и 10Закона от 29 декабря 2012 № 275-ФЗ.

86.95032 (6,9,24,92)

Для обоснования прогнозной цены составьте сметы и расшифровки затрат по формам, приведенным:
– в приложениях 1–15д к приказу ФСТ России от 18 апреля 2008 № 118 – для военной техники, которой нет аналогов, которую производит единственный производитель;
– приложении 2 к приказу ФСТ России от 24 марта 2014 № 469-а – для другой продукции в рамках гособоронзаказа.

Расчеты по гособоронзаказу

Расчеты по гособоронзаказу можно проводить через отдельные счета в уполномоченных банках (спецсчета) или через Казначейство.

Через спецсчета проводят расчеты только по госконтрактам, которые заключены:

1. Минобороны России.
2. Госкорпорацией «Росатом» по контрактам, цель которых:
– обеспечение разработки, испытаний, производства, разборки и утилизации ядерных боеприпасов и ядерных зарядов;
– поддержание базовых и критических технологий на всех стадиях жизненного цикла ядерных боеприпасов, ядерных зарядов, в том числе обеспечение ядерной и радиационной безопасности;
– формирование государственного запаса специального сырья и делящихся материалов.
3. Другими госзаказчиками по контрактам:
– цель которых – обеспечение СВР России и ФСБ России средствами разведывательной (контрразведывательной) деятельности и борьбы с терроризмом;
– банковское сопровождение которых предусмотрено отдельными нормативными актами.

Открыть спецсчета обязаны головной исполнитель и исполнители в уполномоченных банках. Под каждый гособоронзаказ положено открывать отдельный счет. Расходовать деньги с этих счетов можно только на нужды гособоронзаказа. Операции, которые не связаны с его исполнением, запрещены. Например, запрещено предоставлять займы и кредиты, покупать иностранную валюту (п. 10 ст. 3, ст. 8.1–8.6 Закона от 29 декабря 2012 № 275-ФЗ).

В остальных случаях расчеты по гособоронзаказу ведут через казначейские счета.

Об этом сказано в статье 15.29 Закона от 29 декабря 2012 № 275-ФЗ, пункте 2 части 2 статьи 5 Закона от 19 декабря 2016 № 415-ФЗ, постановлении Правительства РФ от 3 марта 2017 № 249.

Основные правила бухучета

Бухучет по гособоронзаказу ведите в общем порядке с учетом:

  • требований Закона от 6 декабря 2011 № 402-ФЗ;
  • Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 № 47;
  • Порядка, утвержденного приказом Минпромэнерго России от 23 августа 2006 № 200;
  • ряда других нормативных документов.

Главное в бухучете гособоронзаказа – это раздельный учет результатов финансово–хозяйственной деятельности по каждому госконтракту, контракту (подп. 18 п. 1, подп. 16 п. 2 ст. 8, подп. 11 п. 1 ст. 10 Закона от 29 декабря 2012 № 275-ФЗ). Однако сам Закон от 29 декабря 2012 № 275-ФЗ не говорит, как именно реализовать такое требование. Поэтому предлагаем следующие рекомендации по учету гособоронзаказа.

Что закрепить в учетной политике

Учетная политика – это документ, в котором бухгалтер закрепляет выбранные способы ведения бухучета. Делать это нужно с учетом специфики учета по гособоронзаказам. Поэтому в учетной политике закрепите:

  • рабочий план счетов с аналитикой по госконтрактам;
  • вариант распределения транспортно-заготовительных расходов;
  • порядок распределения расходов на подготовку и освоение производства;
  • порядок распределения затрат на специальные работы или услуги спецподразделений и спецобъектов;
  • решение о формировании (не формировании) ремонтного фонда;
  • порядок распределения общепроизводственных расходов;
  • перечень общехозяйственных расходов;
  • порядок распределения общехозяйственных расходов.

При закрытии счета 26 «Общехозяйственные расходы» способом неполного включения расходов в себестоимость (т. е. применяете директ-костинг) в учетной политике закрепите:

  • перечень условно-переменных затрат;
  • перечень условно-постоянных затрат.

Если вы применяете ускоренную амортизацию, то возможна такая ситуация. Госзаказчик при формировании контрактной цены по гособоронзаказу попросит изменить способ амортизации. В этом случае организация вправе:

  • заменить ускоренный способ амортизации на линейный и внести изменения в учетную политику;
  • продолжать применять ускоренный способ амортизации.

Подробнее об этом см.:

  • Как составить учетную политику для целей бухучета;
  • Как изменить учетную политику для целей бухучета.

Как доработать рабочий план счетов

Чтобы оптимально построить синтетический и аналитический учет гособоронзаказов, доработайте рабочий план счетов. При этом опирайтесь на учетную политику для целей бухучета и специфику гособоронзаказов.

Для этого к соответствующим бухсчетам откройте субсчета первого, второго порядка, а при необходимости и третьего. Счетам и субсчетам присвойте коды по системе кодирования.

Важно: конкретный выбор системы кодирования счетов аналитического учета определите самостоятельно. При этом учтите отраслевые особенности, номенклатуры выпускаемой гособоронпродукции (работ, услуг), структуру организации и другие существенные факторы.

Например, к счету 20 «Основное производство» откройте субсчета:

  • первого порядка – в разрезе каждого госконтракта, которому присвоен индивидуальный код. Сумма расходов, которую вы отразили свернуто на субсчете первого уровня, является обобщением данных об общей величине затрат по госконтракту. Это позволит определить финансовый результат в целом по договору, а также уровень его производственной рентабельности;
  • второго порядка – в разрезе экономических элементов и калькуляционных статей затрат. Информация, сформированная на субсчетах второго порядка, позволит сформировать данные: по видам затрат, местам их возникновения, этапам работ, другим необходимым характеристикам.

Принятые в организации счета аналитического учета внесите в рабочий план счетов и закрепите в учетной политике (п. 4 ПБУ 1/2008).

Подробнее об этом см. Как разработать рабочий план счетов.

Как учитывать доходы и расходы

Доходы по гособоронзаказам учитывайте отдельно по каждому госконтракту. Используйте общие правила отражения доходов в бухучете.

Расходы по гособоронзаказам учитывайте не только отдельно по каждому госконтракту, но и в разрезе калькуляционных статей затрат и экономических элементов. Это необходимо для формирования «полной» себестоимости гособоронпродукции (госконтракта).

Подробнее о формировании себестоимости по гособоронзаказу, специфике расходов и раздельном их учете см.:

  • Учет прямых расходов;
  • Учет общепроизводственных расходов;
  • Учет общехозяйственных расходов.

Как определить финансовый результат

Финансовый результат по гособоронзаказу определяйте отдельно по каждому госконтракту, контракту. Делайте это по Правилам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 № 47. Формула расчета такая:

Финансовый результат по госконтракту, контракту = Договорная цена по госконтракту, контракту (цена реализации) Фактические затраты по госконтракту, контракту

Показатель «Фактические затраты» в целом соответствует показателям «Себестоимость продаж», «Управленческие расходы» и «Коммерческие расходы» отчета о финансовых результатах. Поэтому финансовый результат по госконтракту, контракту – это «Прибыль (убыток) от продаж» отчета о финансовых результатах.

Делаем вывод: для того чтобы определить финансовый результат по конкретному госконтракту, контракту, необходимо вести раздельный учет доходов и расходов по каждому такому договору.

Это следует из положений подпункта 18 пункта 1, подпункта 16 пункта 2 статьи 8, подпункта 11 пункта 1 статьи 9 Закона от 29 декабря 2012 № 275-ФЗ, пунктов 3 и 4 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 № 47.

Подтверждение фактических расходов заказчику

86.95033 (6,9,24,92)

Исполнители гособоронзаказа должны представлять по требованию заказчика документы, которые подтверждают фактические расходы на исполнение заказа (подп. 19 п. 1 ст. 8 Закона от 29 декабря 2012 № 275-ФЗ). Заказчики могут потребовать подтвердить расходы:
– по отдельным этапам выполнения заказа, работам или заказу в целом;
– предыдущим заказам – для обоснования цены на будущие заказы.

Документы, которыми исполнитель подтверждает фактические расходы, можно условно разделить на две группы:

– первичные учетные документы;
– сводные отчеты, накопительные регистры, карточки фактических затрат.

Что касается первичных документов, то здесь действуют общие правила. Организация вправе составлять первичные документы по типовым формам или самостоятельно разработанным формам. Формы документов, которые вы применяете, пропишите в учетной политике для целей бухучета.

А по каким формам составлять сводные отчеты о фактических затратах? Такие формы законодательством не установлены. По общему правилу выбор регистров бухучета – это право организации. Однако в рамках исполнения гособоронзаказа в большинстве случаев такие документы согласовывают с заказчиками. Как правило, эти формы стороны закрепляют в составе приложений к контракту. Если же заказчик не утвердил формы документов, исполнитель вправе их разработать самостоятельно.

Содержание документов зависит от разных факторов, например:
– вид продукции;
– длительность производственного цикла;
– объем выпуска.

Например, исполнитель может представить заказчику такие документы:

1. Накопительные регистры учета. Эти регистры исполнитель представляет заказчику с какой-либо периодичностью, например ежемесячно или ежеквартально. Накопительные регистры содержат информацию:
– о величине фактически произведенных затрат на производство продукции (выполнение работ, оказание услуг), предусмотренных контрактом;
– стоимости остатков незавершенного производства;
– величине расходов, которые исполнитель списывает на стоимость законченного этапа, серии, отдельных изделий или всего объема при окончательном выполнении контракта.

Например, к таким регистрам можно отнести Карточки фактических затрат. Скачать форму >>

При заполнении карточки учитывайте следующее:

1) карточку фактических затрат открывайте на каждый заказ;

2) сведения о затратах за месяц или иной период формируйте на основании данных:
– оборотно-сальдовой ведомости, которая содержит сводные показатели по разным статьям затрат в разрезе каждого контракта;
– других регистров аналитического учета, которые применяете в организации. Например, сводная ведомость материальных расходов, сводная ведомость распределения зарплаты и т. д.;

3) накладные расходы распределяйте по разным заказам. Суммы расходов, исчисленные расчетным путем, подтверждайте в общем порядке. В каждой карточке отражайте только суммы, которые относятся к данному заказу.

Подробнее об этом см.:
– Как учитывать общехозяйственные расходы при исполнении гособоронзаказа;
– Как учитывать общепроизводственные расходы при исполнении гособоронзаказа;

4) расшифровку статей затрат делайте по согласованию с заказчиком.

2. Отчетная калькуляция. Такой отчет содержит данные о фактически произведенных затратах за отчетный период по конкретному заказу. Данные приводят в разрезе калькуляционных статей затрат. Скачать форму>>

Ответственность

За нарушения в сфере гособоронзаказа предусмотрена административная и уголовная ответственность. Конкретные виды нарушений и размеры штрафов смотрите в таблице.

Это следует из статьи 15 Закона от 29 декабря 2012 № 275-ФЗ.

2. Как открыть и использовать спецсчета в банках для целей гособоронзаказа


Расчеты по гособоронзаказам обязательно вести через отдельные счета. С 1 января 2017 года есть перечень случаев, когда надо использовать строго специальные банковские счета. В ситуациях, которые не попали в этот список, расчеты ведут через счета в Казначействе. Через спецсчета проводят расчеты по гособоронзаказам, которые заключили:
1. Минобороны.
2. Госзаказчики с целью обеспечения органов внешней разведки и ФСБ России средствами разведывательной, контрразведывательной деятельности, борьбы с терроризмом.
3. Иные госзаказчики, если банковское сопровождение по контрактам с ними предусмотрено отдельными нормативными актами.
4. Госкорпорация «Росатом», чтобы:
– обеспечить товарами, работами, услугами по разработке, испытаниям, производству, разборке и утилизации ядерных боеприпасов и ядерных зарядов;
– поддержать базовые и критические технологии на всех стадиях жизненного цикла ядерных боеприпасов, ядерных зарядов, в том числе обеспечить ядерную и радиационную безопасность;
– формировать государственный запас специального сырья и делящихся материалов.

Об этом сказано в статье 15.29 Закона от 29 декабря 2012 № 275-ФЗ, пункте 2 части 2 статьи 5 Закона от 19 декабря 2016 № 415-ФЗ, постановлении Правительства РФ от 3 марта 2017 № 249.

Средства со спецсчета можно направить на строго определенные цели. А некоторые операции по спецсчету вообще запрещены. Как открыть спецсчет? Как расходовать деньги со спецсчета? На какие цели деньги расходовать запрещено? Об этом читайте в рекомендации.

Кто должен открыть спецсчет

86.94417 (6,9,24,92)

Спецсчета должны открыть как головной исполнитель, так и все исполнители контрактов, которые входят с головным исполнителем в кооперацию. Спецсчет нужно открывать по каждому контракту.

Последовательность действий такова:

1. Головной исполнитель выбирает уполномоченный банк и открывает в нем спецсчет.

2. До заключения контрактов головной исполнитель уведомляет всех исполнителей о своем выборе и о том, что они должны заключить с банком договоры о банковском сопровождении и открыть спецсчета под каждый контракт.

3. Исполнители открывают спецсчета в том же банке, что и головной исполнитель.

Об этом сказано в пунктах 2 и 3 части 1 статьи 8 Закона от 29 декабря 2012 № 275-ФЗ.

В каком банке открывать спецсчет

86.94418 (6,9,24,92)

Открывать спецсчета можно только в банках, которые отвечают следующим требованиям:
– величина собственного капитала банка на первое число отчетного месяца – не менее 100 млрд руб.;
– доля участия государства или Банка России в уставном капитале коммерческого банка составляет более 50 процентов;
– банк имеет лицензию на деятельность, которая связана с гостайной.

Такие требования перечислены в части 1 статьи 8.1 Закона от 29 декабря 2012 № 275-ФЗ.

Также есть уполномоченные банки, которые не отвечают вышеперечисленным требованиям, но назначены распоряжением Правительства РФ (ч. 2 ст. 8.1 Закона от 29 декабря 2012 № 275-ФЗ, Положение, утвержденное Указом Президента РФ от 3 марта 2016 № 98). Например, Правительство РФ постановлением от 3 июня 2016 № 1135-р включило в перечень уполномоченных банков ОАО «АБ "Россия"», АО АКБ «Новикомбанк» и ПАО «Банк "Санкт-Петербург"».

Где посмотреть перечень банков

Банк России ежемесячно размещает перечень уполномоченных банков на своем официальном сайте. Если коммерческий банк включают в перечень по решению Правительства РФ, Минфин России уведомляет об этом Банк России. А Банк России размещает сведения о новом уполномоченном банке на сайте не позднее одного рабочего дня, следующего за тем, когда получил уведомление от Минфина. Об этом сказано в частях 3 и 4 статьи 8.1 Закона от 29 декабря 2012 № 275-ФЗ.

В настоящее время в перечень уполномоченных банков входят:
– ОАО «АБ "Россия"»;
– Банк ГПБ (АО);
– ПАО «Банк "Санкт-Петербург"»;
– Банк ВТБ (ПАО);
– ПАО «Сбербанк»;
– АО АКБ «Новикомбанк»;
– АО «Россельхозбанк».

В каком конкретно уполномоченном банке открывать счет, решает головной исполнитель. Согласовывать свое решение с заказчиком головной исполнитель не должен. Это следует из части 5статьи 8.1 Закона от 29 декабря 2012 № 275-ФЗ.

Как открыть спецсчет

В законе нет каких-либо специальных требований, чтобы открыть спецсчет под гособоронзаказ. Руководствуйтесь Инструкцией Банка России от 30 мая 2014 № 153-И.

Чтобы открыть спецсчет, заключите с банком договор банковского сопровождения и предоставьте необходимые документы. Какие конкретно подать документы, решает уполномоченный банк. Как правило, это те же документы, что и для расчетного счета, плюс дополнительные документы по гособоронзаказу. Например, заверенная копия контракта или выписка из контракта, сведения о котором составляют гостайну.

Точный перечень документов можно посмотреть на сайтах уполномоченных банков:
– ПАО «Сбербанк»;
– Банк ВТБ (ПАО);
– Банк ГПБ (АО);
– АО «АБ "Россия"»;
– ПАО «Банк "Санкт-Петербург"»;
– АО АКБ «Новикомбанк»;
– АО «Россельхозбанк».

Банк обязан открыть спецсчет бесплатно. Также не предусмотрена плата за банковское сопровождение, которое включает в себя:
– мониторинг расчетов, в том числе контроль распоряжений о переводе денежных средств;
– представление Минобороны России данных о расчетах по гособоронзаказу;
– предоставление информации об операциях по спецсчету;
– иные действия, предусмотренные законодательством и нормативными актами Банка России.

Это следует из части 3 статьи 8.2 Закона от 29 декабря 2012 № 275-ФЗ.

За обслуживание счета банк взимает плату по тарифам на обслуживание корпоративных клиентов. То есть каждый банк устанавливает свой размер платы и указывает ее в договоре банковского счета. Аналогичные разъяснения в письме Банка России от 8 июля 2016 № 12-1-4/1524.

Как использовать спецсчет

86.94419 (6,9,24,92)

Средства со спецсчета можно расходовать только на нужды конкретного гособоронзаказа. Причем расчеты по гособоронзаказу можно проводить:

1. С одного спецсчета на другой спецсчет в одном и том же уполномоченном банке. Это расчеты с исполнителями по контракту, которые входят в кооперацию по одному идентификатору госконтракта.

2. Со спецсчета на иной банковский счет в этом же или в другом банке. Но только в строго определенных случаях (ст. 8.3 Закона от 29 декабря 2012 № 275-ФЗ). Случаи, когда можно отправлять деньги со спецсчета на иной банковский счет, и какие документы предоставить в подтверждение платежа, смотрите в таблице.

На какие цели можно перечислять деньги со спецсчета на иной банковский счет (в т. ч. в другом банке) Какие документы представить в банк, чтобы подтвердить операцию

Платить зарплату (подп. «ж» п. 2 ч. 1 ст. 8.3 Закона от 29 декабря 2012 № 275-ФЗ).

Выплата зарплаты допускается при условии, что одновременно с зарплатой исполнитель перечисляет НДФЛ и страховые взносы с зарплаты

– Реестр зачислений денежных средств на карточные счета (если зарплатный проект в уполномоченном банке);
– договор с банком на перечисление зарплаты на карточные счета сотрудников предприятия (если зарплатный проект в другом банке);
– зарплатная ведомость и чековая книжка (если зарплатного проекта нет)

Перечислять сотрудникам компенсационные выплаты по трудовому законодательству (подп. «ж» п. 2 ч. 1 ст. 8.3 Закона от 29 декабря 2012 № 275-ФЗ).

Например, оплачивать:
– командировочные расходы (кроме расходов на проезд и наем жилья);
– вынужденные прогулы не по вине сотрудника;
– компенсации за задержку зарплаты;
– больничный листок и др.

Документы, которые подтверждают компенсационные выплаты. Например, приказ на командировку, авансовый отчет и др.

Перечислять деньги по исполнительным листам, которые предусматривают:
– возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью;
– выплату зарплаты и выходных пособий сотрудникам;
– взыскание денег в доход Российской Федерации.

Об этом сказано в подпункте «ж» пункта 2 части 1 статьи 8.3, пункте 9 статьи 8.4 Закона от 29 декабря 2012 № 275-ФЗ

Исполнительный лист

Оплачивать иные расходы на сумму не более 3 млн руб. в месяц (подп. «з» п. 2 ч. 1 ст. 8.3 Закона от 29 декабря 2012 № 275-ФЗ).

Деньги можно перечислять на цели:
– которые не запрещены;
– которые не указаны в перечне разрешенных операций.

Например, оплата:
– гостиниц, авиабилетов;
– лицензий;
– комиссии за выдачу банковской гарантии и др.

Документы, которые служат основанием для платежа (акты, счета и т. д.)

Платить налоги и сборы, таможенные платежи, страховые взносы, а также иные обязательные платежи в бюджет (подп. «а» п. 2 ч. 1 ст. 8.3 Закона от 29 декабря 2012 № 275-ФЗ).

Обратите внимание: если платеж по налогам (взносам, таможенным платежам) суммарно превысит 50 процентов от цены контракта, банк вправе приостановить операцию (ст. 8.6 Закона от 29 декабря 2012 № 275-ФЗ, Указания Банка России от 15 июля 2015 № 3729-У)

Подтверждающие документы не требуются

Оплачивать товары, работы, услуги по регулируемым государством ценам или тарифам (подп. «б» п. 2 ч. 1 ст. 8.3 Закона от 29 декабря 2012 № 275-ФЗ).

Например, услуги газоснабжения, коммунальные услуги, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, вывоз бытовых отходов

– Договор, счет и другие подтверждающие документы;
– копия акта уполномоченного органа, которым утвердили цену или тариф.

В платежке в назначении платежа укажите:
– реквизиты документа (договора, счета), на основании которого платите;
– реквизиты акта уполномоченного органа об утверждении регулируемой цены

Перечислять на свой счет прибыль в размере, согласованном сторонами контракта после полного исполнения госконтракта (подп. «в» п. 2 ч. 1 ст. 8.3 Закона от 29 декабря 2012 № 275-ФЗ).

Обратите внимание: если сумма платежа превысит 20 процентов от цены контракта, банк вправе приостановить операцию (ст. 8.6 Закона от 29 декабря 2012 № 275-ФЗ, Указания Банка России № 3729-У)

1. Контракт (дополнительное соглашение к контракту, выписка из контракта, содержащего гостайну), в котором указана согласованная сторонами сумма прибыли.

2. Документы, которые подтверждают исполнение контракта в полном объеме обеими сторонами:
– акты приема-передачи;
– счета, счета-фактуры, товарно-транспортные накладные и т. п.;
– акт об исполнении договора либо взаимные письма сторон, подтверждающие полное исполнение договора. Либо дополнительный пункт в акте приема-передачи о полном исполнении контракта

Перечислять на свой счет прибыль при частичном исполнении госконтракта (подп. «г» п. 2 ч. 1 ст. 8.3 Закона от 29 декабря 2012 № 275-ФЗ).

Право на это есть только у головного исполнителя при условии, что:
– в контракте есть условие о поставке продукции этапами;
– госзаказчик принял соответствующий этап;
– размер прибыли согласован с госзаказчиком и не превышает размер прибыли в составе цены продукции

– Уведомление о размере согласованной прибыли, полученное банком от государственного заказчика;

– государственный контракт с условием о поэтапной поставке и приемке продукции;

– документ о приемке продукции по соответствующему этапу

Перечислять деньги иностранному исполнителю (подп. «д» п. 2 ч. 1 ст. 8.3 Закона от 29 декабря 2012 № 275-ФЗ).

Перевести деньги иностранному исполнителю можно при условии, что:
– Минобороны (другое ведомство) включило этого иностранного исполнителя в перечень, который соответствует требованиям приказа министра обороны России от 31 августа 2015 № 501;
– этот перечень предоставлен в уполномоченный банк

– Контракт с иностранным исполнителем;
– накладные, счета, иные документы
Возмещать ранее понесенные расходы на формирование запаса продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, если эти изделия используются для выполнения гособоронзаказа:  

– расходы возмещает головной исполнитель (подп. «е» п. 2 ч. 1 ст. 8.3 Закона от 29 декабря 2012 № 275-ФЗ).

Чтобы возместить расходы, головной исполнитель должен:
– согласовать с государственным заказчиком до заключения госконтракта условие о возмещении и сумму расходов;
– включить это условие в госконтракт или в допсоглашение к нему.

А госзаказчик должен уведомить уполномоченный банк о сумме расходов, которую нужно возместить (п. 3 ст. 7.1 Закона от 29 декабря 2012 № 275-ФЗ).

Полного исполнения контракта можно не ждать

Контракт (дополнительное соглашение к контракту, выписка из государственного контракта, содержащего гостайну), который содержит условие о возмещении расходов

– расходы возмещает исполнитель (подп. «е.1» п. 2 ч. 1 ст. 8.3 Закона от 29 декабря 2012 № 275-ФЗ).

Чтобы возместить расходы, исполнитель должен:
– согласовать с головным исполнителем условие о возмещении и сумму расходов;

– включить это условие в контракт или в допсоглашение к нему.

Расходы можно возместить после полного исполнения контракта

– Контракт (дополнительное соглашение к контракту, выписка из контракта, содержащего гостайну), который содержит условие о возмещении расходов;

– документы, которые подтверждают полное исполнение контракта обеими сторонами

– расходы возмещает исполнитель, который изготавливает продукцию с длительным технологическим циклом производства (подп. «е. 2» п. 2 ч. 1 ст. 8.3 Закона от 29 декабря 2012 № 275-ФЗ).

Чтобы возместить расходы, исполнитель должен:
– согласовать с головным исполнителем условие о возмещении и сумму расходов;

– включить это условие в контракт или в допсоглашение к нему.

Полного исполнения контракта можно не ждать

Контракт (дополнительное соглашение к контракту, выписка из государственного контракта, содержащего гостайну), который содержит условие о возмещении расходов

Погашать кредит и проценты по нему. Но при условии, что:

– исполнитель взял кредит по причине недостаточного финансирования контракта госзаказчиком;
– кредит выдал этот же уполномоченный банк.

В других случаях погашать со спецсчета кредит и проценты по нему запрещено (подп. «ж» п. 2 ч. 1 ст. 8.3, п. 10 ст. 8.4Закона от 29 декабря 2012 № 275-ФЗ)

Основанием для платежа будет кредитный договор с уполномоченным банком
Размещать деньги на депозитах в уполномоченном банке. Но при условии, что после истечения срока депозитного договора вложенные деньги и начисленные проценты будут зачислены на этот же спецсчет (подп. «ж» п. 2 ч. 1 ст. 8.3, п. 10 ст. 8.4Закона от 29 декабря 2012 № 275-ФЗ) Основанием для платежа будет депозитный договор с уполномоченным банком

Какие операции запрещены

86.94420 (6,9,24,92)

Операции, которые запрещено проводить со спецсчета:
– выдавать ссуды, займы, кредиты;
– погашать кредиты, займы и проценты по ним (за некоторым исключением);
– перечислять или выдавать деньги физлицам (кроме оплаты труда, гарантий и компенсаций);
– вносить вклады в уставный (складочный) капитал других юрлиц;
– вносить пожертвования и благотворительные взносы;
– приобретать иностранную валюту;
– покупать ценные бумаги (в т. ч. векселя);
– покупать у банков драгоценные металлы, драгоценные камни и монеты из драгоценных металлов;
– перечислять деньги по исполнительным документам (за исключением разрешенных операций);
– размещать деньги на депозитах, в иных финансовых инструментах;
– предоставлять гарантии по обязательствам, в том числе по государственному контракту;
– исполнять договоры об уступке (переуступке) права требования;
– проводить взаимозачеты;
– проводить операции с использованием электронных денежных средств.

Об этом сказано в статье 8.4 Закона от 29 декабря 2012 № 275-ФЗ.

Как платить налоги и взносы

Средства спецсчета можно расходовать на уплату налогов (подп. «а» п. 2 ч. 1 ст. 8.3 Закона от 29 декабря 2012 № 275-ФЗ). Но только тех налогов, которые непосредственно относятся к данному контракту. Если организация исполняет несколько гособоронзаказов по разным контрактам или, помимо гособоронзаказа, ведет еще другую деятельность, обеспечьте раздельный учет налогов.

Например, по налогу на прибыль и НДС налоговая база определяется в целом по организации. Но налоги со спецсчета нужно заплатить только в части, которая приходится на гособоронзаказ. Поэтому организации следует определить часть налога, которая приходится на ГОЗ. Как это сделать, в законодательстве не сказано. Поэтому такие расчеты компания может сделать в самостоятельно разработанных регистрах. Например, можно посчитать отдельно облагаемую базу по ГОЗ и по иной деятельности.

Налоги платите частично со спецсчета, частично – с обычного банковского счета. Законодательство не запрещает платить налоги с разных счетов.

Налог на прибыль

12.137555 (6,9,24,92)

Ситуация: как платить налог на прибыль, если в рамках исполнения ГОЗ сложилась прибыль, а в целом по организации – убыток

Налог на прибыль не платите.

Налоговую базу по налогу на прибыль организация заявляет в декларации по налогу на прибыль. Эту величину определяют в целом по организации от всей деятельности. Если по отдельным видам деятельности у организации сложилась прибыль, а в целом по организации – убыток, в декларации по налогу на прибыль вы заявите убыток. Платить налог на прибыль со спецсчета не потребуется.

НДС

Со спецсчета платите ту часть НДС, которая приходится на ГОЗ. При этом учитывайте, что некоторые операции в рамках ГОЗ освобождены от налогообложения. Например, выполнение НИОКР, которые относятся к оборонному заказу (подп. 16 п. 3 ст. 149 НК РФ).

НДФЛ и страховые взносы

12.137576 (6,9,24,92)

Ситуация: нужно ли перечислить НДФЛ и страховые взносы при выплате аванса сотрудникам, выполняющим гособоронзаказ. Госконтракт сопровождает уполномоченный банк

Да, нужно.

Банк не проведет платежки на зарплату, если одновременно с ними не предоставить платежки на НДФЛ и страховые взносы. Банк обязан выполнять требования подпункта «а» пункта 3 статьи 8.4 Закона от 29 декабря 2012 № 275-ФЗ, иначе ему грозит штраф. Поэтому вместе с платежками на аванс он законно требует платежки на НДФЛ и страховые взносы. Однако контролировать суммы взносов и НДФЛ банк не вправе. Поэтому оформите платежки на условные суммы, хоть на 1 руб. Ведь банк не уполномочен проверять расчет налогов и страховых взносов. Кроме того, достоверно определить сумму НДФЛ и взносов при выплате аванса невозможно. Главное, формально соблюсти условие об обязательных платежах с зарплаты.

А что делать с образовавшейся переплатой? Страховые взносы можно зачесть в счет будущих платежей по тому же виду взносов. А вот НДФЛ можно зачесть в счет уплаты других федеральных налогов или вернуть (п. 1, 2, 10 ст. 78 НК РФ). Зачесть НДФЛ с аванса в счет будущих платежей по НДФЛ не получится – инспекторы эту сумму налогом не признают (письма Минфина России от 31 марта 2017 № 03-04-09/18948, от 21 марта 2016 № 03-04-06/15565). Ведь налоговую базу можно определить по итогам месяца. При выплате аванса это сделать невозможно. Поэтому сумму НДФЛ, перечисленную в бюджет ранее установленного срока, инспекторы считают ошибочным платежом.

Обратите внимание: зачет по страховым взносам и налогам можно делать только в счет платежей, которые вы перечисляете в рамках того же контракта ГОЗ. Иначе это будет нецелевое использование средств спецсчета.

А грозит ли ответственность, если платить НДФЛ авансом? Не грозит. ФНС учла арбитражную практику в пользу организаций и выпустила письмо, в котором признала, что уплата НДФЛ авансом не является налоговым правонарушением (письмо ФНС России от 29 сентября 2014 № БС-4-11/19716). Но позицию по поводу порядка уплаты НДФЛ контролеры так не меняют. То есть платить НДФЛ при гособоронзаказе надо в общем порядке. Об этом говорят последние письма Минфина России от 31 марта 2017 № 03-04-09/18948, от 21 марта 2016 № 03-04-06/15565.

Таким образом, чтобы банк провел платежку на аванс, платите одновременно НДФЛ и страховые взносы в условных минимальных цифрах. Штраф за это не грозит, а переплата не пропадет. Такой компромисс между налоговым законодательством и законодательством в сфере гособоронзаказа придется соблюдать до тех пор, пока в Закон от 29 декабря 2012 № 275-ФЗ не внесут поправки в части НДФЛ и страховых взносов с зарплатного аванса.

Как заполнять платежное поручение

86.94421 (6,9,24,92)

Платежное поручение заполняйте в том же порядке, что и по обычным договорам. При этом учитывайте особенности, которые собраны в таблице ниже:

Реквизит платежного поручения Как заполнять (особенности)
Поле «Код» Укажите идентификатор государственного контракта (письмо Казначейства России от 4 декабря 2015 № 07-04-05/05-822). Без идентификатора банк не примет платежное поручение к исполнению
Поле «Счет № плательщика» Укажите номер своего спецсчета
Поле «Счет № получателя»

Укажите:

– номер спецсчета получателя;
– или иной номер расчетного счета – в случаях, когда разрешено переводить деньги на иной счет

Поля «Банк плательщика» и «Банк получателя» Должен быть один и тот же банк. Исключение – разрешенные операции на иные банковские счета
Поле «Назначение платежа»

Укажите:

1) наименование оплачиваемого товара, работы, услуги или наименование иного платежа;
2) реквизиты контракта, а также реквизиты подтверждающих документов, например:
– номер и дату накладной на поставку, акта выполненных работ (оказанных услуг);
– реквизиты реестра зачислений денег на карточные счета – при выплате зарплаты;
– номер и дату исполнительного листа и т. д.

Учитывайте, что назначение платежа в платежке должно соответствовать подтверждающим документам (актам, накладным и т. д.). Подтверждающие документы (или заверенные копии) прикладывайте к каждой платежке. Без них банк платежку не примет

Это предусмотрено статьей 8.5 Закона от 29 декабря 2012 № 275-ФЗ.

Уполномоченный банк может установить дополнительные требования, как указывать назначение платежа. Поэтому ознакомьтесь с инструкциями по заполнению платежек в своем уполномоченном банке. Как правило, все инструкции размещены на официальных сайтах банков.

Кто и как контролирует спецсчет

86.94422 (6,9,24,92)

Целевое использование спецсчета контролирует уполномоченный банк. В рамках контроля банк имеет право:
– требовать подтверждающие документы для проведения платежей по спецсчету;
– проверять наличие идентификатора;
– следить за тем, чтобы не проводились запрещенные операции;
– запрашивать у головного исполнителя информацию об обоснованности или необоснованности приостановленных операций.

Когда банк вправе приостановить операции по спецсчету головного исполнителя

Уполномоченный банк вправе приостановить операции по счету, если операция перечислена в Указании Банка России от 15 июля 2015 № 3729-У.

В чем заключается приостановка? Организация передает в банк платежное поручение. Банк, перед тем как провести операцию, проверит, не попадает ли данная операция в список подозрительных. Если да – то банк не проведет платеж. Срок приостановки платежа – пять рабочих дней. За это время головной исполнитель должен представить в банк уведомление об обоснованности или о необоснованности приостановленной операции. После того как банк получит уведомление, он принимает одно из решений:

– отказать в проведении приостановленной операции;
– провести приостановленную операцию в срок не позднее одного рабочего дня, следующего за днем получения такого уведомления.

Если банк уведомление от головного исполнителя так и не получил в течение срока приостановки операции, он все равно проводит операцию.

В любом случае – провел банк операцию или отказал – о каждом таком событии он уведомляет Росфинмониторинг.

Это предусмотрено частью 1 статьи 8.6 Закона от 29 декабря 2012 № 275-ФЗ, Указаниями Банка России от 15 июля 2015 № 3729-У.

Как и когда закрывают спецсчет

86.94423 (6,9,24,92)

Закрыть спецсчет в банке можно после того, как выполнен государственный контракт. Для того чтобы закрыть спецсчет, достаточно подать в банк заявление. Последовательность действий такая.

1. Государственный заказчик направляет в уполномоченный банк уведомление о полном исполнении государственного контракта.

2. Банк информирует головного исполнителя о том, что получил уведомление от госзаказчика.

3. Головной исполнитель направляет в банк заявление о закрытии отдельного счета.

4. Банк уведомляет всех участников кооперации в рамках данного идентификатора о том, что:
– головной исполнитель закрыл спецсчет;
– всем исполнителям необходимо закрыть спецсчета.

5. Исполнители направляют в банк заявление о закрытии спецсчета. Форму заявления устанавливает банк. Его можно скачать с сайта уполномоченного банка.

Это предусмотрено пунктом 21 части 1, пунктом 18 части 2 статьи 8 Закона от 29 декабря 2012 № 275-ФЗ.

Что делать с остатком на счете после выполнения контракта

86.94424 (6,9,24,92)

Возможно, после того, как госконтракт полностью исполнен, на спецсчете остались неиспользованные деньги. Тогда действуйте так. Если уполномоченный банк еще не получил от государственного заказчика уведомление о полном исполнении госконтракта, деньги можно использовать на разрешенные операции. Если уполномоченный банк уже получил от государственного заказчика уведомление, остаток денег можно перечислить на любые счета без ограничений. Это следует из части 2 статьи 8.3 Закона от 29 декабря 2012 № 275-ФЗ.

Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь!

Этот документ спасет от обидных штрафов и защитит от ошибок. Актуальность подтверждена экспертами «Упрощенки». Зарегистрируйтесь, скачайте и сразу используйте в работе!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
... и продолжить чтение
Зарегистрироваться
Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь!

«Упрощёнка» — профессиональный ресурс для малого бизнеса и ИП. Зарегистрируйтесь, и Вам станут доступны:

  • Экспертные статьи и новости для бухгалтеров, руководителей и предпринимателей
  • Актуальные формы деклараций, бланков и кадровых документов
  • Калькулятор УСН, Банк проводок и другие полезные онлайн сервисы

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
... и продолжить чтение
Зарегистрироваться
Зарегистрируйтесь!

«Упрощёнка» — профессиональный ресурс для малого бизнеса и ИП. Зарегистрируйтесь, и Вам станут доступны:

  • Экспертные статьи и новости для бухгалтеров, руководителей и предпринимателей
  • Актуальные формы деклараций, бланков и кадровых документов
  • Калькулятор УСН, Банк проводок и другие полезные онлайн сервисы

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
... и продолжить чтение
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.