Упрощенка

Как сделать закупку по Закону № 44-ФЗ или как выделить денежные средства для поздравления участников ВОВ (цветы,открытки,чаепитие)?

9 ноября 2018
12
Средний балл: 0 из 5

Вопрос

Работаем в соответствии с ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Как оформить или как выделить денежные средства для поздравления участников ВОВ? (цветы,открытки,чаепитие)

Ответ

Отвечает Руслан Назаров, эксперт в области развития контрактной системы.

Контрактное законодательство регулирует только вопросы закупки товаров, когда Ваша организация приобретает цветы, открытки. Если Вы намерены предоставить денежные средства непосредственно участникам ВОВ, то контрактная система не применяется. Если же Вы самостоятельно организуете поздравление, то необходимо включить закупку в план-график. В качестве способа закупки можно выбрать закупку у единственного поставщика.

Обоснование

Из рекомендации
Максима Чемерисова, директора департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России


Как проводить закупки по Закону № 44-ФЗ

Организации госсектора закупают товары, работы и услуги по контрактной системе – правилам Закона № 44-ФЗ. Закон регулирует закупку от планирования до исполнения контрактов. Для бюджетных и автономных учреждений есть случаи, когда они не применяют правила.

В рекомендации расскажем, кто и когда применяет контрактную систему, какие есть способы закупок, когда закон применять не нужно.

Новое для заказчиков

Отдельные элементы контрактной системы законодатели вводят поэтапно. Основные нововведения – в таблице:

Когда вступает в силу Суть Обоснование
в 2016 году, когда заказчики начинают планировать закупки на 2017 год

В полном объеме вступило в силу планирование закупок. Заказчики впервые составили план закупок, а план-график – по новым правилам

Подробнее 

ст. 16, 17, ч. 2 ст. 114

Планируемые закупки заказчики впервые обосновали, в том числе объект, цену, способ закупки

Обоснование делают и к плану закупок и к плану-графику 

ст. 18, ч. 2 ст. 114

В контракте и плане-графике указывают идентификационный код закупки. Для реестра контрактов это требование действует с 1 января 2017 года (подп. «а» п. 24 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. № 1093).

Порядок формирования идентификационного кода установлен приказом Минэкономразвития России от 29 июня 2015 г. № 422

ч. 1 ст. 23, ч. 2 ст. 114
к 2017 году

Создадут каталог товаров, работ и услуг, который будут применять все заказчики. В каталоге установят названия объектов закупок, которые заказчики будут указывать в планах, извещениях и документации. Произвольно называть объект закупки будет нельзя.

Каталог выпустят в формате подсистемы Единой информационной системы (далее – ЕИС)

ч. 4 ст. 23, ч. 13 ст. 112
с 2017 года Казначейство России теперь контролирует всю информацию о закупке: от планирования до реестра контрактов ч. 5 ст. 99, ч. 3 ст. 114
Обязательное общественное обсуждение закупок теперь проводят по-новому. Порядок установлен постановлением Правительства РФ от 22 августа 2016 № 835 ст. 20, п. 5 ч. 3 ст. 112, ч. 3 ст. 114

Когда применяют

Заказчики применяют контрактную систему для закупок товаров, работ и услуг. В том числе для сделок с недвижимостью, например, чтобы заключить договор аренды или лизинга. Об этом говорит пункт 3 части 1 статьи 1 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ и Минэкономразвития России в письмах от 29 октября 2015 г. № ОГ-Д28-13780, от 28 августа 2015 г. № Д28и-2649.

Какие особенности закупок

Часть организаций госсектора контрактную систему пока не применяют. Другие – вообще могут не применять, для них действует отдельный порядок. Расскажем о таких особенностях подробно.

1. Закупки для нужд Крыма и Севастополя

С 1 января 2017 года заказчики Крыма проводят закупки по Закону о контрактной системе.

Это установлено в частях 32–38 статьи 112 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

2. Закупки от имени госоргана

Заказчик-госорган вправе передать полномочия по закупкам другой организации. Тогда уполномоченная организация проводит закупки от имени органа власти. В том числе:

  • создает комиссию по закупкам и регулирует ее работу;
  • размещает в ЕИС информацию о закупках, контрактах, об отказе в приеме банковской гарантии;
  • проводит конкурс, аукцион, запрос котировок или предложений;
  • заключает контракты по итогам закупок – от имени госоргана;
  • принимает товары, работы или услуги по контрактам;
  • проводит экспертизу результатов исполнения контрактов.

Доверенность на передачу полномочий не оформляют. Функции, права и обязанности прописывают в соглашении. Например, что организация, которая наделена функциями заказчика, должна предварительно согласовывать действия с госорганом.

Об этом сказано в части 6 статьи 15 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ. Дополнительные разъяснения дают Минфин России и Минстрой России в пункте 6.4 совместного письма от 17 декабря 2014 г. № 02-02-05/65137/№ 26484-ЮР/08.

Федеральные и региональные органы исполнительной власти и местного самоуправления в обязательном порядке определяют степень централизации закупок. Решают, как проводить закупки: самостоятельно или передать функции уполномоченному учреждению. На это указывает часть 5 статьи 26 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

3. Закупки бюджетными учреждениями

По общему правилу бюджетные учреждения закупают товары, работы и услуги по Закону о контрактной системе. Но, если разработаете Положение о закупке и вовремя разместите его в ЕИС, применяйте Закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ. Это правило распространяется на закупки:

  • за счет грантов, которые учреждение получило безвозмездно и безвозвратно от граждан и организаций, а также из бюджета по итогам конкурса;
  • в рамках контракта, по которому учреждение – исполнитель;
  • за счет средств от платной деятельности.

К средствам от платной деятельности в данном случае относят все поступления, кроме:

  • средств ОМС;
  • субсидий из бюджета;
  • пожертвований от граждан и организаций.

Эти деньги бюджетные учреждения расходуют в порядке, который прописан в Законе № 44-ФЗ. Аналогичные разъяснения есть в письмах Минэкономразвития России от 29 января 2015 г. № ОГ-Д28-1631, от 11 сентября 2013 г. № Д 28и-1045.

Чтобы перевести закупки за счет средств платной деятельности на Закон № 223-ФЗ, поступите так. В первую очередь разработайте Положение о закупке. Затем утвердите его у учредителя и разместите в ЕИС. Успейте это сделать до начала года. Если до конца 2016 года вы не разместили Положение, применять Закон № 223-ФЗ в 2017 году не сможете. Положение действует до тех пор, пока не отмените. Ежегодно утверждать новое не нужно, этого закон не требует.

Учите еще такой момент. Если решили применять Закон № 223-ФЗ и разместили Положение о закупке в ЕИС, то изменить решение в середине года нельзя. Даже если учредитель отменит Положение о закупке, к правилам Закона № 44-ФЗ вы вернетесь только со следующего года.

Об этом сказано в частях 1–3 статьи 15 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ, пункте 4 части 2 статьи 1, пункте 6 части 3 статьи 2 Закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ и письмах Минэкономразвития России от 5 сентября 2016 г. № Д28и-2318, от 21 июня 2016 г. № Д28и-1538, от 17 февраля 2016 г. № Д28и-351, от 6 июля 2015 г. № Д28и-1899, от 3 марта 2015 г. № 4635-ЕЕ/Д28И, от 25 февраля 2015 г. № Д28и-347, от 29 января 2015 г. № Д28и-179.

Пример, как бюджетному учреждению составить Положение о закупках

Администрация бюджетного учреждения «Альфа» решила проводить закупки за счет средств от платной деятельности в 2017 году по Закону № 223-ФЗ. Разработать Положение о закупке поручили контрактному управляющему.

Управляющий разработал и утвердил у учредителя Положение о закупке. В декабре 2016 года Положение разместили в ЕИС.

Важно: понятие «государственный (муниципальный) заказчик» на бюджетное учреждение не распространяется. Учреждение применяет требования Закона № 44-ФЗ, которые относятся к термину «заказчик». В чем разница:

  1. закупки бюджетных учреждений централизуют только в части определения поставщиков. Госзаказчики же вправе централизовать весь закупочный процесс;
  2. бюджетные учреждения самостоятельно обосновывают закупки, заключают и исполняют контракты. А госзаказчики могут передать эти функции уполномоченному органу или учреждению.

Такой порядок следует из пунктов 5–7 статьи 3, частей 2, 3 и 5 статьи 26 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Есть исключение. Бюджетному учреждению по безвозмездным договорам или соглашениям могут передать полномочия на закупки для государственных и муниципальных нужд. В этом случае учреждение соблюдает положения Закона о контрактной системе, которые применяют госзаказчики. Об этом сказано в части 6 статьи 15 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Ситуация: может ли бюджетное учреждение проводить закупки за счет платной деятельности по Закону № 44-ФЗ, если у него разработано Положение о закупке по Закону № 223-ФЗ

Да, может.

Если бюджетное учреждение разместило в ЕИС Положение о закупке, то оно вправе применять Закон № 223-ФЗ. Именно вправе, а не обязано. Это следует из буквального толкования части 2 статьи 15 Закона № 44-ФЗ.

Отсюда вывод. Даже если у учреждения по платной деятельности разработано Положение о закупке, при необходимости оно вправе применять Закон № 44-ФЗ. Например, если проводят крупную закупку и устанавливают дополнительные требования к поставщику. При этом отменять утвержденное Положение не нужно. Аналогичную точку зрения высказывает Минэкономразвития России в письме от 22 мая 2015 г. № Д28и-1315.

Как поступить, если учреждение оплачивает контракт за счет двух источников? Например, при смешанном финансировании: часть за счет ОМС, остальное – средствами платной деятельности. Закупку проводите по правилам Закона № 44-ФЗ. И вот почему. Независимо от того, что источников для оплаты контракта два, объект закупки один, а значит, закупка одна. А закупку за счет ОМС обязательно проводят по Закону о контрактной системе.

Такое мнение приводит Минэкономразвития России в письмах от 14 июня 2016 г. № Д28и-1564, от 11 июня 2015 г. № Д28и-1758, от 29 января 2015 г. № Д28и-182.

Ситуация: может ли бюджетное учреждение в середине года отменить Положение о закупке, которое принято по Закону № 223-ФЗ

Нет, не может. Решение заказчика проводить закупки по Закону № 223-ФЗ изменить в середине года нельзя.

Если бюджетное учреждение проводит закупки по разработанному Положению и Закону № 223-ФЗ, то изменить этот порядок до конца года закон запрещает. Об этом прямо сказано в части 3 статьи 15 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Но приобретать товары (работы, услуги) за счет средств от платной деятельности по Закону № 223-ФЗ бюджетное учреждение не обязано. Если учреждение по конкретной закупке решило его не применять, ему нужно руководствоваться Законом о контрактной системе.

4. Закупки автономными учреждениями

Автономные учреждения применяют Закон № 44-ФЗ в четырех случаях.

1) не разместили в ЕИС Положение о закупке;

2) для капвложений в объекты государственной и муниципальной собственности. На эти цели автономным учреждениям выделяют субсидии из бюджета. Закон № 44-ФЗ применяют, когда планируют закупку, определяют поставщика и заключают контракт. Такие закупки – это объект аудита и контроля. Об этом сказано в части 4 статьи 15 Закона от 5 апреля 2013 № 44-ФЗ, пункте 4 статьи 78.2 Бюджетного кодекса РФ и разъяснено в письмах Минфина России от 21 марта 2014 № 02-02-09/12591 и Минэкономразвития России от 29 января 2015 № Д28и-211;

3) автономному учреждению передали полномочия на закупки для государственных и муниципальных нужд на безвозмездной основе. Эти отношения оформляют договором или соглашением. В данном случае учреждение соблюдает положения закона для государственных или муниципальных заказчиков. Такой порядок следует из части 6 статьи 15 Закона от 5 апреля 2013 № 44-ФЗ;

4) нарушили порядок закупок у МСП.

Чтобы работать по Закону о контрактной системе, учреждение регистрируется в ЕИС в порядке, который установлен для госзаказчиков (письмо Казначейства России от 31 марта 2015 г. № 05-07-09/10).

О том, как автономному учреждению проводить закупки по Закону № 223-ФЗ во всех остальных случаях, читайте в рекомендации.

5. Закупки, когда изменили организационно-правовую форму

Бывает, что в процессе закупки заказчик меняет организационно-правовую форму. Например, бюджетное учреждение меняет тип на автономное, или же учреждение преобразовывается в госкорпорацию. На закупку, извещение о которой уже разместили в ЕИС, это не влияет. Приведем пример.

Бюджетное учреждение запланировало закупку по Закону № 44-ФЗ. После того как контрактный управляющий разместил извещение о закупке, бюджетное учреждение преобразовано в госкорпорацию. Закупочную деятельность госкорпораций регулирует Закон № 223-ФЗ. Несмотря на это, начатую закупку нужно провести до конца по тем правилам, по которым ее начали – по Закону № 44-ФЗ.

Такие разъяснения есть в письмах Минэкономразвития России от 7 сентября 2016 г. № Д28и-2279, от 30 октября 2015 г. № Д28и-3128, от 10 февраля 2015 г. № Д28и-181.

Когда Закон № 44-ФЗ не применяют

Случаи, когда контрактную систему в сфере закупок не применяют, смотрите в таблице:

Объекты закупки Обоснование
В Законе № 44-ФЗ установлено, что применять не нужно

Услуги международных финансовых организаций:

  • которые созданы в соответствии с международными договорами с участием России;
  • с которыми Россия заключила международные договоры.

Перечень таких международных финансовых организаций утвержден распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. № 1968-р

п. 1 ч. 2 ст. 1 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ

Товары, работы и услуги для безопасности лиц, которым обеспечивают государственную защиту.

Перечни лиц, подлежащих госзащите, приведены в статье 2 Закона от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ и статье 2 Закона от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ

п. 2 ч. 2 ст. 1 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ
Драгоценные металлы и камни для Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ п. 3 ч. 2 ст. 1 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ

Услуги адвоката, которого назначают органы дознания, предварительного следствия или суд в качестве:

  • защитника в уголовном судопроизводстве по Уголовно-процессуальному кодексу РФ;

представителя в гражданском судопроизводстве по Гражданскому процессуальному кодексу РФ 

п. 4 ч. 2 ст. 1 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ
Юридическая помощь адвоката, которую он оказывает гражданам бесплатно по Закону от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ п. 5 ч. 2 ст. 1 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ

Товары, работы и услуги, которые покупают в рамках полномочий по законодательству РФ о выборах и референдумах:

  • участковые избирательные комиссии;
  • территориальные избирательные комиссии (в т. ч. с полномочиями иной избирательной комиссии);
  • окружные избирательные комиссии;

избирательные комиссии муниципальных образований (кроме избирательных комиссий административных центров субъектов РФ) 

п. 6 ч. 2 ст. 1 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ, письмо Минэкономразвития России от 11 июня 2015 г. № Д28и-1757

Гражданско-правовые договоры с гражданами, которые заключают избирательные комиссии и комиссии референдума. Предмет договоров связан с обеспечением деятельности комиссий.

Такие договоры не подпадают под Закон № 44-ФЗ, когда комиссии готовят или проводят выборы и референдумы

п. 7 ч. 2 ст. 1 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ

Для закупок в рамках подготовки к чемпионату мира по футболу FIFA 2018 года и Кубку конфедераций FIFA 2017 года. Это касается контрактов:

  • по строительному контролю в процессе строительства, реконструкции или капремонта объектов инфраструктуры;
  • на закупки по изготовлению, учету, выдаче, замене, использованию и поддержке персонифицированных карт зрителей;

на создание и эксплуатацию необходимых информационных систем по требованиям Закона от 7 июня 2013 г. № 108-ФЗ 

п. 8 ч. 2 ст. 1 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ
Операции регулируют другие законодательные акты
Работы, услуги в рамках государственного или муниципального задания. Отбирать исполнителей для них по правилам Закона № 44-ФЗ нельзя. Этот Закон регулирует гражданско-правовые договоры, предмет которых – поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг. Госзадание же выполняют по поручению учредителя. А гражданско-правовой договор основанием для них не будет п. 3, 4 ст. 69.2, ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ, п. 3 ст. 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ, ч. 2 ст. 4 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ, письмо ФАС России от 30 апреля 2015 г. № КА/21710/15
Услуги экспертов, специалистов, переводчиков и других специалистов в рамках уголовного, арбитражного судопроизводства, а также налогового контроля Связано это с тем, что эти специалисты предоставляют услуги для защиты интересов общества и государства, защиты личности, прав и свобод граждан (в т. ч. обвиняемых или подозреваемых в совершении преступлений). Их нельзя квалифицировать как работы или услуги в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд письмо Минэкономразвития России от 25 июня 2015 г. № Д28и-1897, совместное письмо от 5 марта 2014 г. Минэкономразвития России № 4332-ЕЕ/Д28 и ФАС России № АЦ/7864/14, п. 4 Пленума ВАС РФ от 4 апреля 2014 г. № 23
Услуги экспертов или экспертных организаций к аккредитационной экспертизе, в том числе образовательной деятельности письма Минэкономразвития России от 23 июня 2016 г. № Д28и-1566, от 10 марта 2016 г. № Д28и-627, от 2 октября 2015 г. № Д28и-2879, от 2 октября 2015 г. № ОГ-Д28-12837, от 22 июня 2015 г. № Д28и-1816
Выдача наличных под отчет сотрудникам на командировочные расходы Подробнее
Регистрационные, вступительные, целевые, а также членские взносы. Такие взносы могут перечислять в российские, международные межправительственные и неправительственные, саморегулируемые и другие организации. Эти операции не сопровождаются поставкой товара, выполнением работ или оказанием услуг, поэтому Закон № 44-ФЗ их не регулирует письма Минэкономразвития России от 4 сентября 2015 г. № Д28и-2568, от 12 февраля 2015 г. № Д28и-229
Ежемесячные взносы на капремонт общего имущества в многоквартирных домах. Эти взносы платят по жилищному законодательству. Фактической поставки товара, работ или услуг за ними не следует ч. 3 ст. 170 Жилищного кодекса РФ, письма Казначейства России от 10 июля 2015 г. № 07-04-18/05-282, Минэкономразвития России от 11 июня 2015 г. № Д28и-1761 и от 3 апреля 2015 г. № ОГ-Д28-4634, от 6 апреля 2015 г. № Д28и-896

Госпошлины за нотариальное удостоверение сделок, для которых предусмотрена обязательная нотариальная форма. Примеры таких сделок приведены в таблице.

При этом оплачивать другие нотариальные услуги, в том числе правового и технического характера, нужно по правилам Закона № 44-ФЗ. Например, когда заверяют копии документа

абз. 1 и 2 ст. 22 Закона от 11 февраля 1993 г. № 4462-1, письма Минэкономразвития России от 20 июля 2015 г. № Д28и-2023, от 18 февраля 2015 г. № Д28и-409
Государственная экспертиза проектной документации. А вот закупку работ по разработке самой проектной документации заказчики должны проводить по правилам Закона № 44-ФЗ ст. 49 Градостроительного кодекса РФ, письмо Минэкономразвития России от 25 февраля 2015 г. № Д28и-341
Возмещение судебных издержек выигравшей стороне. В этом случае заказчик не приобретает товары, работы, услуги, а обязательства возникают в силу судебного решения п. 3 письма Минэкономразвития России от 11 июня 2015 г. № Д28и-1759
Договор мены, по которому каждая из сторон передает в собственность другой стороны один товар в обмен на другой п. 1 ст. 567 ГК РФ, письмо Минэкономразвития России от 18 августа 2015 г. № Д28и-2518
Покупка акций. Такую сделку регулирует Закон об акционерных обществах письмо Минэкономразвития России от 18 февраля 2015 г. № Д28и-397
Сбор за вред федеральным автодорогам. Этот сбор платят владельцы грузовых автомобилей с разрешенной массой свыше 12 тонн. Установлен он дорожным законодательством. Размер платежа и правила, по которым перечислять сбор, установлены постановлением Правительства РФ от 14 июня 2013 г. № 504 ч. 1 ст. 29, ч. 1–2, ч. 6 ст. 31.1 Закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ, письмо Минфина России от 22 апреля 2016 г. № 02-08-10/23375

Способы определения поставщиков

Заказчик определяет поставщиков (подрядчиков, исполнителей) конкурентными способами или проводит закупку у единственного поставщика (ч. 2 ст. 24 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ). Заказчик сам выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

О том, когда можно покупать у единственного поставщика, см. Как проводить закупки у единственного поставщика.

К конкурентным способам относятся:

Ответственность

Если заказчик нарушит законодательство о закупках, ему грозит дисциплинарная, гражданско-правоваяадминистративная и уголовная ответственность. Вид ответственности зависит от состава нарушения. Например, если вовремя не разместить документы о закупке в ЕИС, ФАС России оштрафует:

  • за задержку на один рабочий день: учреждение или предприятие – на 10 000 руб., ответственного сотрудника – на 3000 руб.;
  • за задержку более чем на один рабочий день: учреждение или предприятие – на 50 000 руб., ответственного сотрудника – на 15 000 руб.

Подробнее об этом см. Кто контролирует закупки.

Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь!

Этот документ спасет от обидных штрафов и защитит от ошибок. Актуальность подтверждена экспертами «Упрощенки». Зарегистрируйтесь, скачайте и сразу используйте в работе!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
... и продолжить чтение
Зарегистрироваться
Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь!

«Упрощёнка» — профессиональный ресурс для малого бизнеса и ИП. Зарегистрируйтесь, и Вам станут доступны:

  • Экспертные статьи и новости для бухгалтеров, руководителей и предпринимателей
  • Актуальные формы деклараций, бланков и кадровых документов
  • Калькулятор УСН, Банк проводок и другие полезные онлайн сервисы

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
... и продолжить чтение
Зарегистрироваться
Зарегистрируйтесь!

«Упрощёнка» — профессиональный ресурс для малого бизнеса и ИП. Зарегистрируйтесь, и Вам станут доступны:

  • Экспертные статьи и новости для бухгалтеров, руководителей и предпринимателей
  • Актуальные формы деклараций, бланков и кадровых документов
  • Калькулятор УСН, Банк проводок и другие полезные онлайн сервисы

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
... и продолжить чтение
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.