Характерные особенности государственных и муниципальных унитарных предприятий

41

Вопрос

Мы являемся Муниципальным унитарным предприятием. Все наши расходы определены бизнес-планом на текущий год. План утверждается балансовой комиссией. В течение года были прочие расходы, отраженные по Дт сч. 91, в том числе расходы в пределах бизнес-плана: на материальную помощь, премии к юбилеям. праздникам, проведение праздничных мероприятий и т.д. и расходы, не отраженные в бизнес-плане - спонсорская помощь. Спонсорская помощь оказывалась разным организациям по письменным просьбам учредителя, но распоряжения на спонсорскую помощь по администрации не издавались. Являются ли все эти расходы (и по плану и сверх плана) правомерными в свете того, что мы - муниципальное предприятие?

Ответ

1. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (п. 2 ст. 113 ГК РФ)

Движимым и недвижимым имуществом муниципальное предприятие распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия. Сделки, совершенные государственным или муниципальным предприятием с нарушением этого требования, являются ничтожными (Пункт 3 ст. 18 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях").

Муниципальное предприятие не вправе без согласия собственника совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества (п. 4 ст. 18 Закона N 161-ФЗ). Выплаты вознаграждений сотрудникам, а также проведение праздничных мероприятий к ограничениям, установленным ст. 18 Закона N 161-ФЗ, не относятся, соответственно, данные расходы правомерны и данные выплаты не нарушают действующее законодательство.

2. Коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом (абз. 2 ч. 1 ст. 49 ГК РФ).

Таким образом, унитарные предприятия ограничены в правоспособности, так как могут иметь только те права и нести те обязанности, которые установлены в уставе. Это положение объясняется особой важностью унитарных предприятий, которые выполняют социально значимые функции. Поэтому, если в уставе МУП указана возможность оказания спонсорской помощи, то оказание такой помощи является допустимым, если же такого указания нет, то оказание помощи может быть расценено как нарушение закона.

Обоснование

1. Из рекомендации

В каких пределах унитарное предприятие вправе распоряжаться своим имуществом

Одна из характерных особенностей государственных и муниципальных унитарных предприятий – установленный для них порядок совершения сделок как с движимым, так и недвижимым имуществом.

Такой порядок различается в зависимости от вида унитарного предприятия:

  • для предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, он один;
  • для казенного предприятия – порядок другой.

Как вправе распоряжаться имуществом предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения

Для всех видов имущества предприятия предусмотрено одно общее ограничение.

Предприятие вправе распоряжаться своим имуществом (не только недвижимым, но и движимым) только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия. То есть предприятие может распоряжаться имуществом только в пределах своей специальной правоспособности.

Сделка, которую предприятие совершило с нарушением этого требования, является ничтожной. Такое правило устанавливает пункт 3 статьи 18 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее – Закон о предприятиях).

При этом не имеет значения, получило предприятие согласие собственника на совершение такой сделки или нет, все равно такая сделка считается недействительной (ничтожной).

Пример из практики: суд удовлетворил требование о признании ничтожным договора ипотеки, который заключило предприятие. Суд при этом исходил из того, что предприятие вышло за пределы своей специальной правоспособности

Банк (кредитор) и ООО «Т.» (заемщик) заключили договор об открытии кредитной линии.

По условиям договора кредитор обязался предоставить заемщику кредит для пополнения оборотных средств. Заемщик принял на себя обязательство возвратить деньги по графику с уплатой процентов за пользование кредитом.

В обеспечение исполнения заемщиком обязательства по кредитному договору банк, государственное унитарное предприятие «А.» (ГУП «А.») и министерство заключили договор об ипотеке (о залоге недвижимости). Согласно договору об ипотеке залогодатели передали банку как залогодержателю в залог недвижимое имущество, которое принадлежало ГУП «А.» на праве хозяйственного ведения. Договор был зарегистрирован управлением Росрегистрации.

Министерство обратилось в арбитражный суд с иском о признании ничтожным договора ипотеки. По мнению истца, этот договор не соответствует требованиям закона.

Исковые требования министерство мотивировало тем, что предметом спорного договора явилось административное здание, которое находилось в государственной собственности Республики Марий Эл и в хозяйственном ведении ГУП «А.». Поэтому его нельзя было предоставить в залог по обязательствам коммерческой организации.

Суд удовлетворил требование министерства. При этом суд сослался:

  • на пункт 3 статьи 18 Закона о предприятиях;
  • на пункт 18 постановления от 1 июля 1996 г. Пленума Верховного суда РФ № 6 и Пленума ВАС РФ № 8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее – постановление № 6/8).

В частности, пункт 18 постановления № 6/8 разъясняет, что унитарные предприятия, а также другие коммерческие организации, в отношении которых законом предусмотрена специальная правоспособность (банки, страховые организации и некоторые другие), не вправе совершать сделки, противоречащие целям и предмету их деятельности, определенным законом или иными правовыми актами.

Такие сделки являются ничтожными на основании статьи 168 Гражданского кодекса РФ.

Как указал суд, целью создания ГУП «А.» в соответствии с его уставом явилась организация технической эксплуатации административных зданий, инженерных коммуникаций и оборудования, которые находятся в хозяйственном ведении.

Спорный объект недвижимости передали в хозяйственное ведение для содержания и эксплуатации административного здания, в котором размещаются органы государственной власти РФ. Для достижения указанных целей в уставе предприятия было предусмотрено его право заключать все виды договоров с юридическими и физическими лицами.

По мнению суда, передавая в залог административное здание и земельный участок, ГУП «А.» вышло за пределы своей специальной правоспособности. Ведь передача здания в залог в качестве обеспечения по обязательствам иной коммерческой организации (ООО «Т.») никоим образом не способствует целям и предмету деятельности этого унитарного предприятия (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 12 января 2012 г. по делу № А38-1607/2011, определением ВАС РФ от 9 апреля 2012 г. № ВАС-3832/12 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора).

Распоряжение недвижимым имуществом предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения

Предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, не вправе без согласия собственника его имущества:

  • продавать принадлежащее ему недвижимое имущество;
  • сдавать его в аренду (причем если истек срок действия договора аренды, на который было получено согласие, то для заключения договора на новый срок потребуется новое согласие собственника – см. постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 30 апреля 2010 г. по делу № А32-14304/2009);
  • отдавать в залог;
  • вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества;
  • иным способом распоряжаться таким имуществом.

Даже при наличии такого согласия предприятие обязано распоряжаться этим имуществом только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены его уставом. Сделка, совершенная предприятием с нарушением этого требования, является ничтожной (п. 3 ст. 18 Закона о предприятиях).

Если же предприятие распорядилось недвижимым имуществом без нарушения этого требования, но без согласия собственника, то такая сделка является оспоримой и срок исковой давности по ней составляет год (п. 2 ст. 181 ГК РФ).

Такие сделки суд может признать недействительными по иску самого предприятия или собственника имущества, но не любого заинтересованного лица (абз. 3 п. 9 совместного постановления от 29 апреля 2010 г. Пленума Верховного суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»).

Какие ограничения нужно соблюдать, если предприятие арендует земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности

Предприятие, являющееся арендатором земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности, не вправе (п. 5 ст. 18 Закона о предприятиях):

1) сдавать такой земельный участок в субаренду. Исключение составляют три случая:

  • предприятие получило согласие собственника на сдачу всего земельного участка или его части в субаренду;
  • предприятие получило согласие собственника на передачу прав и обязанностей предприятия по договору аренды земельного участка или его части концессионеру в случае, если концессионным соглашением предусмотрено использование указанного земельного участка или его части в целях:

– создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения и (или) иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества

– или осуществления концессионером деятельности, предусмотренной концессионным соглашением;

  • если земельный участок находится в границе морских портов. К таким относятся и искусственные земельные участки, созданные в соответствии с Федеральным законом от 19 июля 2011 г. № 246-ФЗ «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

2) передавать свои права и обязанности по договору аренды другим лицам (перенаем), за исключением ранее упомянутого случая, когда получено согласие собственника на передачу прав и обязанностей предприятия по договору аренды земельного участка или его части концессионеру;

3) отдавать арендные права в залог;

4) вносить арендные права в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или в качестве паевого взноса в производственный кооператив.

Распоряжение движимым имуществом предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения

Государственное или муниципальное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, вправе самостоятельно распоряжаться движимым имуществом. Однако при этом предприятие обязано ежегодно перечислять в соответствующий бюджет часть прибыли, которая осталась в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей (ст. 17 Закона о предприятиях).

Подробнее см. При каких условиях унитарное предприятие обязано передавать часть прибыли собственнику.

Помимо общего правила о самостоятельном распоряжении движимым имуществом в рамках своей правоспособности, есть также дополнительные ограничения в отношении движимого имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения.

Самую большую группу таких ограничений предусматривает Закон о предприятиях. Предприятие не вправе без согласия на то собственника:

  • распоряжаться движимым имуществом для участия предприятия в коммерческой или некоммерческой организации (абз. 1 п. 2 ст. 6 Закона о предприятиях; подробнее см. В каких случаях и как унитарное предприятие может участвовать в коммерческих и некоммерческих организациях);
  • распоряжаться вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале хозяйственного общества или товарищества, а также акциями, которые принадлежат предприятию (абз. 2 п. 2 ст. 6 Закона о предприятиях. Подробнее см. Какие сделки унитарное предприятие не вправе совершать без согласия собственника).

Суд признает договор купли-продажи доли в уставном капитале общества недействительным при отсутствии согласия собственника на такую сделку. При этом, по мнению суда, такое согласие нужно получить от собственника до совершения сделки, оно должно быть выражено в отношении конкретной сделки и содержать предмет и сведения о согласовании ее существенных условий. Однако предприятие может получить одобрение такой сделки после ее совершения. Такая сделка не будет являться недействительной;

Пример из практики: суд удовлетворил иск о признании недействительным договора купли-продажи доли в уставном капитале общества. Суд указал на то, что последующее одобрение администрацией сделки предприятия не влечет ее действительности, так как сделка не является оспоримой

В соответствии с договором купли-продажи МУП «ЭЗ.» (продавец) приняло на себя обязательство по передаче в собственность ООО «Э.» (покупателя) доли в уставном капитале общества с дополнительной ответственностью «Э».

Позднее распоряжением администрации ЗАТО МУП «ЭЗ.» было разрешено выйти из состава учредителей общества с дополнительной ответственностью «Э.».

Заместитель прокурора обратился в арбитражный суд с исковым заявлением к МУП «ЭЗ.» и ООО «Э.».

В исковом заявлении он потребовал:

  • признать недействительным (ничтожным) договор купли-продажи доли в уставном капитале общества с дополнительной ответственностью «Э.»;
  • применить последствия недействительности данной сделки в виде возложения на ООО «Э.» обязанности возвратить МУП «ЭЗ.» долю в уставном капитале общества с дополнительной ответственностью «Э.»;
  • возложить на МУП «ЭЗ.» обязанность по возврату ООО «Э.» денежных средств.

Суд удовлетворил требования истца и признал заключенный договор недействительным.

При этом он указал, что оспариваемую сделку нужно было заключать при согласии администрации ЗАТО, которая осуществляла полномочия собственника имущества МУП «ЭЗ.».

Такое согласие:

  • нужно было получить от собственника до совершения сделки;
  • должно быть выражено в отношении конкретной сделки;
  • должно содержать предмет и сведения о согласовании существенных условий согласуемой сделки.

Доказательства наличия такого согласия в материалах дела отсутствовали.

Кроме того, суд сослался на то, что последующее одобрение администрацией ЗАТО сделки не влечет ее действительности, так как сделка не является оспоримой (постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24 сентября 2010 г. № 17АП-9330/2010-ГК по делу № А50-6242/2010).

  • заключать сделки, которые связаны с предоставлением займов, поручительств, получением независимых гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества. Кроме того, Закон о предприятиях позволяет закрепить в уставе предприятия виды и (или) размер иных сделок, которые предприятие не сможет заключать без согласия собственника. Подробнее см. Какие сделки унитарное предприятие не вправе совершать без согласия собственника;
  • заключать сделки с заинтересованностью. Подробнее см. Что такое сделка с заинтересованностью и каков порядок ее совершения унитарным предприятием;
  • заключать крупные сделки. Подробнее см. Что такое крупная сделка и каков порядок ее совершения унитарным предприятием.

Решения по вопросам согласования принимаются лицами, уполномоченными собственником имущества предприятия.

Собственник может выразить свое согласие путем визирования письма предприятия, которое обращено к собственнику (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 26 июля 2011 г. по делу № А82-11843/2010).

Помимо Закона о предприятиях, ограничения на совершение сделок могут быть установлены также:

  • иными законами. Как правило, это случаи, касающиеся всех юридических лиц. Например, запрет дарения между коммерческими организациями (ст. 575 ГК РФ);
  • иными нормативно-правовыми актами.

2. Из рекомендации 

Чем унитарное предприятие отличается от иных организационно-правовых форм юридических лиц


Государственное или муниципальное унитарное предприятие – это коммерческая организация, которая имеет ряд особенностей, обусловленных тем, что собственником ее имущества выступает публично-правовое образование – государство (в лице Российской Федерации или ее субъекта) либо муниципальное образование.

Само предприятие обладает ограниченным вещным правом на такое имущество – правом хозяйственного ведения либо правом оперативного управления. В связи с этим можно выделить два вида предприятий:

  • основанные на праве хозяйственного ведения – федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта РФ, муниципальное предприятие;
  • основанные на праве оперативного управления – федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта РФ, муниципальное казенное предприятие.

Иногда унитарные предприятия ошибочно отождествляют с государственными корпорациями либо государственными компаниями. Государственная корпорацияи государственная компания – это самостоятельные организационно-правовые формы юридических лиц, причем и первая, и вторая – некоммерческие организации.

Общие особенности унитарных предприятий

Главная особенность унитарного предприятия состоит в том, что ему необходимо получать согласие собственника его имущества практически на все основные действия, которые предприятие совершает в процессе хозяйственной деятельности.

Так, унитарное предприятие обязано получать согласие на следующие действия:

  • распоряжение вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале хозяйственного общества или товарищества, а также принадлежащими предприятию акциями (абз. 2 п. 2 ст. 6 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», далее – Закон об унитарных предприятиях). Подробнее см. В каких пределах унитарное предприятие вправе распоряжаться своим имуществом;
  • участие в ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций, а также в иных юридических лицах. Подробнее см. В каких случаях и как унитарное предприятие может участвовать в коммерческих и некоммерческих организациях;
  • распоряжение недвижимым имуществом. Подробнее см. В каких пределах унитарное предприятие вправе распоряжаться своим имуществом;
  • совершение крупных сделок, сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, и иных сделок. Подробнее см. Какие сделки унитарное предприятие не вправе совершать без согласия собственника;
  • создание филиалов и открытие представительств предприятия. Подробнее см. Какие сделки унитарное предприятие не вправе совершать без согласия собственника;
  • прием на работу главного бухгалтера предприятия, заключение, изменение и прекращение трудового договора с ним.

Помимо этого собственник имущества унитарного предприятия:

  • определяет порядок составления, утверждения и установления показателей планов (программы) финансово-хозяйственной деятельности предприятия. В этом проявляется одна из особенностей унитарного предприятия: план (программа) финансово-хозяйственной деятельности предприятия – это документ, которым предприятие должно руководствоваться в своей деятельности;
  • назначает на должность руководителя предприятия, заключает с ним, изменяет и прекращает трудовой договор;
  • осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.

Об этих и иных правах собственника имущества предприятия см. Какие права имеет собственник в отношении унитарного предприятия.

К другим особенностям унитарного предприятия относятся следующие:

  • предприятие обязано перечислять собственнику определенную часть прибыли, полученной от своей хозяйственной деятельности (п. 2 ст. 17 Закона об унитарных предприятиях). Подробнее см. При каких условиях унитарное предприятие обязано передавать часть прибыли собственнику;
  • по общему правилу предприятие не вправе заключать сделки по приобретению товаров, работ или услуг без проведенных им закупочных процедур;
  • предприятие может быть приватизировано;
  • от имени собственника предприятия выступают уполномоченные государственные или муниципальные органы;
  • предприятие не вправе выступать учредителем (участником) кредитных организаций (абз. 2 п. 1 ст. 6 Закона об унитарных предприятиях). Однако оно может быть (при согласии собственника имущества) участником (членом) коммерческих организаций, а также некоммерческих организаций (п. 1 ст. 6 Закона об унитарных предприятиях). Подробнее см. В каких случаях и как унитарное предприятие может участвовать в коммерческих и некоммерческих организациях;
  • закон устанавливает случаи, при которых может быть создано унитарное предприятие. Кроме того, законом могут быть установлены виды деятельности, которые может осуществлять только государственное унитарное предприятие. В настоящее время это ввоз (вывоз) наркотических средств, психотропных веществ, а также определенных прекурсоров (п. 1 ст. 28 Федерального закона от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»);
  • предприятие может быть преобразовано по решению собственника его имущества в государственное или муниципальное учреждение. Унитарное предприятие может быть преобразовано в хозяйственное общество (ООО или ОАО), однако это возможно только при его приватизации;
  • унитарное предприятие не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества – дочернее предприятие (абз. 5 п. 1 ст. 2 Закона об унитарных предприятиях);

Может ли дочернее предприятие, созданное до вступления в силу Закона об унитарных предприятиях (до 3 декабря 2002 года), обязать материнское предприятие присоединить его к себе (п. 3 ст. 37 Закона об унитарных предприятиях)

Нет. Принудить материнское предприятие к реорганизации нельзя. Кроме того, реорганизация означает принудительную ликвидацию такого дочернего предприятия, а требование о принудительной ликвидации могут предъявлять только государственные органы или органы местного самоуправления, которым право на предъявление такого требования предоставлено законом.

Пример из практики: суд отказал в иске об обязании предприятия провести реорганизацию в форме присоединения, указав, что дочернее предприятие не вправе принудить материнскую компанию к реорганизации

Предприятие «Т.» было образовано и действовало как унитарное государственное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, и являлось дочерним предприятием предприятия «К.».

«Т.» обратилось в арбитражный суд с иском к предприятию «К.», в котором просило обязать предприятие «К.» выполнить требования статьи 37 Закона об унитарных предприятиях о реорганизации дочернего предприятия «Т.» путем присоединения к предприятию «К.».

В соответствии с пунктом 3 статьи 37 Закона об унитарных предприятиях дочерние предприятия, созданные унитарными предприятиями до вступления в силу данного закона (т. е. до 3 декабря 2002 года), подлежат реорганизации в форме присоединения к создавшим их унитарным предприятиям в течение шести месяцев с этой даты.

Суд отказал в иске, указав, что установленная статьей 37 Закона об унитарных предприятиях обязанность по реорганизации дочерних предприятий в форме присоединения к создавшим их унитарным предприятиям не изменяет общего порядка их реорганизации в форме присоединения. Унитарное предприятие реорганизуется по решению собственника его имущества, который утверждает передаточный акт и вносит изменения и дополнения в устав унитарного предприятия, к которому осуществляется присоединение. Поскольку собственник имущества предприятия «К.» такое решение не принимал, суд указал, что принудительная реорганизация в виде присоединения одного предприятия к другому юридическому лицу в данном случае не предусмотрена законом. Пункт 3 статьи 37 Закона об унитарных предприятиях не содержит правовых оснований для осуществления принудительной реорганизации по решению суда.

Кроме того, суд признал, что заявленное истцом требование фактически направлено на принудительную ликвидацию дочернего предприятия «Т.», а, как указал суд, правом на предъявление требования о принудительной ликвидации в соответствии с пунктом 3 статьи 61 Гражданского кодекса РФ обладают государственные органы или органы местного самоуправления (постановление ФАС Уральского округа от 9 февраля 2010 г. № Ф09-407/10-С4 по делу № А60-29055/2009-С4, определением ВАС РФ от 27 апреля 2010 г. № 4399/10 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ в порядке надзора).

  • если арбитражный суд вынес определение о введении наблюдения в отношении предприятия, собственник имущества не вправе изъять имущество предприятия. Кроме того, в ходе наблюдения собственник не вправе принимать решения о реорганизации и ликвидации предприятия, давать согласие на создание предприятием юридических лиц или участие его в иных юридических лицах, на создание филиалов и открытие представительств и принимать решения о размещении предприятием облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг (абз. 8 п. 1 ст. 63, п. 3.1 ст. 64 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).

Особенности унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения

У унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, есть особенности, присущие только ему:

  • полное фирменное наименование предприятия на русском языке должно содержать слова «федеральное государственное предприятие», «государственное предприятие» или «муниципальное предприятие» и указание на собственника его имущества – Российскую Федерацию, ее субъект, муниципальное образование (абз. 2 п. 1 ст. 4 Закона об унитарных предприятиях);
  • предприятие не несет ответственность по обязательствам собственника его имущества – то есть Российской Федерации, ее субъекта, муниципального образования (абз. 2 п. 1 ст. 7 Закона об унитарных предприятиях). Собственник имущества унитарного предприятия не несет ответственности по его обязательствам. Однако если банкротство такого предприятия было вызвано действиями собственника, то на него может быть возложена субсидиарная ответственность, если имущества предприятия будет недостаточно (п. 2 ст. 7 Закона об унитарных предприятиях);

Пример из практики: суд привлек муниципальное образование (в лице его администрации) к субсидиарной ответственности по долгам унитарного предприятия ввиду бездействия, которое выразилось в том, что администрация не восстановила стоимость чистых активов предприятия до минимального размера уставного фонда и при этом не ликвидировала предприятие

Администрация муниципального образования Ч. приняла решение о создании МУП «Ж.». Впоследствии арбитражный суд признал МУП «Ж.» несостоятельным (банкротом), в связи с чем в отношении предприятия была введена процедура конкурсного производства.

В рамках этой процедуры один из конкурсных кредиторов (ОАО «Н.») обратился в суд с заявлением о привлечении муниципального образования Ч. (в лице администрации) к субсидиарной ответственности по обязательствам предприятия.

Суд установил, что в течение двух лет у предприятия имелись отрицательная величина чистых активов и тенденция роста кредиторской задолженности. Администрация знала о финансовом положении МУП «Ж.» и, следовательно, должна была принять одно из решений (п. 2 ст. 15 Закона об унитарных предприятиях):

  • о восстановлении стоимости чистых активов до минимального размера уставного фонда;
  • о ликвидации предприятия;
  • о реорганизации предприятия.

Поскольку администрация не приняла меры по выделению денежных средств на покрытие убытков и погашение задолженности предприятия, МУП «Ж.» было признано банкротом.

Другими словами, суд пришел к выводу о наличии причинно-следственной связи между действиями администрации и банкротством должника. Следовательно, конкурсные кредиторы вправе настаивать на привлечении муниципального образования Ч. (собственника имущества предприятия) к субсидиарной ответственности (п. 2 ст. 7 Закона об унитарных предприятиях, п. 4 ст. 10, п. 12 ст. 142 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).

В итоге суд удовлетворил заявление ОАО «Н.» и взыскал с администрации за счет казны муниципального образования Ч. оставшуюся сумму задолженности (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 17 декабря 2012 г. по делу № А43-38193/2009, определением ВАС РФ от 22 февраля 2013 г. № ВАС-1956/13 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора).

  • предприятие может быть преобразовано в автономную некоммерческую организацию;
  • руководитель предприятия обязан представлять собственнику имущества отчетность в соответствии с Порядком отчетности руководителей федеральных государственных унитарных предприятий и представителей интересов Российской Федерации в органах управления акционерных обществ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 4 октября 1999 г. № 1116.

Производственный календарь на 2017 год – нормы рабочего времени, праздничные даты, переносы и сокращенные дни в 2017 году.

Читайте в журнале "Упрощенка"
    Подробнее >>>

    Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



    Ваша персональная подборка

      Школа

      Проверь знания

      Проверь знания в новой школе Главбуха малого предприятия. Получи официальный документ

      Начать тест

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      Упрощёнка в Яндексе



      © 1997–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      Журнал «Упрощёнка» –
      об упрощённой системе налогообложения
      8 800 550-15-57

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Упрощёнка».
      Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-54792 от 17.07.2013

      
      • Мы в соцсетях
      Зарегистрируйтесь и читайте дальше без ограничений!

      Журнал Упрощенка

      «Упрощенка» — бесплатный профессиональный сайт для малого бизнеса.

      Читать без ограничений могут только зарегистрированные пользователи.

      Подарок за регистрацию — безлимитный доступ к сервису "Изменения для бухгалтеров". Очень нужен в августе!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Формы и образцы документов доступны бесплатно после регистрации.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль