Упрощенка

Правомерны ли действия Административного органа по составлению нового протокола, при том, что санкции статьи 15.12 более строгая по сравнению со ст.14.17 КОАП?

11 ноября 2018
82
Средний балл: 0 из 5

Вопрос

В августе 2016 года Административный орган провел проверку, затем административное расследование и был составлен протокол об АП по части 1 ст.14.17 КОАП РФ. Протокол и материалы дела были переданы в Арбитражный суд для принятия решения. В январе 2017 года АС прекратил производство по делу, пояснив, что действия надо было квалифицировать по части 4 ст. 15.12 КОАП и так как данная статья вне компетенции Арбитража, то суд возвращает все материалы дела. В апреле 2017 года ООО «Олонецкий хлебозавод» получает от административного органа новый вызов для составления протокола об АП по ч. 4 ст.15.12 КОАП. Правомерны ли действия Административного органа по составлению нового протокола, при том, что санкции статьи 15.12 более строгая по сравнению со ст.14.17 КОАП?

Ответ

Отвечает Алла Пыжова, эксперт в области налогообложения и юридического права

да, правомерно.

В данном случае административный орган только выполняет предписания суда, который принял решение о прекращении производства по п.1 ст. 14.17 КоАП РФ, и переквалифицировал действия предпринимателя по п.4 ст. 15.12 КоАП РФ.

При этом правильная квалификация зависит от характера правонарушения, совершенного предпринимателем – если он был привлечен к ответственности за реализацию алкоголя без специальной маркировки – то этому правонарушению соответствует специальная статья 15.12 КоАП.

Пункты 1 и 2 статьи14.17 КоАП являются общими при совершении правонарушений в области реализации алкогольной продукции – в том случае, если отсутствует специальная статья, подходящая для квалификации совершенного деяния.

Так продажа алкоголя без маркировки, хотя и является нарушением лицензионных требований, установленных для оборота алкоголя, соответствует именно п. 4 ст. 15.12 КоАП РФ.

А вот в том случае, если бы предприниматель, например, продавал алкоголь без лицензии, его деяния следовало бы квалифицировать именно по ст. 14.17 КоАП РФ, поскольку специальной статьи за такое правонарушение в Кодексе об административных правонарушениях нет.

Обоснование

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

«Статья 14.17. Нарушение требований к производству или обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции

1. Производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции, -

влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.

Примечание. Под грубым нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции, при производстве или обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в части 2 настоящей статьи понимаются:

использование основного технологического оборудования, предназначенного для производства этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) алкогольной продукции и (или) их хранения, для производства и (или) хранения на том же оборудовании непищевой продукции, за исключением отходов основного производства;

поставка этилового спирта, в том числе денатурата, организации, не имеющей соответствующей лицензии или имеющей лицензию, действие которой приостановлено, либо не имеющей уведомления;

поставка алкогольной и (или) спиртосодержащей пищевой продукции организации, не имеющей соответствующей лицензии или имеющей лицензию, действие которой приостановлено;

производство этилового спирта, технологией производства которого предусматривается получение барды (основного отхода спиртового производства), при отсутствии ее полной переработки и (или) утилизации на очистных сооружениях;

производство этилового спирта, в том числе денатурата, из сырья, не включенного в перечень пищевого и непищевого сырья, используемого для производства этилового спирта, в том числе денатурата, утверждаемый в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

производство и оборот спиртосодержащей непищевой продукции (за исключением предназначенной для розничной продажи), на этикетке которой не содержится информация об опасности использования для жизни или здоровья граждан этой продукции в пищевых целях;

поставка денатурата или денатурированной спиртосодержащей продукции с содержанием денатурирующих веществ, не соответствующих установленным законом перечню и концентрации денатурирующих веществ или их смесей, либо с нарушением порядка использования денатурата или денатурированной спиртосодержащей продукции;

реализация этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта, произведенного из непищевого сырья или имеющего денатурирующие добавки, за исключением спиртосодержащей непищевой продукции;

осуществление любых технологических процессов и операций по переработке денатурированного этилового спирта или денатурированной спиртосодержащей продукции в целях удаления денатурирующих веществ.

Статья 15.12. Производство или продажа товаров и продукции, в отношении которых установлены требования по маркировке и (или) нанесению информации, без соответствующей маркировки и (или) информации, а также с нарушением установленного порядка нанесения такой маркировки и (или) информации

4. Оборот алкогольной продукции или табачных изделий без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае, если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.

Из статьи журнала «Арбитражная практика», №10 Октябрь 2015

Компания нарушила правила продажи алкогольной продукции. Чем рискует продавец

Аурела Борисовна Ивлева,
к. ю. н., консультант отдела анализа и обобщения судебной практики, законодательства и статистики Арбитражного суда Ставропольского края
  • В каких случаях алкогольная продукция подлежит изъятию
  • Почему нелегальную алкогольную продукцию нельзя конфисковать
  • Чем отличаются процессуальные последствия конфискации и изъятия

Производство и реализация алкогольной продукции требует от компании соблюдения целого ряда правил и нормативных требований. В противном случае нарушитель рискует быть привлеченным к ответственности по соответствующим статьям КоАП РФ. При этом помимо штрафа владельцу алкогольной продукции грозит и ее конфискация. Однако, как показывает последняя практика судов Северо-Кавказского федерального округа, в отдельных случаях суды стали применять в качестве санкции не конфискацию, а изъятие алкогольной продукции.

СУДЫ НАЗНАЧАЮТ ИЗЪЯТИЕ ВМЕСТО КОНФИСКАЦИИ, ОСНОВЫВАЯСЬ НА СПЕЦИАЛЬНЫХ НОРМАХ

До недавнего времени в судах Северо-Кавказского федерального округе складывалась единообразная судебная практика по рассмотрению споров о привлечении к административной ответственности за нарушения, связанные с производством и реализацией алкогольной продукции. В частности, это касается нарушения правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ст. 14.16 КоАП РФ) и требований к производству или обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ст. 14.17 КоАП РФ).

Санкция ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ, равно как и санкция всей ст. 14.17 КоАП РФ, предусматривает административное наказание в виде штрафа и дополнительное наказание в виде конфискации предмета административного правонарушения. И такое дополнительное наказание довольно часто применяется на практике.

Например, по делу № А63-13411/2013 суд привлек индивидуального предпринимателя к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ и назначил наказание в виде штрафа с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции. Такая мера ответственности назначалась судом с учетом норм КоАП РФ, разъяснений, содержащихся в постановлении Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (далее — Постановление Пленума ВАС № 10), а также сложившейся в округе судебной практики.

Казалось бы, какие могут быть вопросы? Санкция статьи предусматривает такую меру ответственности, как конфискация алкогольной продукции, а суд, установив состав правонарушения, вправе ее применить.

Между тем в одном из недавних дел Арбитражный суд Северо-Кавказского округа изменил решение суда первой инстанции в части конфискации алкогольной продукции. Суд постановил изъять и передать эту продукцию для уничтожения или переработки Межрегиональному управлению Росалкогольрегулирования по Северо-Кавказскому федеральному округу (постановление от 07.05.2015 по делу № А63-7940/2014). Кассационная инстанция исходила из того, что на изъятую алкогольную продукцию какие-либо документы, подтверждающие легальность ее происхождения и нахождения в обороте, не представлены. В связи с этим такая продукция не подлежит признанию введенной в установленном порядке в гражданский оборот (п. п. 7, 16 ст. 2, ст. 10.2 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»; далее — Закон № 171-ФЗ). Соответственно, изъятая у общества алкогольная продукция подлежит не конфискации, а изъятию с последующей передачей в соответствующий орган для решения вопроса об ее уничтожении или переработке в установленном порядке.

Итак, получается, что какие-то предметы административного правонарушения суд может конфисковать, а какие-то должен изъять, даже несмотря на то, что санкция статьи предусматривает в качестве дополнительной меры ответственности именно конфискацию.

Анализируя судебную практику по данному вопросу, можно сказать, что она достаточно разнообразна.

Например, в другом деле тот же Арбитражный суд Северо-Кавказского округа оставил без изменения судебные акты нижестоящих судов, которыми удовлетворены требования административного органа и применена мера ответственности в виде штрафа и конфискации алкогольной продукции по ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ (постановление от 26.05.2015 по делу № А53-27941/2014).

Такая же позиция отражена в судебных актах других судов (постановления ФАС Московского округа от 16.06.2014 по делу № А40-154252/13, ВС РФ от 17.10.2014 по делу А40-149438/2013, АС Северо-Кавказского округа от 03.04.2015 по делу № А20-3010/2014).

Но есть и противоположная практика, предусматривающая в качестве дополнительной меры ответственности по ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ именно изъятие предмета административного правонарушения (постановления АС Северо-Кавказского округа от 03.04.2015 по делу № А63-3633/2014, от 07.05.2015 по делу № А63-7940/2014).

Поддерживая такой вывод, суды указывают на применение специальной нормы права, содержащейся в Законе № 171-ФЗ. Из данной нормы следует, что алкогольная продукция без документов, подтверждающих легальность производства и (или) оборота такой продукции, находится в незаконном обороте и подлежит изъятию на основании решений уполномоченных органов.

Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь!

Этот документ спасет от обидных штрафов и защитит от ошибок. Актуальность подтверждена экспертами «Упрощенки». Зарегистрируйтесь, скачайте и сразу используйте в работе!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
... и продолжить чтение
Зарегистрироваться
Чтобы скачать файл, зарегистрируйтесь!

«Упрощёнка» — профессиональный ресурс для малого бизнеса и ИП. Зарегистрируйтесь, и Вам станут доступны:

  • Экспертные статьи и новости для бухгалтеров, руководителей и предпринимателей
  • Актуальные формы деклараций, бланков и кадровых документов
  • Калькулятор УСН, Банк проводок и другие полезные онлайн сервисы

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
... и продолжить чтение
Зарегистрироваться
Зарегистрируйтесь!

«Упрощёнка» — профессиональный ресурс для малого бизнеса и ИП. Зарегистрируйтесь, и Вам станут доступны:

  • Экспертные статьи и новости для бухгалтеров, руководителей и предпринимателей
  • Актуальные формы деклараций, бланков и кадровых документов
  • Калькулятор УСН, Банк проводок и другие полезные онлайн сервисы

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
... и продолжить чтение
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.