Грузоперевозки с помощью третьих лиц

257

Вопрос

Мы заключили договор об организации перевозки грузов с ООО"Консалтинг" (перевозка песка,пгс,гравия,грунта). На перевозку заключили договор с третьим лицом ИП. Консалтинг требует, чтобы в ТТН мы указывали, что перевозка осуществляется для ООО "Коми" (в договоре ничего не прописано, значит от них дополнительное соглашение или письмо, где будет прописано: кто покупатель, кто поставщик, куда и кому осущ-ся поставка и т.д.) ТТН тоже просят заполнять по своему, где наша орг-ция даже не упоминается. Как правильно поступить, как правильно заполнить ТТН (Приложение №4 к правилам перевозок грузов автотранспортом в ред. Постановления правительства РФ от 31.12.2011 № 1208)? Кто грузоотправитель, грузополучатель, перевозчик, груз принял, груз сдал? Обязан ли ИП предоставлять путевой лист? И я так понимаю, что при несоблюдении рада условий, нельзя будет эти работы списать в расходы)? 

Ответ

Эксперты Системы Главбух

Ваш вопрос от 06.09.2016 

 
ООО «Консалтинг» не вправе заключать с Вами договор об организации перевозки груза, т.к. исходя из вопроса он сам является посредником (экспедитором).

Законодательством такой участник гражданского оборота, как субэкспедитор, не предусмотрен. По-видимому, под субэкспедитором понимают лицо, которое будет осуществлять организацию перевозки груза по договору транспортной экспедиции с первоначальным экспедитором, выступающим в роли клиента. При этом грузополучателем остается лицо, указанное в первоначальном договоре транспортной экспедиции. Из текста пункта 1 статьи 801 Гражданского кодекса РФ следует, что отношения транспортной экспедиции строятся вокруг перевозки груза (гл. 40 ГК РФ). Если из деятельности экспедитора исключить «перевозочное» звено, то она перестанет быть «транспортно-экспедиционной». Иными словами, непосредственная причастность к перевозке является необходимым условием для договора транспортной экспедиции (п. 1 ст. 432 ГК РФ). В противном случае к транспортно-экспедиционной деятельности можно было бы отнести любую самостоятельную услугу, косвенно относящуюся к перевозке (скажем, одно только оформление перевозочных документов). Экспедитор, привлекший субэкспедитора, фактически выступает как агент в отсутствие соответствующего договора с клиентом-принципалом (п. 1 ст. 1005 ГК РФ). При таких обстоятельствах он совершает действия в чужом интересе без поручения (п. 1 ст. 980 ГК РФ).

От Гражданского кодекса РФ перейдем к другим правовым актам, определяющим условия выполнения договора транспортной экспедиции (п. 3 ст. 801 ГК РФ). В нормативных документах, регламентирующих документооборот по договору транспортной экспедиции, грузополучатель определен как лицо, уполномоченное принять груз у экспедитора после окончания его перевозки. Эта формулировка не допускает перемены экспедитора в ходе исполнения им поручения клиента. Кроме того, грузополучатель уполномочен клиентом принять груз именно у первоначального экспедитора. Это значит, что в перевозочных документах, которые получит грузополучатель, должен фигурировать именно тот экспедитор, который был назначен клиентом. В случае перевозки автомобильным транспортом по договору перевозки в транспортной накладной первый экспедитор будет выступать грузоотправителем. А от субэкспедитора грузополучатель принять груз не уполномочен.

В итоге экспедитор должен помнить: в силу статьи 309 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Одностороннее изменение условий договора транспортной экспедиции не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом (ст. 310 ГК РФ).

Экспедитор вправе отступать от указаний клиента, если только это необходимо в интересах клиента и экспедитор по не зависящим от него обстоятельствам не смог предварительно запросить клиента в порядке, определенном договором, о его согласии на такое отступление или получить в течение суток ответ на свой запрос (п. 1 ст. 3 Закона № 87-ФЗ). С этих позиций и нужно рассматривать вопрос о привлечении субэкспедитора. По сути он подразумевает перемену экспедитора.

Исполнение обязательства может быть возложено должником на третье лицо, если из закона, иных правовых актов, условий обязательства или его существа не вытекает обязанность должника исполнить обязательство лично (п. 1 ст. 313 ГК РФ). Так вот из Правил транспортно-экспедиционной деятельности как раз и вытекает требование личной передачи груза грузополучателю (через перевозчика). Груз, принятый грузополучателем от субэкспедитора, по сути является для него неотфактурованной поставкой (п. 36 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов). Наконец, пункт 1 статьи 391 Гражданского кодекса РФ допускает перевод должником своего долга на другое лицо лишь с согласия кредитора. В контексте этой нормы: должник – это экспедитор, другое лицо – субэкспедитор, кредитор – первоначальный клиент, долг – обязанность экспедитора передать груз грузополучателю.

Вывод: привлечение субэкспедитора порождает полный правовой хаос, ни на каких юридических нормах оно не основано.



Статья 805 Гражданского кодекса РФ гласит: экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц. Так вот: привлечь других лиц – может, а передать им свои обязанности – не может.

Согласно пункту 2 Правил транспортно-экспедиционной деятельности, отношения между экспедитором и перевозчиками на различных видах транспорта регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, транспортными уставами и кодексами. Эта норма заведомо невыполнима, если договор перевозки заключает от своего имени субэкспедитор.

Обоснование
(Цветом выделена информация, которая поможет Вам принять правильное решение)

ИЗ СТАТЬИ БИБЛИОТЕКИ ЖУРНАЛА «ГЛАВБУХ». ДОКУМЕНТЫ, КОТОРЫЕ СОВЕРШЕННО НЕОБХОДИМЫ ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ТОВАРОВ

Общие правила

 

Вправе ли экспедитор привлечь для выполнения своих обязанностей по договору субэкспедитора?

Законодательством такой участник гражданского оборота, как субэкспедитор, не предусмотрен. В то же время допускается деятельность субабонентов, субарендаторов, субподрядчиков, субагентов, субкомиссионеров, а также заключение субконцессионных и сублицензионных договоров.

По-видимому, под субэкспедитором понимают лицо, которое будет осуществлять организацию перевозки груза по договору транспортной экспедиции с первоначальным экспедитором, выступающим в роли клиента. При этом грузополучателем остается лицо, указанное в первоначальном договоре транспортной экспедиции.

Из текста пункта 1 статьи 801 Гражданского кодекса РФ следует, что отношения транспортной экспедиции строятся вокруг перевозки груза (гл. 40 ГК РФ). Если из деятельности экспедитора исключить «перевозочное» звено, то она перестанет быть «транспортно-экспедиционной».

Иными словами, непосредственная причастность к перевозке является необходимым условием для договора транспортной экспедиции (п. 1 ст. 432 ГК РФ). В противном случае к транспортно-экспедиционной деятельности можно было бы отнести любую самостоятельную услугу, косвенно относящуюся к перевозке (скажем, одно только оформление перевозочных документов).

Экспедитор, привлекший субэкспедитора, фактически выступает как агент в отсутствие соответствующего договора с клиентом-принципалом (п. 1 ст. 1005 ГК РФ). При таких обстоятельствах он совершает действия в чужом интересе без поручения (п. 1 ст. 980 ГК РФ).

От Гражданского кодекса РФ перейдем к другим правовым актам, определяющим условия выполнения договора транспортной экспедиции (п. 3 ст. 801 ГК РФ).

В нормативных документах, регламентирующих документооборот по договору транспортной экспедиции, грузополучатель определен как лицо, уполномоченное принять груз у экспедитора после окончания его перевозки (п. 4 Правил транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 8 сентября 2006 г. № 554, а также п. 2 Порядка оформления и форм экспедиторских документов, утвержденного приказом Минтранса России от 11 февраля 2008 г. № 23). Эта формулировка не допускает перемены экспедитора в ходе исполнения им поручения клиента.

Кроме того, грузополучатель уполномочен клиентом принять груз именно у первоначального экспедитора. Это значит, что в перевозочных документах, которые получит грузополучатель, должен фигурировать именно тот экспедитор, который был назначен клиентом.

В случае перевозки автомобильным транспортом по договору перевозки в транспортной накладной первый экспедитор будет выступать грузоотправителем (п. 4 ст. 2 Закона № 259-ФЗ). А от субэкспедитора грузополучатель принять груз не уполномочен.

В итоге экспедитор должен помнить: в силу статьи 309 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Одностороннее изменение условий договора транспортной экспедиции не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом (ст. 310 ГК РФ).

Экспедитор вправе отступать от указаний клиента, если только это необходимо в интересах клиента и экспедитор по не зависящим от него обстоятельствам не смог предварительно запросить клиента в порядке, определенном договором, о его согласии на такое отступление или получить в течение суток ответ на свой запрос (п. 1 ст. 3 Закона № 87-ФЗ). С этих позиций и нужно рассматривать вопрос о привлечении субэкспедитора. По сути он подразумевает перемену экспедитора.

Исполнение обязательства может быть возложено должником на третье лицо, если из закона, иных правовых актов, условий обязательства или его существа не вытекает обязанность должника исполнить обязательство лично (п. 1 ст. 313 ГК РФ). Так вот из Правил транспортно-экспедиционной деятельности как раз и вытекает требование личной передачи груза грузополучателю (через перевозчика). Груз, принятый грузополучателем от субэкспедитора, по сути является для него неотфактурованной поставкой (п. 36 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов).

Наконец, пункт 1 статьи 391 Гражданского кодекса РФ допускает перевод должником своего долга на другое лицо лишь с согласия кредитора. В контексте этой нормы: должник – это экспедитор, другое лицо – субэкспедитор, кредитор – первоначальный клиент, долг – обязанность экспедитора передать груз грузополучателю.

Вывод: привлечение субэкспедитора порождает полный правовой хаос, ни на каких юридических нормах оно не основано.

Статья 805 Гражданского кодекса РФ гласит: экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц. Так вот: привлечь других лиц – может, а передать им свои обязанности – не может.

Согласно пункту 2 Правил транспортно-экспедиционной деятельности, отношения между экспедитором и перевозчиками на различных видах транспорта регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, транспортными уставами и кодексами. Эта норма заведомо невыполнима, если договор перевозки заключает от своего имени субэкспедитор.

В центре нашего внимания – документальное обеспечение сделок.

Как отмечено выше, экспедитор, передавший свои обязанности по заключению договора перевозки другому лицу, действует в интересе клиента без поручения. На основании статьи 989 Гражданского кодекса РФ у него возникает обязанность представить клиенту отчет с указанием понесенных расходов.*

 

Читайте в журнале "Упрощенка"
    Подробнее >>>

    Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



    Ваша персональная подборка

      Школа

      Проверь знания

      Проверь знания в новой школе Главбуха малого предприятия. Получи официальный документ

      Начать тест

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      Упрощёнка в Яндексе



      © 1997–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      Журнал «Упрощёнка» –
      об упрощённой системе налогообложения
      8 800 550-15-57

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Упрощёнка».
      Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-54792 от 17.07.2013

      
      • Мы в соцсетях
      Зарегистрируйтесь и читайте дальше без ограничений!

      Журнал Упрощенка

      «Упрощенка» — бесплатный профессиональный сайт для малого бизнеса.

      Читать без ограничений могут только зарегистрированные пользователи.

      Подарок за регистрацию — безлимитный доступ к сервису "Изменения для бухгалтеров". Очень нужен в августе!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Формы и образцы документов доступны бесплатно после регистрации.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль