Аренда

116

Вопрос

Можно ли сдать помещение в аренду без проведения аукциона, собственник общества с огранич ответственностью--единственный участник городской округ.

Ответ

Да, можно.

пункт 32 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ позволяет заказчику (городскому округу) заключить контракт с единственным поставщиком (арендодателем, ООО). Но в этом случае при заключении контракта на аренду недвижимого имущества необходимо будет составить отчет о невозможности или нецелесообразности использования иных способов определения поставщика, цене и других существенных условиях контракта.

Обоснование
 

Из рекомендации  

Когда заказчик может заключить контракт с единственным поставщиком

Случаи, когда заказчик может заключить контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), условно можно разделить на несколько групп:

  • естественные монополии и центральный депозитарий;
  • военная сфера;
  • малые закупки;
  • коммунальные услуги;
  • медицина, ликвидация ЧС и оперативный розыск;
  • наука, культура, образование, спорт;
  • закупки с участием организаций уголовно-исполнительной системы;
  • командировки и участие в мероприятиях;
  • капитальное строительство и содержание имущества;
  • государственное управление;
  • приобретение и аренда имущества;
  • признание конкурентных процедур несостоявшимися;
  • банковская гарантия.

Полный перечень случаев содержит часть 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ).

11. Приобретение и аренда имущества

Здесь можно выделить три случая закупок.

1. Заключение контракта на приобретение нежилого здания, строения, сооружения, нежилого помещения для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов РФ, муниципальных нужд, которые определены решением:

  • о подготовке и реализации бюджетных инвестиций;
  • о предоставлении субсидий на капвложения для приобретения объектов недвижимого имущества в государственную или муниципальную собственность.

Об этом сказано в пункте 31 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ и письме Минэкономразвития России от 31 декабря 2014 г. № Д28и-2873.

Но по этому основанию приобретать недвижимость, которая будет создана в будущем, нельзя. Такого мнения придерживается Минэкономразвития России в письме от 3 августа 2015 г. № Д28и-2299.

2. Заключение контракта на аренду нежилого здания, строения, сооружения, нежилого помещения для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта РФ, муниципальных нужд.

Также по этому основанию заказчики, которые ведут свою деятельность за границей, могут арендовать жилые помещения на территории иностранных государств.

Такие правила установлены пунктом 32 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

Договоры аренды могут заключать не только казенные учреждения (другие участники бюджетного процесса), но и бюджетные учреждения. Ведь в понимании Закона о контрактной системе все заказчики проводят закупки для обеспечения государственных (муниципальных) нужд. Такие разъяснения даны в письме Минэкономразвития России от 2 марта 2015 г. № Д28и-392.

При заключении контракта на приобретение или аренду недвижимого имущества необходимо составить отчет о невозможности или нецелесообразности использования иных способов определения поставщика, цене и других существенных условиях контракта.

Из рекомендации 

Как проводить закупки у единственного поставщика

Заказчик может провести закупку одним из конкурентных способов или заключить контракт с единственным поставщиком (ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»; далее – Закон № 44-ФЗ).

Если заказчик проводит закупку у единственного поставщика, то фактически он заключает контракт с конкретной организацией или гражданином, которые реализуют необходимые ему товары (работы, услуги). В этом случае формальная процедура определения поставщика из числа участников закупки отсутствует. Соответственно, такой способ заключить контракт – наиболее простой и удобный для заказчика, а также не требует значительных затрат времени.

О том, когда заказчик может заключить контракт с единственным поставщиком, см. отдельную рекомендацию.

Внимание! Если заказчик необоснованно примет решение о заключении контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), ФАС России может привлечь его к административной ответственности

В процедуре закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) можно выделить несколько стадий:

  • подготовку к закупке;
  • поиск и выбор единственного поставщика (подрядчика, исполнителя);
  • направление предложения о заключении контракта;
  • издание приказа о проведении закупки (при необходимости);
  • направление поставщику проекта контракта для согласования;
  • публикацию извещения о закупке (при необходимости);
  • подписание контракта;
  • составление отчета о невозможности применять другие способы закупки (при необходимости).

Этап 1. Подготовка к закупке

Все закупки товаров (работ, услуг) у единственного поставщика необходимо включить в план-график. При этом некоторые из них нужно указать общими суммами по видам расходов. Это относится к закупкам:

  • до 100 000 руб. и 400 000 руб.;
  • услуг по содержанию и ремонту нежилых помещений в отдельных случаях;
  • по организации командировок;
  • услуг преподавателей и экскурсоводов (гидов);
  • работ по сбору и обработке первичных статистических данных при проведении федерального статистического наблюдения.

При этом казенные учреждения должны указывать разбивку также по коду вида расходов (детализированному до подгруппы и элемента). Об этом сказано в подпунктах 2 и 4 пункта 5 приложения к совместному приказу Минэкономразвития России и Казначейства России от 31 марта 2015 г. № 182/7н.

Этап 2. Поиск и выбор единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)

Заказчику нужно найти единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Положения Закона № 44-ФЗ не устанавливают каких-либо критериев или требований для выбора.

Обычно контракты заключают с проверенными и хорошо известными контрагентами, у которых заказчик ранее уже проводил закупку необходимых товаров (работ, услуг).

Этап 3. Направление предложения о заключении контракта

Заказчик может сообщить выбранному контрагенту о своем желании заключить контракт любым удобным способом (в письменной или устной форме).

Контрактное законодательство не устанавливает определенного порядка, который нужно соблюсти при направлении предложения о заключении контракта.

Этап 4 (факультативный). Издание приказа о проведении закупки

После выбора единственного поставщика и получения его согласия заказчик, как правило, издает приказ о проведении такой закупки.

Закон не требует его составления. Однако в некоторых учреждениях сложилась практика заключения контрактов, которая это предусматривает.

Этап 5. Направление поставщику проекта контракта для согласования

Проект контракта на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) нужно направить поставщику (подрядчику, исполнителю) для согласования.

Контракт должен содержать все существенные условия.

При этом заказчик обязан установить в нем требование об обеспечении исполнения контракта, если происходит закупка:

  • у поставщика, определенного Президентом РФ или Правительством РФ, если такая обязанность установлена соответствующим нормативно-правовым актом;
  • работы по мобилизационной подготовке;
  • учреждением, исполняющим наказания, товаров для трудоустройства осужденных;
  • услуг по участию в мероприятии для нужд нескольких заказчиков;
  • услуг по реализации билетов и абонементов на посещение мероприятий, а также экскурсионных билетов и путевок;
  • услуг авторского контроля, технического и авторского надзора;
  • в случае признания закрытой или конкурентной закупки несостоявшейся;
  • оборудования, программного обеспечения образовательными организациями – инновационными площадками;
  • банковской гарантии;
  • изделий народных художественных промыслов;
  • жилья экономкласса у организаций, заключивших договор на освоение территории в целях строительства такого жилья;
  • работ по сбору и обработке первичных статистических данных при проведении федерального статистического наблюдения на территории России;
  • работ (услуг) по инженерным изысканиям, проектированию объектов, необходимых для обработки и утилизации отходов.

Во всех остальных случаях заказчик (уполномоченный орган) вправе, но не обязан устанавливать требование об обеспечении исполнения контракта.

Об этом сказано в частях 1–3 статьи 96 Закона № 44-ФЗ.

Поставщик должен направить заказчику обеспечение до заключения контракта. Только после этого контракт можно подписать (ч. 45 ст. 96 Закона № 44-ФЗ).

Этап 6 (факультативный). Публикация извещения о закупке

Закон устанавливает ряд случаев, когда заказчик обязан разместить в ЕИС извещение о закупке. Сделать это нужно не позднее чем за пять дней до даты заключения контракта.

В извещении нужно указать:

  • сведения о заказчике (специализированной организации);
  • краткое изложение условий контракта с информацией по пункту 2 статьи 42 Закона № 44-ФЗ;
  • все ограничения, которые устанавливает законодательство на участие в определении поставщика;
  • размер и порядок внесения обеспечения исполнения контракта.

Об этом сказано в части 2 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

Также к извещению о проведении закупки у единственного поставщика стоит прикрепить проект контракта.

Обоснование

Этап 7. Подписание контракта

Если поставщик согласен со всеми условиями, то стороны подписывают контракт. С этого момента он считается заключенным.

Этап 8 (факультативный). Составление отчета о невозможности применять другие способы закупки

В некоторых случаях при заключении контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчик обязан в документально оформленном отчете обосновать невозможность или нецелесообразность применения конкурентных способов закупки, цену и иные существенные условия. Случаи, когда заказчик обязан составлять отчет, а когда нет, см. в таблице.

Сотрудники контролирующих ведомств при проведении проверок могут проверить, есть ли у заказчика данный отчет.

Его можно составить в произвольной форме.

В отчете нужно указать:

  • конкретный пункт части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, который послужил основанием для заключения контракта;
  • причину, по которой закупку нельзя было провести одним из конкурентных способов.

К таким причинам относятся, например:

  • срочность закупки в связи с определенными обстоятельствами (например, затруднение ежедневной работы);
  • риск признания конкурентной процедуры несостоявшейся из-за того, что со стороны поставщиков нет заинтересованности в заключении контракта. Например, из-за незначительной цены потенциальные поставщики могут не принимать участие в закупке;
  • отсутствие возможности получить экономию средств за счет проведения конкурентной закупки.

Готовый отчет не нужно размещать в ЕИС. Это внутренний документ заказчика. Об этом сказано вчасти 3 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.


Подборку статей на тему "Все об аренде":

Пригодится в работе: Сервис определения актуальных КБК. Все КБК в однмо месте.


Читайте в журнале "Упрощенка"
    Подробнее >>>

    Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



    Ваша персональная подборка

      Школа

      Проверь знания

      Проверь знания в новой школе Главбуха малого предприятия. Получи официальный документ

      Начать тест

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией


      Упрощёнка в Яндексе



      © 1997–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      Журнал «Упрощёнка» –
      об упрощённой системе налогообложения
      8 800 550-15-57

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Упрощёнка».
      Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62261 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных 

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Читайте дальше после регистрации (займет минуту)

      Сайт журнала «Упрощенка» — профессиональный ресурс для бухгалтеров и руководителей компаний на УСН.

      Чтобы продолжить чтение статьи, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Формы и образцы документов доступны бесплатно после регистрации.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль