В каких случаях и каким образом унитарное предприятие может быть приватизировано

437

Вопрос

В предоставленном ответе, а именно "Планирование приватизации" вы указываете "Чтобы приватизировать федеральное государственное унитарное предприятие (далее – федеральное предприятие), его включают в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества (далее – План приватизации)."Так каким способом должны включить предприятие в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества? Какой орган может это сделать? Как вообще избежать муниципальному предприятию приватизации имущества?

Ответ

сообщаем следующее: Чтобы приватизировать федеральное государственное унитарное предприятие, его включают в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества. План приватизации на определенный период утверждает Правительство РФ. Так, в настоящее действует План приватизации на период 2011–2013 гг. (утв. распоряжением Правительства РФ от 27.11.2010 № 2102-р).

Вопросы и особенности приватизации федеральных предприятий изложены в обосновании.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист»

1. В каких случаях и каким образом унитарное предприятие может быть приватизировано

«Поскольку собственником имущества унитарного предприятия (далее – предприятие) является государство – Российская Федерация или ее субъект, либо муниципальное образование, такое предприятие можно приобрести в частную собственность, то есть приватизировать.

Предприятие можно приватизировать путем его преобразования:

Для юриста важно, что в ходе приватизации на предприятие накладываются дополнительные ограничения по совершению сделок. В этой рекомендации описано, как планируется и в каком порядке проходит приватизация, а также рассмотрены ее последствия для самого предприятия.

Помимо этих вопросов, юристу предприятия может пригодиться также информация о том, какие меры можно принять заранее, чтобы предотвратить приватизацию. Ведь приватизация – это итог решения государственного или муниципального органа власти, который в ряде случаев может быть негативно воспринят как руководством предприятия, так и его сотрудниками.

Планирование приватизации

Чтобы приватизировать федеральное государственное унитарное предприятие (далее – федеральное предприятие), его включают в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества (далее – План приватизации).

План приватизации на определенный период утверждает Правительство РФ. Так, в настоящее действует План приватизации на период 2011–2013 гг. (прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества и основные направленияприватизации федерального имущества на 2011–2013 годы, утв. распоряжением Правительства РФ от 27 ноября 2010 г. № 2102-р).

Если предприятие в План приватизации не вошло, однако в отношении него начали проводить действия, связанные с приватизацией, то предприятие вправе обжаловать такие действия в суде.

Пример из практики: суд удовлетворил заявление предприятия о признании незаконными действий Росимущества, связанных с его приватизацией. Суд исходил из того, что предприятие не было включено в План приватизации *

Федеральное предприятие обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Росимущества, его территориального управления в городе Москве, связанных с приватизацией предприятия.

В частности, предприятие оспаривало то, что госорган:

  • обратился в налоговые органы с заявлением-уведомлением о начале процедуры его реорганизации;
  • опубликовал в журнале «Вестник государственной регистрации» информацию о нахождении его в стадии реорганизации;
  • утвердил передаточный акт подлежащего приватизации имущественного комплекса предприятия и передаточный акт объектов (в т. ч. исключительных прав), которые не подлежат приватизации в составе имущественного комплекса.

Рассмотрев обстоятельства дела, суд удовлетворил иск предприятия.

Суд исходил из того, что обязательным условием приватизации федерального государственного унитарного предприятия является включение его в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на соответствующий период. При этом он сослался на Правила разработки прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества, утвержденные постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2005 г. № 806.

В План приватизации на 2011–2013 годы предприятие включено не было.

Поэтому оспариваемые действия государственного органа по проведению приватизации, по мнению суда, не были основаны на законе (постановление ФАС Московского округа от 16 марта 2012 г. по делу № А40-47610/11-121-352).

Правительство РФ утверждает План приватизации на срок от одного года до трех лет.

В нем указывается перечень федеральных предприятий, которые планируется приватизировать в соответствующем периоде.

Чтобы федеральное предприятие было включено в План приватизации, предложение о его включении в него должен передать федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находится такое предприятие. Сделать он это должен не позднее чем за восемь месяцев до начала очередного финансового года. Предложение передается в Правительство РФ или уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.

Такое правило устанавливает пункт 2 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее – Закон о приватизации).

Для предприятий, собственниками имущества которых являются субъекты РФ или муниципальные образования, их приватизация также должна быть предусмотрена в плане приватизации имущества – муниципального или субъектного уровня.

Например, в субъекте РФ городе Москве действует среднесрочная программа приватизации государственного имущества города Москвы на 2011–2013 гг., утвержденная постановлением правительства Москвы от 14 сентября 2010 г. № 816-ПП.

Примеры планов приватизации муниципальных унитарных предприятий – план приватизации муниципального имущества городского округа «Железнодорожный» на 2012 год, утвержденный решением Совета депутатов городского округа «Железнодорожный» Московской области от 19 октября 2011 г. № 07/19постановление администрации г. Дубны Московской области от 27 декабря 2012 г. № 1014-П «Об утверждении прогнозного плана приватизации имущества, находящегося в муниципальной собственности города Дубны Московской области, на 2013 год» и т. д.

Нужно иметь в виду, что есть объекты и предприятия, находящиеся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена. Они перечислены в пунктах 2.1 и 3.1 приложения № 2 Указа Президента РФ от 24 декабря 1993 г. № 2284 «О Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации», а также в Указе Президента РФ от 22 июля 1994 г. № 1535 «Об Основных положениях Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года» (приложение № 3).

Стратегическое предприятие может быть включено в прогнозный план приватизации после принятия Президентом РФ решения о его исключении из числа стратегических (подп. «а» п. 2 Указа Президента РФ от 4 августа 2004 г. № 1009 «Об утверждении Перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ»).

Ограничения на совершение сделок в процессе приватизации

Со дня утверждения Плана приватизации предприятие без согласия собственника его имущества не вправе (п. 3 ст. 14 Закона о приватизации):

  • сокращать численность своих сотрудников;
  • совершать сделки (несколько взаимосвязанных сделок), цена которых:
  • превышает 5 процентов балансовой стоимости активов предприятия на дату утверждения его последнего балансового отчета
  • или более чем в 50 тысяч раз превышает установленный федеральным законом МРОТ;
  • совершать сделки (несколько взаимосвязанных сделок), связанные с возможностью отчуждения прямо или косвенно имущества, стоимость которого:
  • превышает 5 процентов балансовой стоимости активов предприятия на дату утверждения его последнего балансового отчета
  • или более чем в 50 тысяч раз превышает установленный федеральным законом МРОТ.

Сделки, совершенные в нарушение данного правила, могут быть признаны судом недействительными (ничтожными). Это отличает их от крупных сделок, которые являются оспоримыми и которые суд может признать недействительными только по требованию собственника имущества предприятия либо самого предприятия (абз. 3 п. 9 постановления от 29 апреля 2010 г. Пленума Верховного суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»);

Пример из практики: стороны заключили договор в нарушение Закона о приватизации. В связи с этим суд удовлетворил иск общества о взыскании с предприятия исполненного по недействительной сделке – аванса, процентов за пользование чужими денежными средствами и расходов на получение выписки из ЕГРЮЛ

Общество (заказчик) и предприятие (исполнитель) заключили договор на разработку программного обеспечения (далее – договор). По условиям договора исполнитель обязался разработать и передать с прилагаемой документацией заказчику программное обеспечение. Общая стоимость работ была согласована в размере 34 300 000 руб. В соответствии с условиями договора общество перечислило предприятию аванс в размере 50 процентов от общей стоимости работ.

Впоследствии общество в связи с нарушением условий договора предприятием заявило отказ от исполнения договора и потребовало возвратить сумму аванса, а также сумму пеней и процентов за пользование чужими денежными средствами.

В отношении предприятия арбитражный суд по другому делу ввел процедуру банкротства – наблюдение.

В связи с этим общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о включении в реестр требований кредиторов предприятия.

Однако суд отказал обществу в данном требовании. При этом суд исходил из следующего.

  • В отношении предприятия было принято решение о его приватизации в форме преобразования в ПАО.
  • Стороны заключили спорный договор в нарушение пункта 3 статьи 14 Закона о приватизации. А именно на момент его подписания балансовая стоимость активов предприятия составляла 135 041 000 руб. (по его Бухгалтерскому балансу), сумма сделки составила 34 300 000 руб., что значительно превышает 5 процентов балансовой стоимости активов и 10 процентов стоимости уставного капитала предприятия – 7000 руб.
  • Договор является крупной сделкой, так как связан с приобретением имущества, стоимость которого значительно превышает 5 процентов балансовой стоимости активов должника и 10 процентов стоимости уставного капитала предприятия.
  • Согласие собственника имущества должника на совершение крупной сделки предприятие не получило.

В связи с этим суд пришел к выводу, что спорный договор противоречит закону – статьям 20 и 23Федерального закона от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных предприятиях» и пункту 3 статьи 14 Закона о приватизации. То есть договор является ничтожным в силу статьи 168 Гражданского кодекса РФ.

Суд указал, что поскольку сделка предприятия и общества является ничтожной, то любые требования, вытекающие из реституции, в том числе и требование о возврате денежных средств, которые стороны получили по недействительной сделке, не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Это связано с тем, что эти требования не относятся к денежным обязательствам и обязательным платежам должника и рассматриваются вне рамок дела о банкротстве.

Поэтому общество обратилось в арбитражный суд с иском к предприятию о взыскании исполненного по недействительной сделке (договору) – аванса, процентов за пользование чужими денежными средствами и расходов на получение выписки из ЕГРЮЛ.

Суд удовлетворил иск общества. При этом суд указал, что предприятие заключило договор в нарушение пункта 3 статьи 14 Закона о приватизации. Таким образом, такой договор являлся недействительным (ничтожным) (постановление ФАС Поволжского округа от 17 ноября 2011 г. по делу № А72-720/2011,определением ВАС РФ от 30 января 2012 г. № ВАС-164/12 отказано в передаче дела для пересмотра в порядке надзора).

  • получать кредиты;
  • осуществлять выпуск ценных бумаг;
  • выступать учредителем хозяйственных товариществ или обществ, а также приобретать и отчуждать акции (доли) в уставном (складочном) капитале хозяйственных товариществ или обществ.

Такие правила устанавливает пункт 3 статьи 14 Закона о приватизации.

Как проводится приватизация

Для проведения приватизации составляется передаточный акт. Его утверждает орган, который отвечает за проведение реорганизации предприятия.

Передаточный акт составляется на основе:

  • данных акта инвентаризации предприятия;
  • аудиторского заключения;
  • документов о земельных участках, которые представлены в установленном порядке предприятию, и о правах на них.

В передаточном акте отражается состав подлежащего приватизации имущественного комплекса предприятия. В частности, в передаточном акте указываются все виды приватизируемого имущества предприятия, включая:

  • здания;
  • строения;
  • сооружения;
  • оборудование;
  • инвентарь;
  • сырье;
  • продукцию;
  • права требования;
  • долги, в том числе обязательства предприятия по выплате повременных платежей гражданам, перед которыми предприятие несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью;
  • права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права;
  • сведения о земельных участках, подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса предприятия.

Такое правило устанавливает пункт 1 статьи 11 Закона о приватизации.

В результате судебного процесса у предприятия образовалась задолженность. Однако она не была отражена в передаточном акте. Означает ли это, что такая задолженность не перешла к образованному после приватизации хозяйственному обществу – правопреемнику предприятия

Нет, не означает.

Задолженность все равно придется оплатить, поскольку она переходит к правопреемнику независимо от отражения ее в передаточном акте.

То обстоятельство, что на основании передаточного акта предприятие не получило задолженность, лишь указывает на несоблюдение установленного законодательством порядка оформления, подписания и утверждения передаточного (разделительного) акта. Однако это не может являться основанием для отказа в установлении правопреемства по обязательствам предприятия.

Пример из практики: в передаточном акте, составленном при приватизации предприятия, не была указана его задолженность. Несмотря на это, суд удовлетворил иск о взыскании неосновательного обогащения с акционерного общества – правопреемника предприятия

По иску ООО «А.» суд взыскал с ОАО «Д.» проценты за пользование чужими денежными средствами, которые возникли в связи с неосновательным обогащением.

Однако ОАО «Д.» не согласилось с таким решением и обратилось в суд с кассационной жалобой. По мнению ответчика, при преобразовании его из предприятия в ОАО в соответствии с передаточным актом не была передана задолженность перед ООО «А». Поэтому с него как с преобразованной организации необоснованно взыскали проценты за пользование денежными средствами по данной задолженности.

Кассационный суд пришел к выводу, что взыскание с ОАО «Д.» процентов по задолженности преобразованного юридического лица правомерно.

При этом суд указал, что при реорганизации юридического лица, в том числе и предприятия, правопреемство по всем обязательствам предприятия возникает у вновь образованного юридического лица, включая права и обязанности, которые:

  • не признаются и (или) оспариваются;
  • на момент реорганизации не отражены в соответствующих документах и даже не выявлены на момент реорганизации.

То обстоятельство, что на основании передаточного акта предприятия не была передана задолженность, взысканная с ответчика при рассмотрении другого судебного дела, указывает на несоблюдение порядка оформления, подписания и утверждения передаточного (разделительного) акта. Однако оно не может являться основанием для отказа в установлении правопреемства по обязательствам предприятия (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 1 июня 2011 г. по делу № А58-5514/2010).

Для отдельных предприятий предусмотрен особый порядок определения состава их активов, которые подлежат приватизации.

Речь идет о федеральных государственных унитарных предприятиях, в отношении которых государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» осуществляет от имени РФ полномочия собственника имущества.

Такой особый порядок установлен в статье 4 Федерального закона от 5 февраля 2007 г. № 13-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Это правило предусматривает пункт 5 статьи 11 Закона о приватизации.

Нужно ли согласие кредиторов на перевод их требований на правопреемника предприятия

Нет, такое согласие не нужно.

Кредиторы предприятия могут заявить свои требования, которые рассматриваются при определении состава подлежащего приватизации имущественного комплекса предприятия.

Такое правило устанавливает пункт 4.1 статьи 11 Закона о приватизации.

Если кредитор не был извещен о приватизации, это обстоятельство не является препятствием для госрегистрации прекращения деятельности предприятия и создания нового юридического лица (правопреемника предприятия) (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26 июня 2012 г. № 09АП-14391/2012, 09АП-16787/2012, 09АП-15963/2012 по делу № А40-18640/12-21-177).

Помимо состава приватизируемого имущества, передаточный акт должен содержать также:

  • расчет балансовой стоимости активов предприятия, которые будут приватизированы.

Расчет производится на основе данных промежуточного Бухгалтерского баланса, который подготавливается с учетом результатов проведения инвентаризации имущества предприятия, на дату составления акта инвентаризации (п. 2 ст. 11 Закона о приватизации).

Балансовая стоимость активов для приватизации определяется как сумма стоимости чистых активов предприятия, исчисленных по данным промежуточного Бухгалтерского баланса, и стоимости земельных участков. При этом из полученной суммы вычитается балансовая стоимость объектов, которые не будут приватизированы в составе имущественного комплекса предприятия.

В случае создания хозяйственного общества путем преобразования предприятия стоимость земельных участков принимается равной их кадастровой стоимости. В иных случаях такая стоимость принимается равной рыночной стоимости земельных участков. Она определяется в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Такое правило устанавливает пункт 3 статьи 11 Закона о приватизации;

  • сведения о размере уставного капитала хозяйственного общества, создаваемого посредством преобразования предприятия. Размер уставного капитала создаваемого хозяйственного общества определяется как равный балансовой стоимости активов для приватизации (абз. 5 п. 1 ст. 11 Закона о приватизации).

Имущество, которое не попало в состав подлежащих приватизации активов предприятия, изымает собственник.

Правительство РФ может установить виды исключительных прав, которые не подлежат приватизации в составе имущественного комплекса предприятия и передаются покупателю в пользование по лицензионному или иному договору. Такое правило устанавливает пункт 4 статьи 11 Закона о приватизации.

Преобразование в ПАО

Приватизация может осуществляться путем преобразования в ПАО. Несмотря на то что Закон о приватизации говорит о преобразовании в открытые акционерные общества, с 1 сентября 2014 года у акционерных обществ появилась новая классификация. В частности, разделение акционерных обществ на публичные и непубличные заменило прежнее деление на закрытые и открытые акционерные общества. И до приведения других законов в соответствие с новыми правилами приоритет имеют положения Гражданского кодекса РФ (ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ).

В передаточном акте предприятия, которое преобразуется в ПАО, наряду с этим указываются количество и номинальная стоимость акций (абз. 5 п. 1 ст. 11 Закона о приватизации). Чтобы предприятие было преобразовано в ПАО, размер его уставного капитала, определенный для приватизации, должен быть равен минимальному размеру уставного капитала, установленному законом, или превышать его.

То есть он должен составлять 100 000 руб. (ст. 26 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах») или превышать эту сумму (абз. 2 п. 2 ст. 13 Закона о приватизации).

Преобразование в ООО

В передаточном акте предприятия, которое преобразуется в ООО, наряду с этим указываются размер и номинальная стоимость доли единственного учредителя ООО – РФ, субъекта РФ или муниципального образования (абз. 5 п. 1 ст. 11 Закона о приватизации).

Предприятие может быть преобразовано в ООО в случае, если один из показателей деятельности предприятия не превышает предельные значения, которые устанавливает пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» для субъектов малого предпринимательства.

Имеются в виду следующие показатели:

  • средняя численность сотрудников или выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС, которые определяют за предшествующие приватизации три календарных года;
  • сумма остаточной стоимости его основных средств и нематериальных активов на последнюю отчетную дату.

Однако в любом случае предприятие должно быть преобразовано в ООО в случае, если определенный для приватизации размер уставного капитала хозяйственного общества будет ниже минимального размера уставного капитала ПАО, то есть менее 100 000 руб. (ст. 26 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»).

Такие правила устанавливают абзацы 3 и 4 пункта 2 статьи 13 Закона о приватизации.

Последствия приватизации предприятия в хозяйственное общество

Хозяйственное общество, которое было создано путем преобразования предприятия, становится правопреемником этого предприятия в соответствии с передаточным актом с момента его госрегистрации в Едином государственном реестре юридических лиц.

Причем хозяйственное общество является правопреемником со всеми изменениями состава и стоимости имущественного комплекса предприятия, которые произошли после принятия решения об условиях приватизации (п. 1 ст. 37 Закона оприватизации).

Предприятие не вправе передать своему правопреемнику имущество, которое не может находиться в частной собственности, например, причал (постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20 августа 2012 г. по делу № А56-72348/2011).

До первого общего собрания (акционеров ПАО или участников ООО) руководитель предприятия назначается директором (генеральным директором) образованного ПАО или ООО. Такое правило устанавливает пункт 5 статьи 37 Закона о приватизации.

Одновременно с утверждением устава ПАО или ООО (п. 6 ст. 37 Закона о приватизации):

  • определяется количественный состав совета директоров (наблюдательного совета);
  • назначаются члены совета директоров (наблюдательного совета) и его председатель;
  • образуется ревизионная комиссия или назначается ревизор общества на период до первого общего собрания (акционеров ПАО или участников ООО, если образование совета директоров (наблюдательного совета) и (или) ревизионной комиссии или назначение ревизора предусматривает устав ООО).

Если 100 процентов уставного капитала ООО принадлежит РФ, субъекту РФ или муниципальному образованию, в его уставе нельзя предусмотреть преимущественное право общества на приобретение доли, продаваемой его участником (п. 7 ст. 37 Закона о приватизации).

Закон о приватизации устанавливает еще одну особенность ООО, которые создаются в результате приватизации, – к ним не применяется правило о субсидиарной ответственности участников общества и независимого оценщика при завышении стоимости имущества, которое внесено для оплаты долей в уставном капитале общества (абз. 3 п. 2 ст. 15 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»). Такое правило устанавливает пункт 8 статьи 37 Закона о приватизации.

Кроме того, ПАО и ООО, которые созданы путем приватизации предприятия, вправе осуществлять предусмотренные их уставами виды деятельности на основании лицензий и иных разрешительных документов, выданных соответствующему приватизированному предприятию (п. 2.1 ст. 39 Закона о приватизации). То есть получать лицензии заново не требуется, однако их необходимо будет переоформить (ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»)».

2. Как унитарному предприятию избежать приватизации

«Приватизация предприятия осуществляется в форме преобразования в открытое акционерное общество или ООО (п. 1 ст. 13 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее – Закон о приватизации)).

Как правило, новость о приватизации предприятия может огорчить не только руководство предприятия, но и его сотрудников. Например, предприятие занимает комфортные для работы помещения, а по итогам приватизации оно может их лишиться, если они не будут включены в передаточный акт, поскольку не включенное в него имущество изымается собственником.

Чтобы унитарное предприятие было приватизировано, оно должно быть включено в прогнозный план (программу)приватизации. Подробнее см. В каких случаях и каким образом унитарное предприятие может быть приватизировано.

Как предприятие может избежать приватизации до возможного включения его в прогнозный план:

  • руководство предприятия может обратиться с просьбой к органу исполнительной власти, в подведомственности которого находится предприятие, поспособствовать тому, чтобы предприятие не было включено в план (программу) приватизации(или чтобы оно было исключено из него). Для этого нужно аргументировать негативные последствия приватизации(например, тем, что приватизация для данного конкретного предприятия будет несвоевременной, необоснованной, повлечет убытки и т. д.);
  • руководство предприятия может обратиться с просьбой к уполномоченному органу исполнительной власти провести реорганизацию предприятия в иную организационно-правовую форму, которую предусматривает действующее законодательство.

Каким образом можно преобразовать предприятие

Предприятие может быть преобразовано (Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»; далее – Закон о предприятиях):

  • в государственное или муниципальное учреждение;
  • в автономную некоммерческую организацию (далее – АНО).

Однако в АНО можно преобразовать только федеральное государственное унитарное предприятие.

Такое правило устанавливает пункт 1 статьи 34 Закона о предприятиях.

Поскольку обе организационно-правовые формы – это некоммерческие организации, нужно учитывать, что предприятие должно осуществлять свою деятельность в сферах, родственных некоммерческим.

При этом предприятие, которое преобразовано в учреждение или в АНО, сможет осуществлять коммерческую деятельность, поскольку некоммерческие организации могут осуществлять ее, если (абз. 2 п. 3 ст. 50 ГК РФ) она:

  • служит достижению целей, ради которых они созданы;
  • соответствует этим целям.

Внимание! Решение о реорганизации предприятие не может принимать самостоятельно.

Его принимает только собственник его имущества (п. 2 ст. 34 Закона о предприятиях).

Причем такое решение принимается на высоком уровне (например, для федеральных государственных унитарных предприятий – в лице Правительства РФ).

Совет

Руководству предприятия для проведения реорганизации стоит написать органу исполнительной власти, в подведомственности которого находится предприятие, письмо с просьбой о помощи, указав обоснование.

Таким обоснованием могут быть высокая репутация предприятия на рынке услуг, которые оно оказывает, уникальность существующей инфраструктуры предприятия, незаменимой в работе предприятия (наличие особых складов, помещений и т. д.) и которой оно может лишиться в результате приватизации, а также иные негативные последствия, связанные с приватизацией.

Реорганизацию нельзя оспорить как сделку. Поскольку реорганизация юридического лица не является сделкой и не может быть оспорена в суде по правилам признания сделок недействительными.

Пример из практики: суд отказал в иске о признании недействительной сделки по реорганизации предприятия путем его преобразования в государственное учреждение. Суд указал, что сама по себе реорганизация юридического лица не является сделкой и не может быть оспорена в суде по правилам признания сделок недействительными

Правительство Санкт-Петербурга приняло постановление о реорганизации государственного унитарного предприятия «Д.» путем преобразования в учреждение.

Передаточный акт утвердил Комитет по управлению городским имуществом.

МИФНС России произвела госрегистрацию создания учреждения путем реорганизации.

Реорганизацию решила оспорить санкт-петербургская образовательная общественная организация. Она обратилась в арбитражный суд с иском о признании недействительной сделки по данной реорганизации:

  • к МИФНС России;
  • к Комитету по управлению городским имуществом;
  • к Комитету по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры.

Суд отказал в иске. При этом суд указал, что:

  • решение о реорганизации принял уполномоченный орган;
  • какие-либо нарушения закона при проведении реорганизации отсутствуют;
  • истец избрал ненадлежащий способ защиты.

Сама по себе реорганизация не является сделкой и не может быть оспорена по правилам признания сделок недействительными. Сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (ст. 153 ГК РФ).

Основанием для проведения процедур реорганизации государственного унитарного предприятия «Д.» послужило постановление правительства Санкт-Петербурга.

Как подчеркнул суд, это постановление не было оспорено в установленном законом порядке. Кроме того, также не были оспорены регистрационные действия МИФНС России по внесению соответствующих изменений в ЕГРЮЛ (постановление ФАС Северо-Западного округа от 23 марта 2009 г. по делу № А56-3872/2008).*

Преобразование предприятия в государственное или муниципальное учреждение

Учреждение – это некоммерческая организация, которая создана собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (п. 1 ст. 120 ГК РФ).

Типами государственных, муниципальных учреждений, в которые возможно преобразовать унитарные предприятия, признаются:

  • автономные.

Автономное учреждение – это некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», далее – Закон об автономных учреждениях).

Плюсом такой организационно-правовой формы является то, что собственник имущества автономного учреждения не имеет права получать доходы от осуществления автономным учреждением деятельности и использовать закрепленное за ним имущество (п. 9 ст. 2 Закона об автономных учреждениях);

  • бюджетные.

Они создаются в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (п. 1 ст. 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», далее – Закон об НКО).

Имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления (п. 9 ст. 9.2 Закона об НКО);

  • казенные.

Они так же, как и бюджетные учреждения, создаются в целях обеспечения реализации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления (абз. 39 ст. 6 Бюджетного кодекса РФ).

Однако в отличие от бюджетных, казенные учреждения перечисляют доходы от своей деятельности в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ (абз. 2 п. 4 ст. 298 ГК РФ).

Совет

Учитывая то, что учреждения создаются в целях осуществления деятельности государственных или муниципальных органов, имеют установленные законом ограничения в хозяйственной деятельности, наиболее приемлемой для предприятия организационно-правовой формой для реорганизации является АНО.

Однако осуществить преобразование в АНО может только федеральное государственное унитарное предприятие (п. 1 ст. 34 Закона о предприятиях).

Преобразование предприятия в АНО

АНО – это не имеющая членства некоммерческая организация, которая создана в целях предоставления услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных сферах (п. 1 ст. 10 Закона об НКО).

Удобство такой организационно-правовой формы юридического лица по сравнению с предприятием в том, что АНО действует без тех многочисленных ограничений в хозяйственной деятельности, присущих предприятию.

АНО свободно распоряжается как своим движимым, так и недвижимым имуществом, в отношении нее не предусмотрены правила о крупных сделках, не установлена обязанность перечислять часть прибыли в бюджет и т. д.

Подробнее см. Чем унитарное предприятие отличается от иных организационно-правовых форм юридических лиц.

АНО как некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это:

  • служит достижению целей, ради которых она создана;
  • соответствует указанным целям (при условии что такая деятельность указана в ее учредительных документах).

Такой деятельностью признаются приносящие прибыль:

  • производство товаров и услуг, которое отвечает целям создания некоммерческой организации;
  • приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав;
  • участие в хозяйственных обществах;
  • участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.

Такое правило устанавливает статья 24 Закона об НКО.

Органами управления АНО будут являться:

1) коллегиальный высший орган управления (далее – КВОУ).

При этом закон устанавливает следующие правила:

– сотрудники АНО не могут составлять более чем 1/3 общего числа членов КВОУ (п. 5 ст. 29 Закона об НКО);

– АНО не вправе осуществлять выплату вознаграждения членам КВОУ (абз. 2 п. 5 ст. 29 Закона об НКО);

2) коллегиальный и (или) единоличный исполнительный орган.

Он осуществляет текущее руководство деятельностью АНО, подотчетен КВОУ и решает все вопросы, которые не составляют исключительную компетенцию КВОУ.

Это общие правила. Помимо этого Закон об НКО устанавливает, что акт Правительства РФ об учреждении АНО и ее устав могут предусматривать:

  • иные порядок формирования и срок полномочий органов управления АНО;
  • не предусмотренные Законом об НКО органы управления АНО;
  • иное разграничение компетенции между органами управления АНО, чем закрепляет Закон об НКО.

Такое правило устанавливает пункт 3 статьи 28 Закона об НКО.

Поскольку учредителем новой АНО будет являться Российская Федерация, то Правительство РФ должно назначить своих представителей в органах управления такой АНО (п. 5 ст. 10 Закона об НКО).

Правительство РФ назначает представителей по представлению Минэкономразвития России, подготовленному Росимуществом по согласованию с федеральным министерством либо федеральным органом исполнительной власти, наделенным полномочиями по управлению государственным имуществом.

Такое правило устанавливает пункт 1 постановления Правительства РФ от 27 января 2012 г. № 33 «Об участии представителей Российской Федерации в органах управления автономной некоммерческой организации».

Кто проводит преобразование предприятия

О том, какие органы непосредственно проводят реорганизацию предприятия в АНО либо в государственное или муниципальное учреждение, указывают следующие нормативные акты:

В частности, решение о реорганизации предприятия в форме преобразования в федеральные государственные учреждения или в АНО принимает Правительство РФ.

Проект решения Правительства РФ о реорганизации предприятия предусматривает цели, предмет и виды его деятельности. Так, в проекте решения о преобразовании предприятия должны быть определены:

  • основные цели деятельности учреждения или АНО;
  • наименование федерального органа исполнительной власти, который осуществляет полномочия учредителя учреждения или АНО;
  • необходимые мероприятия по преобразованию предприятия.

Вносят проекты решений в Правительство РФ федеральные министерства, государственные комитеты, федеральные агентства или службы, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ или Правительство РФ, по согласованию с Минэкономразвития России. Такие правила устанавливает пункт 3 постановления № 739».

Читайте в журнале "Упрощенка"
    Подробнее >>>

    Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



    Ваша персональная подборка

      Школа

      Проверь знания

      Проверь знания в новой школе Главбуха малого предприятия. Получи официальный документ

      Начать тест

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией


      Упрощёнка в Яндексе



      © 1997–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      Журнал «Упрощёнка» –
      об упрощённой системе налогообложения
      8 800 550-15-57

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Упрощёнка».
      Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62261 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных 

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Читайте дальше после регистрации (займет минуту)

      Сайт журнала «Упрощенка» — профессиональный ресурс для бухгалтеров и руководителей компаний на УСН.

      Чтобы продолжить чтение статьи, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Формы и образцы документов доступны бесплатно после регистрации.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль