Выплата пособий

73

Вопрос

Постановление Верховного Совета РСФСР от 01.11.1990 № 298/3-1 действует на все организации или только фермерские, интересует п. 1.6. Что относится к сельской местности? У нас завод в селе по производству сыра и переработки молока должны ли мы платить и какие санкиции за нарушение

Ответ

сообщаем следующее: Одно мнение сводится к тому, что пп. 1.6 Постановления ВС РСФСР от 01.11.1990 № 298/3-1 распространяется на все организации в сельской местности – см. «Кому положено пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет», « Отвечает чиновник. Роструд об особенностях выплаты пособий женщинам на селе». Однако судебная практика считает, что работодатели для работников, работающих в сельской местности не обязаны применять пп. 1.6 Постановления ВС РСФСР от 01.11.1990 № 298/3-1.

Данная мотивировка сводится к тому, что в настоящее время единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства устанавливает ФЗ от 19.05.1995 № 81-ФЗ.

Согласно ст. 2 ФЗ от 19.05.1995 № 81-ФЗ законодательство РФ о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих дополнительные виды материальной поддержки семей с детьми. В целях единообразного применения настоящего Федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В ст.3 ФЗ от 19.05.1995 № 81-ФЗ определено, что порядок и условия назначения и выплаты указанных государственных пособий устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в части, не определенной настоящим Федеральным законом.

Таким образом, п.1.6 Постановления ВС РСФСР от 01.11.1990 № 298/3-1 не может относиться к числу нормативных правовых норм, регулирующих вопросы назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист»

1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ БРЯНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА от 25.02.2014 № 33-488/14

«Н.А.А. обратилась в суд с данным иском, указав, что с 01.01.2006 года и по настоящее время работает в войсковой части 30114.

По условиям трудового договора место ее работы - город Брянск, 8-часовой день и 40-часовая рабочая неделя.

10 июля 2013 года ей стало известно о переходе с 01 июля 2013 года на 36-часовую рабочую неделю, поскольку воинская часть расположена в сельской местности - Брянский район Брянской области.

Ответчик с момента ее приема на работу нарушал трудовое законодательство, поскольку она еженедельно перерабатывала 4 часа.

Пособие по уходу за детьми Е.  года рождения, Олегом  года рождения, Витом  года рождения, Трифоном  года рождения в размере, предусмотренном п. 1.6 Постановления ВС РСФСР от 01.11.1990 г. N 298/3-1 ей не выплачивалось.*

После уточнения исковых требований просила взыскать в ее пользу ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения возраста 3-х лет в сумме 915 497 рублей 72 копейки; денежную компенсацию в сумме 230 601 рубль 25копеек; индексацию в размере 203 014 рублей 87 копеек; компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей. Также просила признавать незаконным бездействие командира войсковой части по внесению в трудовой договор изменений в части установления 36-часовой рабочей недели, возложить на командира войсковой части обязанность внести данные изменения в трудовой договор.

Решением суда в удовлетворении иска Н.А.А. отказано.

В апелляционной жалобе представитель Н.А.А. - Н. просит отменить решение суда по следующим доводам.

Суд незаконно применил последствия пропуска срока исковой давности ко всем требованиям, поскольку заявление о пропуске было заявлено по требованию о признании незаконным условий трудового договора. Срока исковой давности не пропускала, поскольку не знала о нарушенном праве до издания приказа от 01.07.2013 года.

Вывод суда о пропуске истицей трехмесячного срока обращения в суд неверен, так как в соответствии со ст. 392 ТК РФ трехмесячный срок обращения в суд применяется в отношении индивидуальных трудовых споров, сторонами которых являются работодатель и работник. Однако последствия пропуска срока исковой давности применены по заявлению привлеченных к участию в деле соответчиков, не являющихся работодателями истца, и данное заявление распространено на всех ответчиков. В случае применения последствий пропуска срока обращения в суд, судом должны быть рассмотрены по существу исковые требования за последние три месяца, предшествующие обращению в суд.

Отсутствие в ФЗ "О государственном пособии гражданам, имеющим детей" пособия, предусмотренного п. 1.6Постановления ВС РСФСР от 01.11.1990 г. N 298/3-1 не является основанием для отказа в удовлетворении данного требования.

На заседание судебной коллегии истица Н.А.А., представители ответчиков Войсковой части 30114, Министерства обороны РФ, ФКУ Объединенное стратегическое командование Западного военного округа не явились, о дате и времени рассмотрения апелляционной жалобы уведомлены надлежаще, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть жалобу без их участия.

Заслушав доклад по делу судьи Маклашова В.И., пояснения представителя Н.А.А. по доверенности Н., который поддержал доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, войсковая часть 30114 расположена в Брянском районе Брянской области на территории Новодарковичского сельского поселения.

Н.А.А. работает в в/ч с 01.06.2006 года по настоящее время.

За период трудовой деятельности истице предоставлялись отпуска по уходу за детьми Е. <...> года рождения, О. <...> года рождения, В. <...> года рождения, Трифоном <...> года рождения. Истица в период отпусков по уходу за детьми получала соответствующее пособие.

Трудовым договором режим рабочего времени не определен, в связи с чем, в соответствии с ч. 2 ст. 57 ТК РФ он является 8-часовым.

Приказом командира в/ч 30114 за N 80 от 01.07.2013 года с 01 июля 2013 года гражданскому персоналу в/ч из числа женщин установлена норма рабочего времени в количестве 36 часов в неделю на основании Постановления Верховного Совета РСФСР от 01.11.1990 года N 298/1 "О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе".

В своих доводах иска Н.А.А. ссылается, что в соответствии с пп. 1.3 п. 1 Постановления ВС РСФСР от 01.11.1990 N 298/3-1 "О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе" (далее - Постановление) с 1 января 1991 года для женщин, работающих в сельской местности установлена 36-часовая рабочая неделя, если меньшая продолжительность рабочей недели не предусмотрена иными законодательными актами. При этом заработная плата выплачивается в том же размере, что и при полной продолжительности еженедельной работы (41 час).

Пунктом 1.6 Постановления предусмотрено для данной категории граждан пособие по месту работы матери, отца или опекуна по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет ежемесячно в размере минимальной заработной платы на первого ребенка с увеличением пособия на 50 процентов на каждого последующего.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что требования истца не основаны на законе, трудовые права истицы и ее права на получение пособия по уходу за детьми ответчиком не нарушены. Кроме того, истицей пропущен процессуальный срок обращения в суд.

Судебная коллегия соглашается с решением суда по следующим основаниям.

Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" установил единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.

Согласно ст. 2 вышеназванного Федерального закона законодательство Российской Федерации о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих дополнительные виды материальной поддержки семей с детьми. В целях единообразного применения настоящего Федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В статье 3 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ определено, что порядок и условия назначения и выплаты указанных государственных пособий устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в части, не определенной настоящим Федеральным законом.

В этой связи суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что пункт 1.6 Постановления ВС РСФСР от01.11.1990 N 298/3-1 "О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе" не может относиться к числу нормативных правовых норм, регулирующих вопросы назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей*».

2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КАЛУЖСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА от 28.06.2012 № 33-1536/2012

«10 января 2012 года П. обратилась в суд с иском к ЗАО "А. "К." о выплате пособия по уходу за ребенком до трех лет за счет средств предприятия.

В обоснование иска П. указала, что 24 июля 2006 года она была принята на работу в ЗАО "А. "К." на должность , 01 марта 2007 года была переведена на должность ЗАО "А. "К.". года у нее родилась дочь А. и с 21.08.2008 года по 05.12.2009 года она находилась в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а с06.12.2009 года по 05.06.2011 года до трехлетнего возраста. Работодателем производилась выплата ежемесячного пособия до достижения ребенком возраста полутора лет, предусмотренного Федеральным законом от 19.05.1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей". Однако, пунктом 1.6 постановления Верховного Совета РСФСР от 01.11.1990 года N 298/3-1 "О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе" предусмотрена выплата пособия по месту работы матери, отца или опекуна по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет ежемесячно в размере минимальной заработной платы на первого ребенка с увеличением пособия на 50 процентов на каждого последующего, которое ЗАО "А. "К." истице не выплачивало, в связи с чем образовалась задолженность. Уточнив требования, истица просила взыскать с ответчика задолженность по уплате пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет в размере <...> рублей, компенсацию за задержку выплаты пособия в размере  рубль  копеек.

В судебном заседании истица исковые требования поддержала.

Представитель ответчика ЗАО "А. "К." в судебном заседании возражал против удовлетворения требования истицы.

Решением Козельского районного суда Калужской области в удовлетворении иска отказано.

В апелляционной жалобе П. поставлен вопрос об отмене решения суда и удовлетворении иска.

Выслушав представителя истицы, поддержавшего доводы жалобы, представителя ответчика, возражавшего против удовлетворения жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Из дела видно, что истица П. 24 июля 2006 года была принята на работу в ЗАО "А. "К." на должность , 01 марта 2007 года была переведена на должность  ЗАО "А. "К.".

 года П. родила дочь и с 21.08.2008 года по 05.12.2009 года она находилась в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, с 06.12.2009 года по 05.06.2011 года в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Изложенные обстоятельства сторонами не оспариваются.

Вопросы выплаты пособий по уходу за ребенком регулируются Федеральным законом от 19.05.1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".

Статьей 3 указанного Закона установлен исчерпывающий перечень государственных пособий гражданам, имеющим детей: пособие по беременности и родам; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребенка; ежемесячное пособие по уходу за ребенком; ежемесячное пособие на ребенка; единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью; единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву; ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.

Учитывая изложенные правовые нормы и фактические обстоятельства, вывод суда о том, что пособие, предусмотренное п. 1.6 постановления Верховного Совета РСФСР от 01.11.1990 года N 298/3-1 "О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе", в настоящее время не входит в единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с чем отсутствуют основания для возложения на ответчика обязанности по выплате указанного пособия, является обоснованным.

В этой связи решение суда об отказе в удовлетворении требований истицы является правильным.*

Судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, дана верная оценка представленным доказательствам, доводам и возражениям сторон и не допущено нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения.

Руководствуясь статьями 327328329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия».

Производственный календарь на 2017 год – нормы рабочего времени, праздничные даты, переносы и сокращенные дни в 2017 году.

Читайте в журнале "Упрощенка"
    Подробнее >>>

    Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



    Ваша персональная подборка

      Школа

      Проверь знания

      Проверь знания в новой школе Главбуха малого предприятия. Получи официальный документ

      Начать тест

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      Упрощёнка в Яндексе



      © 1997–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      Журнал «Упрощёнка» –
      об упрощённой системе налогообложения
      8 800 550-15-57

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Упрощёнка».
      Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-54792 от 17.07.2013

      
      • Мы в соцсетях
      Зарегистрируйтесь и читайте дальше без ограничений!

      Журнал Упрощенка

      «Упрощенка» — бесплатный профессиональный сайт для малого бизнеса.

      Читать без ограничений могут только зарегистрированные пользователи.

      Подарок за регистрацию — безлимитный доступ к сервису "Изменения для бухгалтеров". Очень нужен в августе!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Формы и образцы документов доступны бесплатно после регистрации.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль