Состав обязательных нормативных и локальных актов организации общественного питания

106

Вопрос

Какие кадровые нормативные и локальные акты должны быть в орг-ии общественного питания (ресторан)? ресторан, работающий в 2 смены по 9 чел в каждой.

Ответ

Состав обязательных нормативных и локальных актов организации следующий:

- учетная политика,

- положение о расчетах с подотчетными лицами,

- график документооборота,

- номенклатура дел,

- положение об оплате труда и премировании,

- штатное расписание,

- правила внутреннего трудового распорядка,

- документы, устанавливающие порядок обработки данных работников (положение о персональных данных),

- график см6енности.

Определенного перечня нормативных и локальных актов организации общественного питания нет. Состав обязательных кадровых документов смотрите ниже.

Предприятия общественного питания вправе руководствоваться так же следующими отраслевыми документами в части, не противоречащей более поздним нормативным актам по бухучету:

- Приказом Минторга СССР от 13 ноября 1986 г. № 260 "Об основных положениях по бухгалтерскому учету сырья (продуктов), товаров и производств в предприятиях общественного питания";

- Методкой учета сырья, товаров и производства в предприятиях массового питания различных форм собственности, утвержденной Роскомторгом от 12.08.1994 года № 11098/32-2.

Обоснование

Из справочника

Документы Обоснование Ссылки на обосновывающие нормативные акты Ссылки на материалы Системы
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ПО КАДРАМ
1 Трудовые договоры с сотрудниками По закону трудовые отношения между работодателем и сотрудником строятся на основании трудового договора ст. 16, 56, 57, 67 ТК РФ

Как создать шаблон трудового договора

Как заключить срочный трудовой договор

2 Трудовые книжки сотрудников Работодатель обязан вести трудовую книжку на каждого сотрудника, проработавшего у него свыше пяти дней, если такая работа является для сотрудника основной ч. 3 ст. 66 ТК РФ

Как заполнить трудовую книжку при приеме сотрудника на работу

Как внести записи о работе в трудовую книжку

3 Личные карточки сотрудников Работодатели обязаны вести личные карточки на всех своих сотрудников

п. 2 постановления Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1

п. 12 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. № 225

Как оформить личную карточку сотрудника
4 Документы, которыми оформляют прием на работу руководителя организации Руководитель коммерческой организации имеет двойственный статус – он является и сотрудником, и единоличным органом управления организации. Поэтому для его найма необходимо соблюдение определенных процедур

ст. 40 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ

ст. 69 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ

Как оформить прием на работу генерального директора
5 Табель учета рабочего времени Работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым сотрудником ст. 91 ТК РФ Формы учета рабочего времени
6 Штатное расписание (условно обязательный документ)

Штатное расписание применяют для оформления структуры, штатного состава и штатной численности организации. С одной стороны, в Трудовом кодексе РФ не сказано, что штатное расписание должно быть в каждой организации. С другой стороны, есть веские аргументы в пользу его оформления:

  • штатное расписание позволяет определиться с количеством сотрудников, необходимых организации, денежными суммами на их содержание и со структурой самой организации;
  • штатное расписание может подтвердить обоснованность применения льгот по налогам и отнесения расходов на себестоимость продукции, работ, услуг, затрат

ст. 15, 57 ТК РФ

раздел 1 указаний, утвержденных постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1

Как составить штатное расписание
7 Документы, которыми оформляют предоставление ежегодных оплачиваемых отпусков

Для предоставления ежегодных отпусков в организации оформляют:

  • график отпусков;
  • приказ о предоставлении отпуска;
  • записку-расчет о предоставлении отпуска
ст. 123 ТК РФ Какие документы нужно оформить при предоставлении сотруднику ежегодного оплачиваемого отпуска
8 Правила трудового распорядка  Правила трудового распорядка являются обязательным для работодателя документом, поскольку Трудовой кодекс РФ требует фиксировать отдельные вопросы трудовых отношений именно в этом документе ст. 15189, 190ч. 2 ст. 191 ТК РФ Как оформить Правила трудового распорядка
9 Положение о работе с персональными данными сотрудников  Порядок получения, обработки, передачи и хранения персональных данных сотрудников должен быть установлен в отдельном локальном акте организации ст. 87 ТК РФ Как организовать обработку персональных данных сотрудников
10 Расчетный листок и локальный акт, утвердивший такую форму Работодатель обязан в письменной форме известить каждого сотрудника о сумме, причитающейся ему за соответствующий период. Для этого сотрудникам выдают расчетные листки ст. 136 ТК РФ Выдача расчетного листка
11 Документы воинского учета Все организации обязаны вести воинский учет своих сотрудников

подп. 6 п. 1 ст. 8 Закона от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ

п. 7 ст. 8 Закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ

Положение, утвержденное постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719

Методические рекомендации Генштаба Вооруженных сил РФ от 11 апреля 2008 г.

Как организовать воинский учет персонала

Как оформить документы, если сотрудник призван на военные сборы

12 Документы, которыми оформляют проведение специальной оценки условий труда Для обеспечения сотрудникам безопасных условий труда работодатель должен проводить мероприятия по улучшению условий и охраны их труда. К таким мероприятиям относится и специальная оценка условий труда

ст. 212, ч. 3 ст. 226 ТК РФ

п. 1 Перечня, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 1 марта 2012 г. № 181н

Как провести специальную оценку условий труда
13 Документы, которыми оформляют обучение сотрудников охране труда, а также проверку их знаний в этой области Работодатель обязан организовывать и своевременно проводить обучение сотрудников безопасным методам работы и проверку их знаний в области охраны труда

абз. 7 ч. 2 ст. 212 ТК РФ

п. 1.7 Порядка, утвержденного постановлением от 13 января 2003 г. Минтруда России № 1 и Минобразования России № 29

Как организовать обучение по охране труда сотрудников

Как провести инструктаж по охране труда

Как организовать обучение сотрудников мерам пожарной безопасности

Как организовать оказание первой помощи на рабочем месте

Как составить инструкцию по охране труда

14 Номенклатура дел Номенклатура дел – один из основных документов, который должен быть разработан в организации. В нем содержится информация о том, какие документы и в каком подразделении следует вести, кто с ними должен работать, где и в течение какого времени они должны храниться п. 3.2.5 Государственной системы документационного обеспечения управления (ГСДОУ), утвержденной приказом Главархива СССР от 25 мая 1988 г. № 33 Как составить номенклатуру дел в кадровой службе
15 Документы, которыми оформляют уничтожение устаревших документов организации * Архивные документы организации с истекшим сроком хранения подлежат уничтожению* п. 2.3.2, 2.4.1, 2.4.4 Правил, одобренных решением коллегии Росархива от 6 февраля 2002 г. Как выявлять и уничтожать устаревшие документы
<…>

Из статьи журнала «Бухгалтерия ИП» № 3, Март 2013

Перечень первичной кадровой документации

Форма Наименование формы
Т-1 Приказ (распоряжение) о приеме работника на работу
Т-1а Приказ (распоряжение) о приеме работников на работу
Т-2 Личная карточка работника
Т-3 Штатное расписание
Т-5 Приказ (распоряжение) о переводе работника на другую работу
Т-5а Приказ (распоряжение) о переводе работников на другую работу
Т-6 Приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска работнику
Т-6а Приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска работникам
Т-7 График отпусков
Т-8 Приказ (распоряжение) о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении)
Т-8а Приказ (распоряжение) о прекращении (расторжении) трудового договора с работниками (увольнении)
Т-9 Приказ (распоряжение) о направлении работника в командировку
Т-9а Приказ (распоряжение) о направлении работников в командировку
Т-10 Командировочное удостоверение
Т-10а Служебное задание для направления в командировку и отчет о его выполнении
Т-11 Приказ (распоряжение) о поощрении работника
Т-11а Приказ (распоряжение) о поощрении работников
Т-12 Табель учета рабочего времени и расчета оплаты труда
Т-13 Табель учета рабочего времени
Т-49 Расчетно-платежная ведомость
Т-51 Расчетная ведомость
Т-53 Платежная ведомость
Т-53а Журнал регистрации платежных ведомостей
Т-54 Лицевой счет
Т-60 Записка-расчет о предоставлении отпуска работнику
Т-61 Записка-расчет при прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении)
Т-73 Акт о приеме работ, выполненных по срочному трудовому договору, заключенному на время выполнения определенной работы

Из статьи Бухгалтерский учет в общественном питании

Типовая учетная политика в общественном питании

Как известно, российское бухгалтерское законодательство обязывает любую компанию формировать и утверждать свою учетную политику, в которой организация закрепляет используемые ею способы учетной работы. В полной мере это требование распространяется и на организации общественного питания, которые, как и все другие российские компании, обязаны вести бухгалтерский учет.

Отметим, что в своем нормативном документе организация общественного питания закрепляет только те аспекты, в части которых бухгалтерское и налоговое законодательство содержит многовариантные способы учетной работы.

В настоящее время с учетом новых условий хозяйствования и изменений в законодательстве методическое обеспечение учетного процесса в общественном питании нуждается в значительном реформировании и усовершенствовании. Поэтому для организаций общественного питания учетная политика является тем основным инструментом, без которого фактически невозможно правильно организовать и построить систему бухгалтерского учета в данной организации.

При формировании своей учетной политики организация, оказывающая услуги общепита должна руководствоваться нормами Федерального закона от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № 402-ФЗ).

Требование о формировании и утверждении учетной политики установлено статьей 8 Закона № 402-ФЗ, согласно которой организация самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь при этом законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами.

Как видим Закон № 402-ФЗ содержит только общие принципы учетной политики, а конкретные правила ее формирования определены Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденным Приказом Минфина Российской Федерации от 6 октября 2008 года № 106н (далее – ПБУ 1/2008).

Отметим, что ПБУ 1/2008 применяется в части, не противоречащей Закону № 402-ФЗ (Информация Минфин Российской Федерации № ПЗ-10/2012 «О вступлении в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

В силу ПБУ 1/2008 учетная политика представляет собой принятую в организации совокупность способов ведения бухгалтерского учета – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

Так как учетная политика охватывает всю систему учета от первичного наблюдения до обобщения итогов, то ПБУ 1/2008 обязывает организацию в качестве приложений к учетной политике утверждать:

  • рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
  • формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов внутренней бухгалтерской отчетности;
  • порядок проведения инвентаризации активов и обязательств;
  • способы оценки активов и обязательств;
  • правила документооборота и технологию обработки учетной информации;
  • порядок контроля над хозяйственными операциями;
  • другие решения, необходимые для организации и ведения бухгалтерского учета.

При формировании своего учетного регламента организация общепита должна исходить из допущений, перечисленных в пункте 5 ПБУ 1/2008. Одним из допущений, перечисленных в указанной норме, является допущение временной определенности, то есть когда факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами.

Внимание: если организация общепита относится к субъектам малого бизнеса и при этом не размещает публично ценные бумаги, то она вправе отступить от допущения временной определенности фактов хозяйственной деятельности, то есть в бухгалтерском учете она может определять свои доходы и расходы кассовым методом. На что, кстати, указывает и пункт 12 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации от 6 мая 1999 года № 32н. Если компания пользуется данным правом, то это положение обязательно вносится в свой учетный регламент, а отступление от допущения временной определенности указывается организацией в пояснительной записке, прилагаемой к отчетности фирмы.

Вместе с тем, по мнению автора, сегодня применение кассового метода представляется не вполне оправданным, так как финансовая отчетность, сформированная при его применении, не содержит информации необходимой для принятия своевременных управленческих решений. А если учесть то обстоятельство, что кассовый метод практически не урегулирован нормативно, то применять его в своей деятельности захотят немногие.

Внимание: признание бухгалтерских доходов по кассовому методу влечет за собой кассовый метод признания расходов, на что указывает пункт 18 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации от 6 мая 1999 года № 33н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99».

Согласно пункту 6 ПБУ 1/2008 учетная политика организации общественного питания должна обеспечивать следующие требования:

  • требование полноты – полноту отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности;
  • требование своевременности – своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности);
  • требование осмотрительности – большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов;
  • требование приоритета содержания перед формой – отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования;
  • требование непротиворечивости – тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца;
  • требование рациональности – рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйствования и величины организации.

Как и все остальные, организации общественного питания должны иметь учетную политику не только для ведения бухгалтерского учета, но и в целях налогообложения. На это указывают положения налогового российского законодательства, в частности главы 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), а также главы 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ. Подтверждает это и судебная практика. Как отметил ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 20 ноября 2006 года по делу № Ф04-7773/2006(28631-А46-26), учетная политика влияет на формирование налоговых обязательств организации перед бюджетом и затрагивает порядок исчисления налога, в силу чего наличие ее в организации является обязательным.

Систему налогового учета организация общественного питания формирует самостоятельно, руководствуясь принципом последовательности применения норм и правил налогового учета. Говоря другими словами, указанная система применяется организацией последовательно от одного налогового периода к другому. Принципы формирования налоговой учетной политики заложены в статье 313 НК РФ.

Порядок ведения налогового учета закрепляется организацией общественного питания в учетной политике для целей налогообложения (далее – налоговая политика), которая утверждается соответствующим приказом (распоряжением) руководителя и применяется с 1 января года, следующего за годом ее утверждения.

Обратите внимание, что вновь созданная организация общественного питания должна утвердить учетную политику до окончания первого налогового периода, но применять ее следует уже со дня создания фирмы, на это прямо указано в пункте 12 статьи 167 НК РФ.

Принятая организацией общепита учетная политика (как бухгалтерская, так и налоговая) является обязательной для всех ее обособленных подразделений. На это указывают и финансисты в своих Письмах от 16 февраля 2012 года № 03-03-06/1/88, от 10 августа 2010 года № 07-02-06/119 и в ряде других.

При этом, однажды сформировав свою учетную политику, применяемую в целях ведения бухгалтерского и налогового учета, организация общепита может пользоваться ею постоянно, внося в нее изменения и дополнения лишь по необходимости. Необходимость внесения изменений в учетную политику компании может возникать в случаях:

  • изменения законодательства (как бухгалтерского, так и налогового). Пользоваться внесенными изменениями организация сможет не ранее, чем «обновленные» нормы законодательства вступят в силу.
  • изменения применяемых методов учета. Такие изменения учетной политики фирма сможет применять только с начала нового календарного года.

Иных оснований для изменения учетной политики у организации быть не может!

Правда, помимо изменений учетной политики следует различать ее дополнения, необходимость внесения которых может возникнуть при возникновении каких либо фактов хозяйственной жизни впервые, при осуществлении новых видов деятельности, при реорганизации и так далее. Имейте в виду, что дополнить свой учетный регламент организация может в течение года в любой момент, на что в частности указывают пункт 10 ПБУ 1/2008, статья 313 НК РФ, а также разъяснения Минфина Российской Федерации, содержащиеся в Письме от 14 апреля 2009 года № 03-03-06/1/240.

Внимание: внесение любых изменений и дополнений в учетную политику производится в том же порядке, что и утверждение самой учетной политики – отдельным приказом руководителя фирмы.

В части изменений налоговой политики по причине изменений налогового законодательства, по мнению автора, нужно обратить внимание на следующее.

Прежде чем корректировать свой налоговый регламент по причине налоговых поправок, организации общепита следует провести анализ обновленных норм НК РФ и оценить, какие последствия возникнут у нее в связи с такими поправками.

Заметим, что сам НК РФ не устанавливает сроков корректировки налоговой политики налогоплательщика по этому основанию. Из статьи 5 НК РФ вытекает, что в отличие от поправок, улучшающих положение компании, изменения норм налогового законодательства, ухудшающие положение налогоплательщика, обратной силы не имеют. Из этого следует, что при ухудшении своего положения организация всегда может доказать, что обновленные нормы законодательства она обязана применять после вступления обновленных норм в силу, но не ранее 1-го числа очередного календарного года. Учитывая то, что налоговым периодом по налогу на прибыль является год, то, следовательно, датой применения новых норм станет 1 января года, следующего за годом принятия налоговых поправок.

Понятно, что любые изменения, внесенные организацией общепита в свой стандарт ведения бухгалтерского учета, влекут за собой определенные последствия. Если изменения, внесенные в учетную политику, способны привести к существенным изменениям в финансовом положении фирмы, то их следует оценить в денежном выражении.

Причем оценка таких последствий производится на основании выверенных организацией данных на дату, с которой применяется измененный способ ведения бухгалтерского учета. При этом ПБУ 1/2008 допускает два возможных способа отражения последствий изменения учетной политики:

  • ретроспективный;
  • перспективный.

Если компания является субъектом малого предпринимательства и при этом не является эмитентом публично размещаемых ценных бумаг, то она может пользоваться только перспективным методом отражения последствий изменения учетной политики. Такое право для указанной категории коммерческих фирм, а также для социально ориентированных некоммерческих организаций закреплено в пункте 15.1 ПБУ 1/2008. Для реализации данной возможности организация общепита должна предусмотреть это в своем учетном регламенте.

Не забудьте, что изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности. Кстати, аналогичное требование вытекает и из пункта 10 Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации от 6 июля 1999 года № 43н, а также из пункта 35 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации от 29 июля 1998 года № 34н (далее – Положение № 34н).

Состав и содержание информации об учетной политике, подлежащей обязательному раскрытию в бухгалтерской отчетности по конкретным вопросам бухгалтерского учета, устанавливаются соответствующими положениями по бухгалтерскому учету.

Если организация публикует свою отчетность не в полном объеме, то информация об учетной политике подлежит раскрытию как минимум в части, непосредственно относящейся к опубликованным данным.

Напомним, что информация об изменении учетной политики раскрывается в пояснительной записке, входящей в состав бухгалтерской отчетности организации.

Причем в обязательном порядке приводится не только причина изменения учетной политики, но и содержание таких изменений, а именно:

  • порядок отражения последствий изменения учетной политики в бухгалтерской отчетности;
  • суммы корректировок, связанных с изменением учетной политики, по каждой статье бухгалтерской отчетности за каждый из представленных отчетных периодов, а если организация обязана раскрывать информацию о прибыли, приходящейся на одну акцию, то и по данным о базовой и разводненной прибыли (убытку) на акцию;
  • суммы соответствующей корректировки, относящейся к отчетным периодам, предшествующим представленным в бухгалтерской отчетности, – до той степени, до которой это практически возможно.

Организация общественного питания при формировании своей учетной политики должна учесть следующее:

1) Организационные моменты.

В качестве организационных моментов учитываются отраслевые и структурные особенности организации общественного питания, виды осуществляемой деятельности, а также приводится перечень применяемых отраслевых инструкции и рекомендаций.

Кроме того, здесь указываются сведения об отчетном периоде, об организации ведения бухгалтерского учета, приводится перечень и формы используемой «первички» и бухгалтерских регистров, график документооборота, порядок проведения инвентаризаций, формирования бухгалтерской отчетности и так далее.

Отчетный период.

По общему правилу, установленному статьей 15 Закона № 402-ФЗ, отчетным периодом для целей бухгалтерского учета является календарный год, под которым понимается период времени с 1 января по 31 декабря включительно.

Исключение установлено лишь для вновь созданных, реорганизуемых и ликвидируемых фирм.

В частности если речь идет о вновь созданной компании, то у нее отчетным периодом признается иной период времени, определение которого зависит от даты государственной регистрации фирмы.

Если организация общественного питания зарегистрирована после 30 сентября 2013 года, то в своей учетной политике она может закрепить, что ее первым отчетным периодом признается период времени:

  • с даты государственной регистрации по 31 декабря года создания компании;
  • с даты государственной регистрации по 31 декабря календарного года, следующего за годом государственной регистрации.

Понятно, что выбор второго из указанных вариантов позволяет увеличить рамки отчетного периода – первый раз фирме придется отчитаться за период времени с момента государственной регистрации по 31 декабря 2014 года включительно.

Организация ведения бухгалтерского учета.

В соответствии со статьей 7 Закона № 402-ФЗ за организацию ведения бухгалтерского учета и хранение бухгалтерской документации отвечает руководитель экономического субъекта.

Причем руководитель организации общепита обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или на иное должностное лицо организации, либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета. Если компания представляет собой субъект малого или среднего бизнеса, то руководитель фирмы вправе вести бухгалтерский учет сам. Однако последний вариант организации ведения учета скорее исключение, чем правило, поэтому в малых и средних фирмах учет обычно учет ведется силами штатного бухгалтера в одном лице, а в крупных компаниях посредством отдельной структуры – бухгалтерской службой, возглавляемой главным бухгалтером.

Избранный руководством вариант ведения учета фиксируется в учетной политике организации.

Рабочий план счетов.

При разработке своего рабочего плана счетов организация общепита должна руководствоваться тем составом хозяйственных операций, которые осуществляются ею постоянно, кроме того нужно учесть факты хозяйственной жизни, входящие в ближайшие планы компании.

При этом необходимо учитывать такие факторы, как структура и масштабы организации, достаточность существующих счетов синтетического учета, необходимость ведения раздельного учета, взаимоувязки показателей бухгалтерского и налогового учета, требования в части формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности и так далее.

Формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета.

Заметим, что нормы Закона № 402-ФЗ и ПБУ 1/2008 предписывают организациям закреплять в учетной политике не только самостоятельно разработанные формы используемой «первички», а все формы первичных учетных документов, используемые ими для документального подтверждения фактов своей хозяйственной жизни.

Пунктом 4 статьи 9 Закона № 402-ФЗ установлено, что формы первичных документов (за исключением организаций государственного сектора) утверждаются руководителем компании с подачи главного бухгалтера или иного лица, на которое возложено ведение учета.

Таким образом, в качестве документального подтверждения фактов хозяйственной жизни организация общепита вправе пользоваться любыми формами документов, в том числе и самостоятельно разработанными, отвечающими требованиям статьи 9 Закона № 402-ФЗ.

Обращаем Ваше внимание, что «первичка» по-прежнему составляется при совершении факта хозяйственной жизни, и только, если это не представляется возможным, допускается составление первичных учетных документов сразу после его окончания. Причем с 1 января 2013 года оформлять первичные бухгалтерские документы организация вправе не только в привычном бумажном варианте, но и в виде электронных документов, подписанных электронной подписью. При этом за организацией сохраняется обязанность по требованию контрагента выдавать бумажную копию электронного документа.

Внимание: так как Закон № 402-ФЗ не запрещает применять унифицированные формы первичной документации, то, по мнению автора, организация общепита может предусмотреть их использование, закрепив соответствующее положение и их перечень в учетной политике, а самостоятельно разработанные документы (например, справку бухгалтера, форму претензионного письма, акта о проведении взаимозачета и так далее) вынести в отдельное приложение к своему стандарту.

Помимо форм первичных документов в учетной политике нужно закрепить используемые формы бухгалтерских регистров. Причем с 1 января 2013 года все бухгалтерские регистры должны содержать обязательные реквизиты, состав которых приведен в пункте 4 статьи 10 Закона № 402-ФЗ.

Вести их можно также как в бумажном виде, так и в электронной форме. Регистры в форме электронных документов, заверяются электронной подписью, на что указывает пункт 6 статьи 10 Закона № 402-ФЗ.

Так как сейчас подавляющее число фирм ведут бухгалтерский учет с помощью специализированных бухгалтерских программ, то в данном разделе организация общественного питания может указать наименование используемой лицензионной программы. Формы дополнительных регистров бухгалтерского учета, используемых организацией, не «зашитых» в алгоритм программного обеспечения, следует вынести в отдельное приложение учетной политики.

Порядок проведения инвентаризации.

В части проведения ревизий, кроме случаев обязательного проведения инвентаризаций, перечень которых приведен в пункте 27 Положения № 34н, организация общепита может предусмотреть инициативные инвентаризации, например, ежеквартальную проверку кассы или материально-производственных запасов по местам их хранения. Помимо состава добровольных ревизий, в учетной политике следует закрепить порядок проведения инвентаризаций и оформления ее результатов.

Кроме того в учетной политике нужно зафиксировать порядок составления бухгалтерской отчетности.

Внимание: если организация общественного питания относится к субъектам малого предпринимательства, то на основании пункта 6 Приказа Минфина Российской Федерации от 2 июля 2010 года № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (далее – Приказ № 66н) она может формировать свою бухгалтерскую отчетность по следующей упрощенной системе:

  • в бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках включаются показатели только по группам статей (без детализации показателей по статьям);
  • в приложениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках приводится только наиболее важная информация, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

Причем с 28 октября 2012 года такие организации вправе пользоваться специальными формами баланса и отчета о прибылях и убытках, приведенными в Приложении № 5 к Приказу № 66н. Указанные формы бухгалтерской отчетности по сравнению с общими формами отчетности, содержат лишь укрупненные показатели в силу чего их количество значительно меньше.

2) Способы оценки имущества и обязательств и методы их отражения в бухгалтерском учете.

В учетной политике организации общественного питания в обязательном порядке необходимо закрепить следующую информацию:

  • о нематериальных активах (далее – НМА) – указывается их состав, оценка в целях бухгалтерского учета, определение срока полезного использования, методы начисления амортизации, возможность применения повышенных норм амортизации, переоценки и так далее;
  • об основных средствах организации (далее – ОС) – указываются критерии отнесения активов к основным средствам, порядок учета ОС, стоимость которых не превышает 40 000 рублей, оценка ОС, методы начисляемой амортизации, порядок переоценки, восстановление ОС;
  • о материально-производственных запасах (далее – МПЗ). Здесь организация общепита закрепляет: порядок отнесения имущества к МПЗ, метод учета сырья (продуктов) на кухне (по фактической себестоимости с применением счета 10 «Материалы» или по учетным ценам с применением счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей»); учет движения МПЗ; методы списания их в производство (ФИФО, средняя себестоимость или себестоимость единицы) и так далее;
  • о товарах (продуктах питания, если организация общественного питания ведет учет продуктов на счете 41 «Товары»). Здесь организация закрепляет такие моменты, как: методы оценки товаров; учет транспортных расходов; методы отпуска товаров в производство и так далее;
  • об учете затрат на производство. В этом подразделе закрепляется состав на производство готовой продукции и указывается их метод учета, а также порядок учета незавершенного производства;
  • об учете финансовых результатов деятельности организации общественного питания. Этот подраздел должен содержать информацию о доходах и расходах организации, о том, каким образом в учете будут отражаться возникающие курсовые разницы, как производится списание дебиторской задолженности, учет прибылей (убытков) прошлых лет, выявленных в отчетном периоде.

Кроме того, в учетной политике организации общепита должны быть закреплены положения об учете заимствований, финансовых вложений, оценочных обязательств и так далее.

Налоговая политика. В налоговой политике организация общественного питания должна указать, кем и как формируются данные налогового учета.

Источником информации для определения налоговой базы могут служить регистры бухгалтерского учета. Однако если они не содержат достаточной информации, то следует вести самостоятельные реестры налогового учета на бумажных носителях, в электронном виде или на любых машинных носителях.

Формы регистров, а также порядок отражения в них аналитических данных налогового учета и первичных учетных документов устанавливаются приложениями к учетной политике для целей налогообложения согласно статье 314 НК РФ. При их разработке необходимо помнить о списке обязательных реквизитов, предусмотренных статьей 313 НК РФ:

  • наименование регистра;
  • период (дата) составления;
  • измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;
  • наименование хозяйственных операций;
  • подпись (расшифровка подписи) лица, ответственного за составление регистра.

За правильность отражения хозяйственных операций в регистрах налогового учета отвечают лица, составившие и подписавшие их. Внесение исправлений в регистры должно быть обосновано и подтверждено подписью ответственного лица, внесшего их, с указанием даты записи.

Отметим, что налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета.

Хотя, если организация общественного питания затрудняется самостоятельно разработать такие документы, то за основу можно взять рекомендуемые формы налоговых регистров, приведенных в Рекомендациях МНС Российской Федерации «Система налогового учета, рекомендуемая МНС Российской Федерации для исчисления прибыли в соответствии с нормами главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации».

Если организация общественного питания применяет общую систему уплаты налогов, то по общему правилу она признается налогоплательщиком НДС.

В части НДС налоговая политика организации общественного питания должна содержать следующую информацию:

1. Распределение входного НДС между операциями, облагаемыми налогом и освобожденными от налогообложения.

Организации общественного питания могут одновременно осуществлять как облагаемые (пункт 1 статьи 146 НК РФ), так и не облагаемые НДС операции (пункт 2 статьи 146 НК РФ, статья 149 НК РФ).

В этом случае в соответствии с пунктом 4 статьи 149 НК РФ организации общественного питания следует организовать раздельный учет сумм НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе ОС и НМА, имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций.

Необходимость ведения раздельного учета связана с тем, что суммы «входного» НДС по товарам (работам, услугам), имущественным правам, используемым для осуществления облагаемых НДС операций, принимаются к вычету, а не облагаемых – учитываются в их стоимости.

Внимание: если раздельный учет не ведется, то суммы НДС не только не принимаются к вычету, но и не включаются в состав расходов, учитываемых для целей налогообложения прибыли.

Так как главой 21 НК РФ порядок ведения раздельного учета не определен, то методику его ведения организация должна разработать сама и закрепить ее использование в налоговой политике. За основу методики распределения сумм «входного» налога можно взять пропорциональный метод, установленный пунктом 4 статьи 170 НК РФ.

Указанная пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных за налоговый период.

Рассчитывать такую пропорцию нужно за квартал, так как сейчас все уплачивают налог поквартально. Такие же разъяснения по этому поводу дают и налоговики в Письме ФНС Российской Федерации от 24 июня 2008 года № ШС-6-3/450@ «О порядке ведения с 1 января 2008 года раздельного учета НДС». Согласен с фискальными органами и Минфин Российской Федерации, на что указывает Письмо от 26 июня 2008 года № 03-07-11/237. Исключение составляет лишь случай определения доли НДС, принимаемого к вычету по основному средству или нематериальному активу, принимаемым на учет в первом или втором месяцах квартала – в этом случае налогоплательщик вправе использовать пропорцию по итогам месяца приобретения внеоборотного актива.

Пример.

Организация общественного питания помимо своего обычного вида деятельности реализует продукты питания собственного производства школьной столовой, продажа которых согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 149 НК РФ не подлежит обложению НДС.

За отчетный период выручка от реализации продуктов питания школьной столовой составила 140 000 рублей, а выручка от продажи облагаемой продукции – 708 000 рублей, в том числе НДС – 108 000 рублей. Сумма «входного» НДС по «общим» издержкам обращения составила 20 000 рублей.

Доля выручки от реализации продуктов питания, не облагаемых НДС, составит:

140 000 рублей/(140 000 рублей + 600 000 рублей) × 100% =18,91%, а доля выручки облагаемых операций – 81,09%.

Следовательно, сумма НДС в части общих издержек обращения в размере 20 000 рублей × 18,91% = 3 782 рубля, учитывается в стоимости приобретенных услуг, а величина в размере 20 000 рублей × 81,09% = 16 218 рублей принимается к вычету.

Приобретая активы, организация общественного питания не всегда знает, где и на какие цели они будут израсходованы. В том случае, если входной НДС по такому имуществу был принят к вычету, то, например, при использовании этого имущества на непроизводственные цели организация должна будет восстановить суммы налога.

Таким образом, в целях правильности исчисления НДС организации общественного питания очень важно закрепить в учетной политике такие важные моменты, как:

  • организация и способы ведения раздельного учета;
  • способы корректировки ранее зачтенных сумм по НДС.

2. НДС по нормируемым затратам.

В соответствии с абзацем 2 пункта 7 статьи 171 НК РФ по расходам, принимаемым в целях налогообложения в пределах норм, НДС принимается к вычету только в пределах таких норм.

Применяя это правило, организация общественного питания должна указать порядок распределения сумм налога по нормируемым расходам (на основании налоговых регистров или по данным бухгалтерского учета).

В частности, в пределах установленных норм принимаются:

  • представительские расходы, включаемые в расходы организаций для целей налогообложения в отчетном (налоговом) периоде в размере, не превышающем 4% от расходов налогоплательщика на оплату труда за этот период (пункт 2 статьи 264 НК РФ);
  • расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, осуществленные им в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1% выручки от реализации отчетного (налогового) периода (пункт 4 статьи 264 НК РФ).

Пример.

Организацией общественного питания в отчетном (налоговом) периоде были осуществлены представительские расходы в размере 59 000 рублей, в том числе НДС – 9 000 рублей. Расходы на оплату труда в этом же периоде составили 300 000 рублей.

Согласно пункту 2 статьи 264 НК РФ для целей налогообложения по налогу на прибыль представительские расходы принимаются только в пределах 4% от величины расходов на оплату труда, а именно в пределах 12 000 рублей (300 000 рублей x 4%). Оставшаяся сумма представительских расходов признается сверхнормативной и не может быть учтена для целей налогообложения прибыли, на что указывает и пункт 42 статьи 270 НК РФ.

Следовательно, сумма НДС, которая может быть принята к вычету, составит у организации всего 2 160 рублей.

3. Порядок нумерации счетов-фактур.

В силу того, что глава 21 НК РФ не содержит конкретного порядка нумерации счетов-фактур, в своей налоговой политике организация общепита должна закрепить порядок присвоения номеров указанным документам. Как показывает практика, общепринятым способом нумерации счетов-фактур является присвоение номеров в порядке возрастания с начала календарного года. Хотя фирма может принять и иное решение, например, присваивать номера счетам-фактурам с начала налогового периода, месяца или ежедневно. Главное – исключить возможность появления документов с одинаковыми порядковыми номерами.

Отдельное внимание следует уделить нумерации «авансовых» и корректировочных счетов-фактур, которые получили «законное» хождение с 1 октября 2011 года. Для нумерации таких документов целесообразно предусмотреть использование префикса – буквенной приставки, идущей впереди основного номера документа, например: Ав№ 00001 и Кор№ 0001 соответственно.

Заметим, что в налоговой политике не нужно закреплять используемую форму счета-фактуры, поскольку с 1 апреля 2012 года все налогоплательщики обязаны руководствоваться официальными формами документов по НДС, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 года № 1137 «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость».

Если у организации общепита имеются обособленные подразделения (что довольно часто имеет место), то в учетной политике следует закрепить порядок документооборота по НДС между «головой» и обособленными подразделениями, а также способ взаимного предоставления данных налогового учета.

В отношении налога на прибыль организация общественного питания должна отразить в учетной политике применяемый ею метод учета доходов и расходов.

Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрены два способа признания доходов и расходов:

  • метод начисления (статьи 271, 272 НК РФ), которым могут воспользоваться все организации;
  • кассовый метод (статья 273 НК РФ) – могут использовать те организации, у которых в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС не превысила 1 миллиона рублей за каждый квартал.

Пример.

Выручка организации общественного питания составила:

  • за IV квартал 2012 года – 1 770 000 рублей, в том числе НДС – 270 000 рублей;
  • за III квартал 2012 года – 1 357 000 рублей, в том числе НДС – 207 000 рублей;
  • за II квартал 2012 года – 944 000 рублей, в том числе НДС – 144 000 рублей;
  • за I квартал 2012 года – 590 000 рублей, в том числе НДС – 90 000 рублей.

Вправе ли организация общепита в 2013 году воспользоваться кассовым методом учета доходов и расходов для целей налогообложения прибыли согласно статье 273 НК РФ?

В 2012 году средняя выручка ООО «Карамель» за квартал составила: 987 500 рублей ((1 770 000 рублей – 270 000 рублей + 1 357 000 рублей – 207 000 рублей + 944 000 рублей – 144 000 рублей + 590 000 рублей – 90 000 рублей) / 4 квартала).

Поскольку средняя выручка организации составляет 987 500 рублей (то есть меньше лимита, установленного статьей 273 НК РФ) она вправе воспользоваться кассовым методом учета доходов и расходов для целей налогообложения прибыли в 2013 году.

В случае превышения предельного размера суммы выручки от реализации товаров (работ, услуг) в течение налогового периода налогоплательщик, использующий кассовый метод, обязан перейти на определение доходов и расходов по методу начисления с начала налогового периода (года), в котором было допущено превышение, согласно пункту 4 статьи 273 НК РФ.

Кроме того, в соответствии с главой 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ в учетной политике для целей налогообложения организациям общественного питания целесообразно зафиксировать следующие моменты:

1) формирование первоначальной стоимости ОС, НМА, МПЗ, товаров в целях налогообложения;

2) оценка безвозмездно полученного имущества и имущества, получаемого в порядке товарообмена (соответствие рыночным ценам и порядок установления (подтверждения) этих цен);

3) применяемые методы амортизации ОС и НМА (линейный или нелинейный метод, использование права амортизационной премии в части ОС, применение понижающих или повышающих коэффициентов при расчете амортизации и так далее);

4) методы списания МПЗ в производство (в том числе продуктов питания) для целей налогообложения (по себестоимости единицы, по средней себестоимости, ФИФО, ЛИФО);

5) оценка товаров и методы их списания;

6) оценка возвратных отходов;

7) списание и распределение транспортных расходов между стоимостью остатков товаров на складе и реализованных товаров;

8) порядок распределения расходов в тех случаях, когда связь между доходами и расходами определяется косвенным путем;

9) создание резервов и так далее.

Сравнивая требования к правилам разработки учетной политики в бухгалтерском и налоговом учете, а также сами правила бухгалтерского и налогового учета можно заметить, что некоторые методы учета, закрепленные в бухгалтерском праве достаточно схожи с методами налогового учета. Поэтому, для того чтобы сблизить бухгалтерский и налоговый учет, организации общественного питания по возможности рекомендуется применять одинаковые методы и порядок их применения.

Если же нормы налогового законодательства отличаются от правил бухгалтерского учета, то у организации общепита возникает необходимость применения такого бухгалтерского стандарта как Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02, утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации от 19 ноября 2002 года № 114н. Правда, если организация общепита относится к субъектам малого бизнеса, то она может не применять ПБУ 18/02, но этот факт следует обязательно внести в свой учетный регламент.

Помимо вышеизложенного в учетной политике организации общественного питания для бухгалтерского и налогового учета могут быть зафиксированы иные положения, которые организация считает для себя наиболее важными. Например, сегодня неурегулированным является вопрос о начислении в бухгалтерском учете сумм возможных штрафных санкций по страховым взносам на обязательные виды социального страхования. Действующие бухгалтерские документы предлагают организациям два возможных варианта их начисления:

  • по аналогии с начислением штрафных санкций по налоговым платежам, то есть с использованием балансового счета 99 «Прибыли и убытки»;
  • с использованием счета 91 «Прочие доходы и расходы».

В силу наличия двух вариантов учета пеней и штрафов по страховым взносам организация общепита должна выбрать свой способ, и закрепить свое решение в учетной политике.

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Школа

Проверь знания

Проверь знания в новой школе Главбуха малого предприятия. Получи официальный документ

Начать тест

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




Упрощёнка в Яндексе

© 1997–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

Журнал «Упрощёнка» –
об упрощённой системе налогообложения

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Упрощёнка».
Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-54792 от 17.07.2013


  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь и читайте дальше без ограничений!

Журнал Упрощенка

«Упрощенка» — бесплатный профессиональный сайт для малого бизнеса. Читать без ограничений могут только зарегистрированные пользователи. Вам будут доступны:

  • • Новости для бухгалтеров на УСН
  • • Статьи по бухучету на УСН, отчетности в ФНС, зарплате
  • • Формы и образцы бухгалтерских документов
  • • Бесплатная справочно-правовая система

Подарок за регистрацию — безлимитный доступ к сервису "Изменения для бухгалтеров". Очень нужен в мае!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Формы и образцы документов доступны бесплатно после регистрации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль