Переход на УСН с ОСНО

68

Вопрос

В 2015 году работали на общем режиме налогообложения, с января перешли на УСН. Мы предприятие оказывающее коммунальные услуги. Для населения Государственным комитетом по тарифам в Псковской области были утверждены льготные тарифы, НДС в том числе. Они продолжают действовать до 01.07.2016 года. Должны ли мы выставлять счета управляющей компании обслуживающейй жилой фонд по тарифу с НДС или по тарифу без НДС. Если с НДС, то должны ли мы выставлять счета-фактуры.

Ответ

Счета управляющей компании оформляйте по тарифам, утвержденным Государственным комитетом по тарифам в Псковской области, то есть с НДС в том числе.

Оформлять при этом счета-фактуры и уплачивать НДС в бюджет Вы не должны.

Оплату за коммунальные услуги по тарифам с НДС включите в состав доходов при упрощенке.

Обоснование

1. Из рекомендации
Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
Как управляющей компании отразить при налогообложении ремонт дома. Организация применяет упрощенку

НДС

Если управляющая компания на упрощенке реализует населению работы (услуги) по тарифам, которые утверждены местными властями, то включенный в тариф НДС платить в бюджет она не должна (п. 2 ст. 346.11 НК РФ). НДС, предъявленный подрядчиками, учитывайте в стоимости реализуемых работ (услуг) (подп. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ). Аналогичная точка зрения отражена в письмах Минфина России от 10 апреля 2013 г. № 03-07-14/11871 и от 1 октября 2013 г. № 03-07-15/40685 (доведено до сведения налоговых инспекций письмом ФНС России от 25 октября 2013 г. № ЕД-4-3/19226).

2. Из рекомендации

Елены Поповой, государственного советника налоговой службы РФ I ранга

С каких доходов нужно заплатить единый налог при упрощенке

Ситуация: нужно ли включить в доходы управляющей компании на упрощенке коммунальные платежи собственников жилья. Компания перечисляет ресурсоснабжающим организациям плату по установленным ими тарифам

Ответ на этот вопрос зависит от того, по какому договору управляющая компания предоставляет жильцам коммунальные услуги: по договору купли-продажи или по посредническому договору.

То, что управляющая компания в принципе обязана предоставлять коммунальные услуги, следует из пункта 2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ. Это подтверждают и положения абзаца 7 пункта 2, пунктов 8 и 9 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354. Ресурсы для этого она приобретает у ресурсоснабжающих организаций по соответствующим договорам. Это прямо прописано в подпункте «б» пункта 31 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354.

А вот по каким договорам надо передавать коммунальные услуги потребителям, в жилищном законодательстве четко не сказано. Есть два варианта.

Вариант 1. Управляющая организация вправе заключить с потребителями услуг договор купли-продажи

Можно предположить, что исполнитель обязан самостоятельно предоставлять жильцам коммунальные услуги, а не действовать в качестве посредника. При таком подходе управляющая организация должна от своего имени перепродавать потребителям коммунальные ресурсы, приобретенные у ресурсоснабжающих организаций. Такие отношения регулируются положениями главы 30 Гражданского кодекса РФ (купля-продажа).

Таким образом, управляющая компания заключает с жильцами договор купли-продажи на предоставление коммунальных услуг. Тогда в расчет налоговой базы нужно включать весь объем выручки от реализации коммунальных услуг (п. 1 ст. 346.15 НК РФ). Такие разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 26 июня 2013 г. № 03-11-06/2/24269 и от 7 мая 2009 г. № 03-11-06/2/82.

Вариант 2. Управляющая организация может предоставлять коммунальные услуги по посредническому договору

В то же время законодательство не запрещает управляющей компании предоставлять коммунальные услуги другими способами, в том числе и с использованием посреднических договоров. Дело в том, что договор управления многоквартирным домом заключается на условиях, указанных в решении общего собрания собственников (п. 1 ст. 162 Жилищного кодекса РФ). А в Жилищном кодексе нет требований о том, чтобы все услуги и работы по договору управляющая компания выполняла самостоятельно. Способы реализации функций управления многоквартирным домом в законодательстве тоже не прописаны. Значит, стороны вправе определить их непосредственно в договоре (ст. 421 ГК РФ).

Один из очевидных вариантов – посреднический договор. При таком подходе управляющая организация берет на себя обязательства обеспечить жильцов коммунальными услугами и становится посредником между ними и ресурсоснабжающими организациями. Такие отношения регулируются положениями глав 49, 51 и 52 Гражданского кодекса РФ (поручение, комиссия, агентирование).

Но доходы, которые поступают посредникам от заказчиков для исполнения обязательств по посредническим договорам, налоговую базу по единому налогу не увеличивают. Это следует из совокупности норм подпункта 9 пункта 1 статьи 251 и подпункта 1 пункта 1.1 статьи 346.15 Налогового кодекса РФ. Поэтому если управляющая организация предоставляет жильцам коммунальные услуги по посредническому договору, то в расчет налоговой базы нужно включить только посредническое вознаграждение (п. 1, подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ). Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 10 февраля 2014 г. № 03-11-06/2/5152, от 26 июня 2013 г. № 03-11-06/2/24269 и ФНС России от 13 июля 2010 г. № ШС-37-3/6577.

Доходы от реализации

К доходам от реализации, с которых нужно заплатить единый налог при упрощенке, относится выручка от реализации:

  • продукции (работ, услуг) собственного производства;
  • ранее приобретенных товаров (в т. ч. объектов амортизируемого имущества, материалов и т. д.);
  • имущественных прав.

Это следует из пункта 1 статьи 346.15, пункта 1 статьи 249 Налогового кодекса РФ.

В состав выручки от реализации включите также авансы, полученные в счет предстоящей поставки товаров (работ, услуг). Объясняется это тем, что при упрощенке доходы признаются кассовым методом. А полученные авансы могут не включать в налоговую базу только те налогоплательщики, которые применяют метод начисления (п. 1 ст. 346.15, подп. 1 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 25 августа 2014 г. № 03-11-06/2/42282. Правомерность такого подхода подтверждена решением ВАС РФ от 20 января 2006 г. № 4294/05.

Если по просьбе покупателей организация выставляет им счета-фактуры с выделенным НДС, определять размер выручки нужно без предъявленного налога. С 1 января 2016 года этот вопрос перестал быть спорным в связи с изменениями, внесенными в статью 346.15 Налогового кодекса РФ (п. 3 ст. 1 Закона от 6 апреля 2015 г. № 84-ФЗ). Теперь в пункте 1 статьи 346.15 сказано, что доходы определяются в порядке, предусмотренном пунктами 1 и 2 статьи 248 Налогового кодекса РФ. А пункт 1 статьи 248 запрещает включать в состав доходов суммы налогов, предъявленных покупателям.

Аналогичные разъяснения есть в письме Минфина России от 25 декабря 2015 г. № 03-11-11/76394.

3. ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 18.02.2013 № 03-07-14/11

Вопрос
Прошу дать ответ о порядке применения управляющими организациями, применяющими УСН, размеров платы за содержание и ремонт общедомового имущества, установленных уполномоченными органами местного самоуправления с учетом НДС.

В связи с обращением по вопросу применения управляющей организацией размеров платы за содержание и ремонт общедомового имущества, установленных уполномоченными органами местного самоуправления с учетом налога на добавленную стоимость, Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает.
В соответствии с пунктом 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, если собственники помещения в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решения об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.
Как следует из обращения, органом местного самоуправления тарифы для населения на содержание и ремонт общедомового имущества установлены с учетом налога на добавленную стоимость и являются едиными для всех управляющих компаний, осуществляющих деятельность на соответствующей территории, в том числе компаний, применяющих упрощенную систему налогообложения.
Согласно пункту 2 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением этого налога, подлежащего уплате при ввозе товаров в Российскую Федерацию, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 Кодекса.
В связи с этим при реализации населению услуг по содержанию и ремонту общедомового имущества по тарифам, утвержденным органом местного самоуправления с учетом налога на добавленную стоимость, управляющая компания, применяющая упрощенную систему налогообложения, налог на добавленную стоимость уплачивать в бюджет не должна. Однако на основании подпункта 3 пункта 2 статьи 170 Кодекса суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные управляющей компании поставщиками товаров (работ, услуг), включаются в стоимость таких товаров (работ, услуг).

Читайте в журнале "Упрощенка"
    Подробнее >>>

    Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



    Ваша персональная подборка

      Школа

      Проверь знания

      Проверь знания в новой школе Главбуха малого предприятия. Получи официальный документ

      Начать тест

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией


      Упрощёнка в Яндексе



      © 1997–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      Журнал «Упрощёнка» –
      об упрощённой системе налогообложения
      8 800 550-15-57

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Упрощёнка».
      Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62261 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных 

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Читайте дальше после регистрации (займет минуту)

      Сайт журнала «Упрощенка» — профессиональный ресурс для бухгалтеров и руководителей компаний на УСН.

      Чтобы продолжить чтение статьи, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Формы и образцы документов доступны бесплатно после регистрации.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль