Как оформить права на использование музыки в ресторане

83

Вопрос

Возник вот какой вопрос: в нашу организацию (мы занимаемся гостиничным бизнесом и общественным питанием) обратилась фирма для заключения договора по выплате вознаграждения за использование фонограммы, опубликованной в коммерческих целях (дают ссылку на ст. 1326 ГК РФ). Да действительно мы включаем в своем заведении музыку отечественных и иностранных исполнителей, и она идет фоном в нашем ресторане. По сути мы фонограмму в коммерческих целях не используем, денежных средств за её прослушивание не берем. Имеем ли мы право отказаться от заключения договора и выплаты вознаграждения?

Ответ

Отказаться от данного договора возможно только в том случае, если организация уже заключила соответствующие договоры с авторами данных фонограмм. В противном случае организация может быть признана нарушающей авторские права. Нижеприведенные рекомендации и судебная практика в деталях раскрывает проблематику публичного использования фонограмм и обязательность заключения договоров с правообладателями.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

1. Рекомендация. Музыка в магазине. Как оформить права на ее использование

«Можно ли включать радио без договора с правообладателями
С кем нужно заключать договоры об использовании музыки
Почему показ музыкальных телепередач – самый неудобный вариант

В последнее время обязательный музыкальный фон стал неотъемлемым атрибутом работы не только предприятий общественного питания и развлекательных центров, но и многих магазинов, фитнес-клубов, салонов красоты и т. д. Проигрывание музыкальных произведений и показ видеоклипов в местах свободного посещения независимо от способа использования технических средств в этих целях, считается публичным исполнением и требует заключения договора с правообладателями. Иначе компания и ее руководство могут быть привлечены к ответственности за незаконное использование авторских и смежных прав.

Использование музыкальных и аудиовизуальных произведений

Музыкальные и аудиовизуальные произведения, а также фонограммы являются объектами интеллектуальных прав. Автору или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать произведение в любой форме и любым способом (п. 1 ст. 1270 ГК РФ). Для легального использования музыкального или аудиовизуального произведения необходимо заключить лицензионный договор с правообладателями (ст. 1286 ГК РФ). В некоторых случаях требуется заключение не лицензионного договора, а договора об уплате вознаграждения за использования произведения.

ВОПРОС В ТЕМУ

Какой договор заключается с организацией по управлению смежными правами на коллективной основе в целях уплаты вознаграждения за публичное исполнение фонограммы?
Поскольку согласие изготовителя опубликованной в коммерческих целях фонограммы на исполнение этой фонограммы не требуется (п. 1 ст. 1326 ГК РФ), в данном случае заключается не лицензионный договор, а договор о выплате вознаграждения (п. 1 ст. 1243 ГК РФ).

Публичное исполнение и публичный показ. Публичным исполнением является представление музыкального произведения в живом исполнении или с помощью технических средств (радио, телевидения и т. д.). Публичный показ — это любая демонстрация аудиовизуального произведения непосредственно либо на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств, а также демонстрация отдельных кадров аудиовизуального произведения без соблюдения их последовательности непосредственно либо с помощью технических средств. В обоих случаях признак публичности исполнения или показа связан с местом осуществления соответствующих действий — речь идет о месте, открытом для свободного посещения, или месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его демонстрации или в другом месте одновременно с демонстрацией произведения.

Следовательно, проигрывание музыки или демонстрация видеоклипов в торговом зале и ином месте, открытом для свободного посещения, признается публичным исполнением или показом произведения независимо от того, какие технические средства используются в этих целях. Даже простое звучание радиостанции или показ музыкального телеканала требует договора с правообладателями.*

Публичное исполнение и публичный показ необходимо отличать от такого способа использования произведений, как сообщение в эфир (подп. 7 п. 2 ст. 1270 ГК РФ). Этот вид использования осуществляют радио- и телевещательные компании.

Обладатели исключительных прав на публичное исполнение и публичный показ

У музыкального произведения может быть как один автор, так и несколько, если это объект коллективного творчества. Например, у музыкального произведения с текстом могут быть автор текста и автор музыки (композитор). Авторство на аудиовизуальное произведение, как правило, принадлежит нескольким лицам — режиссеру-постановщику, автору сценария и композитору, то есть автору музыкального произведения, специально созданного для этого аудиовизуального произведения (п. 2 ст. 1263 ГК РФ). Обычно создание аудиовизуального произведения инициируется продюсером, который приобретает права на использование данного произведения по договорам с авторами (п. 1 ст. 1240, п. 4 ст. 1263 ГК РФ). Если у продюсера заключен с авторами договор об отчуждении исключительных прав, то продюсер становится единственным правообладателем, соответственно, договор об использовании произведения достаточно заключить с ним одним. Если же у продюсера заключены с авторами лицензионные договоры, то он не является обладателем исключительных прав, следовательно, договариваться о публичном показе необходимо со всеми авторами произведения либо иными лицами, которым авторы передали свои исключительные права. Точно так же по договору с продюсером музыкального коллектива все исключительные права на созданные коллективом музыкальные произведения могут быть переданы продюсеру.

Смежные права. Правами, смежными с авторскими, обладают исполнители и изготовители фонограмм (ст. 1303 ГК РФ). В частности, исполнителю принадлежит исключительное право использовать исполнение произведения (п. 1 ст. 1317 ГК РФ), при этом под использованием понимается в том числе «публичное исполнение записи исполнения» (подп. 7 п. 2 ст. 1317 ГК РФ). А изготовителю фонограммы принадлежит исключительное право использовать фонограмму, в том числе путем публичного исполнения (п. 1, подп. 1 п. 2 ст. 1324 ГК РФ). Однако заключение лицензионного договора с исполнителем и изготовителем фонограммы для публичного исполнения произведения не требуется, если фонограмма этого произведения уже была опубликована в коммерческих целях (то есть выпущена в свет с согласия изготовителя — подп. 4 п. 1 ст. 1323 ГК РФ). Но хотя лицензионный договор в этом случае не нужен, исполнители и изготовители фонограмм все равно имеют право на вознаграждение за публичное исполнение фонограммы (п. 1 ст. 1326 ГК РФ).

Договор с организацией по управлению правами на коллективной основе

При публичном исполнении или показе целого ряда музыкальных и аудиовизуальных произведений, права на которые принадлежат разным правообладателям, заключение лицензионного договора и договора об уплате вознаграждения с каждым из них — весьма непростая задача. Для упрощения этой задачи существуют специальные некоммерческие организации, которые занимаются управлением авторскими и смежными правами на коллективной основе (ст. 1242 ГК РФ). Они заключают лицензионные соглашения с пользователями, собирают, распределяют и выплачивают правообладателям вознаграждения за использование произведений.

Виды организаций по управлению правами. Организации по управлению авторскими и смежными правами на коллективной основе могут действовать как на основании договоров с правообладателями о передаче полномочий по управлению конкретными правами, так и без таких договоров с каждым правообладателем (на основании государственной аккредитации).

Что важно предусмотреть при организации концерта

При организации живых концертов (например, на корпоративных мероприятиях) важно учитывать особую ситуацию, когда автор и исполнитель музыкального произведения — одно и то же лицо. Автор, принимающий непосредственное участие в исполнении своей музыки, имеет право не только на получение вознаграждения за исполнение, которое является объектом смежных прав, но и на авторский гонорар. Между тем пользователи, заключая с авторомисполнителем договороб организации выступления, зачастую ошибочно ограничиваются условием о выплате ему вознаграждения лишь за исполнение произведений, забывая об авторском гонораре. Впоследствии как сам автор, так и организация, управляющая его правами на коллективной основе, либо иные представители автора могут предъявить организатору концерта требование о выплате компенсации за незаконное публичное исполнение музыкального произведения (то есть без договора с автором). Судебная практика последних лет знает примеры, когда иски о таких компенсациях удовлетворялись. Поэтому в договорах с авторами-исполнителями следует указывать два гонорара.

Неаккредитованные организации. В первом случае организация действует в интересах ограниченного круга лиц, которые по договору предоставили ей полномочия на коллективное управление правами. Каждая такая организация формирует реестры со сведениями о правообладателях, о правах, переданных ей в управление, а также о наименовании объектов авторских и смежных прав (п. 5 ст. 1243 ГК РФ). Эти данные организация обязана предоставить всем заинтересованным лицам (за исключением сведений, которые в соответствии с законом не могут разглашаться без согласия правообладателя), а также разместить на своем сайте. Таким образом, с помощью реестров или запросов можно найти ту организацию, которая на коллективной основе управляет конкретными правами авторов интересующего пользователя произведения на основании договора с правообладателями.

ВОПРОС В ТЕМУ

Возможно ли, что аккредитованная организация не управляет правами правообладателя, относящегося к сфере ее коллективного управления?

Да, возможно. Если у аккредитованной организации не заключен договор с конкретным правообладателем, он может письменно отказаться от управления этой организацией его правами. Информацию об этом организация обязана разместить на своем сайте, а если в отношении произведений данного правообладателя она уже заключила договоры с пользователями — они расторгаются или изменяются (п. 4 ст. 1244 ГК РФ).

Аккредитованные организации. Во втором случае организация представляет интересы неограниченного круга лиц, то есть всех правообладателей соответствующей категории независимо от того, заключены у нее с ними договоры или нет. Такую деятельность могут вести только организации, получившие государственную аккредитацию на осуществление соответствующей деятельности. Причем перечень сфер коллективного управления, в отношении которых возможно получение аккредитации, ограничен (он приведен в пункте 1 статьи 1244 ГК РФ). Если одна организация получила аккредитацию на ведение конкретных сфер данного перечня, то никто другой аккредитацию на эти сферы получить уже не может. Так например, в настоящее время на управление исключительными правами на обнародованные музыкальные произведения в отношении их публичного исполнения аккредитовано Российское авторское общество (РАО). Полный актуальный перечень организаций, аккредитованных на управление правами на коллективной основе, можно найти на сайте Росохранкультуры www. rosohrancult. ru.

С кем заключать договор. По общему правилу наличие аккредитованной организации не препятствует созданию других организаций по управлению правами на коллективной основе, в том числе в тех же сферах коллективного управления (п. 3 ст. 1244 ГК РФ). Следовательно, компания-пользователь вправе выбрать, с кем ей заключать договор об использовании музыкального произведения и выплате вознаграждения — с аккредитованной или неаккредитованной организацией. Но есть одно исключение из этого правила. Согласно императивной норме пункта 2 статьи 1326 Гражданского кодекса, за публичное исполнение фонограммы, опубликованной в коммерческих целях, сбором вознаграждений в пользу изготовителей фонограмм и обладателей исключительного права на исполнение, зафиксированное на этой фонограмме, может заниматься только организация, аккредитованная на соответствующую деятельность. В настоящее время такой организацией является Всероссийская Организация Интеллектуальной Собственности (приказы Росохранкультуры от 06.08.09 № 136, 137).

Пользователи могут заключать лицензионные договоры и напрямую с правообладателями (п. 2 ст. 1243 ГК РФ). Таким образом, можно выбрать удобную модель договорных отношений, исходя из конкретной ситуации.

Самая трудная ситуация. Практически невозможно оформить права на публичный показ музыкальных видеоклипов с использованием телевидения (то есть путем показа музыкального телеканала в кафе, магазине и т. д.). Дело в том, что аккредитованных организаций, управляющих на коллективной основе правами авторов в части публичного исполнения аудиовизуальных произведений, нет и не может быть — эта сфера коллективного управления не названа в пункте 1 статьи 1244 Гражданского кодекса. Следовательно, необходимо заключать лицензионные договоры со всеми обладателями исключительных прав на каждый отдельный видеоклип либо с организацией, управляющей правами этих правообладателей по договорам с ними. С учетом того, что пользователю заранее неизвестен даже перечень всех транслируемых телеканалом клипов, заключить весь пакет необходимых договоров с правообладателями вряд ли возможно.»

2. Постановление 15 ААС от 19.08.2015 № А32-29102/2014

«Третье лицо НП «Южно-региональный центр интеллектуальной собственности» пояснило, что показанный в кафе ответчика по телевизору видеоклип является сложным объектом аудиовизуального произведения, вход в кафе является бесплатным, предполагаемые истцом действия ответчика по публичному исполнению музыкального клипа не могут являться нарушением прав авторов музыкальных произведений.

В судебное заседание 01.07.2015 г. представитель РАО представил копии договоров, заключенных с композиторами и поэтами*».

«В своих возражениях на апелляционную жалобу НП «ЮРЦИС» указало, что музыкальные клипы являются сложными объектами (аудиовизуальными произведениями), соответственно, каждое спорное произведение является единой сюжетной линией музыкального клипа, а государственная аккредитация РАО на получение вознаграждения за использование музыкальных произведений в составе аудиовизуальных произведений не распространяется на использование таких произведений.

Указанный довод опровергается позицией Суда по интеллектуальным правам, со ссылкой на письмо Министерства культуры Российской Федерации, являющегося уполномоченным федеральным органом государственной власти в сфере государственной аккредитации организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими правами, отраженной в Постановлении от 18.06.2015 по делу №А40-174857/2013, согласно которой, государственная аккредитация РАО до 01.10.2014 распространялась, в том числе на осуществление прав композиторов, являющихся авторами музыкальных произведений, использованных в аудиовизуальном произведении, на получение вознаграждения за публичное исполнение или сообщение в эфир или по кабелю такого аудиовизуального произведения способом ретрансляции.

Таким образом, с момента предоставления Общероссийской общественной организации «Российское Авторское общество» государственной аккредитации в сфере управления исключительными правами на обнародованные музыкальные произведения (с текстом или без текста), осуществление прав данной категории правообладателей другими организациями по коллективному управлению возможно только в случае отказа правообладателей от управления их правами Общероссийской общественной организацией «Российское Авторское общество» в порядке, установленном п. 4 ст. 1244 ГК РФ.

В силу п. 3 ст. 1242 ГК РФ основанием полномочий неаккредитованной организации по управлению правами на коллективной основе является договор о передаче полномочий по управлению правами, заключаемый такой организацией с правообладателем в письменной форме, за исключением случая, предусмотренного абзацем первым пункта 3 статьи 1244 настоящего Кодекса».

3. Постановление 5 ААС от 19.08.2015 № А32-29102/2014

«Согласно пункту 3 статьи 1252 ГК РФ в случаях, предусмотренных ГК РФ для отдельных видов результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации, при нарушении исключительного права правообладатель вправе вместо возмещения убытков требовать от нарушителя выплаты компенсации за нарушение указанного права. Компенсация подлежит взысканию при доказанности факта правонарушения. При этом правообладатель, обратившийся за защитой права, освобождается от доказывания размера причиненных ему убытков.

Размер компенсации определяется судом в пределах, установленных настоящим Кодексом, в зависимости от характера нарушения и иных обстоятельств дела с учетом требований разумности и справедливости.

Правообладатель вправе требовать от нарушителя выплаты компенсации за каждый случай неправомерного использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации либо за допущенное правонарушение в целом.

В пункте 43.3 постановления № 5/29 даны разъяснения о том, что, рассматривая дела о взыскании компенсации в размере от десяти тысяч до пяти миллионов рублей, суд определяет сумму компенсации в указанных законом пределах по своему усмотрению, но не выше заявленного истцом требования. При этом суд не лишен права взыскать сумму компенсации в меньшем размере по сравнению с заявленным требованием, но не ниже низшего предела, установленного абзацем 2 статьи 1301, абзацем 2 статьи 1311, подпунктом 1 пункта 4 статьи 1515 или подпункта 1 пункта 2 статьи 1537 ГК РФ.

Истцом заявлено требование о взыскании с ответчика компенсации за нарушение исключительных авторских прав в сумме 100 000 руб., из расчета по 20 000 руб. за каждое бездоговорное использование пяти музыкальных произведений.

В соответствии с пунктом 3 статьи 1252 ГК РФ, правообладатель вправе требовать от нарушителя выплаты компенсации за каждый случай неправомерного использования произведения либо за допущенное нарушение в целом. Аналогичные разъяснения содержатся в постановлении № 5/29.

Статья 1301 ГК РФ в качестве меры защиты исключительных прав на произведение предусматривает право автора или иного правообладателя требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации в размере от десяти тысяч до пяти миллионов рублей.

Таким образом, гражданским законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность за нарушение исключительных прав на произведение в целом.

Из материалов дела следует, что истцом доказан один случай неправомерного использования результата интеллектуальной деятельности по отношению к каждому из пяти произведений.

На основании изложенного, с учетом минимального размера компенсации, установленного за нарушение исключительного права на произведение, составляющего 10 тысяч рублей (статья 1301 ГК РФ), а также с учетом приведенных выше норм права и разъяснений, судебная коллегия приходит к выводу об удовлетворении исковых требований и взыскании с ответчика в пользу истца компенсации за нарушение исключительных авторских прав в сумме 50 000 руб. из расчета по 10 000 руб. за каждое бездоговорное использование пяти музыкальных произведений.*

Аналогичная позиция изложена в постановлениях Суда по интеллектуальным правам от 15.01.2014 по делу № А65-5494/2013, от 13.02.2014 по делу № А65-21481/2012, от 24.02.2014 по делу № А53-35230/2012, от 27.05.2014 по делу № А53-21694/2013)».

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Школа

Проверь знания

Проверь знания в новой школе Главбуха малого предприятия. Получи официальный документ

Начать тест

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




Упрощёнка в Яндексе

© 1997–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

Журнал «Упрощёнка» –
об упрощённой системе налогообложения

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Упрощёнка».
Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-54792 от 17.07.2013


  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь и читайте дальше без ограничений!

Журнал Упрощенка

«Упрощенка» — бесплатный профессиональный сайт для малого бизнеса. Читать без ограничений могут только зарегистрированные пользователи. Вам будут доступны:

  • • Новости для бухгалтеров на УСН
  • • Статьи по бухучету на УСН, отчетности в ФНС, зарплате
  • • Формы и образцы бухгалтерских документов
  • • Бесплатная справочно-правовая система

Подарок за регистрацию — безлимитный доступ к сервису "Изменения для бухгалтеров". Очень нужен в мае!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Формы и образцы документов доступны бесплатно после регистрации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль