Выполнение обязанностей налогового агента по НДС при покупке муниципального имущества

524

Вопрос

Организация на УСН. В августе 2014г. по договору купли-продажи купили объект недвижимости. Продавец - Комитет по управлению имуществом городского округа (я так понимаю, что это муниципальное имущество). Моя организация, как покупатель, была налоговым агентом, и должна была заплатить в бюджет НДС. В договоре купли-продажи указана стоимость без учета НДС. Причем, стоимость недвижимости и стоимость земли указана отдельно. Что нужно предпринять, чтобы правильнее исправить эту ошибку. Выделить ли расчетным путем НДС, или начислить НДС на стоимость? И стоимость земельного участка ведь не облагается НДС?

Ответ

В связи с тем, что организация не исполнила обязанностей налогового агента по НДС, она обязана уплатить сумму недоимки и пени в бюджет, а затем подать уточненную декларацию по НДС. При покупке муниципального имущества налоговую базу по НДС организации – налоговые агенты должны определять как сумму дохода от реализации данного имущества с учетом налога. Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, рассчитывается путем умножения стоимости имущества, отраженной в договоре, на величину расчетной ставки НДС (18/118). Полученную сумму НДС покупатель (налоговый агент) обязан перечислить в бюджет, а остальную часть стоимости – органу муниципальной власти, реализующему имущество. НДС нужно рассчитывать только со стоимости здания. Реализация земельных участков не признается объектом обложения НДС.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Рекомендация:Как налоговому агенту удержать и перечислить в бюджет НДС

Выкуп государственного имущества

Ситуация: как рассчитать НДС при выкупе у органа госвласти ранее арендованного здания и прилегающего к нему земельного участка. Оплата производится в рассрочку на пять лет с процентами

При продаже государственного (муниципального) имущества налоговую базу по НДС организации – налоговые агенты должны определять как сумму дохода от реализации данного имущества с учетом налога. Таким образом, сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, рассчитывается путем умножения стоимости имущества, отраженной в договоре, на величину расчетной ставки НДС (18/118). Полученную сумму НДС покупатель (налоговый агент) обязан перечислить в бюджет, а остальную часть стоимости – органу государственной (муниципальной) власти, реализующему имущество. Такой порядок следует из положений абзаца 2 пункта 3 статьи 161 Налогового кодекса РФ. При этом налог рассчитывайте только со стоимости здания. Реализация земельных участков не признается объектом обложения НДС⃰ (подп. 6 п. 2 ст. 146 НК РФ).

Моментом определения налоговой базы будет дата частичной оплаты выкупаемого государственного имущества⃰. Это следует из положений статьи 161 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмами Минфина России от 27 сентября 2011 г. № 03-07-14/94от 19 марта 2010 г. № 03-07-11/72от 16 сентября 2009 г. № 03-07-11/228 и ФНС России от 12 августа 2009 г. № ШС-22-3/634. При этом перечислять НДС в бюджет нужно в общем порядке. То есть ежемесячно равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующих за отчетным кварталом⃰ (п. 1 ст. 174ст. 163 НК РФ, письмо Минфина России от 29 июля 2010 г. № 03-07-11/320).

Суммы НДС, перечисленные в бюджет, налоговый агент может принять к вычету⃰ (п. 3 ст. 171 НК РФ).

Пример расчета и отражения в бухучете суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет при выкупе государственного (муниципального) имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями. Организация, которая не является субъектом малого предпринимательства, приобретает у городского Департамента имущественных отношений здание магазина и прилегающий к нему земельный участок. Оплата объектов производится в рассрочку в течение пяти лет

В августе 2014 года ООО «Торговая фирма "Гермес"» заключило с городским Департаментом имущественных отношений договор купли-продажи здания магазина и прилегающего к нему земельного участка. Рыночная стоимость здания, указанная в договоре, составляет 15 236 000 руб. (в т. ч. НДС – 2 324 136 руб.), стоимость земельного участка – 1 040 000 руб. Право собственности «Гермеса» на приобретенное имущество зарегистрировано 31 августа 2014 года.

Согласно условиям договора «Гермес» покупает данные объекты с рассрочкой платежа сроком на пять лет: с 1 сентября 2014 года по 31 августа 2019 года. Плата за коммерческий кредит составляет 5 процентов годовых.
Общая сумма ежемесячного платежа составляет 271 266 руб., в том числе:

  • плата за здание – 253 933 руб. (в т. ч. НДС – 38 736 руб.) (15 236 000 руб. : 60 мес.);
  • плата за земельный участок – 17 333 руб. (1 040 000 руб. : 60 мес.).

По условиям договора первый платеж (за сентябрь 2014 года) «Гермес» перечисляет 1 октября 2014 года.

Сумма процентов, начисленных за сентябрь, составляет 66 888 руб., в том числе:

  • за рассрочку по оплате здания – 62 614 руб. (15 236 000 руб. × 5% : 365 дн. × 30 дн.);
  • за рассрочку оплаты земли – 4274 руб. (1 040 000 руб. × 5% : 365 дн. × 30 дн.).

Реализация земельных участков не облагается НДС. Поэтому при оплате земли бухгалтер НДС не удерживал. Проценты за рассрочку платежа за приобретенное здание налоговую базу по НДС не увеличивают. Поэтому с суммы процентов за рассрочку бухгалтер «Гермеса» налог не удерживал.

В учете «Гермеса» сделаны следующие проводки.

В августе:

Дебет 08 Кредит 60
– 12 911 864 руб. (15 236 000 руб. – 2 324 136 руб.) – принято к учету здание магазина;

Дебет 01 Кредит 08
– 12 911 864 руб. – введено в эксплуатацию здание магазина;

Дебет 08 Кредит 60
– 1 040 000 руб. – принят к учету земельный участок;
Дебет 01 Кредит 08
– 1 040 000 руб. – отражен в составе основных средств приобретенный земельный участок.

В сентябре:

Дебет 91-2 Кредит 76
– 66 888 руб. – начислены проценты по коммерческому кредиту за сентябрь.

В октябре:

Дебет 60 Кредит 51
– 232 530 руб. (271 266 руб. – 38 736 руб.) – перечислена Департаменту имущественных отношений частичная оплата за выкупленное государственное имущество (за вычетом НДС) за сентябрь;

Дебет 19 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– 38 736 руб. – удержан НДС с частичной оплаты за выкупленное государственное имущество по приобретенному зданию;

Дебет 76 Кредит 51
– 66 888 руб. – перечислены проценты по коммерческому кредиту за сентябрь.

Аналогичные проводки (на соответствующие суммы) бухгалтер «Гермеса» сделал в конце ноября и декабря 2014 года.

За IV квартал 2014 года «Гермес» как налоговый агент начислил НДС к уплате в бюджет в размере 116 208 руб. ((38 736 руб. × 3 мес.). В налоговой декларации по НДС за IV квартал 2014 года бухгалтер «Гермеса» отразил эту сумму построке 060 раздела 2.

Сумму НДС, удержанную в IV квартале, «Гермес» должен перечислять в бюджет ежемесячно равными долями не позднее 20 января, 20 февраля и 20 марта 2015 года. В этом же периоде НДС можно принять к вычету.

В январе 2015 года бухгалтер сделает проводки:
Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 51
– 38 736 руб. (116 208 руб. : 3 мес.) – перечислена 1/3 суммы НДС за IV квартал 2014 года, удержанного налоговым агентом с суммы частичной оплаты за выкупленное государственное имущество и суммы процентов за рассрочку по оплате здания;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19
– 38 736 руб. – принят к вычету НДС, перечисленный в бюджет налоговым агентом.

Аналогичные проводки (на соответствующие суммы) бухгалтер сделает в феврале и марте 2015 года.
Момент определения налоговой базы

Момент определения налоговой базы в целях расчета и уплаты НДС различен для налоговых агентов, определяющих налоговую базу с учетом НДС, и налоговых агентов, определяющих налоговую базу без учета НДС.

Налоговые агенты, определяющие налоговую базу с учетом НДС (покупатели, заказчики и получатели товаров, работ, услуг), начисляют налог к уплате в бюджет в день оплаты приобретаемых товаров (работ, услуг). То есть либо в момент их предварительной оплаты (в полном объеме или частично), либо в момент окончательного расчета с контрагентом.⃰ Это следует из подпункта 1 пункта 3 статьи 24, статьи 161 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмами Минфина России от 19 марта 2010 г. № 03-07-11/72от 16 сентября 2009 г. № 03-07-11/228 и ФНС России от 12 августа 2009 г. № ШС-22-3/634.

Составление счетов-фактур

При исполнении обязанностей налоговых агентов по НДС организации должны составлять (выставлять) счета-фактуры.⃰ Общий порядок составления счетов-фактур установлен пунктами 5–7 статьи 169 Налогового кодекса РФ.

Уплата НДС в бюджет

Сумму НДС перечисляйте в бюджет в рублях (п. 5 ст. 45 НК РФ). При приобретении товаров (работ, услуг) у иностранных организаций, не состоящих в России на налоговом учете, налоговую базу определяйте по курсу Банка России на дату перечисления денег (п. 3 ст. 153 НК РФписьмо Минфина России от 1 ноября 2010 г. № 03-07-08/303). Пересчитывать сумму НДС по курсу, действующему на дату принятия товаров (работ, услуг) к учету, не нужно. Требование, предусмотренное в абзаце 4пункта 1 статьи 172 Налогового кодекса РФ, на налоговых агентов не распространяется. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 3 июля 2007 г. № 03-07-08/170.

Сумму НДС, начисленную (удержанную) в том или ином налоговом периоде (квартале), организация – налоговый агент должна перечислять в бюджет ежемесячно равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующих за этим кварталом (п. 1 ст. 174ст. 163 НК РФ). Например, за I квартал 2013 года – не позднее 22 апреля (20 апреля – суббота), 20 мая и 20 июня.⃰
Исключение из этого правила – срок уплаты НДС по работам (услугам), исполнителями которых являются иностранные организации, не состоящие в России на налоговом учете. Налоговый агент обязан перечислить удержанный налог в бюджет одновременно с выплатой денежных средств иностранным организациям (абз. 2 п. 4 ст. 174 НК РФписьмо Минфина России от 1 ноября 2010 г. № 03-07-08/303). При этом банкам запрещено принимать платежные поручения на перевод оплаты исполнителю, если одновременно с ними заказчик не предъявил платежное поручение на перечисление НДС в бюджет (абз. 3 п. 4 ст. 174 НК РФ). Поскольку обязанность по уплате НДС должна быть исполнена в денежной форме, порядок применения зачетов, предусмотренный пунктом 1 статьи 78 Налогового кодекса РФ, не применяется. То есть в счет погашения задолженности по НДС, возникшей при приобретении работ (услуг) у иностранных исполнителей, налоговый агент не может зачесть суммы имеющейся у него переплаты по другим федеральным налогам. Об этом сказано в письме Минфина России от 28 сентября 2012 г. № 03-02-07/1-231.

Внимание: если НДС перечислен в бюджет позже установленных сроков, то налоговая инспекция может начислить организации пени (ст. 75 НК РФ). Если неудержание или неперечисление налога в бюджет выявлены в результате проверки, организация (ее сотрудники) могут быть привлечены к налоговой, административной, а в некоторых случаях к уголовной ответственности (ст. 123 НК РФст. 15.11 КоАП РФст. 199.1 УК РФ). Нарушениями также признаются неполное удержание налога и неполное перечисление в бюджет удержанных сумм.⃰

Налоговые санкции для налоговых агентов установлены статьей 123 Налогового кодекса РФ. Оштрафовать налогового агента по статье 122 Налогового кодекса РФ налоговая инспекция не может. К ответственности, которая предусмотрена этой статьей, могут быть привлечены только налогоплательщики. Именно на них возложена обязанность по уплате законно установленных налогов (подп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ). Обязанности налоговых агентов заключаются в том, чтобы правильно и своевременно рассчитать сумму налога, удержать ее из доходов контрагента (налогоплательщика) и перечислить в бюджет (п. 3 ст. 24 НК РФ). За неисполнение этих обязанностей они могут быть привлечены к ответственности только по статье 123 Налогового кодекса РФ. Иная квалификация нарушений, допущенных налоговым агентом, неправомерна (ст. 106 НК РФ).

Привлечение налогового агента к ответственности по статье 123 Налогового кодекса РФ не освобождает его от обязанности перечислить в бюджет суммы удержанного НДС и пени (п. 5 ст. 108 НК РФ). Об обязанности налогового агента перечислять в бюджет суммы неудержанного НДС см. Какие права и обязанности есть у налоговых агентов.

Если в течение месяца налоговый агент не сообщил в налоговую инспекцию о невозможности удержать НДС, с него может быть взыскан штраф либо по статье 126, либо по статье 129.1 Налогового кодекса РФ.

2. Рекомендация:Как сдать уточненную налоговую декларацию

Корректировка налоговых обязательств

По общему правилу уточненные налоговые декларации следует сдавать за те периоды, в которых были допущены ошибки, исказившие налоговую базу.⃰ Если определить эти периоды невозможно, нужно скорректировать налоговые обязательства периода, в котором ошибка была обнаружена. Кроме того, в периоде обнаружения ошибки можно корректировать налоговые обязательства, если ошибка повлекла за собой переплату по налогу. Такой порядок прописан в пункте 1 статьи 54 Налогового кодекса РФ.

Ситуация: нужно ли подавать уточненные расчеты авансовых платежей по налогам, для которых

Сроки сдачи и условия освобождения от ответственности

Подавать уточненные налоговые декларации нужно по мере выявления ошибок в отчетности. Календарные сроки для их представления в налоговую инспекцию законодательно не установлены⃰. Это следует из положений пункта 1 статьи 81 Налогового кодекса РФ.

Подача уточненной декларации, в которой налоговые обязательства организации увеличиваются, подразумевает, что в первичной декларации налог был посчитан неверно. Из этого налоговая инспекция может сделать вывод, что организация нарушила правила учета объектов налогообложения, вследствие чего налоговая база была занижена. Однако сам по себе факт подачи уточненной декларации не является основанием для привлечения организации к ответств

Читайте в журнале "Упрощенка"
    Подробнее >>>

    Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



    Ваша персональная подборка

      Школа

      Проверь знания

      Проверь знания в новой школе Главбуха малого предприятия. Получи официальный документ

      Начать тест

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией


      Упрощёнка в Яндексе



      © 1997–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      Журнал «Упрощёнка» –
      об упрощённой системе налогообложения
      8 800 550-15-57

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Упрощёнка».
      Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62261 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных 

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Читайте дальше после регистрации (займет минуту)

      Сайт журнала «Упрощенка» — профессиональный ресурс для бухгалтеров и руководителей компаний на УСН.

      Чтобы продолжить чтение статьи, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Формы и образцы документов доступны бесплатно после регистрации.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль