Наценка на продовольственные товары

356

Вопрос

Какую можно делать наценку на продовольственные товары?

Ответ

Все зависит от того, что это за продовольственные товары. К примеру, в соответствии с абзацем 3 Перечня, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 № 239, органам исполнительной власти субъектов РФ предоставлено право устанавливать торговые надбавки к ценам на продукты детского питания. А Приказом Росалкогольрегулирования от 13.12.2012 № 372 установлена цена, не ниже которой осуществляется розничная продажа алкогольной продукции.

На большинство же товаров уровень минимальной и максимальной наценки нормами действующего законодательства не установлен. Но здесь нужно соблюдать правила о рыночной цене. В противном случае налоговая инспекция может провести проверку правильность применения цен в случае, если организация совершает контролируемые сделки.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух» vip-версия.

1. ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ от 07.03.1995 № 239

«О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)»

«1. Утвердить прилагаемые:*
перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти;
перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок.*

ПЕРЕЧЕНЬ
услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок

(с изменениями на 8 сентября 2010 года)


Торговые надбавки к ценам на продукты детского питания (включая пищевые концентраты)*

2. ПРИКАЗ РОСАЛКОГОЛЬРЕГУЛИРОВАНИЯ ОТ 13.12.2012 № 372 «Об установлении цен, не ниже которых осуществляются закупка (за исключением импорта), поставки (за исключением экспорта) и розничная продажа алкогольной продукции крепостью свыше 28 процентов»

«В соответствии с подпунктом 5.2.4 Положения о Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 года N 154 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 9, ст.1119; 2010, N 21, ст.2618, N 26, ст.3350, N 31, ст.4251, N 42, ст.5403; 2011, N 6, ст.888, N 14, ст.1935; 2012, N 7, ст.852, N 34, ст.4735),
приказываю:

1. Установить:*

а) цену, не ниже которой осуществляется закупка (за исключением импорта) алкогольной продукции у организации, осуществившей ее производство, и поставки (за исключением экспорта) алкогольной продукции организацией, осуществившей ее производство, в размере:
на водку, ликероводочную и другую алкогольную продукцию крепостью свыше 28 процентов (за исключением коньяка, бренди и другой алкогольной продукции, произведенной из винного, виноградного, плодового, коньячного, кальвадосного, вискового дистиллятов) за 0,5 литра готовой продукции согласно Приложению к настоящему приказу;
на бренди и другую алкогольную продукцию, произведенную из винного, виноградного, плодового, коньячного, кальвадосного, вискового дистиллятов, за исключением коньяка, - 196 рублей за 0,5 литра готовой продукции;
на коньяк - 220 рублей за 0,5 литра готовой продукции;

б) цену, не ниже которой осуществляется закупка (за исключением импорта) алкогольной продукции у организации, осуществившей ее закупку у иной организации, и поставки (за исключением экспорта) алкогольной продукции организацией, осуществившей ее закупку у иной организации, в размере:
на водку, ликероводочную и другую алкогольную продукцию крепостью свыше 28 процентов (за исключением коньяка, бренди и другой алкогольной продукции, произведенной из винного, виноградного, плодового, коньячного, кальвадосного, вискового дистиллятов) за 0,5 литра готовой продукции согласно Приложению к настоящему приказу;
на бренди и другую алкогольную продукцию, произведенную из винного, виноградного, плодового, коньячного, кальвадосного, вискового дистиллятов, за исключением коньяка, - 205 рублей за 0,5 литра готовой продукции;
на коньяк - 230 рублей за 0,5 литра готовой продукции;

в) цену, не ниже которой осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, в размере:
на водку, ликероводочную и другую алкогольную продукцию крепостью свыше 28 процентов (за исключением коньяка, бренди и другой алкогольной продукции, произведенной из винного, виноградного, плодового, коньячного, кальвадосного, вискового дистиллятов) за 0,5 литра готовой продукции* согласно Приложению к настоящему приказу;
на бренди и другую алкогольную продукцию, произведенную из винного, виноградного, плодового, коньячного, кальвадосного, вискового дистиллятов, за исключением коньяка, - 250 рублей за 0,5 литра готовой продукции;
на коньяк - 280 рублей за 0,5 литра готовой продукции;*

2. Цены, не ниже которых осуществляется закупка (за исключением импорта), поставки (за исключением экспорта) и розничная продажа алкогольной продукции крепостью свыше 28 процентов, розлитой в потребительскую тару иной емкости, рассчитываются пропорционально ценам, указанным в подпунктах "а"-"в" пункта 1 настоящего приказа.

3. Признать утратившим силу приказ Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 30 мая 2012 года N 131 "Об установлении и введении с 1 июля 2012 года цен, не ниже которых осуществляются закупка (за исключением импорта), поставки (за исключением экспорта) и розничная продажа алкогольной продукции крепостью свыше 28 процентов (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 июня 2012 года, регистрационный N 24592).

4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой».

3. Статья: Устанавливаем систему скидок

Максимальные размеры скидок, которые продавец может предоставить покупателю, гражданское законодательство не регламентирует.

Пункт 1 статьи 421 ГК РФ определяет, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора. В том числе и при установлении цены сделки (п. 1 ст. 424 ГК РФ). А предоставление скидки может рассматриваться как согласование новой цены в договоре или как изменение цены после заключения договора.

Однако это может повлиять на налогообложение.* Так, статья 40 НК РФ предусматривает, когда налоговая инспекция вправе пересчитать налоги исходя из рыночной цены товаров.

Это возможно, например, когда цена снижается более чем на 20 процентов от уровня цен, применяемых фирмой по идентичным (однородным) товарам в пределах непродолжительного периода времени.

Но, определяя эту рыночную цену, инспекторы обязаны учитывать предоставляемые фирмой скидки (п. 3 ст. 40 НК РФ). В частности, учитываются скидки, вызванные:
– сезонными и иными колебаниями потребительского спроса на товары;
– потерей товарами качества или иных потребительских свойств;
– истечением (приближением даты истечения) сроков годности или реализации товаров;
– маркетинговой политикой.

Иными словами, если изменение цены вызвано применением скидок, она может отличаться от тех цен, которые обычно применяет фирма, более чем на 20 процентов.

В этом случае цена товара все равно будет считаться рыночной, а значит, доначислять налоги инспекторы не имеют права. Но при этом условия скидок должны быть закреплены во внутренних документах фирмы (маркетинговой или учетной политике либо отдельном приказе или распоряжении). Такова и позиция чиновников (письмо Минфина России от 18 июля 2005 г. № 03-02-07/1-190).

4. Рекомендация: Как проводится проверка правильности ценообразования для целей налогообложения

Когда проводится проверка

Правильность применения цен для целей налогообложения контролируют представители ФНС России в ходе специальных проверок. Специальные проверки проводятся, если организация совершает контролируемые сделки.*

Такой порядок предусмотрен статьей 105.17 Налогового кодекса РФ и пунктом 7 статьи 4 Закона от 18 июля 2011 г. № 227-ФЗ.

Внимание: новый порядок налогового контроля за трансфертным ценообразованием применяется к сделкам, доходы (расходы) по которым признаются начиная с 1 января 2012 года, независимо от даты заключения договоров. Исключение составляют сделки, заключенные до 1 января 2012 года, предметом которых является предоставление займа, кредита (включая товарный и коммерческий кредиты), поручительства или банковской гарантии. Если доходы (расходы) по таким сделкам признаются после 1 января 2012 года, но условия таких сделок не менялись, к ним по-прежнему применяются положения статей 20 и 40 Налогового кодекса РФ. Такой порядок предусмотрен пунктами 5–6 статьи 4 Закона от 18 июля 2011 г. № 227-ФЗ.

Специальные проверки никак не связаны с проведением камеральных и выездных налоговых проверок и не зависят от их периодичности. Это следует из положений пунктов 1–2 статьи 105.17 Налогового кодекса РФ.

Специальные проверки проводятся:

  • на основании уведомлений о контролируемых сделках, которые организации (физические лица) обязаны направлять в налоговые инспекции (объектом проверки могут быть только организации или физические лица, направившие уведомление);
  • на основании извещений налоговых инспекций, проводящих выездные (камеральные) проверки (объектом проверки могут быть только организации или физические лица, указанные в извещении);
  • при выявлении контролируемых сделок в ходе проводимых ФНС России повторных выездных налоговых проверок.*

Это следует из положений пункта 1 статьи 105.17 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмом Минфина России от 6 сентября 2012 г. № 03-01-18/7-127.

5. Статья: Торговую наценку учитывайте грамотно

Розничные продавцы могут учитывать товары по продажным ценам, то есть с учетом торговой наценки. Однако такой порядок учета вызывает ряд вопросов, касающихся порядка оприходования и реализации товаров.

Принимаем товары к учету

Согласно пункту 13 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», товары, купленные для перепродажи, оцениваются по стоимости их приобретения. Но для розничных продавцов есть оговорка: они могут оценивать товары по продажной стоимости с отдельным учетом наценок (скидок). Для учета товаров по продажным ценам используются два счета: 41 «Товары» и 42«Торговая наценка».

Причем если организация занимается только розничной торговлей, то проводки по счетам 41 и 42 делаются единовременно.

Однако возможен и другой вариант, когда товары приобретаются как для оптовой, так и для розничной продажи.

В этом случае, как правило, продавцу сложно определить, как именно будут проданы товары (оптом или в розницу). Тогда торговую наценку лучше отражать в момент передачи товара с оптового склада в розницу.

Обратите внимание, что на счете 42 «Торговая наценка» делаются проводки только по кредиту. Начисление торговой наценки отражается проводкой:

Дебет 41 Кредит 42
– начислена торговая наценка.

Списание (уменьшение) торговой наценки отражается такой же проводкой, но методом сторно.

Пример 1*

Магазин «Стройматериалы» получил от поставщика восемь ламп по цене 400 руб. (без учета НДС).

Общая стоимость партии составила 3200 руб. Реализация товара не облагается НДС, поскольку магазин переведен на «вмененку».

Магазин учитывает товары по продажным ценам. Наценка на лампы установлена в размере 30 процентов.

Сумма начисленной торговой наценки − 120 руб. (400 руб. × 30%).

В бухучете магазина делаются следующие записи:

Дебет 41 Кредит 60
− 3200 руб. − оприходованы лампы на склад;

Дебет 41 Кредит 42
− 960 руб. (120 руб. × 8 шт.) − начислена торговая наценка по лампам.

 

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Школа

Проверь знания

Проверь знания в новой школе Главбуха малого предприятия. Получи официальный документ

Начать тест

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




Упрощёнка в Яндексе

© 1997–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

Журнал «Упрощёнка» –
об упрощённой системе налогообложения

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Упрощёнка».
Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-54792 от 17.07.2013


  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь и читайте дальше без ограничений!

Журнал Упрощенка

«Упрощенка» — бесплатный профессиональный сайт для малого бизнеса. Читать без ограничений могут только зарегистрированные пользователи. Вам будут доступны:

  • • Новости для бухгалтеров на УСН
  • • Статьи по бухучету на УСН, отчетности в ФНС, зарплате
  • • Формы и образцы бухгалтерских документов
  • • Бесплатная справочно-правовая система

Подарок за регистрацию — безлимитный доступ к сервису "Изменения для бухгалтеров". Очень нужен в мае!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Формы и образцы документов доступны бесплатно после регистрации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль