Пеня за просрочку внесения платежей

288

Вопрос

Отрасль: ЖКХ. УО на УСН (дох.минус расходы). Договорами с собственниками предусмотрено взыскание пени за несвоевременную оплату квартирной платы.Возможна ли временная отмена взыскание пени (например,на 1месяц) с целью погашения крупных долгов. Может ли ИФНС трактовать списанные пени как недополученных доход.

Ответ

Пеня за просрочку внесения платежей является способом обеспечения исполнения обязательства по оплате жилья и одновременно санкцией за ненадлежащее исполнение этого обязательства. Как санкция – это разновидность законной (нормативной) неустойки, которая, поскольку в ч. 14 ст. 155 ЖК РФ, не предусмотрено иное, относится к так называемой зачетной неустойке, допускающей взыскание помимо неустойки убытков, но только в части, не покрытой неустойкой, т. е. с зачетом суммы неустойки (п. 1 ст. 394 ГК РФ). При этом взыскание пени является правом, а не обязанностью управляющей организации, поэтому в случае предоставления собственникам жилья отсрочки по уплате долга, претензий ИФНС действия управляющей организации вызвать не должны.

Жилищный кодекс Российской Федерации

«Статья 30. Права и обязанности собственника жилого помещения

1. Собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.

2. Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма*, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом.*

3. Собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором*.

4. Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Статья 155. Внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги

1. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив).

2. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.

3. Наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда вносят плату за пользование жилым помещением (плату за наем) наймодателю этого жилого помещения.

12. Плата за коммунальные услуги, предоставляемые временным жильцам, вносится нанимателем жилого помещения в соответствии с дополнительным соглашением с наймодателем, заключенным на срок проживания временных жильцов.*

14. Лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги (должники) (за исключением взносов на капитальный ремонт), обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно. Увеличение установленного в настоящей части размера пеней не допускается*».

ИЗ КОММЕНТАРИЯ К ЖИЛИЩНОМУ КОДЕКСУ РФ

«Статья 155. Внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги

1. В практике не так уж редки случаи несвоевременной оплаты жилых помещений и коммунальных услуг. С учетом, видимо, этого обстоятельства законодатель постарался самым подробным образом регламентировать в Кодексе порядок и сроки внесения платы за жилые помещения и коммунальные услуги. Такая детализированность правового регулирования применительно к сфере жилищных отношений имеет, безусловно, большое положительное значение, так как устраняет неопределенность, которая в практике приводила бы к появлению ненужных споров, которых и так достаточно много. В то же время нормы коммент. ст. не исключают установления иного, нежели установленного в коммент. ст., порядка внесения платы за жилые помещения и коммунальные услуги. Некоторые из них сформулированы как диспозитивные, содержат соответствующую оговорку «если иное не предусмотрено», но и остальные нормы коммент. ст. допускают определенную конкретизацию исходя из направленности и смысла этих норм. Такая конкретизация дается в Правилах предоставления коммунальных услуг, в разд. VI. Порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги (пп. 36–79) и некоторых других разделах этих Правил; в Приложении № 2 приводятся расчеты и формулы расчета размера платы за коммунальные услуги в зависимости от вида занимаемого жилого помещения: комната в коммунальной квартире, квартира, жилой дом, нежилое помещение.

2. Правило о том, что плата за жилые помещения и коммунальные услуги вносится ежемесячно до 10-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, имеет давнюю историю и применялась еще с довоенных времен, когда существовали так называемые жилконторы или ЖАКТы (жилищно-коммунальные акционерные товарищества; многие годы люди называли жактами жилищно-коммунальные организации, как бы ни менялось их официальное называние в тот или иной период времени). Но это правило вполне соответствует и нынешним реалиям, когда все экономические отношения, включая и отношения в жилищной сфере, подчинены законам рынка. Логика деловых коммерческих отношений состоит в том, что оплата должна быть последующей: сначала должны быть выполнены работы, оказаны услуги, а потом только по принятии исполненного должна следовать оплата. Это в полной мере относится и к оплате жилья. Но правило ч. 1 коммент. ст. – диспозитивное, оно допускает установление иного срока, который может быть предусмотрен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.

В практике организации, предоставляющие те или иные коммунальные услуги, устанавливают достаточно либеральный режим оплаты. Например, в Санкт-Петербурге платежи за электроэнергию принимаются специализированной организацией – ОАО «Петербургская сбытовая компания» (сокращенно – Петроэлектросбыт), которая предоставляет своим абонентам два возможных варианта оплаты: 1) по факту потребленной электроэнергии с совершением платежа в любой день после оплачиваемого периода, не обязательно до 10 числа месяца, следующего за истекшим месяцем; платеж может быть внесен и после 10-го числа месяца, но промежуток времени между предыдущим и последующим платежом не должен превышать 40 дней. Если оплата не была произведена до истечения 40 дней, будет иметь место просрочка платежа с начислением пени за период просрочки; 2) помесячно равными суммами, которые Петроэлектросбыт списывает сам с банковского счета абонента по его указанию; сумма месячного платежа определяется самим абонентом как средний месячный показатель за год или иной период, о котором договорились стороны; по истечении договорного периода производится сверка потребленного и оплаченного абонентом объема электроэнергии, выводится сальдо, которое учитывается в расчетах за последующие периоды. Время от времени сотрудники Петербургской сбытовой компании проводят с выходом на место контрольные проверки работы счетчиков и правильности оплаты потребленной энергии.

3. Платежные документы, о которых говорится в ч. 2 коммент. ст., – это документы, в которых фиксируется объем (количество) потребленной услуги и, соответственно, ее стоимость, т. е. подлежащая оплате сумма. Такие документы в деловой практике называют счетами, но применительно к различным видам платежей они могут называться по-разному: извещение на оплату, уведомление и т. д. Например, при оплате за электроэнергию таким счетом является абонентская карточка гражданина-плательщика, в которую он сам записывает показатели электросчетчика. Счета являются основанием для совершения платежа именно на ту сумму, которая указана в счете. Если плательщик не согласен с суммой, указанной в счете, он может обратиться к организации, выставившей счет, с претензией об уточнении расчета, может оспорить действия организации-услугодателя в суде. Для организаций – юридических лиц счета являются документами первичного бухгалтерского учета, которые должны храниться в архиве организации не менее пяти лет.

6. Если же эксплуатация многоквартирного жилого дома государственного или муниципального жилищных фондов осуществляется по договору управляющей компанией, то управляющая компания и является управомоченным лицом на получение платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома; в этом случае эта плата вносится на банковский счет управляющей компании или индивидуального управляющего, соответственно.*

Одним из существенных условий договора на управление многоквартирным жилым домом государственного или муниципального жилищных фондов, заключаемого между наймодателем, выступающим в этом договоре в качестве заказчика, с одной стороны, и управляющей компанией, с другой стороны, является размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, которая вносится нанимателями по договорами найма и социального найма. Деятельность управляющей компании является предпринимательской, т. е. осуществляется ею в целях систематического получения прибыли, поэтому в совокупности размер платы, предусматриваемый в договоре на управление домом, может быть выше, чем если бы жилищно-коммунальные услуги оплачивались гражданами непосредственно организациям, оказывающим услуги, иначе у управляющей компании может не оказаться прибыли. Если договор управления домом заключен на таких условиях, то разница между размером платы за жилые помещения по договору управления домом и действующими тарифами (ставками) должна быть компенсирована управляющей компании заказчиком-наймодателем. Компенсация осуществляется в порядке, предусмотренном договором на управление жилым домом, за счет дотаций, выделяемых из бюджета соответствующего публично-правового образования.

Смысл этой нормы – второе предложение ч. 4 коммент. ст. – состоит, очевидно, в том, чтобы не перелагать на нанимателей дополнительные расходы, связанные с реформированием жилищно– коммунального хозяйства и передачей домов государственного и муниципального жилищных фондов в управление негосударственным коммерческим организациям. Однако, в практике ситуация с оплатой услуг управляющих компаний складывается не просто. Например, на юго-западе Санкт-Петербурга в Стрельне существует микрорайон «Нойдорф» – место компактного поселения российских немцев; весь микрорайон находится на обслуживании коммерческой организации – Агентство территориального развития «Нойдорф – Стрельна» (АТР), которая по мнению граждан, проживающих в микрорайоне, необоснованно завышает расценки на свои услуги; по этой причине некоторые наниматели отказываются вносить плату, в связи с чем АТР обратилось в суд о взыскании задолженности по оплате (см.: Бортновская М. Разбор тарифов. Обоснованность коммунальных платежей жители выясняют через суд // РГ. 2008. 12 сент.).

Этот пример показывает, что в дальнейшем необходимо создать конкурентные условия на рынке услуг по управлению многоквартирными домами с тем, чтобы конкуренция обеспечивала снижение расходов граждан на оплату жилья.

12. Бремя содержания жилых домов, принадлежащих индивидуальным собственникам, лежит на их собственниках, какие бы субъекты ими не являлись: государство, муниципальные образования, юридические или физические лица. От имени государства и муниципальных образований функции собственника жилых домов выполняют уполномоченные органы исполнительной власти. Собственники жилых домов: юридические и физические лица так же могут осуществлять свои правомочия собственников не сами непосредственно, а возлагать их на нанимаемых специалистов, которые действуют от имени и в интересах собственников как их представители по доверенности.

Отношения между собственниками жилых домов и лицами, осуществляющими деятельность по содержанию и ремонту жилых домов, строятся на договорной основе: в договорах предусматриваются размеры платы, порядок и сроки оплаты предоставляемых услуг и выполняемых работ.

17. Предусмотренная ч. 14 коммент. ст. пеня за просрочку внесения платежей является способом обеспечения исполнения обязательства по оплате жилья и одновременно санкцией за ненадлежащее исполнение этого обязательства. Как санкция – это разновидность законной (нормативной) неустойки, которая, поскольку в ч. 14 коммент. ст. не предусмотрено иное, относится к так называемой зачетной неустойке, допускающей взыскание помимо неустойки убытков, но только в части, не покрытой неустойкой, т. е. с зачетом суммы неустойки (п. 1 ст. 394 ГК РФ). Неустойка, начисляемая в процентах от суммы просроченного платежа за каждый день просрочки, называется пеней; этот термин – «пеня» – и использован законодателем в ч. 14 коммент. ст.

Размер пени «привязан» законодателем к ставке рефинансирования Банка России. Ставка рефинансирования устанавливается Банком России в целях воздействия на финансовые рынки, в частности, рынок кредитных ресурсов; поэтому время от времени она меняется с учетом состояния финансовых рынков и уровня инфляции. Размер ссудного процента по банковским кредитам во многом определяется ставкой рефинансирования, которая является базовой в сфере банковского кредитования, поскольку многие банки в своих активных операциях используют краткосрочные кредиты Банка России, предоставляемые им по ставке рефинансирования. Предоставляя за счет таких кредитных ресурсов кредиты другим лицам, банки вправе устанавливать банковский ссудный процент в размере, не превышающем специальный норматив, устанавливаемый Банком России (так называемая маржа). Размер платы за неправомерное пользование чужими денежными средствами, предусмотренной ст. 395 ГК РФ, также привязан к размеру ставки рефинансирования, точнее – равен ему.*

В некоторых других областях финансовых отношений законодатель также привязывает размер пени за просрочку платежа к ставке рефинансирования. Например, согласно Федеральному закону от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (СЗ РФ. 2005. № 1 (ч. I). Ст. 40), в случае просрочки передачи дольщику объекта долевого строительства застройщик уплачивает пеню в размере 1/75 ставки рефинансирования от цены договора (ч. 2 ст. 6); а участник в случае просрочки внесения им очередных платежей уплачивает застройщику пеню в размере 1/150 ставки рефинансирования Банка России (ч. 6 ст. 5).

В сопоставлении с приведенными примерами размер пени, предусмотренной в ч. 14 коммент. ст., можно оценить как относительно небольшой. Так, с 2 марта 2011 г. ставка рефинансирования равна 8% годовых; в перерасчете на один день это составляет около 0,0222%; а если брать 1/300 от 11%, то получим 0,0266% в день. Так что даже при весьма длительной просрочке сумма пени не достигнет такого размера, который оказал бы существенное воздействие на финансовое положение самого злостного неплательщика. При таком размере пени угроза ее взыскания не может играть роль реальной альтернативы угрозе выселения нанимателя и членов его семьи в случае невнесения платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение более шести месяцев с переселением их в другое жилое помещение по нормам предоставления жилой площади в общежитии, т. е. не менее 6 кв. м на человека (п. 1 ч. 4 ст. 83, ст. 90 Кодекса).

Поэтому следовало бы увеличить размер пени с тем, чтобы пеня стала более эффективным средством воздействия на нерадивого пользователя; совсем не обязательно устанавливать размер пени в процентном отношении к ставке рефинансирования; представляется, что даже в размере 0,1% от суммы просроченного платежа за каждый день просрочки пеня принималась бы пользователями во внимание.

Законодатель не предусмотрел пределы начисления пени за просрочку платежа. Она начисляется по день фактического совершения платежа включительно; увеличение предусмотренного в ч. 14 коммент. ст. размера пени не допускается; напротив, снижение суммы пени возможно, если она, как установлено ст. 333 ГК РФ, «явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства».

По данным печати, на конец августа 2008 г. общая задолженность пользователей по оплате жилья, в основном, – коммунальных услуг, в Санкт-Петербурге составила 3,5 млрд руб.; около 7% населения практически вообще не платит за жилье. В 2007 г. жилищными агентствами было подано 176 исков о выселении неплательщиков, из них 8 исков было удовлетворено. В 2008 г. было подано уже 188 исков, судами принято 12 решений о выселении (см.: Вдовина М. Коммунальная расплата. Пенсионер лишился квартиры за долги // Санкт-Петербургские ведомости. 2008. 27 авг.).

18. Иных последствий, кроме как взыскание пени и переселение в другое жилое помещение, за просрочку оплаты или неполную оплату жилья и коммунальных услуг в ЖК РФ не предусмотрено. Однако в практике имеют место случаи, когда организациями-услугодателями приостанавливается оказание услуг из-за непоступления причитающихся им платежей. Происходит это тогда, когда управляющие многоквартирными жилыми домами организации несвоевременно перечисляют поступающие от пользователей деньги организациям, предоставляющим коммунальные услуги. Организации, подающие в жилые дома холодную и горячую воду, тепло, газ, в подавляющем большинстве случаев состоят в договорных отношениях не с гражданами-пользователями, а с эксплуатационными организациями, которые для услугодателей являются абонентами. Законом допускается прекращение или ограничение подачи энергии в случае нарушения организацией-абонентом обязательств по оплате энергии, причем прекращение или ограничение подачи энергии может производиться без согласования с абонентом, но с соответствующим его предупреждением (абз. 2 ч. 2 ст. 546 ГК РФ).

Так, например, в конце августа 2008 г. в микрорайонах г. Колпино, расположенных на левом берегу притока Невы Ижоры, была отключена горячая вода, поскольку эксплуатационные организации Колпинского района Санкт-Петербурга задолжали поставщикам тепла и горячей воды – организациям, эксплуатирующим теплоцентраль, – 86 млн руб. Из-за этого у последних образовались долги перед теплоэлектростанцией (ТЭЦ), а у ТЭЦ – перед поставщиком газа. В ходе изучения ситуации комиссией, созданной распоряжением губернатора Санкт-Петербурга, выяснилось, что у населения Колпино нет задолженности по коммунальным платежам, деньги от пользователей помещений своевременно поступали на специальный собирательный счет городского вычислительного центра по коммунальным платежам (ВЦКП), а далее деньги распределялись по видам услуг, но на счета самих услугодателей не поступали. ЗАО «Лентеплоснаб» вынуждено было обратиться в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области, который взыскал с администрации Колпина в пользу истца 116 млн руб. задолженности и неустойки (см. об этом: Шевель В. Тепловая реакция. Колпинских должников решили воспитывать отключением горячей воды // РГ. 2008. 21 авг.; Шишкин А. Колпинский разнос. Губернатор определилась с виновными в отключении воды // РГ. 2008. 27 авг.; Пастухова Е. Смольный изменил свое назначение. Там теперь не Институт благородных девиц // Коммерсантъ. 2008. 27 авг.).

Ситуация, сложившаяся в г. Колпино, совершенно ненормальная и недопустимая. Граждане-пользователи ни в коем случае не должны страдать от того, что выплачиваемые ими деньги не доходят до конечного звена в цепочке организаций, обеспечивающих нормальную эксплуатацию многоквартирных домов. Представляется, что необходимо установить императивную правовую норму, запрещающую организациям, подающим холодную и горячую воду, тепло, газ, электроэнергию, приостанавливать их подачу на снабжение жилых домов. За нарушение этой нормы должны быть предусмотрены жесткие санкции. Организации-услугодатели вправе взыскивать с организаций, допустивших несвоевременное перечисление средств, все возникшие в связи с этим убытки в полном объеме, применять иные экономические и правовые санкции».

Читайте в журнале "Упрощенка"
    Подробнее >>>

    Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



    Ваша персональная подборка

      Школа

      Проверь знания

      Проверь знания в новой школе Главбуха малого предприятия. Получи официальный документ

      Начать тест

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией


      Упрощёнка в Яндексе



      © 1997–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      Журнал «Упрощёнка» –
      об упрощённой системе налогообложения
      8 800 550-15-57

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Упрощёнка».
      Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62261 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных 

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Читайте дальше после регистрации (займет минуту)

      Сайт журнала «Упрощенка» — профессиональный ресурс для бухгалтеров и руководителей компаний на УСН.

      Чтобы продолжить чтение статьи, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Формы и образцы документов доступны бесплатно после регистрации.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль