Порядок привлечения к административной ответственности за нарушение трудового законодательства

1516

Вопрос

1. Получается сотрудник уволился  31.07.2013г., мы задержали компенсацию до 16.08.2013г., но компенсацию  за нарушение выплаты зарплаты перечислено по банку рефинанс. 19.11.2013г . Инспекция труда начала проверку на осн. приказа от 25.10.2013г. - 21.11.2013г. Считать два месяца от 31.07.2013г? Если ,да ,то они нарушили, что начали эту проверку, правильно? 2. После проверки нам вынесли протокол, акт, предписание и постановление об административное наказание руководителя на 3000,00 рублей., правильно ли? 3. Разве постановления не считается заключительной проверкой и вынесение решение. 4. Нам пришло письмо от 27.12.2013 о возбуждение административного производства по ч.1ст.5.27 КоАП РФ., по разговору с ними я поняла они еще хотят штраф наложить на предприятие. Нас вызвали на 10.01.2014, но мы взяли отсрочку на 17.01.2013. Ведь это не серьезно, ни каких серьезных последствий не было от задержки выплаты. 5. Это как-то не связанно с оплатой за нарушение выплаты з/платы от 19.11.2013г., но нам же вынесли постановление от 21.11.2013г штраф 3000,00. ( там также было прописано платежка от 19.11.2013г). Помогите пожалуйста точнее уточнить этот вопрос, как защитить предприятие .

Ответ

Организация может быть привлечена к административной ответственности в течение двух месяцев со дня его совершения административного правонарушения, то есть с 31.07.2013. По результатам проверки оформляется  акт. Если в ходе проверки  инспектор выявил нарушение трудового законодательства, то составляет предписание с указанием сроков устранения выявленных нарушений и оформляет протокол об административном правонарушении в рамках имеющихся полномочий, по итогам рассмотрения дела об административном правонарушении трудовой инспектор выносит постановление. Так как в данном случае  постановление вынесено за пределами срока привлечение к административной ответственности за несвоевременную выплату заработной платы, организация может обжаловать данное постановление.

 

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух» версия для упрощенки

1.Статья: Привлечение к административной ответственности за нарушение трудового законодательства

Характеристика административных правонарушений в сфере трудовых отношений

В действующем КоАП РФ сформирована целая система норм об ответственности за нарушения трудового законодательства.

Базовой следует признать ст. 5.27 КоАП РФ, которая сформулирована предельно общим образом: «нарушение законодательства о труде и охране труда». Данная статья фактически устанавливает административную ответственность за любое нарушение названных норм законодательства должностными лицами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами.*

Достаточно много вопросов в судебно-арбитражной практике вызывает проблема применения сроков привлечения к ответственности за нарушения законодательства о труде. Нередко судебные акты различного уровня отменяются именно в связи с неправильным применением судами норм о сроках привлечения к ответственности.

В соответствии со ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено не позднее двух месяцев с момента его совершения субъектом, привлекаемым к административной ответственности, за исключением случаев прямо предусмотренных кодексом. В отношении отдельных видов административных правонарушений установлены специальные (более длительные) сроки давности привлечения к административной ответственности за их совершение. Однако для правонарушений в сфере трудовой деятельности действует общий срок привлечения к ответственности.*

Определенные трудности в судебной практике вызывает проблема сроков привлечения к ответственности за длящиеся административные правонарушения, которые в соответствии с п. 2 ст. 4.5 КоАП РФ начинают исчислять с момента их обнаружения.

***Государственная инспекция по труду по Владимирской области привлекла Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Владимирский государственный университет» к ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ за нарушение ТК РФ, выразившееся в том, что заработная плата профессорско-преподавательскому составу за проведение занятий со студентами контрактной (внебюджетной) формы обучения была выплачена с опозданием на 1 месяц (за сентябрь 2006 — 05.11.2006), хотя правилами внутреннего распорядка выплата заработной платы предусмотрена два раза в месяц.

После погашения задолженности работникам университета по оплате труда вуз в нарушение ст. 236 ТК РФ не выплатил работникам денежную компенсацию (в размере не ниже 1/300 действующей в то время ставки рефинансирования ЦБ РФ.

За неисполнение в добровольном порядке требований о материальной ответственности работодателя за несвоевременную выплату заработной платы трудовая инспекции наложила на образовательное учреждение штраф. Не согласившись с данным постановлением, университет обратился в Ленинский районный суд г. Владимира с жалобой, которой требовал данное постановление отменить.

При этом требования заявителя были основаны на том, что учреждение было привлечено к ответственности с нарушением ст. 4.5. КоАП РФ в части наложения взыскания за нарушение, в отношении которого истек срок давности. Постановление было издано 26.06.2007 после проверки, проведенной прокуратурой г. Владимира по жалобе граждан, т. е. спустя более чем 8 месяцев с момента, когда наступила обязанность выплатить работникам компенсацию за несвоевременную выплату заработной платы.

Суд первой инстанции в удовлетворении жалобы отказал, посчитав, что имеет место длящееся административное правонарушение в действиях университета, поскольку в течение определенного периода времени университет не исполнял обязанность перед работниками по выплате им компенсации за задержку заработной платы.

Однако судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда данное решение отменила, указав, что невыплата компенсации за задержку заработной платы является единократным правонарушением и не может быть рассмотрена, как длящееся правонарушение. Следовательно, постановление трудовой инспекции подлежит отмене, так как истекли сроки давности привлечения к административной ответственности, установленные ст. 4.5 КоАП РФ7.

Аналогичная правовая позиция высказана и в арбитражной практике, где непосредственно нарушение сроков выплаты заработной платы не может быть рассмотрено, как длящееся правонарушение.*

***ЗАО «Архангельский завод технических спиртов» (далее — общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконным и об отмене постановления Государственной инспекции труда в Архангельской области (далее — инспекция) от 06.03.2006 № 03-10-75-7 о привлечении его к административной ответственности в виде взыскания штрафа на основании ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.

Решением суда от 07.04.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 17.05.2006, заявление удовлетворено.

В кассационной жалобе инспекция просит отменить судебные акты и прекратить производство по делу. По мнению подателя жалобы, невыплата обществом заработной платы работникам является длящимся правонарушением, в связи с чем ссылка суда на истечение предусмотренного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности неправомерна.

Кассационная инстанция посчитала жалобу инспекции не подлежащей удовлетворению и указала на следующие обстоятельства.

Общество несвоевременно выплатило работникам зарплату за октябрь 2005 г . и на момент проверки имелась задолженность по заработной плате за ноябрь 2005 г., в связи с чем постановлением прокурора Соломбальского района г. Архангельска от 30.01.2006 в отношении предприятия возбуждено дело об административном правонарушении на основании ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.

Постановлением инспекции от 06.03.2006 № 03-10-75-7 общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, и привлечено к ответственности в виде взыскания административного штрафа.

Предприятие обжаловало названное постановление в судебном порядке.

Суды первой и апелляционной инстанций, ссылаясь на истечение срока давности привлечения общества к административной ответственности, признали постановление инспекции от 06.03.2006 незаконным.

В данном случае суды установили, что общество не позднее последнего дня каждого месяца обязано выплачивать работникам заработную плату за предыдущий месяц. Однако заявитель нарушил это условие, предусмотренное Правилами внутреннего трудового распорядка, т. е. совершил правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.

При рассмотрении дела суды сделали вывод о том, что постановление от 06.03.2006 принято за пределами установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока.

Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения.*

Срок давности привлечения к административной ответственности за административное правонарушение, связанное с невыполнением обязанности, предусмотренной нормативным правовым актом, к определенному сроку, начинает исчисляться с момента наступления указанного срока.

В данном случае из положений Правил внутреннего трудового распорядка следовало, что заработная плата за октябрь и ноябрь 2005 г. должна быть выплачена предприятием работникам не позднее 30.11.2005 и 31.12.2005 соответственно. С этого момента исчисляется двухмесячный срок, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ.

Постановление инспекции о привлечении общества к административной ответственности вынесено 06.03.2006, т. е. за пределами срока давности привлечения к административной ответственности.*

Невыполнение обязанности по соблюдению срока привлечения к административной ответственности не является длящимся административным правонарушением в связи с чем ссылка подателя жалобы на длящийся характер административного правонарушения необоснованна.

С учетом изложенного кассационная инстанция сделал вывод о том, что решение от 07.04.2006 и постановление апелляционной инстанции от 17.05.2006 являются законными и обоснованными и отмене не подлежат.

Журнал «Трудовые споры», № 7, июль 2008

2.Рекомендация: Как защитить свои права, если работодатель задерживает зарплату

Проверка расчета компенсации за задержку

Сумму компенсации, которая полагается за задержку зарплаты, рассчитывает работодатель (организация или предприниматель). Выплатить ее он обязан вместе с погашением задолженности по зарплате. Это следует из статьи 236 Трудового кодекса РФ.*

Куда обратиться при задержке выплат

Если работодатель не выплачивает зарплату и (или) компенсацию за ее задержку добровольно, человек вправе обратиться с заявлением в следующие инстанции:

свою профсоюзную организацию или в комиссию по трудовым спорам (если они созданы по месту работы человека);

трудовую инспекцию;

суд;

прокуратуру.

Это следует из статей 352, 353, 381, 382 Трудового кодекса РФ и статей 21, 26, 27 Закона от 17 января 1992 г. № 2202-1.

Обращение в трудовую инспекцию

Трудовая инспекция контролирует, соблюдает ли работодатель нормы трудового законодательства (ст. 356 ТК РФ). При этом по просьбе заявителя сотрудники трудовой инспекции обязаны не разглашать данные о человеке, который уведомил их о нарушении (ч. 2 ст. 358 ТК РФ).

Для того чтобы сообщить в трудовую инспекцию о нарушении работодателем сроков выплаты зарплаты, подайте заявление (ст. 356 ТК РФ). Заявление можно подать лично, отправить по почте или курьером. Также можно заполнить электронную форму обращения на официальном сайте Роструда. Об этом сказано в пункте 2.18 Административного регламента, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 18 мая 2012 г. № 581н.

Главбух советует: перед тем как подать заявление в трудовую инспекцию, напишите письмо на имя руководителя организации (предпринимателя). В письме потребуйте объяснить причины задержки зарплаты и указать срок погашения задолженности. Письмо составьте в двух экземплярах и зарегистрируйте как входящий документ. Один экземпляр с отметкой о получении сохраните у себя. Данное письмо с ответом (или без него) приложите к заявлению в трудовую инспекцию. Если в дальнейшем возникнет необходимость обратиться в суд, то данный документ также можно приложить к исковому заявлению.

Трудовая инспекция рассматривает письменные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав в течение 30 дней со дня их регистрации (ст. 356 ТК РФ, ч. 1 ст. 12 Закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ).

По результатам проверки трудовая инспекция вправе выдать работодателю предписание об устранении выявленных нарушений трудового законодательства (ст. 357 ТК РФ). Также трудовые инспекторы вправе применить меры ответственности, предусмотренные законодательством для нарушителей, или передать сведения в другие ведомства (ст. 356, 365 ТК РФ).*

О.В. Краснова

главный редактор БСС «Система Главбух»

3.Рекомендация: Как оформляются результаты проверки трудовой инспекции.

Оформление результатов проверки (161,22)

По итогам проведенной проверки (как плановой, так и внеплановой) трудовой инспектор:
вносит запись в журнал учета проверок (ч. 9 ст. 16 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ);
составляет акт проверки (ч. 1–5 ст. 16 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ).

Журнал учета проверок (161,23)

Журнал учета проверок, который заполняют контролирующие ведомства по итогам проведенной проверки, обязаны вести все работодатели (ч. 8–9 ст. 16 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ). Форма журнала утверждена приказом Минэкономразвития России от 30 апреля 2009 г. № 141. Журнал должен быть прошит, пронумерован и заверен печатью (ч. 10 ст. 16 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ).

По итогам проверки трудовой инспектор заносит в журнал следующие сведения:
– наименование территориальной трудовой инспекции;
– даты начала и окончания проведения проверки;
– продолжительность проверки;
– дату и номер распоряжения (приказа) о проведении проверки;
– цели, задачи и предмет проверки;
– выявленные нарушения и выданные предписания;
– фамилии, имена, отчества, должности трудовых инспекторов, которые проводили проверку, и их подписи.

Это следует из положений части 9 статьи 16 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ.

Ответственность за отсутствие журнала у работодателя законодательством не предусмотрена. Если в организации журнал не ведется, то проверяющий укажет на это в акте проверки (ч. 11 ст. 16 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ).

Акт проверки (161,24)

По общему правилу акт проверки инспектор составляет в двух экземплярах сразу после окончания проверки (ч. 1 и 4 ст. 16 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ). В исключительных случаях на составление акта отводится три рабочих дня. Это возможно, если для составления документа необходимо получить заключения по результатам проведенных исследований, испытаний или экспертиз. Об этом говорится в части 5 статьи 16 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ.

Форма акта утверждена приказом Минэкономразвития России от 30 апреля 2009 г. № 141.

Акт должен содержать подробную информацию о проведенной проверке, а именно:
– дату, время и место составления акта;
– наименование территориальной трудовой инспекции, сотрудники которой проводили проверку;
– дату и номер распоряжения (приказа) руководителя трудовой инспекции (его заместителя) о проведении проверки;
– фамилию, имя, отчество и должность трудового инспектора, проводившего проверку;
– наименование проверяемой организации (индивидуального предпринимателя);
– дату, время, продолжительность и место проведения проверки;
– сведения о результатах проверки, о выявленных нарушениях, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения;
– сведения об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом представителя проверяемой организации (индивидуального предпринимателя);
– сведения о внесении записи о проведении проверки в журнал учета проверок либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием журнала проверок;
– подпись трудового инспектора, проводившего проверку.

Такие требования к содержанию акта установлены в части 2 статьи 16 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ.

Выявление нарушений по итогам проверки (161,25)

Если в ходе проверки трудовой инспектор выявил нарушение трудового законодательства, то помимо акта он:
– составляет предписание с указанием сроков устранения выявленных нарушений (п. 1 ч. 1 ст. 17 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ);
оформляет протокол об административном правонарушении в рамках имеющихся полномочий (п. 2 ч. 1 ст. 17 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ, п. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ).

При этом за все нарушения трудового законодательства, выявленные в ходе проверки, инспектор может привлечь к административной ответственности только один раз (ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ). Аналогичную позицию занимают и суды (см., например, постановление Пермского краевого суда от 25 июня 2013 г. № 44а-492-2013).*

Ответственность за неисполение предписания трудовой инспекции

Внимание: неисполнение в установленный срок предписания трудовой инспекции является правонарушением, за которое предусмотрена административная ответственность.

При наличии такого нарушения по заявлению трудовой инспекции суд может оштрафовать:
– граждан на сумму от 300 до 500 руб.;
– должностных лиц организации (например, ее руководителя) на сумму от 1000 до 2000 руб.;
– организацию на сумму от 10 000 до 20 000 руб.

Кроме того, за подобное нарушение должностные лица организации могут быть дисквалифицированы на срок до трех лет.

Это следует из совокупности положений части 1 статьи 19.5, части 1 статьи 23.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Рассмотрение административного правонарушения (161,29)

Протокол об административном правонарушении, составленный по итогам проверки, свидетельствует о возбуждении административного дела, которое подлежит рассмотрению (ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ).

Административные дела о нарушениях трудового законодательства рассматривают сами инспекторы, которые и проводили проверку (ч. 1 ст. 22.2, ч. 1, 2 ст. 23.12 КоАП РФ, абз. 13 ст. 357 ТК РФ). Срок рассмотрения – 15 календарных дней (ч. 1 ст. 29.6 КоАП РФ). В ряде случаев указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц (ч. 2 ст. 29.6 КоАП РФ).* При этом на практике большинство дел о правонарушениях в сфере трудового законодательства рассматриваются в день составления протокола.

По итогам рассмотрения дела трудовой инспектор может вынести постановление:
– о назначении административного наказания;
– о прекращении производства по делу (если сочтет нарушение незначительным).

Об этом говорится в части 1 статьи 29.9 Кодекса РФ об административных* правонарушениях. Аналогичную позицию занимают и суды (см., например, постановление Тамбовского областного суда от 1 июля 2013 г. № 4-а-119).

Копия оформленного постановления вручается работодателю под расписку или высылается в его адрес по почте в течение трех календарных дней со дня вынесения (ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ).

Если организация не согласна с принятым постановлением, она может подать свои возражения. Подробнее об этом см. Как обжаловать результаты проверки трудовой инспекции.*

И.И. Шкловец

заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости

* Так выделена часть материала, которая поможет Вам принять правильное решение.

Читайте в журнале "Упрощенка"
    Подробнее >>>

    Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



    Ваша персональная подборка

      Школа

      Проверь знания

      Проверь знания в новой школе Главбуха малого предприятия. Получи официальный документ

      Начать тест

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией


      Упрощёнка в Яндексе



      © 1997–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      Журнал «Упрощёнка» –
      об упрощённой системе налогообложения
      8 800 550-15-57

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Упрощёнка».
      Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62261 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных 

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Читайте дальше после регистрации (займет минуту)

      Сайт журнала «Упрощенка» — профессиональный ресурс для бухгалтеров и руководителей компаний на УСН.

      Чтобы продолжить чтение статьи, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Формы и образцы документов доступны бесплатно после регистрации.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль