Нужно ли на упрощенке включать в доходы средства государственной помощи

91

Вопрос

Нами в 2012 году было приобретено основное средство, а в 2013 получена субсидия от города Москвы на возмещение стоимости данного основного средства. Как быть с начисленной амортизацией? Можем ли мы ее принять к расходу? Если нет, то обязаны ли мы подать уточняющую налоговую декларацию УСН за 2012 года с уменьшением суммы расходов на амортиз ацию данного основного средства?

Ответ

Нет, не можете, так как применяющими УСН налогоплательщиками в налоговом учёте амортизация не начисляется, а уточнённую декларацию Вы обязаны подать, если за 2012 год платили минимальный налог или если начисленная Вами за 2012 год амортизация повлекла за собой занижение налоговой базы и неполную уплату Вами единого налога в бюджет. Подробный порядок отражения в учете операций по учёту расходов на приобретение основных средств содержится в материалах Системы Главбух.

1.Рекомендация: Как отразить в бухучете и при налогообложении государственную помощь

 

Ситуация: нужно ли на упрощенке включать в доходы средства государственной помощи (например, субсидии), которые в целях налогообложения не относятся к средствам целевого финансирования *

 

Да, нужно.

Организации на упрощенке учитывают при расчете единого налога следующие виды доходов:

  • доходы от реализации согласно статье 249 Налогового кодекса РФ;
  • внереализационные доходы согласно статье 250 Налогового кодекса РФ.

Такой порядок предусмотрен пунктом 1 статьи 346.15 Налогового кодекса РФ.

Доходы, которые не увеличивают налоговую базу по единому налогу, указаны в перечне, приведенном в статье 251 Налогового кодекса РФ (подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ). В этот перечень входит имущество (в т. ч. деньги), полученное организациями:

  • в рамках целевого финансирования (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ);
  • в виде целевых поступлений, полученных некоммерческими организациями на свое содержание и ведение уставной деятельности (п. 2 ст. 251 НК РФ).

Перечень средств целевого финансирования, приведенный в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ, закрыт. В отношении бюджетных средств, которые получает коммерческая организация, предусмотрено только выделение государственной помощи управляющей компании на финансирование ремонта многоквартирных домов (абз. 4 подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). Такие суммы организация вправе не учитывать в доходах при расчете единого налога.

При этом в целях расчета налога на прибыль иные формы государственной помощи учитываются в составе доходов от реализации или внереализационных доходов. А значит, при расчете единого налога такие средства государственной помощи также нужно учесть в увеличение налоговой базы (п. 1 ст. 346.15 НК РФ).

Порядок учета в доходах таких средств государственной помощи зависит от их назначения:

  • средства получены в рамках государственной поддержки малого и среднего предпринимательства или на содействие самозанятости безработных граждан;
  • средства получены для использования по иному назначению.

Если средства государственной помощи в виде субсидии получены в рамках государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, а также на содействие самозанятости безработных граждан, они включаются в доходы пропорционально расходам, оплаченным за счет средств финансовой поддержки. При этом такие средства нужно включить в доходы в полной сумме в срок не более:

В случае когда к концу второго (третьего) года израсходована не вся сумма субсидий, включите в доходы этого периода весь неизрасходованный остаток.

Вместе с тем, если получена субсидия на содействие самозанятости безработных граждан, но нарушены условия ее получения, всю сумму субсидии нужно учесть в доходах единовременно в период допущения такого нарушения.

Такой порядок предусмотрен абзацами 4, 5 и 6 пункта 1 статьи 346.17 Налогового кодекса РФ.

Независимо от того, какой объект налогообложения применяет организация, субсидии, полученные в рамках государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, а также на содействие самозанятости безработных граждан, отражают в книге доходов и расходов одновременно в графе 4 и 5 раздела I. Однако организации, которые применяют объект «доходы», должны выполнить для этого дополнительное требование – вести учет израсходованных сумм субсидий. Это следует из положений абзаца 7 пункта 1 статьи 346.17 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмом ФНС России от 21 июня 2011 г. № ЕД-4-3/9835.

При этом организации, которые рассчитывают единый налог с разницы между доходами и расходами, израсходованные субсидии отражают в налоговой декларации как в составе доходов, так и в составе расходов. А организации с объектом «доходы» эти суммы при заполнении декларации не учитывают. Такой порядок разъяснен в письме ФНС России от 19 августа 2010 г. № ШС-37-3/9373.

Если средства государственной помощи, которые не являются целевым финансированием, получены для использования по иному назначению, особых правил для учета их в доходах налоговым законодательством не предусмотрено. Следовательно, суммы такой государственной помощи включайте в доход единовременно по факту получения (п. 1 ст. 346.17 НК РФ).

 

Ситуация: можно ли учесть в расходах на упрощенке затраты, оплаченные за счет государственной помощи. Организация не является некоммерческой, унитарным предприятием (mod = 112, id = 55437)*

Да, можно, но при условии что госпомощь для целей налогообложения не признавалась целевым финансированием.

Организация, получившая средства целевого финансирования, обязана вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках таких средств (подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15, подп. 14 п. 1 ст. 251НК РФ). Это условие связано с тем, что по деятельности, финансируемой за счет средств целевого финансирования, организация налоговую базу по единому налогу не формирует. А значит, учитывать затраты, оплаченные за счет средств целевого финансирования, в составе расходов при расчете единого налога нельзя (п. 2 ст. 346.16, п. 1 ст. 252НК РФ).

Аналогичной точки зрения о невозможности учета расходов, оплаченных за счет средств целевого финансирования, придерживается и налоговая служба (см., например, письмо УФНС России по г. Москве от 23 июня 2008 г. № 18-11/3/059130).

Иная ситуация возникнет, если полученные средства целевого финансирования не признаются таковыми в целях налогообложения. В этом случае льгота, предусмотренная подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ, на них не распространяется. А значит, государственную помощь, которую организация получает на финансирование целевых мероприятий, нужно учесть в составе внереализационных доходов (п. 1 ст. 346.15, ст. 250 НК РФ). Соответственно, на расходы, оплаченные за счет таких средств, можно уменьшить базу по единому налогу, при условии что они предусмотрены статьей 346.16 Налогового кодекса РФ.

 

Олег Хороший

государственный советник налоговой службы РФ II ранга

2.Рекомендация: Как учесть поступление основных средств и нематериальных активов при упрощенке (в редакции 2012 года)

Если организация платит единый налог при упрощенке с разницы между доходами и расходами, то доходы можно уменьшить на стоимость поступивших основных средств* и нематериальных активов (подп. 1, 2 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

В составе основных средств и нематериальных активов при упрощенке учитывайте только объекты, которые признаются амортизируемым имуществом в целях расчета налога на прибыль (п. 4 ст. 346.16 НК РФ). Затраты на приобретение остального имущества учитывайте в составе материальных расходов (подп. 5 п. 1, п. 2ст. 346.16 и подп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ)*.

Состав расходов, уменьшающих налоговую базу

При расчете единого налога организация может учесть:*

  • расходы на приобретение (сооружение, изготовление, создание самой организацией) основных средств* и нематериальных активов;
  • расходы на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств.

Об этом сказано в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ*.

Все поступившие объекты должны использоваться в предпринимательской деятельности, то есть для получения прибыли (подп. 4 п. 2 ст. 346.17 НК РФ, абз. 3 п. 1 ст. 2 ГК РФ)*.

 

Отражение расходов в книге учета

Поступление и выбытие основных средств и нематериальных активов отразите в разделе II книги учета доходов и расходов, форма и порядок заполнения которой утверждены приказом Минфина России от 31 декабря 2008 г. № 154н (ст. 346.24 НК РФ). В частности, в нем нужно указать:*

  • расходы на приобретение и создание основных средств*;
  • расходы на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств;
  • расходы на приобретение и создание нематериальных активов.

Указанные расходы отражайте на последнее число отчетного (налогового) периода в размере фактически уплаченных сумм*.

Об этом сказано в пункте 3.3 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 31 декабря 2008 г. № 154н*.

 

Елена Попова,

государственный советник налоговой службы РФ I ранга

3.Рекомендация: В каких случаях организация обязана подать уточненную налоговую декларацию

Занижение налоговой базы

Организация обязана подать уточненную налоговую декларацию, если в ранее сданной декларации она обнаружила неточности или ошибки, которые повлекли за собой занижение налоговой базы и неполную уплату налога в бюджет. Подавать уточненную декларацию нужно, если период, в котором была допущена ошибка, известен. Если период, в котором была допущена ошибка, не известен, уточненная декларация не подается. В этом случае пересчитать налоговую базу и сумму налога нужно в том периоде, в котором ошибка была обнаружена. Это следует из положений пункта 1 статьи 81 и пункта 1 статьи 54 Налогового кодекса РФ*.

 

Переплата по налогам

Если ошибка, допущенная в налоговой декларации, повлекла за собой излишнюю уплату налога, то организация вправе:*

  • подать уточненную декларацию за тот период, в котором ошибка была допущена (но не обязана этого делать);
  • исправить ошибку, пересчитав налоговую базу и сумму налога за тот период, в котором эта ошибка была обнаружена. Таким способом можно воспользоваться независимо от того, известен ли период, в котором была допущена ошибка или нет;
  • не предпринимать никаких мер по исправлению ошибки (например, если сумма переплаты незначительна).

Это следует из положений абзаца 3 пункта 1 статьи 54 и абзаца 2 пункта 1 статьи 81 Налогового кодекса РФ. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 23 января 2012 г. № 03-03-06/1/24, от 25 августа 2011 г. № 03-03-10/82 иФНС России от 11 марта 2011 г. № КЕ-4-3/3807*.

Ситуация: по каким налогам можно применять нормы статей 54 и 81 Налогового кодекса РФ о перерасчете налоговой базы без представления уточненных деклараций. В текущем периоде обнаружены ошибки, допущенные в прошлых периодах и повлекшие переплату (mod = 112, id = 53327)*

Возможность применения норм этих статей существует только в отношении налога на прибыль, транспортного налога, НДПИ и единого налога при упрощенке.

Это объясняется следующим.

Совокупность положений пункта 1 статьи 54 и статьи 81 Налогового кодекса РФ предусматривает три варианта исправления ошибок, которые повлекли за собой излишнюю уплату налога. Выбор любого из этих вариантов – право организации.

Одним из вариантов является уменьшение налоговой базы в том периоде, когда ошибка была обнаружена, на величину завышения, допущенного в предыдущих периодах. По составу налогов никаких ограничений абзац 3 пункта 1 статьи 54 Налогового кодекса РФ не содержит, поэтому из его буквального толкования можно сделать вывод, что таким вариантом организация вправе воспользоваться в отношении любых налогов. Однако применительно к большинству из них механизм реализации данного права отсутствует.

В частности, глава 21 Налогового кодекса РФ не содержит норм, позволяющих корректировать налоговую базу и сумму налога текущего периода при обнаружении ошибок в прошедших периодах (письмо Минфина России от 7 декабря 2010 г. № 03-07-11/476). Более того, в соответствии с пунктами 3 и 11 раздела II приложения 5 к постановлению Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137 при обнаружении ошибок организация должна внести исправления в книгу продаж. А для этого необходимо составить дополнительный лист к книге продаж за тот период, в котором была допущена ошибка. Корректировать показатели книги продаж в текущем периоде (периоде обнаружения ошибки) организация не вправе. Таким образом, ошибку, допущенную при определении налоговой базы по НДС в прошедшем периоде, можно исправить единственным способом – представив за этот период уточненную налоговую декларацию.

Кроме того, положения абзаца 3 пункта 1 статьи 54 Налогового кодекса РФ не применяются, если излишняя уплата налога произошла из-за несвоевременного применения вычета по НДС. Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, рассчитывается как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (п. 1 ст. 166 НК РФ). Применение налоговых вычетов к определению этой суммы прямого отношения не имеет. Поэтому, если причиной переплаты стало занижение налогового вычета, организация должна подать уточненную декларацию за тот период, в котором ошибка была допущена. Воспользоваться правом пересчета налога в текущем периоде организация не может. Такой вывод следует из письма Минфина России от 1 марта 2010 г. № 03-07-11/41.

При оценке возможности применения положений абзаца 3 пункта 1 статьи 54 Налогового кодекса РФ к другим налогам нужно учитывать следующее. Расчеты налоговой базы за текущие отчетные (налоговые) периоды отражаются в налоговых декларациях (п. 1 ст. 80 НК РФ). Следовательно, результаты пересчета (уменьшение) налоговой базы из-за ошибок, допущенных в прошедших периодах, тоже должны быть зафиксированы в декларациях за текущие периоды.

В настоящее время корректно отразить такие операции можно только в декларациях по налогу на прибыль, по НДПИ, по транспортному налогу и по единому налогу при упрощенке. При этом бухгалтеру нужно быть готовым к тому, что налоговая инспекция затребует от него объяснения по поводу уменьшения налоговой базы. Существующие формы деклараций по акцизам, налогу на имущество, земельному налогу и ЕНВД не позволяют отразить в них результаты пересчета налоговой базы за предыдущие периоды. Следовательно, чтобы исправить допущенные ошибки, организации придется подавать уточненные налоговые декларации.

Ошибка в декларации за период убытков

Некоторые особенности имеет порядок исправления ошибок в декларациях по налогу на прибыль за те налоговые периоды, в которых у организации сложился убыток. Если впоследствии организация выявила расходы, которые не были учтены при составлении этих деклараций, включать такие расходы в расчет налога на прибыль за текущий период нельзя. Подобные ошибки не влекут за собой излишней уплаты налога, поэтому организация должна подать уточненную декларацию, отразив в ней увеличенную сумму расходов и новый размер убытка*.

Такой вывод следует из писем Минфина России от 27 апреля 2010 г. № 03-02-07/1-193 и от 23 апреля 2010 г. № 03-02-07/1-188*.

 

Елена Попова,

государственный советник налоговой службы РФ I ранга

*   Так выделена   часть   материала, которая  поможет   Вам   принять   правильное   решение

Читайте в журнале "Упрощенка"
    Подробнее >>>

    Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



    Ваша персональная подборка

      Школа

      Проверь знания

      Проверь знания в новой школе Главбуха малого предприятия. Получи официальный документ

      Начать тест

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией


      Упрощёнка в Яндексе



      © 1997–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      Журнал «Упрощёнка» –
      об упрощённой системе налогообложения
      8 800 550-15-57

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Упрощёнка».
      Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62261 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных 

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Читайте дальше после регистрации (займет минуту)

      Сайт журнала «Упрощенка» — профессиональный ресурс для бухгалтеров и руководителей компаний на УСН.

      Чтобы продолжить чтение статьи, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Формы и образцы документов доступны бесплатно после регистрации.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль