Осуществление госзакупок для бюджетных учреждений ценой договора менее 100 тыс. руб

738

Вопрос

Разъясните , пожалуйста, в связи с вступлением в силу с 1 января 2014 г. федерального закона № 44-фз, можно ли муниципальному предприятию заключить договор аренды выставочных площадей сроком на 1 неделю и ценой договора менее 100 тыс. руб. с муниципальным бюджетным учреждением без проведения конкурсных процедур?

Ответ

Закупки товаров, работ и услуг МУП осуществляет в соответствии с положениями Закона 223-ФЗ (пп.1 п. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ от 18.07.2011 г.).

В соответствии с положениями Закон 44-ФЗ осуществляются госзакупки для бюджетных учреждений.

Соответственно, какой именно нормативный акт применять – зависит только от организационно – правовой формы заказчика. Если заказчиком (т. е. будущим арендатором) является МУП, то договор заключается в соответствии с положениями Закона 223-ФЗ. Этот закон предусматривает заключение договора с единым поставщиком на сумму до 100 000 руб. без специальных закупочных процедур. Понесенные по совершенной закупке расходы указываются на официальном сайте в виде обобщенной информации о заключенных договорах за прошедший месяц (на основании расходных документов).

Если же арендовать площадь требуется бюджетному учреждению, заказ должен производиться в соответствии с процедурами, предусмотренными Законом 44-ФЗ.

 

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух».

1. Закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

 

«Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся:

1) планирования закупок товаров, работ, услуг;

2) определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

3) заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона (далее - контракт);

4) особенностей исполнения контрактов;

5) мониторинга закупок товаров, работ, услуг;

6) аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг;

7) контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - контроль в сфере закупок).

 

Статья 15. Особенности закупок, осуществляемых бюджетным, автономным учреждениями, государственным, муниципальным унитарными предприятиями и иными юридическими лицами

1. Бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и иных средств в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.

2. При наличии правового акта, принятого бюджетным учреждением в соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и размещенного до начала года в единой информационной системе, данное учреждение вправе осуществлять в соответствующем году с соблюдением требований указанных Федерального закона и правового акта закупки:

1) за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в установленном Правительством Российской Федерации порядке, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;

2) в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного учреждения;

3) за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию).*

3. Принятое бюджетным учреждением решение об осуществлении указанных в пунктах 1 - 3 части 2 настоящей статьи закупок в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, или в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" не может быть изменено в текущем году.

4. При предоставлении в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации автономным учреждениям, государственным, муниципальным унитарным предприятиям на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности на такие юридические лица при планировании и осуществлении ими закупок за счет указанных средств распространяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие отношения, указанные в пунктах 1 - 3 части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. При этом в отношении таких закупок применяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие мониторинг закупок, аудит в сфере закупок и контроль в сфере закупок.

5. При предоставлении в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации бюджетных инвестиций юридическому лицу, не являющемуся государственным или муниципальным учреждением, государственным или муниципальным унитарным предприятием, в случае реализации инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и техническому перевооружению объектов капитального строительства на такое юридическое лицо при осуществлении им закупок за счет указанных средств распространяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие деятельность заказчика, в случаях и в пределах, которые определены в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации в рамках договоров об участии Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в собственности субъекта инвестиций.*

6. В случае, если в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации или иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, являющиеся государственными или муниципальными заказчиками, свои полномочия на осуществление закупок передают на безвозмездной основе на основании договоров (соглашений) бюджетным учреждениям, автономным учреждениям, государственным, муниципальным унитарным предприятиям, такие учреждения, унитарные предприятия в пределах переданных полномочий осуществляют в лице указанных органов закупки товаров, работ, услуг в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, которые регулируют деятельность государственного и муниципального заказчиков.»

 

2. Закон от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

«Статья 1. Цели регулирования настоящего Федерального закона и отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом
1. Целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

2. Настоящий Федеральный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг:

1) государственными корпорациями, государственными компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов;*

2) дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов долей в совокупности принадлежит указанным в пункте 1 настоящей части юридическим лицам;

3) дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов долей в совокупности принадлежит указанным в пункте 2 настоящей части дочерним хозяйственным обществам.

3. Порядок определения совокупной доли участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в уставном капитале хозяйственных обществ, совокупной доли участия указанных в пункте 1 части 2 настоящей статьи юридических лиц в уставном капитале дочерних хозяйственных обществ, совокупной доли участия указанных в пункте 2части 2 настоящей статьи дочерних хозяйственных обществ в уставном капитале их дочерних хозяйственных обществ, а также порядок уведомления заказчиков об изменении совокупной доли такого участия утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

4. Настоящий Федеральный закон не регулирует отношения, связанные с:

1) куплей-продажей ценных бумаг и валютных ценностей;

2) приобретением заказчиком биржевых товаров на товарной бирже в соответствии с законодательством о товарных биржах и биржевой торговле;

3) осуществлением заказчиком размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд";

4) закупкой в области военно-технического сотрудничества;

5) закупкой товаров, работ, услуг в соответствии с международным договором Российской Федерации, если таким договором предусмотрен иной порядок определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) таких товаров, работ, услуг;

6) Пункт утратил силу с 1 января 2012 года - Федеральный закон от 6 декабря 2011 года N 401-ФЗ. - См. предыдущую редакцию;

7) осуществлением заказчиком отбора аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчика в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 года N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности".

Статья 2. Правовая основа закупки товаров, работ, услуг

1. При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

2. Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.*

3. Положение о закупке утверждается:

1) высшим органом управления государственной корпорации или государственной компании в случае, если заказчиком выступает государственная корпорация или государственная компания;

2) руководителем унитарного предприятия в случае, если заказчиком выступает государственное унитарное предприятие или муниципальное унитарное предприятие;

3) наблюдательным советом автономного учреждения в случае, если заказчиком выступает автономное учреждение;

4) советом директоров (наблюдательным советом) хозяйственного общества в случае, если заказчиком выступает акционерное общество, или коллегиальным исполнительным органом такого акционерного общества в случае, если уставом хозяйственного общества предусмотрено осуществление функций совета директоров (наблюдательного совета) общим собранием акционеров хозяйственного общества;

5) общим собранием участников общества в случае, если заказчиком выступает общество с ограниченной ответственностью».

 

3. Рекомендация: Как приобретать товары (работы, услуги) организациям с долей участия государства (субъекта РФ, муниципального образования)

 

На кого распространяется порядок

К заказчикам товаров (работ, услуг), на которых распространяются требования Закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ, в частности, относятся следующие.

  1. Государственные корпорации и компании; унитарные предприятия; автономные учреждения; естественные монополии; организации, которые занимаются регулируемыми видами деятельности в сфере электро-, газо-, водо-, теплоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод и утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.
  2. Организации, более 50 процентов уставного капитала которых в совокупности принадлежит Российской Федерации, субъектам РФ или муниципальным образованиям.
  3. Дочерние организации, более 50 процентов уставного капитала которых в совокупности принадлежит организациям, указанным в пунктах 1 и 2.
  4. Субдочерние организации, более 50 процентов уставного капитала которых в совокупности принадлежит организациям, указанным в пункте 3.

Порядок определения совокупных долей участия государства и других учредителей (участников) в уставных капиталах дочерних организаций должен быть установлен Правительством РФ.

Об этом сказано в частях 2 и 3 статьи 1 Закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ.

Действие Закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ не распространяется на:
1) организации, в уставном капитале которых доля участия России, субъекта РФ, муниципального образования в совокупности не превышает 50 процентов, являющиеся субъектами естественных монополий либо занимающиеся регулируемыми видами деятельности в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, при условии что выручка от соответствующих видов деятельности за предшествующий год не превышает 10 процентов общей суммы выручки;
2) дочерние и субдочерние хозяйственные общества организаций, указанных в пункте 1, при условии что их выручка от закупки товаров (работ, услуг) этими организациями и их дочерними хозяйственными обществами составляет не более 5 процентов выручки за предыдущие четыре квартала от всех видов осуществляемой ими деятельности.

Об этом сказано в части 2.1 статьи 1 Закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ.

При этом информация об объеме контролируемой выручки должна быть размещена на официальном сайтеwww.zakupki.gov.ru/223. Порядок размещения на сайте такой информации установлен Положением, утвержденнымпостановлением Правительства РФ от 11 июня 2013 г. № 494.

Требования Закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ не применяются при:

  • купле-продаже ценных бумаг и валютных ценностей;
  • приобретении биржевых товаров в соответствии с Законом от 20 февраля 1992 г. № 2383-1;
  • размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии с Законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ;
  • закупках в области военно-технического сотрудничества;
  • закупках в рамках международных договоров, которые предусматривают другой порядок определения поставщиков (исполнителей);
  • выборе аудиторской организации для проведения обязательного аудита в соответствии со статьей 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ.

Положение о закупке

Положение о закупке является одним из основных документов, регулирующих закупочную деятельность заказчика. Этот документ должен содержать:

  • требования к закупке;
  • порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения;
  • порядок заключения и исполнения договоров;
  • другие положения, связанные с обеспечением закупки.

Об этом сказано в части 2 статьи 2 Закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ.

Положение о закупке размещается в закрытой части сайта www.zakupki.gov.ru/223. Для того чтобы разместить данное положение, через интерфейс сайта формируется документ, содержащий следующие основные сведения о нем:

  • наименование положения о закупке;
  • полное и сокращенное наименование заказчика в соответствии с его учредительными документами;
  • ИНН, ОГРН заказчика;
  • дата утверждения и вступления в силу положения о закупке;
  • наименование органа, утвердившего положение о закупке.

Такой порядок предусмотрен пунктом 10 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2012 г. № 908.

Положение о закупке, а также вносимые в него изменения, должны быть размещены в течение 15 дней со дня их утверждения (ч. 1 ст. 4 Закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ).*

Планы закупок товаров

Планы закупок товаров (приобретения работ, услуг) разрабатываются и размещаются на сайтеwww.zakupki.gov.ru/223 на длительный период – не менее чем на один год. Порядок разработки, оформления и размещения планов закупок устанавливает Правительство РФ (ч. 2 ст. 4 Закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ).

Порядок размещения на сайте www.zakupki.gov.ru/223 информации о закупке определен Положением, утвержденным постановлением Правительством РФ от 10 сентября 2012 г. № 908.

В соответствии с планами закупок заказчики размещают заказы на поставку товаров (приобретение работ, услуг) не позднее 31 декабря текущего календарного года (п. 14 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2012 г. № 908).*

 

Размещение информации о закупке

При закупке товаров (работ, услуг) заказчик должен разместить на сайте www.zakupki.gov.ru/223 следующую информацию:

  • извещение о закупке, а также вносимые в него изменения;
  • документацию о закупке, а также вносимые в нее изменения;
  • проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке;
  • разъяснения документации о закупке;
  • протоколы, составляемые в ходе закупки;
  • дополнительную информацию, предусмотренную положением о закупке.

Об этом сказано в частях 5 и 6 статьи 4 Закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ.

Порядок размещения на сайте такой документации установлен Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2012 г. № 908.*

 

Особый порядок размещения информации

Законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ предусмотрен особый порядок размещения информации о закупках в начальном периоде действия этого закона.

Положения о закупках (вносимые в них изменения), планы закупок и другие сведения, подлежащие размещению на официальном сайте www.zakupki.gov.ru/223, размещаются

  • до 1 октября 2012 года – на сайте заказчика;
  • с 1 октября 2012 года – на официальном сайте www.zakupki.gov.ru/223.

Это следует из положений части 3 статьи 8 Закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ и постановления Правительства РФ от 30 июня 2012 г. № 662.

При этом уже начиная с 1 июля 2012 года на официальном сайте обеспечена возможность регистрации и размещения информации о закупках (письмо Казначейства России от 6 июля 2012 г. № 42-7.4-05/12.1-372). Заблаговременная регистрация и знакомство с функциями системы помогут избежать рисков срыва сроков размещения информации о закупках с 1 октября 2012 года.

Организации, созданные после 1 января 2012 года, должны утвердить положения о закупках в течение трех месяцев с даты регистрации в ЕГРЮЛ. Если в течение указанного срока положение о закупке не принято, то до его размещения на указанных сайтах при закупке заказчик обязан руководствоваться положениями Закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ.

Такой порядок предусмотрен частью 5 статьи 8 Закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ.*

Внимание: при возникновении трудностей с работой на официальном сайте (www.zakupki.gov.ru/223) и отсутствии возможности опубликовать на нем информацию о размещении заказа сделать это нужно незамедлительно после восстановления работоспособности сайта.

Если доступ к сайту заблокирован в течение более чем одного рабочего дня, информация сначала размещается на сайте заказчика, а затем (в течение одного рабочего дня после устранения неполадок) переносится на сайт www.zakupki.gov.ru/223. В этом случае информация считается размещенной в установленном порядке ( Вам будет интересно:

Читайте в журнале "Упрощенка"
    Подробнее >>>

    Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



    Ваша персональная подборка

      Школа

      Проверь знания

      Проверь знания в новой школе Главбуха малого предприятия. Получи официальный документ

      Начать тест

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией


      Упрощёнка в Яндексе



      © 1997–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      Журнал «Упрощёнка» –
      об упрощённой системе налогообложения
      8 800 550-15-57

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Упрощёнка».
      Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62261 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных 

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Читайте дальше после регистрации (займет минуту)

      Сайт журнала «Упрощенка» — профессиональный ресурс для бухгалтеров и руководителей компаний на УСН.

      Чтобы продолжить чтение статьи, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Формы и образцы документов доступны бесплатно после регистрации.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль