Как отразить плату за загрязнение окружающей среды

2069

Вопрос

На какой счет отнести расходы организации за счет прибыли, не связанные с основной деятельностью, и не учитываемые при исчислении налога, на 91.02 или все же 99.09 (конкретно плата за размещение отходов сверх лимита в корреспон. с 76.05, пени, штафы в ПФР, т.е. не в корреспон. с 68, оплату услуг (в корреспон. с 76.05). Р.S. Мнения различные, я склоняюсь к 91.02 .

Ответ

Плата за загрязнение окружающей среды сверх установленных нормативов является прочим расходом и учитывается на счете 91-2 в корреспонденции со счетом 76-05, об этом сказано в пунктах 5,  11 ПБУ 10/99 и пункте 7 Порядка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632. Поскольку данные платежи не уменьшают налогооблагаемую прибыль, в бухгалтерском учете образуются постоянные разницы и соответствующее ей постоянное налоговое обязательство. Постоянное налоговое обязательство  учитывается по дебету счета 99 «Прибыли и убытки».

 

Суммы причитающихся налоговых санкций отражаются на счете 99 "Прибыли и убытки" в корреспонденции со счетом 76.

Расчеты по признанным претензиям (неустойка, проценты за просрочку), отраженные на счете 76-2 «Расчеты по претензиям» отразите в составе прочих расходов бухгалтерской проводкой  Дебет 91-2 Кредит 76-2.

Обоснование данной позиции содержится ниже в материалах «Системы Главбух» для коммерческих организаций

1.Рекомендация: Как отразить в бухучете и при налогообложении сумму платы за загрязнение окружающей среды

Бухучет

Плата за загрязнение окружающей среды сверх установленных нормативов является прочим расходом (счет 91-2). Об этом сказано в пунктах 5, 11 ПБУ 10/99 и пункте 7 Порядка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632.*

О том, как рассчитать норматив данных платежей, см. Как определить нормативы выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и образования отходов для расчета платы за загрязнение окружающей среды.

Суммы начисленной платы за загрязнение окружающей среды отражайте в составе расходов в периоде начисления (п. 18 ПБУ 10/99).

Расчет платы за загрязнение окружающей среды оформите бухгалтерской справкой. Бухгалтерская справка является основанием для начисления данного вида платежей (ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

Ситуация: в корреспонденции с каким счетом в бухучете нужно начислить сумму платы за загрязнение окружающей среды – 68 или 76

Организация вправе самостоятельно выбрать любой из этих счетов, закрепив этот вариант в учетной политике.*

Платежи за загрязнение окружающей среды являются составной частью доходов бюджета, и им присвоен код бюджетной классификации. Поэтому данные платежи могут быть учтены на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам».

В то же время платежи за загрязнение окружающей среды не относятся к налоговым платежам (ст. 13–15 НК РФ, решение Конституционного суда РФ от 10 декабря 2002 г. № 284-О). Поэтому их начисление целесообразнее отражать в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». К этому счету можно открыть соответствующий субсчет – «Расчеты по платежам за загрязнение окружающей среды». С точки зрения бухгалтерского законодательства данный вариант представляется наиболее корректным (Инструкция к плану счетов).*

 

ОСНО

При расчете налога на прибыль плату за загрязнение окружающей среды в размере предельно допустимых нормативов учтите в составе материальных затрат (подп. 7 п. 1 ст. 254, п. 1 ст. 252 НК РФ). Данные платежи относятся к косвенным расходам и уменьшают налогооблагаемую прибыль единовременно (п. 1 ст. 318, ст. 320 НК РФ).

Если организация использует метод начисления, то датой признания расходов является день их начисления (подп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ). Если организация применяет кассовый метод, то расходы отразите в периоде, в котором фактически перечислен платеж в бюджет (подп. 3 п. 3 ст. 273 НК РФ).

Плата за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ не уменьшает налогооблагаемую прибыль, поэтому при определении налоговой базы эта часть расходов не учитывается (п. 4 ст. 270 НК РФ). В результате в бухучете образуется постоянная разница и соответствующее ей постоянное налоговое обязательство (п. 4, 7 ПБУ 18/02).*

Пример отражения в бухучете и при налогообложении платы за загрязнение окружающей среды. Выбросы проводятся сверх установленных нормативов*. Организация применяет общую систему налогообложения

ЗАО «Альфа» зарегистрировано и ведет деятельность в Калужской области.

В I квартале текущего года «Альфа» произвела сброс в реку 3 тонн аммония-иона, в том числе:

  • в пределах установленного норматива – 1 тонну;
  • в пределах установленного лимита – 2,5 тонны (в т. ч. 1 т – в пределах установленного норматива).

Норматив платы за выброс аммония-иона в размере предельно допустимой нормы составляет 551 руб. за тонну (п. 3 постановления Правительства РФ от 1 июля 2005 г. № 410). Для Калужской области предусмотрен коэффициент к базовым нормативам платы, который учитывает состояние водных объектов Калужской области, – 1,17 (приложение № 2 к постановлению Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344).

Поправочный коэффициент, применяемый в 2014 году при расчете платы за сброс аммония-иона, составляет 1,89 (п. 3 ст. 3 Закона от 2 декабря 2013 г. № 349-ФЗ).

Размер платы за сброс аммония-иона, не превышающий установленные предельно допустимые нормативы сбросов, составил:
551 руб./т × 1,17 × 1,89 × 1 т = 1218 руб.

Размер платы за выброс аммония-иона в пределах установленных лимитов составляет 2755 руб. за тонну (п. 3 постановления Правительства РФ от 1 июля 2005 г. № 410).

Размер платы за сброс аммония-иона в пределах установленных лимитов составил:
2755 руб./т × 1,17 × 1,89 × (2,5 т – 1 т) = 9138 руб.

При расчете платы за загрязнение окружающей среды сверх утвержденных нормативов и лимитов применяется повышающий коэффициент 5,0 (п. 5 Порядка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632).

Размер платы за сверхлимитный сброс аммония-иона составил:
2755 руб./т × 1,17 × 1,89 × (3 т – 2,5 т) × 5 = 15 230 руб.

Общая сумма платы за сброс загрязняющего вещества – 25 586 руб. (1218 руб. + 9138 руб. + 15 230 руб.).

В учетной политике «Альфы» предусмотрено начисление платы за загрязнение окружающей среды с использованием счета 76 на отдельном субсчете «Расчеты по платежам за загрязнение окружающей среды».

На основании справки бухгалтер «Альфы» сделал следующие проводки:

Дебет 20 Кредит 76 субсчет «Расчеты по платежам за загрязнение окружающей среды»
– 1218 руб. – начислена плата за загрязнение окружающей среды в размере предельно допустимых нормативов;

Дебет 91-2 Кредит 76 субсчет «Расчеты по платежам за загрязнение окружающей среды»
– 24 368 руб. (9138 руб. + 15 230 руб.) – начислена плата за загрязнение окружающей среды сверх предельно допустимых нормативов.*

«Альфа» применяет метод начисления, налог на прибыль платит помесячно.

При расчете налога на прибыль бухгалтер «Альфы» учел только плату в размере предельно допустимых нормативов в сумме 1218 руб. (подп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ). Сверхнормативные платежи в сумме 24 368 руб. в расчет налога на прибыль он не включил (п. 4 ст. 270 НК РФ).

В учете «Альфы» сделана проводка:

Дебет 99 Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
– 4874 руб. (24 368 руб. × 20%) – отражено постоянное налоговое обязательство с суммы сверхнормативной платы за загрязнение окружающей среды, не учитываемой при расчете налога на прибыль.*

УСН

Если организация платит налог с доходов, то сумма начисленной платы за загрязнение окружающей среды на расчет единого налога не повлияет (п. 1 ст. 346.14 НК РФ).

Если организация на упрощенке платит единый налог с разницы между доходами и расходами, то плату за загрязнение окружающей среды в размере предельно допустимых нормативов отразите в составе материальных расходов (подп. 5 п. 1 и п. 2 ст. 346.16, подп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ, письма Минфина России от 21 марта 2007 г. № 03-06-06-04/1, от 17 мая 2005 г. № 03-07-03-04/20). Плату за сверхнормативное загрязнение окружающей среды при расчете единого налога учесть нельзя (подп. 5 п. 1 ст. 316.16, подп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ).*

 

Олег Хороший, государственный советник налоговой службы РФ III ранга

2.Рекомендация: Как выплатить и отразить в бухучете и при налогообложении санкции, предъявленные организации

 

Бухучет

Неустойку и проценты за просрочку отразите в составе прочих расходов (п. 11 ПБУ 10/99). Расчеты по признанным претензиям отразите на счете 76-2 «Расчеты по претензиям» (Инструкция к плану счетов):

Дебет 91-2 Кредит 76-2
– признана претензия контрагента на сумму неустойки (процентов за просрочку исполнения денежного обязательства).*

Санкции за просрочку включите в состав расходов на дату их признания или в день вступления в законную силу решения суда (п. 14.2 ПБУ 10/99). Признание должником долга могут подтверждать любые документы, свидетельствующие о том, что должник согласен уплатить неустойку (проценты за просрочку). Например, письмо должника или акт сверки задолженностей между организациями (письма Минфина России от 23 декабря 2004 г. № 03-03-01-04/1/189, ФНС России от 26 июня 2009 г. № 3-2-09/121). Указанные письма посвящены вопросу налогового учета. Однако ими можно руководствоваться и при организации бухучета. В письмах комментируются факты гражданско-правовых отношений, которые и для бухгалтерского, и для налогового учета одинаковы (п. 1 ст. 2 ГК РФ, п. 1 ст. 11 НК РФ, письмо Минфина России от 23 декабря 2004 г. № 03-03-01-04/1/189).

Штрафы, пени и другие санкции, которые перечисляются в бюджет (государственные внебюджетные фонды) и которые взимаются по решению контролирующих ведомств (например, Роспотребнадзором, таможенной или антимонопольной службами), отразите проводкой:

Дебет 99 Кредит 76-2
– признана сумма административного штрафа, предъявленного по решению контролирующего ведомства.*

Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 15 февраля 2006 г. № 07-05-06/31.

Споры с гражданами (не предпринимателями) рассматривают районные суды (ст. 24 ГПК РФ) или мировые судьи (ст. 23 ГПК РФ). Если судебное решение не было обжаловано, оно вступит в силу через 10 дней после принятия (ст. 209, 321 и 338 ГПК РФ).

Споры между организациями и предпринимателями рассматривают арбитражные суды (ст. 27 АПК РФ). Если судебное решение не обжаловано, оно вступает в силу по истечении месячного срока со дня его принятия (п. 1 ст. 180 АПК РФ).

Ситуация: считается ли для целей бухучета расходов уплата санкций за нарушение условий договора их признанием контрагентом (mod = 112, id = 51687)

Да, считается.

Санкции за просрочку включите в состав расходов на дату их признания или в день вступления в законную силу решения суда (п. 14.2 ПБУ 10/99).

Контролирующие ведомства называют в качестве обстоятельств, свидетельствующих о признании санкций:
– либо их фактическую уплату кредитору;
– либо письменное подтверждение, выражающее готовность заплатить неустойку (проценты за просрочку).

Такой вывод можно сделать из писем Минфина России от 25 сентября 2009 г. № 03-03-06/1/616, от 16 июля 2009 г. № 03-03-06/1/474, от 3 апреля 2009 г. № 03-03-06/2/75, от 7 ноября 2008 г. № 03-03-06/2/152. Некоторые из указанных писем посвящены вопросу учета доходов в виде санкций. Однако специальных правил учета расходов в виде санкций (по сравнению с доходами) в законодательстве не установлено. Правила для доходов и расходов сформулированы одинаково (п. 14.2 ПБУ 10/99, п. 10.2 ПБУ 9/99). Поэтому данные письма можно применить и в отношении учета расходов в виде признанных контрагентом санкций.

Кроме того, все приведенные письма посвящены вопросу налогового учета санкций. Однако ими можно руководствоваться и при организации бухучета. В письмах комментируются факты гражданско-правовых отношений, которые и для бухгалтерского, и для налогового учета одинаковы (п. 1 ст. 2 ГК РФ, п. 1 ст. 11 НК РФ).

Арбитражная практика подтверждает, что признание задолженности может подтверждаться как сообщениями о признании долга (например, актом сверки задолженностей), так и конклюдентными действиями, свидетельствующими о признании долга. К числу таких действий относится и оплата санкций должником. Указанный вывод арбитражные суды делают при толковании понятия «признание долга» для целей применения исковой давности (см., например, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 22 октября 2003 г. № Ф04/5415-1590/А46-2003). Такой же подход суды применяют при толковании этого понятия для целей налогового учета доходов (см., например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 22 июня 2007 г. № А56-28963/2006). По аналогии указанные документы можно применять и в рассматриваемой ситуации (ст. 6 ГК РФ).

ОСНО

При расчете налога на прибыль неустойку и проценты за просрочку включите в состав внереализационных расходов (подп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ).*

При методе начисления дату признания расходов в виде неустоек и процентов за просрочку определите как дату признания долга либо вступления в законную силу решения суда о взыскании долга (подп. 8 п. 7 ст. 272 НК РФ, письма ФНС России от 26 июня 2009 г. № 3-2-09/121, Минфина России от 23 декабря 2004 г. № 03–03–01–04/1/189). Признание должником долга могут подтверждать любые документы, свидетельствующие о том, что должник согласен уплатить неустойку (проценты за просрочку). Например, письмо должника или акт сверки задолженностей между организациями (письма Минфина России от 23 декабря 2004 г. № 03-03-01-04/1/189, ФНС России от 26 июня 2009 г. № 3-2-09/121).

При кассовом методе неустойку и проценты за просрочку включите в состав расходов в тот момент, когда они фактически уплачены (п. 3 ст. 273 НК РФ).

 

Штрафы в бюджет

Штрафы, пени и другие санкции, которые перечисляются в бюджет (государственные внебюджетные фонды) и которые взимаются по решению контролирующих ведомств (например, Роспотребнадзором, таможенной или антимонопольной службами), налогооблагаемую прибыль не уменьшают (п. 2 ст. 270 НК РФ).

Пример отражения в бухгалтерском и налоговом учете коммерческой организации штрафов за административное правонарушение. Организация рассчитывает налог на прибыль методом начисления

В апреле ЗАО «Альфа» было оштрафовано за несоблюдение сроков подачи таможенной декларации. Размер штрафа составил 10 000 руб. (п. 1 ст. 16.12 КоАП РФ).

В бухучете начисление административного штрафа отражено следующей проводкой:

Дебет 99 Кредит 76
– 10 000 руб. – начислен штраф за нарушение таможенного законодательства.

При расчете налога на прибыль за апрель бухгалтер «Альфы» в состав внереализационных расходов сумму штрафных санкций за нарушение таможенного законодательства не включил.*

 

Сергей Разгулин,

действительный государственный советник РФ 3-го класса

* Так выделена часть материала, которая поможет Вам принять правильное решение.

3. ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 15.02.2006 № 07-05-06/31

Об отражении на счете налоговых санкций

 

Вместе с тем обращаем внимание, что в соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31 октября 2000 года N 94н, суммы причитающихся налоговых санкций отражаются на счете 99 "Прибыли и убытки". Списание кредиторской задолженности по налоговым санкциям также отражается на счете 99 "Прибыли и убытки".

 

 

Читайте в журнале "Упрощенка"
    Подробнее >>>

    Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



    Ваша персональная подборка

      Школа

      Проверь знания

      Проверь знания в новой школе Главбуха малого предприятия. Получи официальный документ

      Начать тест

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией


      Упрощёнка в Яндексе



      © 1997–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      Журнал «Упрощёнка» –
      об упрощённой системе налогообложения
      8 800 550-15-57

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Упрощёнка».
      Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62261 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных 

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Читайте дальше после регистрации (займет минуту)

      Сайт журнала «Упрощенка» — профессиональный ресурс для бухгалтеров и руководителей компаний на УСН.

      Чтобы продолжить чтение статьи, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Формы и образцы документов доступны бесплатно после регистрации.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль