Реорганизация МУПа

523

Вопрос

Я работаю в муниципальном унитарном предприятии. Учредитель МО город. Учредитель принял решение МУП разделить на два МУПа, не предупредив заранее и соответственно не хватило времени, чтобы сделать разделительный баланс без нарушений. Нарушения: не со всеми дебиторми - кредиторами сделаны акты сверок до разделительного баланса, Так же не все дебиторы-кредиторы подписали уведомления до разделительного баланса. И самое главное: разделение произведено 37% и 63%по общей сумме баланса. А внутри по статьям нет такой же четкой пропорции. Например , основные средства разделены на 2% и 98%, а кредиторка 70% и 30% и т.д. Какие могут быть последствия?

Ответ

Разделение – вид реорганизации, при котором все права и обязанности реорганизуемой организации переходят к вновь созданным организациям (п. 3 ст. 58 ГК РФ). По завершении разделения реорганизованная организация ликвидируется. Реорганизуемая организация обязано уведомить кредиторов о начале процедуры реорганизации (абз. 2 п. 1 ст. 60 ГК РФ, п. 2 ст. 13.1 Закона о государственной регистрации).
ФАС Московского округа в Постановлении от 11.07.2006, 04.07.2006 № КГ-А40/6046-06 пришел к выводу, что несоблюдение порядка реорганизации предприятий, а именно отсутствие уведомления кредиторов реорганизуемого предприятия о реорганизации и нарушение в связи с этим их прав и законных интересов, защита которых предусмотрена статьей 60 Гражданского кодекса РФ, является основанием для признания принятого регистрирующим органом решения о регистрации реорганизации незаконным при наличии претензий со стороны кредиторов.
По статьям пропорцию соблюсти достаточно сложно и законодательство не содержит такого требования. Дело в том, что разделение числовых показателей бухгалтерской отчетности реорганизуемой организации производится на основании решения учредителей. На основе разделительного баланса и заключительной бухгалтерской отчетности реорганизованной в форме разделения организации составляется вступительная бухгалтерская отчетность каждой новой организации на дату государственной регистрации (п. 26 и 30 Методических указаний от 20.05.2003 № 44н). Поэтому разделение в пропорции 37% и 63%по общей сумме баланса возможно. По статьям данная пропорция может не соблюдаться.

 

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух» и «Система Юрист» и в документе, который Вы можете найти в закладке «Правовая база»

1. Статья справки: Разделение – вид реорганизации, при котором все права и обязанности реорганизуемой организации переходят к вновь созданным организациям (п. 3 ст. 58 ГК РФ). По завершении разделения реорганизованная организация ликвидируется.

2. ПРИКАЗ МИНФИНА РОССИИ от 20.05.2003 № 44н «Об утверждении Методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций (с изменениями на 25 октября 2010 года)»

VI. Особенности формирования показателей бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации в форме разделения

26. При реорганизации организации в форме разделения для составления разделительного баланса, содержащего положения о правопреемстве имущества и обязательств реорганизуемой организации на основании решения учредителей, производится разделение числовых показателей бухгалтерской отчетности реорганизуемой организации*. При этом никаких записей в бухгалтерском учете не производится. Разделение числовых показателей отчета о прибылях и убытках реорганизуемой организацией не производится.

27. На день, предшествующий внесению в Реестр записи о возникших организациях организацией, прекращающей свою деятельность, выполняются учетные записи по закрытию последнего отчетного года по счетам учета продаж, учета прочих доходов и расходов в разрезе составляющих финансовый результат с формированием нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) для составления заключительной бухгалтерской отчетности с разделением соответствующих числовых показателей в разрезе возникших организаций согласно разделительному балансу.

28. До внесения в Реестр записи о возникших организациях при реорганизации в форме разделения все расходы, связанные с текущей деятельностью реорганизуемой организации (расчеты с кредиторами, начисление амортизации по передаваемому имуществу, расходы по его содержанию, начислению оплаты труда работникам, осуществлению расчетов по налогам и сборам с соответствующими бюджетами и платежам в государственные внебюджетные фонды, списанию расходов будущих периодов и т.п.), а также расходы в связи с реорганизацией, произведенные в период с даты утверждения разделительного баланса, отражаются на соответствующих счетах бухгалтерского учета в составе затрат реорганизуемой организации.*

29. В заключительной бухгалтерской отчетности реорганизуемой организации должны найти отражение записи в бухгалтерском учете операций, указанных в пункте 28 настоящих Методических указаний, произведенных в период с даты утверждения разделительного баланса до даты государственной регистрации возникших при реорганизации в форме разделения организаций.

30. На основе разделительного баланса и заключительной бухгалтерской отчетности реорганизованной в форме разделения организации с учетом отраженных операций, указанных в пункте 29 настоящих Методических рекомендаций, составляется вступительная бухгалтерская отчетность каждой новой организации на дату государственной регистрации.* Исходя из особенностей реорганизации организации в форме разделения, осуществляемой с одновременным слиянием или присоединением создаваемых организаций с другой организацией или другими организациями в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, на дату внесения в Реестр записи о государственной регистрации организаций, создаваемых путем реорганизации в форме разделения, составляется вступительная бухгалтерская отчетность, которая при внесении в Реестр записи о прекращении деятельности созданной организации может являться одновременно ее заключительной бухгалтерской отчетностью.

31. Данные о полученных в процессе реорганизации в форме разделения объектах основных средств, доходных вложениях в материальные ценности и нематериальных активах правопреемники при составлении вступительной бухгалтерской отчетности на дату их государственной регистрации фиксируют в оценке, по которой полученное в порядке правопреемства имущество в соответствии с решением учредителей отражено в разделительном балансе, с учетом числовых показателей заключительной бухгалтерской отчетности реорганизуемой организации.*

3. Рекомендация: Как проводится реорганизация унитарного предприятия

 

Разделение унитарного предприятия

Разделение предприятия – это прекращение предприятия с переходом его прав и обязанностей к вновь созданным (двум или нескольким) предприятиям (п. 1 ст. 32 Закона об унитарных предприятиях).

По общему правилу (т. е. если федеральный закон не предусматривает иное) имущество предприятий, возникших в результате реорганизации в форме разделения, принадлежит тому же собственнику, что и имущество реорганизованного предприятия (п. 5 ст. 29 Закона об унитарных предприятиях).*

Для того чтобы провести разделение, собственник имущества предприятия принимает следующие решения:

  • об утверждении разделительного баланса, то есть документа, в соответствии с которым к вновь созданным предприятиям переходят права и обязанности разделенного предприятия;
  • об утверждении уставов вновь созданных предприятий;
  • о назначении руководителей вновь созданных предприятий.

Такое правило установлено в пункте 2 статьи 32 Закона об унитарных предприятиях.

В делах о несостоятельности (банкротстве) разделение предприятия может нарушить права кредиторов, поэтому суд может вынести определение о принятии обеспечительных мер в виде запрета такой реорганизации.

Пример из практики: в рамках рассмотрения дела о банкротстве предприятия суд удовлетворил заявление о принятии обеспечительных мер в виде запрещения реорганизации этого предприятия путем разделения на два новых предприятия

Инспекция ФНС России обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании МУП «О.» несостоятельным (банкротом).

До того момента как суд первой инстанции рассмотрел требование инспекции, собственник имущества МУП «О.» (в лице главы администрации муниципального района) принял решение о реорганизации этого предприятия путем разделения на МУП «Ж.» и МУП «К.».

Узнав о принятии решения о разделении, инспекция обратилась в арбитражный суд с заявлением о принятии по делу о банкротстве обеспечительных мер в виде:

  • признания реорганизации МУП «О.» нарушающей право уполномоченного органа на полное и справедливое погашение задолженности по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды, поскольку такая реорганизация может привести к значительному ущербу для заявителя и сделать полностью невозможным исполнение судебного акта по делу о банкротстве;
  • запрещения реорганизации МУП «О.».

Суд удовлетворил данное заявление в части, запретив реорганизацию МУП «О.» путем разделения на два новых предприятия. При этом суд сослался на пункт 14 информационного письма ВАС РФ от 25 апреля 1995 г. № С1-7/ОП-237 «Обзор практики применения арбитражными судами законодательства о несостоятельности (банкротстве)», согласно которому если в ходе дела о банкротстве суду станет известно о предполагаемой реорганизации организации-должника, целесообразно вынести определение о запрещении учредителям (участникам) либо соответствующему органу юридического лица проводить реорганизацию данного юридического лица в любых формах, кроме преобразования.

В результате суд сделал вывод о том, что обеспечительная мера в виде запрета проводить реорганизацию путем разделения на два предприятия является соразмерной заявленным требованиям. Она подлежит принятию в целях предотвращения нарушения прав кредиторов, причинения значительного ущерба, а также недопущения возможных затруднений или неисполнения судебного акта в будущем (постановление ФАС Московского округа от 6 декабря 2011 г. по делу № А41-22399/09).

<…>

Государственная регистрация реорганизации унитарного предприятия

Предприятие считается реорганизованным с момента госрегистрации вновь возникших юридических лиц. Исключение составляет реорганизация в форме присоединения: присоединяемое предприятие считается реорганизованным с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении этого предприятия. Такие правила определены в пункте 6 статьи 29 Закона об унитарных предприятиях.

Для внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ реорганизуемое предприятие должно представить в налоговую инспекцию, осуществляющую функции регистрирующего органа, установленный законодательством комплект документов (ст. 14 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»; далее – Закон о государственной регистрации). В случае подачи неполного комплекта документов инспекция будет вправе отказать в регистрации реорганизации (п. 1 ст. 23 Закона о государственной регистрации).*

Это же право возникнет у инспекции при наличии нарушений в оформлении представленных документов (например, разделительного баланса или передаточного акта). Даже если инспекция не воспользуется таким правом и зарегистрирует реорганизацию, предприятие, оформившее разделительный баланс ненадлежащим образом, впоследствии может столкнуться с иными проблемами (к примеру, территориальный орган Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) откажет в регистрации права хозяйственного ведения на закрепленное за предприятием недвижимое имущество).

Владислав Добровольский

кандидат юридических наук, руководитель корпоративной практики Юридической Группы «Яковлев и Партнеры» (в 2001–2005 гг. – судья Арбитражного суда г. Москвы)

Анзор Ганижев

кандидат юридических наук, начальник юридического отдела ФГУП «Центральные научно-реставрационные проектные мастерские»

Виталий Перелыгин

эксперт ЮСС «Система Юрист»

* Так выделена часть материала, которая поможет Вам принять правильное решение.

 

Читайте в журнале "Упрощенка"
    Подробнее >>>

    Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



    Ваша персональная подборка

      Школа

      Проверь знания

      Проверь знания в новой школе Главбуха малого предприятия. Получи официальный документ

      Начать тест

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией


      Упрощёнка в Яндексе



      © 1997–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      Журнал «Упрощёнка» –
      об упрощённой системе налогообложения
      8 800 550-15-57

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Упрощёнка».
      Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62261 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных 

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Читайте дальше после регистрации (займет минуту)

      Сайт журнала «Упрощенка» — профессиональный ресурс для бухгалтеров и руководителей компаний на УСН.

      Чтобы продолжить чтение статьи, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Формы и образцы документов доступны бесплатно после регистрации.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль