Плата за загрязнение окружающей среды

750

Вопрос

Организация использует для освещения люминисцентные лампы (они содержат ртуть). Следующие вопросы: 1. Относятся ли эти лампы к опасным отходам, имеют ли они какой-либо класс опасности? 2. Обязана ли организация, использующая эти лампы, вести их учет, возможно, иметь специально обученного человека для их замены, и правильно утилизировать эти лампы? 3. Какие штрафы могут быть наложены на организацию, в случае нарушения каких-либо правил работы с эти лампами? 4. Должна ли организация как то уведомлять гос. органы об использовании, хранение и утилизации этих ламп?

Ответ

люминесцентные лампы являются опасными отходами и имеют I класс опасности. В связи с использованием таких ламп Ваша организация обязана вносить плату за загрязнение окружающей среды. Размера штрафа за неисполнение обязанности по уплате экологических платежей – см. Справочник 4. Кроме того, необходимо представлять расчет платы за загрязнение окружающей среды в службу Росприроднадзора по местонахождению объекта размещения отходов. Однако штраф за непредставление (несвоевременное представление) такого расчета законодательством не установлен. Подачу каких-либо специальных уведомление в связи с  использованием люминесцентных ламп действующее законодательство не предусматривает.

 

Порядок обращения с рассматриваемыми отходами установлен Постановлением Правительства РФ от 03.09.2010 № 681. Так, организации, использующие такие лампы в своей деятельности должны обеспечить их хранение отдельно от других отходов. Повреждённые лампы должны храниться в таре. Транспортировка до места сдачи на утилизацию также осуществляется в таре, обеспечивающей сохранность ламп.  Утилизация ламп должна осуществляться специализированными организациями. Причем по мнению контролирующих органов заключение договора со специализированными организациями не освобождает от необходимости уплаты экологических платежей (см., например,  письмо Ростехнадзора т 28 октября 2008 г. № 14-07/6011). В Рекомендации 1 приведены возможные варианты оформления договоров, снижающих вероятность претензий контролирующих органов.

Обоснование данной позиции приведено ниже в рекомендациях «Системы Главбух» версия для коммерческих организаций и vip - версия

1.Рекомендация:  Кто должен перечислять плату за загрязнение окружающей среды

Плату за загрязнение окружающей среды обязаны перечислять все организации (независимо от их организационно-правовой формы), занимающиеся на территории России любыми видами деятельности, связанными с природопользованием.*

В коммерческих организациях

Кроме того, перечислять плату за загрязнение окружающей среды должны предприниматели и иностранные организации, осуществляющие деятельность в России.

Это следует из статьи 23 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ, статьи 28 Закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ, пункта 1 Порядка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632, подпункта «б» пункта 4 постановления Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632, определения Конституционного суда РФ от 10 декабря 2002 г. № 284-О,постановления Конституционного суда РФ от 14 мая 2009 г. № 8-П.

Вносить плату за загрязнение окружающей среды обязаны организации, применяющие любую из предусмотренных Налоговым кодексом РФ систем налогообложения.* Это следует из пункта 3 статьи 346.1, пунктов 2 и 3 статьи 346.11, пункта 4 статьи 346.26,пункта 7 статьи 346.35 Налогового кодекса РФ, письма Минфина России от 11 июля 2007 г. № 03-11-04/3/262.

 

Размещение отходов

Обязанность вносить плату за размещение отходов производства и потребления возникает у организаций, в процессе деятельности которых образуются:

  • остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов;
  • товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Это следует из статьи 1 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ.

Ситуация: должна ли организация, заключившая договор на вывоз мусора (отходов), перечислять плату за загрязнение окружающей среды

Да, должна.

За размещение отходов производства и потребления с организаций взимается плата (п. 1 и 2 ст. 16 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ). Обязанность по внесению платы возникает у собственника отходов при их хранении и (или) захоронении.*

К отходам производства и потребления относятся:

  • остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов;
  • товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Это следует из статьи 1 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ.

Право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались (п. 1 ст. 4 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ).

Производя оплату по договору на вывоз мусора (отходов), организация оплачивает затраты, связанные с вывозом мусора, но не производит оплату за загрязнение окружающей среды.

Таким образом, наличие договора со специализированной организацией на вывоз мусора (отходов) не освобождает организацию от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, размер которой зависит от количества и качества отходов.

Такой вывод содержится в разъяснениях Ростехнадзора (письма от 28 октября 2008 г. № 14-07/6011, от 25 июля 2007 г. № 04-09/1001, от 27 апреля 2007 г. № 04-09/455, от 23 декабря 2005 г. № СС-47/145). В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих данный вывод (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 31 октября 2008 г. № А56-1719/2008, от 24 июня 2008 г. № А21-6268/2007, от 7 декабря 2004 г. № А56-2567/04, Волго-Вятского округа от 14 августа 2007 г. № А29-6876/2006А).

Главбух советует: есть аргументы, позволяющие организации не вносить плату за размещение отходов. Они заключаются в следующем.

Под размещением отходов понимается их хранение и захоронение. При этом хранение отходов означает содержание отходов в объектах размещения отходов (полигон, шламохранилище и т. д.) в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования. А захоронение отходов – это изоляция не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду. Об этом сказано в статье 1 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ.

К объектам размещения отходов установлены особые требования:

  • их создание допускается на основании разрешений, выданных Ростехнадзором;
  • определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы;
  • объекты размещения отходов вносятся в Государственный реестр объектов размещения отходов.

Это следует из статьи 12 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ.

Таким образом, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах. Поэтому организация, осуществляющая временное хранение отходов, до их вывоза специализированной организацией не занимается размещением отходови , соответственно, плату за загрязнение окружающей среды вносить не должна.

Правомерность такого подхода подтверждается арбитражной практикой (см., например, постановление Президиума ВАС РФ от 17 марта 2009 г. № 14561/08, определение ВАС РФ от 27 июля 2011 г. № ВАС-9897/11, постановления ФАС Северо-Западного округа от 12 сентября 2011 г. № А13-1056/2011, от 12 сентября 2011 г. № А13-1058/2011, от 15 июля 2011 г. № А05-9674/2010, Центрального округа от 9 августа 2011 г. № А64-6223/2010, Восточно-Сибирского округа от 17 марта 2011 г. № А19-17428/10,Поволжского округа от 13 октября 2010 г. № А12-25564/2009, Волго-Вятского округа от 31 мая 2010 г. № А79-3668/2009, Дальневосточного округа от 9 апреля 2010 г. № Ф03-2194/2010).

Избежать разногласий с проверяющими и судебных разбирательств можно с помощью следующих вариантов организации расчетов с контрагентами:*

1. Организация заключает договор не только на вывоз мусора, но и на размещение отходов со сторонней организацией, производящей конечное размещение отходов (свалкой, полигоном твердых бытовых отходов).* При этом на последний день квартала мусор должен быть вывезен и размещен сторонней организацией. В таком случае вносить плату за размещение отходов не нужно (п. 12, 13, 14, 15, 16, 17Порядка, утвержденного приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204. Платить ее будет организация, производящая конечное размещение отходов на своем объекте.

2. Право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, дарения или иной сделки об отчуждении отходов (п. 2 ст. 4 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ).* Следовательно, если в договор на вывоз мусора включить условие о переходе права собственности на отходы к коммунальной организации, обязанность вносить плату за загрязнение окружающей среды возникнет у нее. При этом учтите, что право собственности на опасные отходы можно передавать только организациям, у которых есть лицензия на их сбор, использование, обезвреживание, транспортировку и размещение (п. 3 ст. 4 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ).

Такая точка зрения высказана Ростехнадзором в письме от 27 апреля 2007 г. № 04-09/455.

3. Если арендатор оставляет свои отходы с целью отказаться от права собственности на них (например, оставляет их в мусорном контейнере арендодателя)*. В таком случае арендодатель, в собственности (владении, пользовании) которого находится земельный участок (водоем или иной объект) с брошенными отходами, может обратить их в свою собственность (п. 4 ст. 4 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ). При этом он должен совершить какие-то действия, свидетельствующие об обращении их в собственность. Например, приступить к их использованию.

Такая точка зрения высказана в пункте 3 письма Ростехнадзора от 12 февраля 2007 г. № 04-09/169.

При этом из договора аренды лучше исключить упоминания о включении в состав арендной платы расходов на вывоз отходов. Наличие такого условия в договоре свидетельствует об образовании этих отходов у арендатора, а значит, и плату за них должен вносить именно он (определение ВАС РФ от 5 декабря 2007 г. № 15387/07, постановление ФАС Северно-Западного округа от 20 августа 2007 г. № А56-49061/2006).

4. По договору комиссии (или агентскому договору, в котором сделки совершаются от имени агента) посредник (комиссионер, агент) обязуется по поручению заказчика (комитента, принципала) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет заказчика. В таком случае по сделке, совершенной посредником с третьим лицом, приобретает права и становится обязанным посредник, хотя заказчик и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки (п. 1 ст. 990, п. 1 ст. 1005 ГК РФ).

Таким образом, если заключить договор комиссии (или агентский договор, в котором сделки совершаются от имени агента) на размещение отходов, такое поручение будет осуществляться от лица посредника. Следовательно, он и будет плательщиком размещаемых отходов. Такой же вывод сделан в письме Ростехнадзора от 23 декабря 2005 г. № СС-47/145.*

Организации, осуществляющие вывоз мусора, могут принять на себя ответственность по внесению платежей за размещение отходов за счет средств, получаемых от организаций, где образуются отходы (п. 2 письма Госкомэкологии России от 17 января 1997 г. № 14-07/32).*

 

Олег Хороший,

государственный советник налоговой службы РФ III ранга

2. Постановление Правительства РФ от 03.09.2010 № 681 «Об утверждении Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение ... (с изменениями на 1 октября 2013 года)»

 

I. Общие положения

1. Настоящие Правила устанавливают порядок обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств,* электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде.

Настоящие Правила обязательны для юридических лиц (независимо от организационно-правовой формы)* и индивидуальных предпринимателей, в том числе осуществляющих управление многоквартирными домами на основании заключенного договора или заключивших с собственниками помещений многоквартирного дома договоры на оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества в таком доме (далее - юридические лица и индивидуальные предприниматели), а также физических лиц.

 

II. Порядок сбора и накопления отработанных ртутьсодержащих ламп

4. Потребители ртутьсодержащих ламп (кроме физических лиц) осуществляют накопление отработанных ртутьсодержащих ламп.

5. Накопление отработанных ртутьсодержащих ламп производится отдельно от других видов отходов.

6. Не допускается самостоятельное обезвреживание, использование, транспортирование и размещение отработанных ртутьсодержащих ламп потребителями отработанных ртутьсодержащих ламп,* а также их накопление в местах, являющихся общим имуществом собственников помещений многоквартирного дома, за исключением размещения в местах первичного сбора и размещения и транспортирования до них.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 12 октября 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2013 года N 860. - См. предыдущую редакцию)

7. Потребители ртутьсодержащих ламп (кроме физических лиц) для накопления поврежденных отработанных ртутьсодержащих ламп обязаны использовать тару.*
(Пункт в редакции, введенной в действие с 12 октября 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2013 года N 860. - См. предыдущую редакцию)

8. Органы местного самоуправления организуют сбор и определяют место первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп (кроме потребителей ртутьсодержащих ламп, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах и имеющих заключенный собственниками указанных помещений договор управления многоквартирными домами или договор оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в таких домах), а также их информирование.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 12 октября 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2013 года N 860. - См. предыдущую редакцию)

8_1. У потребителей ртутьсодержащих ламп, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах, сбор и размещение отработанных ртутьсодержащих ламп обеспечивают лица, осуществляющие управление многоквартирными домами на основании заключенного с собственниками помещений многоквартирных домов договора управления или договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в таких домах, в местах, являющихся общим имуществом собственников многоквартирных домов и содержащихся в соответствии с требованиями к содержанию общего имущества, предусмотренными Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491.
(Пункт дополнительно включен с 12 октября 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2013 года N 860)

8_2. Место первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах, определяется собственниками помещений в многоквартирных домах или по их поручению лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами на основании заключенного договора управления или договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в таких домах, по согласованию с соответствующей специализированной организацией.
(Пункт дополнительно включен с 12 октября 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2013 года N 860)

9. Сбор отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей отработанных ртутьсодержащих ламп осуществляют специализированные организации.

III. Порядок транспортирования отработанных ртутьсодержащих ламп

10. Транспортирование отработанных ртутьсодержащих ламп осуществляется в соответствии с требованиями правил перевозки опасных грузов.*

10_1. Самостоятельное транспортирование отработанных ртутьсодержащих ламп потребителями до первичного места сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп допускается в неповрежденной таре из-под ртутьсодержащих ламп аналогичного размера или иной таре, обеспечивающей сохранность таких ламп при их транспортировании.*
(Пункт дополнительно включен с 12 октября 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2013 года N 860)

11. Для транспортирования отработанных ртутьсодержащих ламп используется тара, обеспечивающая герметичность и исключающая возможность загрязнения окружающей среды.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 12 октября 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2013 года N 860. - См. предыдущую редакцию)

12. В местах сбора, размещения и транспортирования отработанных ртутьсодержащих ламп (включая погрузочно-разгрузочные пункты и грузовые площадки транспортных средств), в которых может создаваться концентрация ртути, превышающая гигиенические нормативы, предусматривается установка автоматических газосигнализаторов на пары ртути. Зоны возможного заражения необходимо снабдить средствами индивидуальной защиты органов дыхания, доступными для свободного использования в аварийных ситуациях.

IV. Порядок размещения (хранение и захоронение) отработанных ртутьсодержащих ламп

13. Размещение отработанных ртутьсодержащих ламп в целях их обезвреживания, последующей переработки и использования переработанной продукции осуществляется специализированными организациями.*

14. Хранение отработанных ртутьсодержащих ламп производится в специально выделенном для этой цели помещении, защищенном от химически агрессивных веществ, атмосферных осадков, поверхностных и грунтовых вод, а также в местах, исключающих повреждение тары.

15. Допускается хранение отработанных ртутьсодержащих ламп в неповрежденной таре из-под новых ртутьсодержащих ламп или в другой таре, обеспечивающей их сохранность при хранении, погрузо-разгрузочных работах и транспортировании.

16. Не допускается совместное хранение поврежденных и неповрежденных ртутьсодержащих ламп.

17. Хранение поврежденных ртутьсодержащих ламп осуществляется в таре.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 12 октября 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2013 года N 860. - См. предыдущую редакцию)

18. Размещение отработанных ртутьсодержащих ламп не может осуществляться путем захоронения.

V. Порядок обезвреживания и использования отработанных ртутьсодержащих ламп

19. Обезвреживание отработанных ртутьсодержащих ламп осуществляется специализированными организациями, осуществляющими их переработку методами, обеспечивающими выполнение санитарно-гигиенических, экологических и иных требований.*

20. В случае возникновения у потребителя отработанных ртутьсодержащих ламп аварийной ситуации, в частности боя ртутьсодержащей лампы (ламп), загрязненное помещение должно быть покинуто людьми и должен быть организован вызов специализированных организаций для проведения комплекса мероприятий по обеззараживанию помещений.Обезвреживание ртутного загрязнения может быть выполнено потребителями отработанных ртутьсодержащих ламп (кроме физических лиц) самостоятельно с помощью демеркуризационного комплекта, включающего в себя необходимые препараты (вещества) и материалы для очистки помещений от локальных ртутных загрязнений, не требующего специальных мер безопасности при использовании.

21. Использование отработанных ртутьсодержащих ламп осуществляют специализированные организации, ведущие их переработку, учет и отчетность по ним.* Полученные в результате переработки ртуть и ртутьсодержащие вещества передаются в установленном порядке организациям - потребителям ртути и ртутьсодержащих веществ.

3. Статья справки: Размещение отходов


Размещение отходов – содержание отходов в специально оборудованных сооружениях (полигон, шламохранилище и т. д.) в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а также изоляция отходов в специальных хранилищах (ст. 1 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ).*

4. Рекомендация: Как определить нормативы выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и образования отходов для расчета платы за загрязнение окружающей среды

 

Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение по упрощенной форме разрабатывается, если:

  • образующиеся отходы имеют V, IV и III классы опасности (единственное исключение сделано для люминесцентных ламп (I класс));*
  • суммарное количество отходов не превышает 150 тонн в год;
  • масса отходов III класса опасности не превышает 5 процентов от общей массы образующихся отходов;
  • отдельно предусмотрен порядок сбора и экологически безопасного размещения люминесцентных ламп.

Об этом сказано в пункте 6 приказа Ростехнадзора от 19 октября 2007 г. № 703.

 

Олег Хороший,

государственный советник налоговой службы РФ III ранга

4. Справочник: Административная ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования

Вид правонарушения

Статья КоАП РФ

Ответственность, возлагаемая на должностных лиц

Ответственность, возлагаемая на предпринимателей

Ответственность, возлагаемая на организации

Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду

Ст. 8.41 КоАП РФ

Штраф в размере от 3000 до 6000 руб.*

Штраф в размере от 3000 до 6000 руб.

Штраф в размере от 50 000 до 100 000 руб.*

 

5. Рекомендация: Как составить и и сдать расчет платы за загрязнение окружающей среды

Кто должен сдавать расчет

Расчет платы за загрязнение окружающей среды должны сдавать организации, деятельность которых связана с природопользованием и оказывает на окружающую среду следующие виды негативного воздействия:*

  • выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ;
  • сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;
  • размещение отходов.*

Об этом сказано в пункте 1 Общего порядка, утвержденного приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204. Как определить, у кого возникает такая обязанность, см. Кто должен перечислять плату за загрязнение окружающей среды.

Чем руководствоваться при составлении расчета

До 30 сентября 2010 года функции, связанные с выдачей лицензий (разрешений) на выбросы и сбросы загрязняющих веществ, утверждением нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, со сбором платы за загрязнение окружающей среды, а также с приемом отчетности по этому виду платежей были возложены на Ростехнадзор. С 30 сентября 2010 года эти функции были переданы Росприродназдору (постановление Правительства РФ от 13 сентября 2010 г. № 717).

Пунктом 2 постановления Правительства РФ от 13 сентября 2010 г. № 717 Минприроды России и Ростехнадзору было поручено в трехмесячный срок внести в существующие нормативные акты изменения, связанные с перераспределением ведомственных функций. В переходный период все вопросы, связанные с составлением и сдачей расчета платы за загрязнение окружающей среды, следует решать по согласованию с территориальными подразделениями Росприроднадзора. Информация о новых полномочиях Росприроднадзора и его территориальных подразделений размещена на официальном сайте ведомства.

До настоящего времени Росприроднадзор не принял новых нормативных актов, регулирующих порядок заполнения и сдачи расчетов, поэтому при их составлении необходимо руководствоваться приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204.

Куда сдавать расчет

Расчет платы представьте в службу Росприроднадзора по местонахождению каждой производственной территории (передвижного объекта негативного воздействия, объекта размещения отходов).* Если организация имеет несколько источников загрязнения окружающей среды в разных субъектах России, то по каждому субъекту нужно сдать отдельный расчет платы. При эксплуатации на территории одного субъекта России нескольких объектов загрязнения плату по ним отражайте в едином расчете (однако соответствующие разделы расчета оформите по каждому муниципальному образованию).

Если разрешительная документация выдана не на отдельные загрязняющие объекты, а в целом на организацию, то можно сдать один расчет в службу Росприроднадзора по местонахождению организации.

Расчет платы за загрязнение окружающей среды можно сдать в Росприроднадзор одним из следующих способов:

  • на бумаге (через представителя организации или по почте);
  • в электронном виде на магнитном носителе или по телекоммуникационным каналам связи. Если за отчетный период сумма платы составляет менее 50 000 руб., организация не обязана представлять расчет в электронном виде.

Такой порядок следует из положений пунктов 2, Вам будет интересно:

Читайте в журнале "Упрощенка"
    Подробнее >>>

    Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



    Ваша персональная подборка

      Школа

      Проверь знания

      Проверь знания в новой школе Главбуха малого предприятия. Получи официальный документ

      Начать тест

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией


      Упрощёнка в Яндексе



      © 1997–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      Журнал «Упрощёнка» –
      об упрощённой системе налогообложения
      8 800 550-15-57

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Упрощёнка».
      Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62261 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных 

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Читайте дальше после регистрации (займет минуту)

      Сайт журнала «Упрощенка» — профессиональный ресурс для бухгалтеров и руководителей компаний на УСН.

      Чтобы продолжить чтение статьи, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Формы и образцы документов доступны бесплатно после регистрации.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль