Получение отсрочки по уплате налогов

619

Вопрос

Мы осуществляем реализацию проектов в области энергосбережения, для этого мы брали кредит. Имеем ли мы право на получение инвестиционного налогового кредита, путем изменения сроков оплаты и уменьшения налогов?

Ответ

Да, имеете, на основании пп. 2 или пп.5 пункта 1 статьи 67 НК РФ (в зависимости от специфики деятельности). Конкретное решение о предоставлении инвестиционного налогового кредита принимает уполномоченный орган налоговой службу, в который необходимо подать заявление (п. 3.1 ст. 61 НК РФ).

 

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух vip -версия

1. Рекомендация: Как организации получить отсрочку (рассрочку) по уплате налогов

Основания и порядок изменения сроков уплаты налогов (в т. ч. предоставления отсрочки или рассрочки) установлены главой 9 Налогового кодекса РФ и приказом ФНС России от 28 сентября 2010 г. № ММВ-7-8/469.

Предоставление отсрочки (рассрочки) возможно, если организация сумеет подтвердить наличие хотя бы одного из следующих оснований:

  • ущерб, нанесенный в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или других форс-мажорных обстоятельств;
  • отсутствие (задержка) бюджетного финансирования или оплаты выполненного государственного заказа;
  • угроза возникновения признаков несостоятельности (банкротства) в случае единовременной уплаты налога. Методика проведения финансового анализа для выявления вероятности возникновения признаков несостоятельности (банкротства) утверждена приказом Минэкономразвития России от 18 апреля 2011 г. № 175;
  • сезонный характер производства и (или) реализации товаров (работ, услуг);
  • наличие условий, предусмотренных статьей 134 Закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ (если требуется отсрочка (рассрочка) по налогам, связанным с ведением внешнеторговой деятельности).

При этом по налогу на прибыль, который уплачивается по консолидированной группе налогоплательщиков, отсрочка (рассрочка) не предоставляется.

Об этом сказано в пункте 3 статьи 62 и пункте 2 статьи 64 Налогового кодекса РФ.

Отсрочка (рассрочка) по уплате налогов может быть предоставлена организации только на сумму, не превышающую стоимость чистых активов организации. Данное ограничение не распространяется на случаи, когда основанием для получения отсрочки (рассрочки) является отсутствие бюджетного финансирования или своевременной оплаты госзаказа. Это следует из положений пункта 2.1 статьи 64 Налогового кодекса РФ. Порядок оценки чистых активов в акционерных обществах утвержден приказом от 29 января 2003 г. Минфина России № 10н и ФКЦБ № 03-6/пз. Этим же порядком могут пользоваться и общества с ограниченной ответственностью (письма Минфина России от 7 декабря 2009 г. № 03-03-06/1/791, от 29 октября 2007 г. № 03-03-06/1/737).

Как правило, отсрочка (рассрочка) по уплате допускается в отношении одного или нескольких налогов и может быть предоставлена на срок не более одного года. Решение о предоставлении отсрочек (рассрочек) по уплате налогов на срок не более одного года принимают следующие уполномоченные органы:

  • в отношении федеральных налогов и сборов ФНС России (исключение: госпошлина, налоги, уплачиваемые при перемещении товаров через таможенную границу России, налог на прибыль, зачисляемый в региональный бюджет);
  • в отношении налогов, подлежащих к уплате при осуществлении экспортно-импортных операций, ФТС России или уполномоченные ею таможенные органы;
  • в отношении региональных и местных налогов региональные управления ФНС России;
  • в отношении госпошлины органы (должностные лица), уполномоченные совершать юридически значимые действия, за которые взимается госпошлина;
  • в отношении налога на прибыль, зачисляемого в региональный бюджет, органы, уполномоченные региональным законодательством.

Если организации предоставлена рассрочка по уплате регионального налога в форме инвестиционного кредита, решение об изменении ранее установленных сроков принимают органы, уполномоченные на это региональным законодательством.

Такой порядок установлен статьей 63 Налогового кодекса РФ, пунктами 15, 16 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 28 сентября 2010 г. № ММВ-7-8/469.

Продолжительность отсрочки (рассрочки) по уплате федеральных налогов (в части, зачисляемой в федеральный бюджет) может быть увеличена до трех лет. Однако такое решение вправе принять только Правительство РФ. Об этом сказано в пункте 1 статьи 64 Налогового кодекса РФ.*

Есть обстоятельства, исключающие возможность предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов (п. 1 ст. 62 НК РФ). Обстоятельства относятся к таковым, если:

  • возбуждено уголовное дело по статьям 199, 199.1 или 199.2 Уголовного кодекса РФ в отношении должностных лиц организации;
  • ведется производство по делу о налоговых правонарушениях;
  • ведется производство по делу об административных правонарушениях, связанных с нарушением законодательства о налогах и сборах;
  • ведется производство по делу о правонарушениях, связанных с уплатой налогов при перемещении товаров через таможенную границу России;
  • у уполномоченного органа есть достаточные основания полагать, что предоставление отсрочки (рассрочки) может способствовать сокрытию денежных средств организации или имущества, подлежащего налогообложению;
  • имеется решение уполномоченного органа о прекращении ранее предоставленной отсрочки (рассрочки) в связи с нарушением условий ее предоставления. При этом указанное решение должно быть принято в период, не превышающий трех лет до дня подачи организацией заявления о предоставлении очередной отсрочки (рассрочки) по уплате налога.

Если имеется хотя бы одно из вышеперечисленных обстоятельств, решение об изменении срока уплаты налога не может быть вынесено, а уже вынесенное решение подлежит отмене (п. 2 ст. 62 НК РФ).

Чтобы получить отсрочку (рассрочку) по уплате налога, в соответствующий уполномоченный орган нужно подать:

  • заявление;
  • справку налоговой инспекции о состоянии расчетов с бюджетами по налогам, сборам, пеням и штрафам;
  • справку налоговой инспекции об открытых банковских счетах организации;
  • справки банков о ежемесячных оборотах денежных средств за шесть месяцев, предшествующих подаче заявления;
  • справки банков о наличии у организации расчетных документов, помещенных в картотеку (об отсутствии таких документов);
  • справки банков об остатках денежных средств на всех счетах, открытых организации;
  • перечень контрагентов-дебиторов с указанием сумм и сроков исполнения заключенных с ними договоров (к перечню нужно приложить копии указанных в нем договоров);
  • обязательство организации о соблюдении условий, на которых принимается решение о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате налогов;
  • график погашения задолженности по налогам;
  • документы, подтверждающие наличие оснований для предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов.

Такой порядок предусмотрен пунктом 5 статьи 64 Налогового кодекса РФ, пунктом 3 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 28 сентября 2010 г. № ММВ-7-8/469.*

Перечень документов, которые подтвердят наличие оснований для представления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, зависит от конкретного основания. Например, для подтверждения сезонного характера производства или реализации товаров (работ, услуг) организации достаточно представить в уполномоченный орган документы, которые подтверждают ведение сезонной деятельности (например, договоры с контрагентами). Получать специальное подтверждение в каких-либо государственных ведомствах организации не нужно. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 2 марта 2010 г. № 03-02-07/1-87, от 30 октября 2009 г. № 03-02-07/1-487.

Кроме того, в зависимости от причины обращения за предоставлением отсрочки (рассрочки) в уполномоченный орган придется представить и ряд дополнительных документов. Например, если основанием для подачи заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки) является сезонный характер деятельности, то к заявлению нужно приложить дополнительную справку-расчет. Этот расчет должен содержать данные, свидетельствующие о том, что доходы организации от деятельности, которая носит сезонный характер, составляют не менее 50 процентов в ее совокупном доходе. Об этом говорится в пункте 5.1 статьи 64 Налогового кодекса РФ.

В обеспечение обязательств по уплате налога уполномоченный орган вправе потребовать от организации передачи имущества в залог, поручительства или банковской гарантии (п. 5 ст. 61 НК РФ).

Банковская гарантия может быть принята в обеспечение обязательств по уплате налога, если:

  • она предоставлена банком, который входит в перечень, утвержденный Минфином России;
  • является безотзывной и непередаваемой;
  • не содержит требований о передаче банку каких-либо документов, не предусмотренных статьей 74.1 Налогового кодекса РФ;
  • срок ее действия истекает не раньше чем через шесть месяцев после окончания отсрочки (рассрочки) платежа;
  • ее размера хватает на уплату как самого налога, так и начисленных пеней;
  • предусматривает возможность инспекции взыскать гарантированные суммы, если банк не исполнит свои обязательства по гарантии.

Об этом сказано в статье 74.1 Налогового кодекса РФ.

Если уполномоченный орган запросит дополнительные документы об имуществе, которое может быть предметом залога или поручительства, организация обязана исполнить такое требование и представить запрашиваемые документы (п. 5.3 ст. 64 НК РФ, п. 11 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 28 сентября 2010 г. № ММВ-7-8/469).

Копию заявления, поданного в уполномоченный орган, нужно в пятидневный срок направить в налоговую инспекцию по месту учета организации (п. 5 ст. 64 НК РФ).

Документы, необходимые для получения отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, нужно представить в уполномоченный орган до истечения месячного срока со дня их подписания. Обо всех изменениях, наступивших после отправки документов и затрагивающих их содержание, организация должна в течение семи рабочих дней известить уполномоченный орган и представить документы с учетом изменений. Об этом сказано в пункте 12 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 28 сентября 2010 г. № ММВ-7-8/469.

При отсутствии необходимого пакета документов уполномоченный орган откажет в предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате налога (п. 13 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 28 сентября 2010 г. № ММВ-7-8/469).

Решение о предоставлении отсрочки (рассрочки) или об отказе в изменении сроков уплаты налогов уполномоченный орган принимает в течение 30 рабочих дней со дня получения заявления организации. На этот период по ходатайству организации уполномоченный орган может принять решение о временном приостановлении уплаты налогов. В пятидневный срок со дня принятия временного решения организация должна передать его копию в налоговую инспекцию по своему месту учета. Такой порядок не распространяется на случаи представления рассрочки (отсрочки) по уплате региональных и местных налогов. Решение о предоставлении (об отказе в предоставлении) такой рассрочки региональные управления ФНС России принимают не самостоятельно, а по согласованию с финансовыми органами. Срок на принятие решения 30 рабочих дней. Об этом говорится в пункте 6 статьи 64 Налогового кодекса РФ, пункте 14 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 28 сентября 2010 г. № ММВ-7-8/469.

Решение об отказе в предоставлении отсрочки (рассрочки) организация может обжаловать в арбитражном суде (п. 9 ст. 64 НК РФ, ст. 198 АПК РФ).

Вместо заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки) в инспекцию можно подать заявление о предоставлении инвестиционного налогового кредита (п. 3.1 ст. 61 НК РФ).*

Следует отметить, что положения главы 9 Налогового кодекса РФ не распространяются на налоговых агентов (п. 9 ст. 61 НК РФ). Это означает, что, исполняя обязанности по удержанию налогов из доходов других лиц, налоговые агенты не имеют права на отсрочку (рассрочку).

Сергей Разгулин,

действительный государственный советник РФ 3-го класса

2. Статья: Перечень оснований для получения инвестиционного налогового кредита расширен

* Изменения предусмотрены Федеральным законом от 3 декабря 2011 г. № 392-ФЗ.

В каком случае можно получить кредит

Вопросу получения и использования инвестиционного налогового кредита посвящены статьи 66 и 67 Налогового кодекса РФ.*

Он представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации предоставляется возможность в течение определенного времени и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.

Такой кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль, а также по региональным и местным налогам. Учтите: кредит может получить организация на срок от одного года до пяти лет.

Основанием для его получения являются (ст. 67 Налогового кодекса РФ):

  • проведение НИОКР или технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами, или повышение энергетической эффективности производства;
  • осуществление внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов;
  • выполнение особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление особо важных услуг населению;
  • выполнение государственного оборонного заказа;
  • инвестирование в создание объектов, имеющих наивысший класс энергетической эффективности или относящихся к возобновляемым источникам энергии, или относящихся к объектам по производству тепловой, электрической энергии, имеющим коэффициент полезного действия более чем 57 процентов, или иных объектов, технологий, имеющих высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством РФ.*

Вполне очевидно, что немногие сельхозпредприятия имеют возможность воспользоваться каким-либо из перечисленных оснований.

Однако с 5 января возможность получить кредит появилась и у обычных сельхозпредприятий, которые являются резидентами «зоны территориального развития» (изменения предусмотрены Федеральным законом от 3 декабря 2011 г. № 392-ФЗ).

Под такой зоной понимается часть территории субъекта РФ, на которой в целях ускорения социально-экономического развития данного субъекта резидентам предоставляются средства государственной поддержки. Зоны создаются на 12 лет на территориях субъектов РФ по перечню Правительства РФ.

Так вот, в качестве льготы для резидентов зоны развития предусмотрено в том числе предоставление инвестиционного налогового кредита.

При этом такой кредит для резидентов зоны развития обладает несомненным преимуществом по сравнению с обычным.

Во-первых, его можно получить на 10 лет, а не на пять.

Во-вторых, размер кредита составляет 100 процентов расходов на капитальные вложения в приобретение, создание, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение амортизируемого имущества, предназначенного и используемого для осуществления резидентами зон инвестиционных проектов.

В-третьих, проценты на такой кредит не начисляются.

Разумеется, для нарушителей договора предусмотрены санкции. Не позднее чем через три месяца со дня расторжения договора об инвестиционном налоговом кредите придется уплатить всю сумму неуплаченного налога и проценты на нее (исходя из ставки рефинансирования Банка России за каждый календарный день начиная с того, который следует за днем расторжения договора, до дня уплаты налога).

Готовим документы для получения кредита

Инвестиционный налоговый кредит предоставляется на основании заявления (его форма приведена в приказе ФНС России от 28 сентября 2010 г. № ММВ-7-8/469).

Оформляется он договором между соответствующим уполномоченным органом и компанией.

Формы договоров определены приказом ФНС России от 29 ноября 2005 г. № САЭ-3-19/622@.*

Также организации придется представить в уполномоченный орган (п. 3 Порядка, утвержденного приказом № ММВ-7-8/469):

  • справку налоговой инспекции по месту своего учета о состоянии его расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам;
  • справку, полученную в налоговой инспекции по месту своего учета, с перечнем всех открытых ему счетов в банках;
  • справки банков о ежемесячных оборотах денежных средств за шесть месяцев, предшествующих подаче заявления, а также о наличии расчетных документов, помещенных в соответствующую картотеку неоплаченных расчетных документов, или об их отсутствии;
  • справки банков об остатках средств на всех счетах;
  • перечень контрагентов-дебиторов с указанием цен договоров, а также копии данных договоров;
  • обязательство, предусматривающее на период изменения срока уплаты налога соблюдение условий, на которых принимается решение о предоставлении отсрочки или рассрочки, а также предполагаемый ею график погашения задолженности;
  • документы, подтверждающие наличие оснований для изменения срока уплаты налога. Скажем, в случае обращения с заявлением о предоставлении кредита на основании ведения внедренческой или инновационной деятельности нужно представить документы, подтверждающие наличие соответствующего основания и бизнес-план инвестиционного проекта.*

Кто принимает решение о предоставлении кредита

Решение о предоставлении компании кредита принимается уполномоченным органом по согласованию с финансовыми органами в течение 30 дней со дня получения заявления (и пакета документов). В статье 63 Налогового кодекса РФ установлены органы, уполномоченные принимать решения об изменении сроков уплаты налогов. Это зависит от вида налога: по федеральным налогам и сборам решение принимает ФНС России, по региональным и местным налогам, а также по налогу на прибыль по налоговой ставке, предусмотренной для зачисления в бюджеты субъектов РФ, – органы, уполномоченные на это законодательством субъектов РФ. Однако здесь есть одна сложность.

Дело в том, что согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 63 Налогового кодекса РФ, органами, уполномоченными принимать решения об изменении сроков уплаты региональных налогов в форме инвестиционного налогового кредита, являются органы, уполномоченные на это законодательством субъектов РФ. Таким образом, законом субъекта РФ определяется соответствующий уполномоченный орган. И если это не было сделано, то налогоплательщики данного региона получить кредит по региональным налогам не могут. Такой вывод можно сделать из письма Минфина России от 28 июля 2011 г. № 03-02-07/1-226.*

Договор же о предоставлении кредита должен предусматривать порядок уменьшения налоговых платежей, сумму кредита (с указанием налога, по которому предоставлен кредит), срок действия договора, начисляемые на сумму кредита проценты (если они уплачиваются), порядок погашения кредита и начисленных процентов, документы об имуществе, которое является предметом залога, или поручительство, ответственность сторон.

По общему правилу (не касается резидентов зон территориального развития) не допускается устанавливать проценты на сумму кредита по ставке, менее 1/2 и превышающей 3/4 ставки рефинансирования Банка России.

Договор должен содержать положения, в соответствии с которыми не допускаются в течение срока его действия реализация или передача другим лицам оборудования или иного имущества, приобретение которого налогоплательщиком явилось условием для предоставления кредита, или определяются условия такой реализации или передачи.

Механизм кредитования

Сельхозорганизация вправе уменьшать свои платежи по соответствующему налогу в течение срока действия договора.

Уменьшение производится по каждому налоговому платежу за каждый отчетный период до тех пор, пока сумма, не уплаченная заемщиком в результате всех таких операций (так называемая накопленная сумма кредита), не станет равной сумме кредита, предусмотренной в договоре.

Конкретный же порядок уменьшения налоговых платежей определяется условиями договора. Если компанией заключено несколько договоров об инвестиционном налоговом кредите, срок действия которых не истек к моменту очередного платежа по налогу, то накопленная сумма кредита определяется отдельно по каждому из этих договоров.

При этом увеличение накопленной суммы кредита производится вначале в отношении первого по сроку заключения договора.

А при достижении этой накопленной суммой кредита размера, предусмотренного указанным договором, налогоплательщик может увеличивать накопленную сумму кредита по следующему договору.

В каждом отчетном периоде (независимо от числа договоров, заключенных организацией) суммы, на которые уменьшаются платежи по налогу, не могут превышать 50 процентов от соответствующих платежей по налогу, определенных по общим правилам.

А накопленная в течение налогового периода сумма кредита не может превышать 50 процентов размеров суммы налога, подлежащего уплате за этот период.

Если это все же произошло, то разница между накопленной суммой кредита и предельно допустимой суммой переносится на следующий отчетный период.

Учет операций

Сумма предоставленного инвестиционного налогового кредита отражается в бухгалтерском учете сельхозорганизации проводкой:

Дебет 68 Кредит 76
– отражена сума кредита по соответствующему налогу.

А проценты, начисленные по кредиту, отражаются в составе прочих расходов (по дебету счета 91 субсчет «Прочие расходы»). Это вытекает из пункта 11 ПБУ 10/99 «Расходы организации».

В налоговом учете ситуация следующая.

Разумеется, исходя из подпункта 10 пункта 1 статьи 251 и пункта 12 статьи 270 Налогового кодекса РФ, средства кредита не относятся ни к доходам, ни к расходам организации. Но есть сложность. Она заключается в учете процентов.

Налоговики отказываются принимать проценты к налоговому учету.

Во-первых, они считают, что долговые обязательства, расходы в виде процентов по которым могут быть отнесены к внереализационным расходам организации, носят только гражданско-правовой характер. Кроме того, расходы на проценты по инвестиционному налоговому кредиту не являются экономически оправданными, так как налогоплательщик несет их по своей собственной вине.

Во-вторых, по мнению чиновников, уплата процентов за пользование таким кредитом фактически заменяет начисление пени в случае уплаты налога в более поздние сроки, чем это установлено законодательством. При этом в отношении сумм пени на основании пункта 2 статьи 270 Налогового кодекса РФ действует прямой запрет на их включение в расходы в целях налогообложения прибыли.

По этому вопросу стоит посмотреть письмо ФНС России от 2 февраля 2005 г. № 02-1-07/2. Между прочим, есть и судебное решение в пользу налоговиков постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 16 марта 2009 г. № А10-3208/06-Ф02-795/09.

Однако все же многие суды считают иначе (постановления ФАС Поволжского округа от 3 октября 2006 г. № А55-28569/05-3, ФАС Уральского округа от 2 марта 2006 г. № Ф09-1077/06-С7). Они полагают, что расходом признаются проценты по долговым обязательствам любого вида, в том числе и не только полученным по гражданско-правовым договорам, но и по инвестиционному налоговому кредиту. А что касается сравнения процентов по такому кредиту с пенями за просрочку оплаты налога, арбитры указывают, что пени начисляются вследствие неисполнения налогоплательщиком обязанностей по уплате налога, а инвестиционный налоговый кредит предоставляется организации вполне правомерно по взаимному согласию сторон.

Важно запомнить

Для получения инвестиционного налогового кредита организация должна представить заявление и пакет документов, в том числе обосновывающих основания для кредитования. При этом в большинстве случаев за отсрочку уплаты налогов придется заплатить проценты.

Журнал «Учет в сельском хозяйстве» № 2, Февраль 2012

* Так выделена часть материала, которая поможет Вам принять правильное решение.

 

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Школа

Проверь знания

Проверь знания в новой школе Главбуха малого предприятия. Получи официальный документ

Начать тест

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




Упрощёнка в Яндексе

© 1997–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

Журнал «Упрощёнка» –
об упрощённой системе налогообложения

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Упрощёнка».
Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-54792 от 17.07.2013


  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь и читайте дальше без ограничений!

Журнал Упрощенка

«Упрощенка» — бесплатный профессиональный сайт для малого бизнеса. Читать без ограничений могут только зарегистрированные пользователи. Вам будут доступны:

  • • Новости для бухгалтеров на УСН
  • • Статьи по бухучету на УСН, отчетности в ФНС, зарплате
  • • Формы и образцы бухгалтерских документов
  • • Бесплатная справочно-правовая система

Подарок за регистрацию — безлимитный доступ к сервису "Изменения для бухгалтеров". Очень нужен в мае!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Формы и образцы документов доступны бесплатно после регистрации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль