Как оформить возражения к акту налоговой проверки

938

Вопрос

Мы получили акт камеральной налоговой проверки. Согласны с ним. По земельтному налогу по одному из земельных участков (их всего 2) былаи суды по признанию стоимости в размере рыночной по одному участку установлена новая стоимость с 01,01,2013 а по второму написано не конкретно ,а значит с текущей даты . Мы допустили в этом ошибку т.к. подумали что дата у обоих участков одинаковая с 01,01,2013(огляделись).Мы после получения акта подали уточненную декларацию, оплатили налог и пени. Теперь нам выдали извещение о рассмотрении акта. КАКИЕ НАШИ ДАЛЬНЕЙШИЕ ДЕЙСТВИЯ?.Мы хотим подать ходатайство о смягчении налоговой ответственности. Когда его подать сейчас или когда пойдем на комиссию. В ходатайстве мы опишем ситуацию, что это в первый раз и нечаянно (ввело в заблужение разное решение суда по одному вопросу и по одному предприятию приложим еопии п/поручений что мы доплатили налог и пени. Будет штраф или нет когда это будет известно?

Ответ

Ваша организация вправе ходатайствовать о снижении размера штрафа. Так, при наличии хотя бы одного обстоятельства, смягчающего ответственность за налоговое правонарушение, размер штрафа подлежит уменьшению как минимум в два раза по сравнению с размером, предусмотренным соответствующей статьей Налогового кодекса РФ (п. 3 ст. 114 Налогового кодекса РФ). При этом перечень обстоятельств, смягчающих ответственность за налоговое правонарушение, является открытым (ст. 112 Налогового кодекса РФ). Наличие тех или иных обстоятельств, позволяющих снизить штрафные санкции, устанавливаются судом или налоговой инспекцией, рассматривающими дело. Перечень дополнительных обстоятельств, которые могут быть заявлены в качестве смягчающих, приведен ниже (см., Статья 3).

 

Вам с течение месяца с даты получения акта камеральной проверки следует направить в налоговый орган возражения с приложением документов, на основании которых штраф может снижен. Если срок подачи возражений пропущен, то это не лишает Вашу организацию возможности давать объяснения по ходу рассмотрения материалов.

После окончания месячного срока, который отведен на подачу возражений по акту, руководитель инспекции (его заместитель) должен рассмотреть все имеющиеся материалы налоговой проверки и на их основе принять окончательное решение по проверке (п. 1 ст. 101 НК РФ). На рассмотрение материалов проверки и принятие окончательного решения руководителю инспекции (его заместителю) отводится 10 рабочих дней (п. 1 ст. 101, п. 6 ст. 6.1 НК РФ).

Обоснование данной позиции приведено ниже в рекомендациях «Системы Главбух» vip - версия

 

1. Рекомендация: Как оформить возражения к акту налоговой проверки

Если организация не согласна с фактами и выводами, изложенными в акте налоговой проверки, она может представить в инспекцию возражения по акту в целом или его отдельным положениям.* Это правило действует в отношении актов, составленных как по результатам выездных, так и камеральных проверок.

Срок подачи возражения

Подать возражения можно в течение месяца с того дня, как организация получила акт налоговой проверки. Такой порядок предусмотрен в пункте 6 статьи 100 Налогового кодекса РФ. Месячный срок действует в том случае, если вы готовите возражение на акт, который поступил в организацию 24 июля 2013 года и позже (п. 1 ст. 6 Закона от 23 июля 2013 г. № 248-ФЗ, письмо ФНС России от 15 августа 2013 г. № АС-4-2/14794).

Срок подготовки возражений по актам налоговых проверок, полученным до 24 июля 2013 года, составлял 15 рабочих дней. К моменту вступления в силу новой редакции пункта 6 статьи 100 Налогового кодекса РФ (24 августа 2013 года) этот срок уже истек. Его продление Законом от 23 июля 2013 г. № 248-ФЗ не предусмотрено.

В любом случае срок считают со дня, следующего за тем, когда получили акт проверки (п. 2 ст. 6.1 НК РФ).

Пример отсчета месячного срока для подачи возражений по акту налоговой проверки

Организация получила акт налоговой проверки 2 сентября 2013 года. Возражения нужно представить не позднее 2 октября 2013 года.

 

Оформление возражения

Возражения по акту налоговой проверки подавайте в письменном виде. К ним можно приложить документы, которые подтверждают обоснованность возражений.* Кроме того, подтверждающие документы можно передать в налоговую инспекцию и отдельно от возражений в заранее согласованный срок. Возражения и документы направляйте в ту инспекцию, сотрудники которой проводили проверку. Об этом говорится в пункте 6 статьи 100 Налогового кодекса РФ.*

Типового образца для оформления возражений по акту нет, поэтому их можно составить в произвольной форме. Главное, чтобы в возражениях были перечислены конкретные пункты акта, с которыми организация не согласна, и дано четкое обоснование такой позиции со ссылками на прилагаемые документы. Если точка зрения организации подтверждается письмами Минфина России, налоговой службы или судебной практикой, то будет нелишним сделать ссылку и на них. Подписать возражения по акту может либо руководитель организации, либо уполномоченное им лицо (например, главный бухгалтер).

Пример оформления возражений на акт налоговой проверки

5 апреля 2013 года организация получила акт выездной налоговой проверки. Не согласившись с данными акта, организация оформила свои возражения.

Возражения составьте в двух экземплярах. Один передайте в инспекцию, второй храните в организации. Вариант для инспекции можно передать либо через канцелярию, либо направить его по почте. При этом важно, чтобы у организации имелось подтверждение о своевременной отправке возражений и о том, что эти возражения получены инспекцией.

Руководитель инспекции (его заместитель) должен рассмотреть возражения по акту, сам акт и другие материалы налоговой проверки и вынести по ним решение.

Ситуация: может ли организация давать устные возражения по акту во время рассмотрения материалов налоговой проверки. Организация не успела оформить в срок письменные возражения

Да, может.

Отсутствие письменных возражений не лишает организацию права давать свои устные пояснения непосредственно во время рассмотрения материалов налоговой проверки (п. 4 ст. 101 НК РФ). Подробнее о процедуре рассмотрения материалов налоговой проверки см. Как оформляется решение по результатам налоговой проверки.

 

Олег Хороший,

государственный советник налоговой службы РФ III ранга

2. Рекомендация: Как оформляется решение по результатам налоговой проверки

Если в ходе налоговой проверки (выездной или камеральной) инспекция не выявила нарушений налогового законодательства, то решение по проверке не оформляется (п. 1 ст. 101 НК РФ, письмо ФНС России от 16 апреля 2009 г. № ШТ-22-2/299).

В противном случае после окончания месячного срока (который отведен организации на подачу возражений по акту) руководитель инспекции (его заместитель) должен рассмотреть все имеющиеся материалы налоговой проверки и на их основе принять окончательное решение по проверке (п. 1 ст. 101 НК РФ).*

Рассмотрению подлежат: акт налоговой проверки; письменные возражения организации на акт; документы, истребованные у организации или ее контрагентов; протоколы допросов свидетелей, осмотра помещений и т. д. Рассмотрению подлежат и те документы, которые были получены инспекцией в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля. По итогам такого рассмотрения руководитель инспекции (его заместитель) выносит окончательное решение по налоговой проверке. Об этом говорится в пункте 1 статьи 101 и пункте 6 статьи 100 Налогового кодекса РФ.

Срок рассмотрения материалов проверки

На рассмотрение материалов проверки и принятие окончательного решения руководителю инспекции (его заместителю) отводится 10 рабочих дней (п. 1 ст. 101, п. 6 ст. 6.1 НК РФ).* В некоторых случаях 10-дневный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц (п. 1 ст. 101 НК РФ). Перечень конкретных случаев, в которых указанный срок может быть продлен, налоговым законодательством не установлен. Решение о таком продлении руководитель инспекции (его заместитель) принимает по своему усмотрению (например, срок может быть продлен, если в ходе рассмотрения материалов у руководителя инспекции (его заместителя) возникнет* необходимость в получении дополнительных пояснений или сведений). Форма решения о продлении срока рекомендована приказом ФНС России от 7 мая 2007 г. № ММ-3-06/281.

 

Участие в рассмотрении материалов проверки

Прежде чем рассматривать материалы налоговой проверки и принимать по ним окончательное решение, руководитель инспекции (его заместитель) должен обеспечить организации возможность поучаствовать в таком рассмотрении и дать свои пояснения (абз. 2 п. 2, абз. 2 п. 14 ст. 101 НК РФ). Такой порядок является существенным условием процедуры рассмотрения материалов, нарушение которого может стать основанием для отмены решения по проверке (п. 14 ст. 101 НК РФ). В связи с этим инспекция обязана известить организацию о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки (абз. 1 п. 2 ст. 101 НК РФ). Причем сделать это она должна так, чтобы факт извещения организации был подтвержден (абз. 3 п. 2 ст. 101 НК РФ). Для этого одновременно с актом налоговой проверки инспекция должна вручить представителю организации под подпись извещение о времени и месте рассмотрения материалов проверки. Если невозможно вручить извещение лично представителю организации, инспекция направит его заказным письмом с уведомлением о вручении по двум адресам: по местонахождению организации и по месту жительства ее руководителя. Кроме того, по месту жительства руководителя организации инспекция может направить телеграмму с указанием времени и места рассмотрения материалов налоговой проверки. После того как в инспекцию поступит уведомление о вручении письма или телеграммы адресату, требования об извещении организации о месте и времени рассмотрения материалов проверки инспекция сочтет исполненными.

Такой порядок подтверждается пунктом 7.4 письма ФНС России от 25 июля 2013 г. № АС-4-2/13622.

 

В ходе рассмотрения материалов руководитель инспекции (его заместитель) может огласить акт налоговой проверки, а при необходимости и иные материалы, например письменные возражения организации на акт. Если организация не подавала письменных возражений на акт, то это не лишает ее возможности давать объяснения по ходу рассмотрения материалов. Об этом говорится в абзаце 1 пункта 4 статьи 101 Налогового кодекса РФ.*

При рассмотрении материалов налоговой проверки руководитель инспекции (его заместитель) исследует все представленные доказательства (например, документы, истребованные в ходе проверки у организации или ее контрагентов, протоколы допроса свидетелей, заключения экспертов). Также в качестве доказательств могут быть использованы документы, представленные организацией в ходе предыдущих налоговых проверок. При этом не допускается использование доказательств, которые были получены инспекцией с нарушением Налогового кодекса РФ. Например, если осмотр помещений организации был проведен без участия понятых, то протокол этого осмотра не может быть использован в качестве доказательства. Исключением из правила являются документы и другая информация (например, возражения на акт), которые организация подала в инспекцию с нарушением сроков, установленных в Налоговом кодексе РФ. Указанные документы (информация), несмотря на нарушение сроков подачи, могут быть использованы инспекцией в качестве доказательств. Это следует из положений абзаца 2 пункта 4 статьи 101 Налогового кодекса РФ.

 

Решение по материалам проверки

По итогам рассмотрения всех необходимых материалов налоговой проверки руководитель инспекции (его заместитель) делает ряд последовательных выводов:

Если таких обстоятельств нет, то дополнительно руководитель инспекции (его заместитель) выясняет:

Об этом говорится в пункте 5 статьи 101 Налогового кодекса РФ.

В зависимости от сделанных выводов руководитель инспекции (его заместитель) принимает по итогам проверки:

  • либо решение о привлечении организации к ответственности за совершение налогового правонарушения;
  • либо решение об отказе в привлечении организации к ответственности.

Это следует из положений пункта 7 статьи 101 Налогового кодекса РФ. Формы указанных решений утверждены приказом ФНС России от 31 мая 2007 г. № ММ-3-06/338.

 

Вступление решения в силу

По общему правилу решение по проверке вступает в законную силу через месяц со дня его вручения организации (п. 9 ст. 101, п. 6 ст. 6.1 НК РФ).*

Из этого правила есть исключение. Организация в течение 10 рабочих дней со дня получения решения может обжаловать его в апелляционном порядке в вышестоящем налоговом органе.* В этом случае решение по проверке:

  • может так и не вступить в силу, если вышестоящий налоговый орган отменит его;
  • может вступить в силу, но не раньше, чем вышестоящий налоговый орган утвердит его полностью или частично.

Об этом говорится в абзаце 2 пункта 9 статьи 101 Налогового кодекса РФ.

После того как решение по проверке вступит в законную силу, инспекция в течение 10 рабочих дней направит в организацию требование об уплате налога, пеней и штрафов, которые были доначислены по итогам проверки (п. 6 ст. 6.1, п. 2 ст. 70 НК РФ). Организация обязана исполнить это требование в течение восьми рабочих дней после его получения, если в самом требовании не будет установлен более продолжительный срок (абз. 4 п. 4 ст. 69, п. 6 ст. 6.1 НК РФ).

Если организация согласна с решением по проверке и с доначисленными в нем суммами, то она вправе исполнить решение (полностью или частично) еще до того, как решение вступит в законную силу и инспекция выставит требование об уплате доначисленных сумм (абз. 3 п. 9 ст. 101 НК РФ).

Если организация не согласна с решением по проверке или с доначисленными в нем суммами, то она вправе его обжаловать(ст. 101.2 НК РФ).

 

Олег Хороший,

государственный советник налоговой службы РФ III ранга

3. Статья: Законные основания для снижения суммы штрафа за налоговое правонарушение

Хотя в НК РФ установлены конкретные размеры штрафов за налоговые правонарушения, при определенных обстоятельствах их суммы можно уменьшить, причем очень существенно. А в некоторых случаях налогоплательщик вообще может быть освобожден от ответственности

При наличии хотя бы одного обстоятельства, смягчающего ответственность за налоговое правонарушение, размер штрафа подлежит уменьшению как минимум в два раза по сравнению с размером, предусмотренным соответствующей статьей НК РФ (п. 3 ст. 114 НК РФ).* Наличие обстоятельства, отягчающего ответственность, влечет увеличение штрафа в два раза (п. 4 ст. 114 НК РФ).

Указанные факты устанавливаются судом или налоговой инспекцией, рассматривающими дело, и учитываются ими при применении санкций (см. врезку ниже).

 

Перечень обстоятельств, смягчающих налоговую ответственность, является открытым

Примерный состав смягчающих ответственность обстоятельств приведен впункте 1 статьи 112 НК РФ. К ним отнесены:

  • совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;
  • совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
  • тяжелое материальное положение физлица, привлекаемого к ответственности;
  • иные обстоятельства, которые судом или инспекцией могут быть признаны смягчающими.

Таким образом, перечень смягчающих обстоятельств является открытым и не ограничивается только указанными в НК РФ факторами. Это подтверждается примерами из арбитражной практики (постановления ФАС Уральского от 29.06.11 № Ф09-3294/11 и Северо-Западного от 20.09.10 № А56-80700/2009 округов). При этом наличие отягчающего обстоятельства не лишает возможности применения смягчающих обстоятельств (подробнее об этом см. врезку ниже).

Своевременная уплата налогов. Имеется целый ряд судебных решений, в которых суды посчитали смягчающим обстоятельством регулярность и своевременность уплаты налогов налогоплательщиком, а также исполнение им других обязанностей, предусмотренных налоговым законодательством* (постановления ФАС Дальневосточного от 15.08.08 № Ф03-А73/08-2/3280 , Московского от 28.03.08 № КА-А40/2400-08 иУральского от 20.02.07 № Ф09-738/07-С2 округов).

Кроме того, суды снижают размеры штрафов при наличии у организации переплаты по налогам и, как следствие, при отсутствии негативных последствий для бюджета в виде недополучения денежных средств (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 10.06.09 № А33-12490/08-Ф02-2564/09).

Вместе с тем некоторые суды отмечают, что добросовестное исполнение обязанностей по уплате налогов является нормой поведения налогоплательщика. Поэтому данное обстоятельство не может учитываться в качестве смягчающего ответственность (постановления ФАС Северо-Кавказского от 27.05.09 № А63-14796/2008-С4-32 , Северо-Западного от 10.02.09 № А44-2109/2008 и Западно-Сибирского от 12.03.08 № Ф04-1809/2008(2136-А27-14) округов).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Смягчающие обстоятельства должны учитываться даже при наличии отягчающих

В НК РФ нет запрета на применение смягчающих ответственность обстоятельств при одновременном наличии отягчающих. По-этому суды довольно часто снижают размеры штрафов и за повторные налоговые правонарушения, то есть при наличии отягчающего обстоятельства (постановления ФАС Уральского от 20.06.11 № Ф09-3151/11 , Волго-Вятского от 05.03.10 № А82-9056/2009 и Дальневосточного от 22.06.09 № Ф03-2296/2009 округов)

Совершение налогового правонарушения впервые. Арбитражные суды нередко снижают сумму штрафа, если налогоплательщик ранее не совершал подобных правонарушений в налоговой сфере* (постановления ФАССеверо-Западного от 19.07.11 № А56-56291/2010 , Центрального от 06.07.11 № А64-6447/2010 и Западно-Сибирского от 01.02.11 № А27-8969/2010округов).

Однако не все суды признают данное обстоятельство смягчающим ответст-венность. Например, в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 08.02.08 № А05-6875/2007 судьи отказались снизить сумму штрафа. Они отметили, что совершение правонарушения впервые не может быть признано обстоятельством, смягчающим ответственность, поскольку оно лишь является обстоятельством, которое не отягчает ее.

 

Наличие у налогоплательщика кадровых проблем. Достаточно часто организациям удается добиться снижения штрафов, ссылаясь на нехватку в бухгалтерии квалифицированных кадров и наличие иных подобных проблем,* в частности:

Вместе с тем суды нередко указывают, что ненадлежащее исполнение работником организации своих трудовых обязанностей не может являться обстоятельством, смягчающим ответственность работодателя (постановление ФАС Северо-Западного округа от 22.08.06 № А66-1569/2006).

Суд вправе снизить сумму штрафа даже на 99%

В пункте 3 статьи 114 НК РФ установлен лишь минимальный предел снижения налоговой санкции при наличии хотя бы одного обстоятельства, смягчающего ответственность. Сумма штрафа должна быть уменьшена не менее чем в два раза. Но по результатам оценки указанных обстоятельств суд вправе снизить размер взыскания и более чем в два раза (п. 19 совместного постановления Пленума Верховного суда РФ № 41 и Пленума ВАС РФ № 9 от 11.06.99).

Значит, суд в принципе имеет право уменьшить сумму штрафа за то или иное налоговое правонарушение в пределах от 50 до 99% размера штрафа, установленного НК РФ. Аналогичный вывод сделал ФАС Западно-Сибирского округа (постановление от 27.07.11 № А75-8953/2010). Есть пример судебного решения, в котором суд снизил размер штрафа за несвоевременное представление декларации по НДС с 1,3 млн. руб. до 100 руб., то есть более чем в 13 000 раз (постановление ФАС Московского округа от 11.07.11 № КА-А40/6934-11).

В качестве смягчающих суды нередко учитывают обстоятельства, вообще исключающие вину лица

Отсутствие вины в налоговом правонарушении полностью освобождает лицо от ответственности, а не только смягчает налоговые санкции (п. 2 ст. 111 НК РФ). Перечень случаев, исключающих вину в совершении налогового правонарушения, является открытым. Основные из них приведены в пункте 1 статьи 111 НК РФ. В нем, в частности, указано, что налогоплательщик-физлицо освобождается от ответственности, если он совершил противоправное деяние в состоянии, при котором не мог отдавать отчета в своих действиях или руководить ими вследст-вие болезни (подп. 2 п. 1 ст. 111 НК РФ).

Можно ли применить эту норму в отношении юридического лица, сославшись на то, что налоговое правонарушение совершено вследствие болезненного состояния его должностного лица, например главного бухгалтера или гендиректора?

К сожалению, каких-либо разъяснений по данному вопросу нет. Однако вподпункте 2 пункта 1 статьи 111 НК РФ однозначно сказано, что его положения распространяются исключительно на налогоплательщиков-физлиц, а не на должностных лиц компаний.

Тем не менее вина организации в налоговом правонарушении ставится в зависимость от вины ее должностных лиц, действия или бездействие которых обусловили его совершение (п. 4 ст. 110 НК РФ). Поэтому вполне может случиться, что нарушение, допущенное компанией, действительно являлось следствием стечения тяжелых личных обстоятельств ее должностного лица. Главное, грамотно доказать в суде наличие причинно-следственной связи между этими событиями.

Так, например, суд принял во внимание факт нахождения на больничном листе работника, ответственного за отправку корреспонденции. На этом основании судьи снизили размер штрафа, который был наложен на банк за несвоевременное представление сведений о закрытии расчетных счетов клиентов (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 10.02.11 № А53-11081/2010).

В другом деле суд уменьшил сумму штрафа за неуплату НДС по той причине, что руководитель организации в проверенном периоде находился на стационарном лечении, а главный бухгалтер — в отпуске по беременности и родам (постановление ФАС Поволжского округа от 16.12.08 № А55-2084/2008).

Налогоплательщику безопаснее самостоятельно заявить о наличии у него смягчающих обстоятельств

Президиум ВАС РФ указал, что для учета арбитражным судом смягчающих ответственность обстоятельств налогоплательщик не обязан заявлять об их наличии (постановление от 12.10.10 № 3299/10). Значит, суд должен самостоятельно выявить такие обстоятельства и без ходатайства налогоплательщика (постановления ФАС Западно-Сибирского от 01.09.11 № А45-22563/2010 и Центрального от 09.08.11 № А23-4653/10А-21-219округов).

Тем не менее есть несколько более ранних судебных решений, в которых указывается, что для учета смягчающих обстоятельств налогоплательщик должен заявить в суде об их наличии (постановления ФАС Дальневосточного от 05.09.08 № Ф03-А51/08-2/3662 и Северо-Западного от 10.12.07 № А26-3662/2006 округов).

Итак, поскольку налогоплательщик заинтересован в уменьшении суммы штрафа, ему лучше заявить в суде соответствующее ходатайство. В нем следует перечислить все обстоятельства, которые в принципе могут быть расценены как смягчающие ответственность.* Очевидно, чем больше налогоплательщик заявит возможных обстоятельств, тем выше вероятность того, что суд учтет хотя бы какое-то из них либо сразу несколько в совокупности.

Вместе с тем налоговое законодательство связывает размер уменьшения налоговых санкций не с количеством установленных смягчающих обстоятельств, а с их наличием.* Это не раз отмечали суды разных округов (постановления ФАС Северо-Западного от 19.07.11 № А56-56291/2010 , Восточно-Сибирского от 23.06.09 № А33-13772/08 и от 03.02.09 № А19-10967/08-56-Ф02-37/09 округов). Поэтому вполне возможно, что для снижения судом штрафа достаточно будет и одного, но действительно веского обстоятельства, смягчающего ответственность.

И.В. Боровская,

специалист по аудиту ООО «Алинга Консалтинг»

ЖУРНАЛ «РОССИЙСКИЙ НАЛОГОВЫЙ КУРЬЕР», № 11, МАЙ 2012

4. Рекомендация: Комментарий к статье 112 Налогового кодекса РФ

Комментируемая статья 112 Налогового кодекса определяет обстоятельства, которые влияют на размер налоговой санкции: это смягчающие и отягчающие ответственность.

Обстоятельствами, смягчающими ответственность за налоговое правонарушение, являются:*

а) совершение правонарушения вследствие:

Читайте в журнале "Упрощенка"
    Подробнее >>>

    Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



    Ваша персональная подборка

      Школа

      Проверь знания

      Проверь знания в новой школе Главбуха малого предприятия. Получи официальный документ

      Начать тест

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией


      Упрощёнка в Яндексе



      © 1997–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      Журнал «Упрощёнка» –
      об упрощённой системе налогообложения
      8 800 550-15-57

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Упрощёнка».
      Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62261 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных 

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Читайте дальше после регистрации (займет минуту)

      Сайт журнала «Упрощенка» — профессиональный ресурс для бухгалтеров и руководителей компаний на УСН.

      Чтобы продолжить чтение статьи, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Формы и образцы документов доступны бесплатно после регистрации.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль