Арендодатель просит уплатить по договору аренды сумму НДС

502

Вопрос

Уважаемый эксперт, здравствуйте!
В нашу организацию поступило письмо от Арендодателя (по договору аренды нежилых помещений муницип) по поводу возврата НДС за 2009-2010гг на N-сумму. Причина -  "..По постановлению Федерального Арбитражного суда Северо-Западного округа от 05.06.2014г. было установлено, что обязанность по уплате налога (НДС) лежит на Арендодателе, а условие договора аренды об оплате НДС арендатором не соответствует нормам действующего законодательства...". Арендодатель выставил счет от 05.06.2014г на сумму НДС к оплате нашей организации в пользу Арендодателя. Заказное письмо с данной информацией на имя директора "ООО" поступило в организацию 28.07.2014г. Наша организация не является плательщиком НДС, а также не является налоговым агентом, с 2012г Арендодатель самостоятельно оплачивает НДС в бюджет. До 2012г. Наша организация оплачивала НДС ежемесячно в ИФНС (бюджет) на основании выставленных счетов-фактур от Арендодателя. Уточненные декларации ИФНС не примет за 2009 и 2010гг, т.к. уточненки подаются не позднее, чем за последние 3 года (2011, 2012 2013гг).
Обязана ли наша организация осуществлять возврат НДС за 2009 и 2010, платежи в федеральный бюджет по данному налогу были перечислены (в ИФНС) соответственно в 2009 и 2010гг. И можем ли мы на основании письма от Арендодателя о возврате НДС произвести зачет с Налоговым органом (ФНС) по ранее оплаченным суммам? Спасибо!

Ответ

Как следует из Вашего вопроса, организация арендует имущество у казенного учреждения. За казенным учреждением имущество закреплено на праве оперативного управления. До 2011 года организация не должна была удерживать НДС с арендной платы как налоговый агент. Всю сумму арендной платы, включая НДС, организация должна была перечислять арендодателю, который самостоятельно рассчитывается с бюджетом. Перечисление НДС арендатором в ИФНС (бюджет) самостоятельно на основании выставленных счетов-фактур от Арендодателя неправомерно. Включать такое условие в договор нельзя. В связи с этим действия арендодателя в Вашей ситуации правомерны. Однако, в связи с тем, что по арендным платежам за период 2009 и 2010 год истек срок исковой давности, организация имеет право не возвращать данную переплату. Зачесть (вернуть) переплату по налогу, если с момента уплаты излишней суммы прошло более трех лет можно. Для этого нужно обратиться в суд. При этом основная задача организации, которая намерена вернуть переплату в судебном порядке, – доказать, что между датой обращения в суд и датой, когда ей стало известно о наличии переплаты, прошло не более трех лет.

 

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Гражданский кодекс РФ. Часть первая

 

Статья 296. Право оперативного управления

1. Учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления*, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

 

2. Рекомендация: Кто должен выполнять обязанности налогового агента по НДС (Редак ция утратила силу 1 апреля 2011 )

Независимо от того, какую систему налогообложения применяет организация, в случаях, предусмотренных статьей 161 Налогового кодекса РФ, она признается налоговым агентом по НДС. Организации, которые освобождены от уплаты НДС по статье 145 Налогового кодекса РФ, тоже должны исполнять обязанности налоговых агентов* (п. 2 ст. 161 НК РФ).

Права и обязанности налоговых агентов перечислены в статье 24 Налогового кодекса РФ.

Организация становится налоговым агентом по НДС*:
– если приобретает товары (работы, услуги) у иностранных организаций, не состоящих в России на налоговом учете (п. 1 ст. 161 НК РФ). При этом сама организация должна состоять на учете в налоговой инспекции (п. 2 ст. 161 НК РФ), а местом реализации товаров (работ, услуг) должна быть территория России (п. 1 ст. 161, ст. 147, 148НК РФ);
– если арендует государственное или муниципальное имущество непосредственно у органов государственной власти и местного самоуправления* (абз. 1 п. 3 ст. 161 НК РФ);

 

Ситуация: в каких случаях организация должна исполнять обязанности налогового агента по НДС при аренде государственного (муниципального) имущества

Организация должна исполнять обязанности налогового агента по НДС, если она или ее обособленное подразделение арендует государственное (муниципальное) имущество непосредственно у органов исполнительной власти и управления. То есть если договор аренды со стороны арендодателя заключен от имени территориального подразделения Росимущества, регионального комитета по управлению имуществом или аналогичных структур местного самоуправления.

Если в договоре аренды в качестве арендодателя указана организация, у которой государственное (муниципальное) имущество находится в оперативном управлении или хозяйственном ведении (например, ГУП или МУП), то обязанности налогового агента по НДС у арендатора не возникают.*

На практике широко распространены трехсторонние договоры аренды государственного (муниципального) имущества. Помимо арендатора, такие договоры подписывают представители Росимущества и балансодержателя (государственной организации, на балансе которой состоит имущество, сдаваемое в аренду). В этом случае действуют те же правила. Если в роли арендодателя выступает балансодержатель, а подразделение Росимущества лишь подтверждает его полномочия, то арендатор не должен исполнять обязанности налогового агента. Всю сумму арендной платы, включая НДС, он перечисляет арендодателю, который самостоятельно рассчитывается с бюджетом.

Если же арендодателем по договору является то или иное подразделение Росимущества, то арендатор исполняет обязанности налогового агента. Сумму арендной платы он должен перечислить арендодателю, а удержанный с этой суммы НДС – в бюджет*.

Независимо от того, кто является арендатором – организация или ее обособленное подразделение, сумму НДС, удержанную из арендной платы, нужно перечислять в бюджет по местонахождению организации.

Такой порядок предусмотрен абзацем 1 пункта 3 статьи 161 Налогового кодекса РФ и разъяснен вопределении Конституционного суда РФ от 2 октября 2003 г. № 384-О, в письмах Минфина России от 26 ноября 2010 г. № 03-07-11/448, от 23 июня 2010 г. № 03-07-11/266, от 10 июня 2004 г. № 03-03-11/92, ФНС России от 19 октября 2005 г. № ММ-6-03/886 и от 17 мая 2005 г. № ММ-6-03/404.

Такого же мнения придерживаются арбитражные суды (см., например, определения ВАС РФ от 16 мая 2008 г. № 6133/08, от 18 апреля 2008 г. № 4388/08, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 13 марта 2008 г. № Ф08-7079/07-2869А, Московского округа от 23 января 2008 г. № КА-А40/13848-07, Восточно-Сибирского округа от 11 ноября 2008 г. № А19-6940/08-20-Ф02-5533/08, от 4 мая 2006 г. № А19-11831/05-33-Ф02-1977/06-С1, Дальневосточного округа от 26 января 2005 г. № Ф03-А80/04-2/3814).

 

Ольга Цибизова, заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

3. Рекомендация: Кто должен выполнять обязанности налогового агента по НДС (Редакция утратила силу 1 янв 2012)

Независимо от того, какую систему налогообложения применяет организация, в случаях, предусмотренных статьей 161 Налогового кодекса РФ, она признается налоговым агентом по НДС. Организации, которые освобождены от уплаты НДС по статье 145 Налогового кодекса РФ, тоже должны исполнять обязанности налоговых агентов* (п. 2 ст. 161 НК РФ).

Права и обязанности налоговых агентов перечислены в статье 24 Налогового кодекса РФ.

Организация становится налоговым агентом по НДС:*

  • если приобретает товары (работы, услуги) у иностранных организаций, не состоящих в России на налоговом учете (п. 1 ст. 161 НК РФ). При этом сама организация должна состоять на учете в налоговой инспекции (п. 2 ст. 161 НК РФ), а местом реализации товаров (работ, услуг) должна быть территория России (п. 1 ст. 161, ст. 147,148 НК РФ);
  • если арендует государственное или муниципальное имущество непосредственно у органов государственной власти и местного самоуправления или у казенных учреждений* (абз. 1 п. 3 ст. 161 НК РФ);

 

Ольга Цибизова, заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России


4.Ситуация: в каких случаях организация должна исполнять обязанности налогового агента по НДС при аренде государственного (муниципального) имущества (действующая редакция)

 

С 1 января 2012 года выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями не является объектом обложения НДС (подп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ). Поэтому при аренде государственного (муниципального) имущества у казенных учреждений обязанности налогового агента по НДС у арендаторов не возникают*. Аналогичные разъяснения содержатся в письме ФНС России от 10 ноября 2011 г. № ЕД-4-3/18836.

Ольга Цибизова, заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

5. Гражданский кодекс РФ. Часть первая

 

Глава 12. Исковая давность

Статья 195. Понятие исковой давности

Исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.*

Статья 196. Общий срок исковой давности

1. Общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.*

2. Срок исковой давности не может превышать десять лет со дня нарушения права, для защиты которого этот срок установлен, за исключением случаев, установленных Федеральным законом от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму".

 

6.Ситуация: можно ли зачесть (вернуть) переплату по налогу, если с момента уплаты излишней суммы прошло более трех лет

Да, можно.

Для этого нужно обратиться в суд. Дело в том, что срок, установленный пунктом 7 статьи 78 Налогового кодекса РФ, ограничивает продолжительность периода, в течение которого возможен внесудебный зачет (возврат) переплаты. Пропуск этого срока не лишает организацию права зачесть (вернуть) переплату через суд.* Такие выводы содержатся в определении Конституционного суда РФ от 21 июня 2001 г. № 173-О.

Обращаться в суд можно, если налоговая инспекция отказала организации в удовлетворении ее требования о возврате (зачете) излишне уплаченных сумм или если в установленный срок организация не получила от инспекции ответ на свое заявление* (п. 33 постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57, письмо Минфина России от 1 июня 2009 г. № 03-02-07/1-281).

При рассмотрении дела в суде срок исковой давности определяется по нормам гражданского, а не налогового законодательства. Суд будет отсчитывать срок исковой давности не с момента уплаты излишней суммы, а с момента, когда организация узнала (должна была узнать) о переплате (п. 1 ст. 200 ГК РФ). Таким образом, основная задача организации, которая намерена вернуть переплату в судебном порядке, – доказать, что между датой обращения в суд и датой, когда ей стало известно о наличии переплаты, прошло не более трех лет* (п. 1 ст. 65 АПК РФ).

Прежде чем подавать исковое заявление, нужно оценить, располагает ли организация необходимыми доказательствами. Например, если организация получала из инспекции извещение о переплате, то обращаться в суд целесообразно только в том случае, если с момента получения такого документа не прошло три года.

Универсальных доказательств для подтверждения начального срока исковой давности (даты, когда организации стало известно о переплате) нет. В каждом конкретном случае суды могут по-разному оценивать доводы, представленные как организацией, так и налоговой инспекцией* (ст. 71 АПК РФ).

В постановлении от 25 февраля 2009 г. № 12882/08 Президиум ВАС РФ разъяснил, что при определении момента, когда организация узнала (должна была узнать) о факте переплаты, суды должны учитывать все обстоятельства, имеющие значение для дела. Одним из таких обстоятельств является наличие у организации возможностей для правильного расчета налога.* Президиум ВАС РФ признал, что дата подачи уточненной налоговой декларации (с отражением в ней уменьшенных налоговых обязательств) не является точкой отсчета для исчисления срока давности обращения в суд с заявлением о возврате (зачете) налога. Но если организация обратилась в контролирующее ведомство с запросом по поводу определения налоговой базы, то до получения официальных разъяснений у нее нет возможности правильно начислить налог. В подобных ситуациях срок давности для обращения в суд с заявлением о возврате (зачете) излишне уплаченной суммы может отсчитываться с момента, когда такие разъяснения были получены. Решения, подтверждающие правомерность такого подхода, есть в окружной арбитражной практике (см., например, постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 26 апреля 2010 г. № А32-4895/2009-59/76).

Из некоторых судебных решений следует, что начальным моментом для отсчета срока исковой давности может быть получение акта выездной налоговой проверки. Обычно это происходит, если по результатам проверки организации доначисляют налог на имущество, транспортный, земельный и другие налоги, которые учитываются при налогообложении прибыли. В такой ситуации у организации возникают дополнительные расходы, поэтому ранее перечисленные суммы налога на прибыль становятся излишне уплаченными. Уточнив свои налоговые обязательства, организация сможет зачесть эти суммы в счет текущих (будущих) платежей или вернуть на расчетный (лицевой) счет. Поскольку о возникновении переплаты по налогу на прибыль и о возможности зачета (возврата) этих сумм организация узнает только после получения акта налоговой проверки, отсчитывать срок исковой давности в этом случае нужно с момента получения акта (ст. 200 ГК РФ). Такая точка зрения, в частности, высказана впостановлении ФАС Уральского округа от 19 декабря 2007 г. № Ф09-10590/07-С3.

Некоторые суды признают обоснованными ссылки организаций на то, что о переплате им стало известно при составлении актов совместной сверки расчетов с бюджетом. В таких случаях начало срока исковой давности для возврата (зачета) налога судьи определяют как дату подписания акта сверки (см., например, определение ВАС РФ от 16 октября 2009 г. № ВАС-13453/09, постановления ФАС Уральского округа от 22 июня 2009 г. № Ф09-4077/09-С3, Дальневосточного округа от 11 июля 2011 г. № Ф03-2746/2011, от 23 апреля 2010 г. № Ф03-2351/2010, Московского округа от 22 марта 2010 г. № КА-А40/2210-10, от 9 ноября 2009 г. № КА-А41/11714-09, от 22 апреля 2009 г. № КА-А40/3293-09, от 6 февраля 2009 г. № КА-А41/188-09, Западно-Сибирского округа от 29 июля 2009 г. № Ф04-4570/2009(11952-А75-15)).

Следует отметить, что гражданским законодательством предусмотрена возможность прерывания срока исковой давности. Для этого необходимо, чтобы обязанное лицо совершило какие-либо действия, свидетельствующие о признании долга (ст. 203 ГК РФ). Однако воспользоваться этой нормой на основании акта сверки, выданного налоговой инспекцией, не удастся. Акты сверки расчетов, а также решения о проведении частичного зачета переплаты не являются признанием долга. А следовательно, они не могут быть основанием для прерывания срока давности для возврата (зачета) излишне уплаченных налогов, пени и штрафов. Такой вывод подтверждается устойчивой арбитражной практикой (см., например, определения ВАС РФ от 22 февраля 2012 г. № ВАС-1345/12, от 24 января 2012 г. № ВАС-17660/11, постановления ФАС Московского округа от 12 апреля 2013 г. № А40-68277/12-90-445,от 20 марта 2013 г. № А40-120856/11-107-499, Северо-Кавказского округа от 26 сентября 2011 г. № А22-1389/2010, от 4 марта 2010 г. № А32-7594/2009-51/103, от 27 февраля 2010 г. № А32-12635/2008-70/98,Поволжского округа от 11 февраля 2010 г. № А65-11889/2009, Западно-Сибирского округа от 5 октября 2011 г. № А46-16162/2010, Волго-Вятского округа от 30 апреля 2009 г. № А17-2713/2008).

Сергей Разгулин, действительный государственный советник РФ 3-го класса

*   Так выделена   часть   материала, которая  поможет   Вам   принять   правильное   решение

  

Читайте в журнале "Упрощенка"
    Подробнее >>>

    Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



    Ваша персональная подборка

      Школа

      Проверь знания

      Проверь знания в новой школе Главбуха малого предприятия. Получи официальный документ

      Начать тест

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией


      Упрощёнка в Яндексе



      © 1997–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      Журнал «Упрощёнка» –
      об упрощённой системе налогообложения
      8 800 550-15-57

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Упрощёнка».
      Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62261 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных 

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Читайте дальше после регистрации (займет минуту)

      Сайт журнала «Упрощенка» — профессиональный ресурс для бухгалтеров и руководителей компаний на УСН.

      Чтобы продолжить чтение статьи, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Формы и образцы документов доступны бесплатно после регистрации.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль