Можно ли отменить решение по итогам налоговой проверки, если в нем указаны нарушения, не отраженные в акте проверки

232

Вопрос

К акту КНП инспектором  были приложены документы. На акт были поданы возражения. Вынесено решение о проведении доп. мероприятий. В решении конкретно указаны какие мероприятия будут проводиться. Когда вынесли решение по акту КНП с учетом проведенных  доп. мероприятий  инспектор приложил в доказательственную базу документы которые не были предоставлены ни к акту КНП не указаны в доп. мероприятиях. Правомерно ли действия испектора.

Ответ

В Вашей ситуации действия налоговой инспекции можно признать неправомерными. Все нарушения, которые отражены в решение по налоговой проверке, должны быть отражены в акте. Если по итогам проверки инспекция привлекает организацию к ответственности за нарушения, которые не были отражены в акте, то в такой ситуации инспекция не обеспечивает организации возможность давать пояснения по выявленным нарушениям. Указанные действия со стороны инспекции являются достаточным основанием для отмены решения по налоговой проверке.

 

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

Рекомендация: Как оформляется решение по результатам налоговой проверки

Если в ходе налоговой проверки (выездной или камеральной) инспекция не выявила нарушений налогового законодательства, то решение по проверке не оформляется (п. 1 ст. 101 НК РФ, письмо ФНС России от 16 апреля 2009 г. № ШТ-22-2/299).

В противном случае после окончания месячного срока (который отведен организации на подачу возражений по акту) руководитель инспекции (его заместитель) должен рассмотреть все имеющиеся материалы налоговой проверки и на их основе принять окончательное решение по проверке* (п. 1 ст. 101 НК РФ).

 

Если по итогам рассмотрения материалов у руководителя инспекции (его заместителя) имеются сомнения, которые мешают принять окончательное решение по проверке, то он может потребовать*:

 

Все мероприятия дополнительного контроля должны быть проведены в срок, не превышающий один месяц (п. 6 ст. 101 НК РФ). При этом указанный срок не должен выходить за пределы общего срока рассмотрения материалов с учетом его продления* (10 рабочих дней + один месяц). Это необходимо, чтобы руководитель инспекции (его заместитель) мог выполнить требование пункта 1статьи 101 Налогового кодекса РФ, то есть вынести решение по результатам налоговой проверки в строго ограниченный законодательством срок (п. 1 ст. 101 НК РФ, письмо Минфина России от 15 января 2010 г. № 03-02-07/1-14).

Результаты дополнительных мероприятий налогового контроля (истребованные документы, протоколы допроса свидетелей, заключения экспертов) приобщаются к уже имеющимся материалам налоговой проверки, и руководитель инспекции (его заместитель) рассматривает их повторно* (п. 1 ст. 101 НК РФ).

 

Содержание решения

В решении о привлечении к ответственности должны быть указаны:*

  • обстоятельства налогового нарушения, совершенного организацией. При этом указанные обстоятельства должны быть квалифицированы так, как они установлены проверкой, то есть так же, как они отражены в акте налоговой проверки;
  • документы и сведения, подтверждающие выявленные обстоятельства;*
  • решение привлечь организацию к ответственности за конкретные нарушения с указанием соответствующих нарушению статей Налогового кодекса РФ;
  • размер недоимки по налогам, сумма штрафов и пеней.

Об этом сказано в абзаце 1 пункта 8 статьи 101 Налогового кодекса РФ.

 

Ситуация: можно ли отменить решение по итогам проверки, если в нем указаны нарушения, не отраженные в акте проверки

Да, можно.

Решение по налоговой проверке подлежит отмене, если инспекция нарушит существенные условия процедуры рассмотрения материалов проверки*. Так, решение по проверке отменяется, если инспекция не обеспечит организации возможность участвовать в рассмотрении материалов проверки и давать по ним пояснения. Об этом говорится в абзаце 2 пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса РФ.

Все нарушения, выявленные в ходе проверки, проверяющие фиксируют в акте. Подготовленный акт инспекция обязана вручить организации, чтобы та в свою очередь при необходимости могла подготовить пояснения по выявленным нарушениям и представить их в инспекцию в письменном или устном виде в ходе рассмотрения материалов проверки.

Если по итогам проверки инспекция привлекает организацию к ответственности за нарушения, которые не были отражены в акте, то в такой ситуации инспекция не обеспечивает организации возможность давать пояснения по выявленным нарушениям. Указанные действия со стороны инспекции являются достаточным основанием для отмены решения по налоговой проверке.*

Многочисленная арбитражная практика подтверждает правомерность такого подхода (см., например, определение ВАС РФ от 8 мая 2009 г. № ВАС-5333/09, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 11 апреля 2013 г. № А81-1436/2012, от 11 марта 2012 г. № А67-3725/2011, Северо-Кавказского округа от 23 января 2009 г. № А32-899/2008-13/17, Поволжского округа от 8 декабря 2011 г. № А55-3314/2011, от 11 февраля 2010 г. № А65-11398/2008, Московского округа от 5 февраля 2009 г. № КА-А40/132-09,от 30 декабря 2008 г. № КА-А40/12258-08, от 1 сентября 2008 г. № КА-А40/8144-08, Центрального округа от 25 декабря 2008 г. № А48-1845/08-8, от 23 декабря 2008 г. № А48-1849/08-2, Дальневосточного округа от 22 декабря 2008 г. № Ф03-5684/2008, Восточно-Сибирского округа от 31 января 2008 г. № А19-7282/07-57-Ф02-9683/07, от 23 сентября 2008 г. № А78-6344/07-Ф02-4612/08).

Олег Хороший, государственный советник налоговой службы РФ III ранга

*   Так выделена   часть   материала, которая  поможет   Вам   принять   правильное   решение

 

Читайте в журнале "Упрощенка"
    Подробнее >>>

    Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



    Ваша персональная подборка

      Школа

      Проверь знания

      Проверь знания в новой школе Главбуха малого предприятия. Получи официальный документ

      Начать тест

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией


      Упрощёнка в Яндексе



      © 1997–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      Журнал «Упрощёнка» –
      об упрощённой системе налогообложения
      8 800 550-15-57

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Упрощёнка».
      Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62261 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных 

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Читайте дальше после регистрации (займет минуту)

      Сайт журнала «Упрощенка» — профессиональный ресурс для бухгалтеров и руководителей компаний на УСН.

      Чтобы продолжить чтение статьи, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Формы и образцы документов доступны бесплатно после регистрации.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль