Помощь в разработке антикоррупционной политики компании

2538

Вопрос

Нашу организацию обязывают разработать и принять меры по противодействию коррупции в соответствии с требованиями ст.13.3ФЗ от 25.12.2008г №273-ФЗ "О противодействии коррупции"- пришла судебная повестка. Через 2 недели суд.
Не знаю как к решению этой проблемы подойти,какие документы должны быть разработаны в организации, что подготовить?

Ответ

Одной из главных мер, которую рекомендуется осуществить для предотвращения коррупции, является разработка антикоррупционной политики. Ее примерное содержание и порядок утверждения можно найти в Методических рекомендациях по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции, подготовленных Минтрудом России 08.11.13. При разработки политики рекомендуем использовать информацию статьи, представленную в файле ответа.

 

Эта информация поможет Вам избежать лишних вопросов со стороны проверяющих ведомств.

Обоснование данной позиции приведено ниже в статье журнала «Юрист компании», которую Вы можете найти в закладке «Журналы» «Системы Главбух» vip - версия

Статья: Антикоррупционная политика компании. Как избежать штрафа за самодеятельность работника

Основной вопрос: больше года назад у всех российских компаний независимо от вида деятельности появилась обязанность разработать внутренние меры по предупреждению коррупции. В том числе необходим такой локальный документ, как антикоррупционная политика. Это чисто формальное требование закона или его невыполнение может обернуться для компании мерами ответственности и иными негативными последствиями?

Решение: за отсутствие в компании собственной антикоррупционной политики ответственность не предусмотрена. Но лишним этот документ не будет. Он поможет компании избежать ответственности за другое нарушение – попытку кого-то из ее работников дать взятку от ее имени. В таких случаях очень крупный штраф (до 100 млн. рублей, а в некоторых случаях – и того больше) грозит самой компании, и подобные прецеденты на практике уже есть.*

Эдуард Бекещенко, партнер московского офиса международной юридической фирмы Baker & McKenzie

Валерий Гетьманенко, юрист московского офиса международной юридической фирмы Baker & McKenzie

С 1 января 2013 года действует статья 13.3 Федерального закона от 25.12.08 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – закон № 273-ФЗ), которая обязала абсолютно все компании разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции. Никаких исключений из этого правила не предусмотрено ни по видам деятельности, ни по размеру бизнеса (ч. 1 ст. 13.3 закона № 273-ФЗ).*

Одна из обязательных мер, которые должны принять все компании, это утверждение такого локального нормативного документа, как антикоррупционная политика.*

Но до сих пор какая-либо ответственность для юридических лиц за неосуществление антикоррупционных мер так и не появилась. Поэтому складывается впечатление, что новая норма закона № 273-ФЗ является декларативной. Тем не менее в последнее время все больше компаний стремится предпринять рекомендованные законом № 273-ФЗ меры для противодействия коррупции. И на то есть веские причины.

Санкции за непринятие мер по предупреждению коррупции

Меры по предупреждению коррупции, которые обязаны принять все компании, перечислены в статье 13.3 закона № 273-ФЗ.

Суть антикоррупционных обязанностей. Прежде всего компаниям рекомендовано определить должностных лиц или даже целые подразделения, ответственные за профилактику коррупционных и иных правонарушений. Далее нужно разработать профильные внутренние документы: антикоррупционную политику, кодекс этики и служебного поведения работников компании и т. д. В этих документах следует закрепить в том числе меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, а также по недопущению составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов (ч. 2 ст. 13.3 закона № 273-ФЗ).

Это не относится к компаниям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом. То есть банкам, страховым компаниях и т. д. Они еще до появления новой нормы закона № 273-ФЗ обязаны были осуществлять так называемые меры внутреннего контроля под угрозой штрафа – для должностных лиц от 10 до 50 тыс. рублей, а для самих компаний от 50 до 500 тыс. рублей или приостановления деятельности до 60 суток (ст. 5, п. 2 ст. 7 Федерального закона от 07.08.01 № 115-ФЗ «О противодействии легализации <…>», ст. 15.27 КоАП РФ).*

В настоящее время специальная ответственность за неисполнение требований статьи 13.3 закона № 273-ФЗ не установлена.Но нужно учитывать, что отсутствие этих мер может привести компанию к ответственности за другое нарушение. А именно: если признаки коррупции будут обнаружены в действиях сотрудников компании, которые действовали в ее интересах, то самой компании грозят огромные штрафы.

Ответственность компании за дачу взятки сотрудником. В Кодексе об административных правонарушениях для всех юридических лиц установлена ответственность за незаконные вознаграждения от их имени (ст. 19.28 КоАП РФ). А именно за дачу взятки работниками (представителями) от имени или в интересах компании должностным лицам как государственных органов, так и коммерческих компаний (за то, что в обыденной лексике принято называть «откатами»). Эта норма распространяется не только на передачу взятки, но и на ее предложение (обещание). Причем в качестве взятки может рассматриваться как передача (или предложение передать) наличных денег, ценных бумаг, иного имущества, так и оказание услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав.

При сумме взятки не более 1 млн рублей компании грозит штраф до трехкратной предложенной или переданной суммы, но в любом случае не менее 1 млн рублей. Если лицо, действующее от имени компании, не только предложило, но и успело передать взятку, то дополнительно должны быть конфискованы эти деньги или иное имущество, которое стало предметом взятки (ч. 1 ст. 19.28 КоАП РФ).

Другими словами, если сотрудник компании даст взятку в интересах компании, к примеру, в размере всего 5 тыс. рублей, то компании это грозит штрафом в 1 млн рублей с конфискацией этих 5 тыс. рублей.

ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ

Компании принадлежал продуктовый магазин. Сотрудники отдела экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России провели оперативно-розыскное мероприятие в этом магазине – проверочную закупку. По ее результатам в отношении компании был составлен протокол об административном правонарушении и изъята алкогольная продукция (за ее реализацию без применения контрольно-кассового аппарата). В ходе проверки директор магазина пытался дать взятку в размере 20 тыс. рублей, чтобы проверяющие не составляли протокол и не изымали алкоголь. В итоге мировой судья признал компанию виновной в совершении административного правонарушения (по ч. 1 ст. 19.28 КоАП РФ) и взыскал с нее штраф в размере 1 млн рублей. Вышестоящие суды оставили это решение без изменения. При этом вина компании подтверждалась аудиозаписью, которую вел оперуполномоченный на основании разрешения старшего оперуполномоченного, а также материалами проверки. Суды подтвердили, что из содержания записи было очевидно: директор, предлагая деньги, действовал исходя из интересов компании (постановление Самарского областного суда от 11.12.13 № 4А-893/2013).

Разумеется, в таких делах главный фактор для привлечения к ответственности самой компании – это передача или предложение взятки в интересах или от имени компании (см. постановления Ярославского областного суда от 13.01.14 по делу № 4А-16/2014, Хабаровского краевого суда от 21.11.13 по делу № 4А-530/2013, Саратовского областного суда от 12.09.13 № 7-478/13, от 28.05.13 по делу № 7-297/13, Орловского областного суда от 23.05.13 по делу № 4-А-84/2013).

 

Административные дела о взыскании с компании штрафа за незаконное вознаграждение (ст. 19.28 КоАП РФ) возбуждает прокурор (ст. 28.4 КоАП РФ), который затем передает дело мировому судье (ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ). То есть такие дела рассматривают суды общей юрисдикции, а не арбитражные суды.

За взятку в крупном размере (более 1 млн рублей) штраф для компании составит до тридцатикратного размера суммы взятки, но не менее 20 млн рублей, а за взятку в особо крупном размере (более 20 млн рублей) – до стократной суммы взятки, но не менее 100 млн рублей. При этом также конфискуется сама взятка, если сотрудник не ограничился предложением, а вручил ее (ч. 2, 3 ст. 19.28 КоАП РФ). Примеры взимания таких крупных штрафов на практике тоже есть. Например, в одном деле был доказан коммерческий подкуп со стороны работника компании, в результате из-за передачи денег на сумму около 5 млн рублей компания получила штраф в 20 млн рублей (постановление мирового судьи судебного участка № 7 по Ленинскому району г. Уфы от 09.04.13 по делу № 5-165/2013, размещено на www.gcourts.ru).

Если сотрудника компании поймали на попытке дать взятку за действия, связанные с бизнесом компании, то, как показывает судебная практика, у компании есть шансы избежать штрафа только в двух случаях. Во-первых, при наличии грубых процессуальных нарушений в деле о привлечении к административной ответственности – при истечении срока давности, неправильного оформления протокола об административном правонарушении, отсутствии в материалах дела доказательств передачи или предложения взятки и т. д. А во-вторых, если компания сможет доказать, что работник действовал не от ее имени и не в ее интересах. Это случается редко, но отдельные удачные примеры все-таки есть (постановление мирового судьи судебного участка № 1 г. Магадана от 25.02.13 по делу № 5-10/2013).

Антикоррупционная политика компании

Одной из главных мер, которую рекомендуется осуществить для предотвращения коррупции, является разработка антикоррупционной политики. Ее примерное содержание и порядок утверждения можно найти в Методических рекомендациях по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции, подготовленных Минтрудом России 08.11.13* (далее – методические рекомендации).

 

Привлечение компании к административной ответственности за передачу ее сотрудником взятки (ст. 19.28 КоАП РФ) не ставится в зависимость от наличия вступившего в силу обвинительного приговора по уголовному делу в отношении ее сотрудника (п. 8 Обзора судебной практики ВС РФ за четвертый квартал 2012 года, утв. Президиумом ВС РФ 10.04.13).

Цель разработки. Наличие разработанных в компании антикоррупционных мер напрямую вряд ли поможет ей избежать ответственности за дачу взятки ее работником (ст. 19.28 КоАП РФ). Но по крайней мере это позволит предотвратить такую ситуацию, потому что снизится риск подобных действий со стороны работников. А если работник все-таки пойдет на взятку в интересах компании и суд примет решение о взыскании с компании штрафа, то она вправе будет возместить свои убытки в размере этого штрафа, предъявив иск к работнику (например, постановление ФАС Поволжского округа от 20.02.14 по делу № А12-6860/2013). Основанием для предъявления такого иска станет как раз нарушение работником действующей в компании антикоррупционной политики.

Таким образом, антикоррупционная политика важна в целях информирования работников о том, какие последствия им грозят в случае нарушения антикоррупционного законодательства. В связи с этим важно, чтобы этот документ был утвержден как локальный нормативный акт (п. 1 разд. IV методических рекомендаций). В том числе чтобы работники ознакомились с ним под роспись.

Еще одна причина, по которой компании принимают антикоррупционные политики, – это возможность письменно закрепить трудовые обязанности работников, связанные с исполнением положений о предотвращении коррупции. Тогда в случае неоднократного неисполнения этих обязанностей у компании-работодателя появится возможность уволить нечистого на руку работника (п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ).

Иногда антикоррупционную политику удается использовать при доказывании отсутствия вины компании в действиях ее сотрудника, передавшего или предложившего взятку.

Содержание антикоррупционной политики. При разработке антикоррупционной политики компании лучше всего руководствоваться указанными выше методическими рекомендациями. Так, в соответствии с этими методическими рекомендациями в антикоррупционной политике могут содержаться следующие сведения: используемые в ней понятия и определения, цели и задачи внедрения, основные принципы антикоррупционной деятельности компании, область применения политики и круг лиц, подпадающих под ее действие, определение должностных лиц, ответственных за реализацию антикоррупционной политики, определение и закрепление обязанностей компании и ее работников, связанных с предупреждением и противодействием коррупции, установление перечня реализуемых компанией антикоррупционных мероприятий, стандартов и процедур и порядок их выполнения (применения), ответственность сотрудников за несоблюдение требований антикоррупционной политики, порядок пересмотра и внесения изменений в антикоррупционную политику (п. 1 разд. IV методических рекомендаций).*

 

В некоторых случаях российская компания может попасть под действие иностранного антикоррупционного законодательства – в частности, широко известного закона США «О коррупционных практиках за рубежом» (Foreign Corrupt Practices Act, 1977 – FCPA) и закона Великобритании «О борьбе со взяточничеством» (UK Bribery Act, 2010). Эти акты тоже предусматривают жесткие уголовные и многомиллионные финансовые санкции против компаний-нарушителей. Подробнее об этом – в статье «Действие антикоррупционного закона США в отношении российских компаний. Когда необходимы комплаенс-меры» («Юрист компании» № 8, 2013).

Положения о конфликте интересов. Также в антикоррупционной политике следует расписать действия компании и ее работников при наличии конфликта интересов. Речь идет о любой ситуации, когда работник в ходе выполнения своих трудовых обязанностей участвует в принятии решений, которые могут принести материальную или иную выгоду ему самому, лицам, являющимся его родственниками, друзьями или иным лицам, с которыми связана его личная заинтересованность (п. 2 разд. I, п. 1 разд. IV методических рекомендаций). Проще говоря, когда при совершении тех или иных действий в рамках должностных обязанностей работника возникает конфликт между интересами компании и личной заинтересованностью работника, который может принять решение в своих личных интересах в ущерб интересам компании. Одним из частных случаев конфликта интересов является коммерческий подкуп работника.

На этот случай в антикоррупционную политику можно включить обязанность работника сообщить непосредственному начальнику или иному ответственному лицу о возможности возникновения либо об уже возникшем у работника конфликте интересов. А для должностей, связанных с высоким коррупционным риском, можно установить обязанность заполнять ежегодно декларацию о конфликте интересов (п. 1 разд. IV методических рекомендаций). Примерный образец такой декларации тоже предусмотрен в методических рекомендациях.

В пункте 7.1 статьи 81 Трудового кодекса указано, что можно уволить работника по инициативе работодателя в случае непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, неподаче сведений о доходах и т. д. Но этот пункт в настоящее время фактически распространяется только на сотрудников госкомпаний и госкорпораций.

Кроме того, важно предусмотреть порядок урегулирования выявленного конфликта интересов, а также меры, которые могут быть предъявлены к работнику в случае нарушения его обязанностей в части конфликта интересов. Так, Минтруд России в методических рекомендациях среди возможных мер называет изменение трудовых обязанностей работника, его перевод или перевод его подчиненного на другую должность, увольнение работника по инициативе работодателя за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение по  вине работника возложенных на него трудовых обязанностей. Но возможность увольнения нужно соотносить с нормами Трудового кодекса. Важно понимать, что трудовое законодательство не предоставляет работодателю – коммерческой компании возможности в связи с конфликтом интересов немедленно уволить работника, отстранить его от работы или перевести на другую должность без его согласия.

Единственный возможный вариант – это применение дисциплинарного взыскания, в том числе увольнение при неоднократном нарушении в течение года (ст. 192 ТК РФ). Например, если среди трудовых обязанностей работника указана обязанность сообщать о наличии конфликта интересов при заключении сделки с контрагентом, то при нарушении этой обязанности можно будет применить дисциплинарное взыскание (замечание или выговор). А при повторном нарушении можно будет уволить работника за неоднократное нарушение обязанностей (п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ).

Но такой антикоррупционный механизм в компании будет работать только при условии, что антикоррупционная политика была утверждена надлежащим образом, все работники были ознакомлены с ней под роспись (а еще лучше, если эти обязанности были включены еще и в трудовые договоры) и работодатель провел официальное обучение работников антикоррупционным правилам, также задокументированное под роспись работников.

Антикоррупционные оговорки в договорах с контрагентами

Одна из мер по предотвращению коррупции – включение в контракты с контрагентами так называемой антикоррупционной оговорки.

Такая мера носит рекомендательный характер (см. таблицу 1 к методическим рекомендациям). Но в целях защиты бизнеса от рисков, связанных с коррупцией, этот механизм может оказаться весьма полезным. Суть в том, что в договор включается обязательство контрагентов соблюдать применимое действующее антикоррупционное законодательство, а также возмещать друг другу все убытки, включая штрафы, судебные издержки, расходы на юристов и другие расходы, понесенные в связи с нарушением контрагентом данных антикоррупционных обязательств. Такие договорные положения содержатся, например, во всех контрактах, заключаемых с контрагентами из США, в которые включаются обязательства контрагентов соблюдать закон США «О коррупционных практиках за рубежом» (Foreign Corrupt Practices Act, 1977 – FCPA). Возможно, в скором времени у российских компаний без американского элемента практика использования антикоррупционных оговорок тоже станет массовой.*

Журнал «Юрист компании» №5, май 2014

*   Так выделена   часть   материала, которая  поможет   Вам   принять   правильное   решение

 

 

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Школа

Проверь знания

Проверь знания в новой школе Главбуха малого предприятия. Получи официальный документ

Начать тест

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




Упрощёнка в Яндексе

© 1997–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

Журнал «Упрощёнка» –
об упрощённой системе налогообложения

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Упрощёнка».
Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-54792 от 17.07.2013


  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь и читайте дальше без ограничений!

Журнал Упрощенка

«Упрощенка» — бесплатный профессиональный сайт для малого бизнеса. Читать без ограничений могут только зарегистрированные пользователи. Вам будут доступны:

  • • Новости для бухгалтеров на УСН
  • • Статьи по бухучету на УСН, отчетности в ФНС, зарплате
  • • Формы и образцы бухгалтерских документов
  • • Бесплатная справочно-правовая система

Подарок за регистрацию — безлимитный доступ к сервису "Изменения для бухгалтеров". Очень нужен в мае!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Формы и образцы документов доступны бесплатно после регистрации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль