Наследование доли в уставном капитале

106

Вопрос

Реально ли выиграть в суде аналогичное дело на основании Постановления ФАС Поволжского округа от 03.07.2008г. по делу № А06-6543/07-21, связанное с выводом учредителя, так как учредитель умер несколько лет назад, наследники на связь не выходят (по информации живут в другом городе), а в уставе есть пункт о том, что наследники принимаются в состав участников только с согласия остальных участников, если все против, то соответственно наследник в любом случае не вступит в состав участника общества, ИФНС наше мнение не принимает, считает, что в любом случае наследники должны придти со свидетельством о наследовании.

Ответ

Да, есть вероятность принятия судом решения в пользу ООО, если после смерти участника прошло несколько лет, наследники не проявляют инициативы в принятии наследства, а отсутствие прав на указанную долю за самим обществом нарушает права остальных участников ООО. Также рекомендуем учесть иные рассмотренные ниже факторы соответствия решения общего собрания участников об отказе наследникам в получении доли требованиям судов.

В соответствии со статьей 1154 ГК РФ срок принятия наследства составляет от 6 до 9 месяцев.

ГК РФ, Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ и иные нормативные акты не предусматривают обязанности общества в розыске наследников участника.

Исходя из толкования статьи 21 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ для осуществления остальными участниками ООО права на согласие или отказ в переходе доли умершего участника к наследникам, необходимо волеизъявление наследников на принятие наследства.

Также следует учесть, что в случае отсутствия наследников по закону или по завещанию, либо непринятия наследства, отказа от наследства и ряду других причин, имущество умершего считается выморочным и переходит в порядке наследования к Российской Федерации (статья 1151 ГК РФ).

Статья 3 Методических рекомендаций ФНП от 29.05.2010 устанавливают порядок оформления выморочного наследства на долю в уставном капитале. При этом также не установлено обязанности общества сообщать об отсутствии наследников на долю в уставном капитале нотариусу или Росимуществу, на которое возложено управление имуществом РФ (Постановление Правительства РФ от 05.06.2008 № 432).

Уставом ООО может быть предусмотрено право участников общества одобрять переход прав на долю к наследникам умершего участника (пункт 8 статьи 21 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ).

Решение об одобрении перехода прав на долю принимается каждым участником общества индивидуально, к компетенции общего собрания участников не относится. Данный вывод подтверждается судебной практикой (Постановление ФАС ЦО от 21.01.2010 № А23-1262/07Г-3-64).

Судьба доли умершего участника, переход которой к наследникам не был одобрен оставшимися участниками общества, решается на общем собрании участников (статья 23 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ).

Пункт 6 статьи 93 ГК РФ предусматривает обязанность общества выплатить действительную стоимость доли умершего участника его наследникам в случае, если оставшиеся участники не одобрят переход доли к ним.

В случае отсутствия наследников по истечении срока принятия наследства, в решении общего собрания участников должны быть отражены следующие моменты:

* общество имеет сведения о смерти участника;

* у общества отсутствуют сведения о наследниках участника;

* срок принятия наследства с момента смерти участника прошел;

* необходимость решения вопроса в отношении доли является единственным способом защиты гражданских прав других участников и самого общества;

* доля умершего участника переходит к обществу;

* общество обязуется выплатить действительную стоимость доли при предъявлении свидетельства на наследство.

Данный вывод подтверждается Постановлением ФАС УО от 18.03.2008 № А47-8685/2007 и Постановлением 11ААС от 24.01.2011 № А55-15248/2010, так как является единственным верным способом защиты гражданских прав остальных участников ООО.

Оформление перехода доли к обществу происходит путем внесения изменений в сведения ЕГРЮЛ.

Пункт 2 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ предусматривает, что в случае перехода прав на долю кроме заявления о внесении изменений в ЕГРЮЛ, в регистрирующий орган предоставляются документы, подтверждающие основание перехода доли.

Исходя из положений статьи 23 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ и статьи 5 Методических рекомендаций ФНП от 29.05.2010, такими документами являются копия свидетельства о смерти участника и решение общего собрания участников общества (протокол).

Постановление ФАС ПО от 03.07.2008 № А06-6543/07 указанные выводы подтверждает.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

Комментарий к Гражданскому кодексу РФ. Часть третья. Под редакцией доктора юридических наук, профессора А.П. Сергеева.

«Статья 1151. Наследование выморочного имущества

1. В случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (статья 1117), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (статья 1158), имущество умершего считается выморочным*.

2. Выморочное имущество в виде расположенного на территории Российской Федерации жилого помещения переходит в порядке наследования по закону в собственность муниципального образования, в котором данное жилое помещение расположено, а если оно расположено в субъекте Российской Федерации – городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, – в собственность такого субъекта Российской Федерации. Данное жилое помещение включается в соответствующий жилищный фонд социального использования. Иное выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации.

3. Порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований определяется законом.

_________________________

1. Согласно п. 1 коммент. ст. имущество считается выморочным, если оно не было унаследовано наследниками по завещанию и (или) по закону по каким-либо причинам, в частности из-за недействительности завещания в отношении всего имущества или его части (ст. 11301131 ГК), физического отсутствия всех возможных наследников (ст. 1116 ГК), утраты ими права наследовать (ст. 1117 ГК), лишения их наследства (п. 1 ст. 1119 ГК), отказа наследников от права наследования (ст. 1158 ГК) или от его осуществления (ст. 1152 ГК).

Стоит учитывать, что сложившейся доктриной гражданского права и действующим законодательством термину «выморочность» придано несвойственное ему значение. Исторически под выморочным имуществом понимался вид бесхозяйного имущества, которое переходило государству по праву оккупации в силу принципа суверенитета (конечным титульным владельцем имущества становится тот, на чьей территории оно находится). В отличие от наследования, при котором приобретение прав на имущество считается производным способом и, как следствие, может быть сопряжено с погашением долгов, обременяющих такое имущество, выморочность означала получение имущества в рамках первоначального способа приобретения права собственности, что исключало наличие какихлибо обременений в отношении имущества (подробнее см.: Гордон М. В. Наследование по закону и по завещанию. М., 1967. С. 35-36). Подробнее о соотношении понятий «вымочное имущество» и «бесхозяйное имущество» см. коммент. к ст. 116 ГК.

2. По общему правилу выморочное имущество переходит к государству (Российской Федерации) как наследнику по закону, не входящему в специальную наследственную очередь, в порядке универсального наследственного правопреемства*.

Содержащееся в п. 2 ст. 1151 ГК указание о переходе имущества в собственность Российской Федерации (в состав казны – ст. 214 ГК) призвано подчеркнуть природу получения имущества государством (в порядке наследования), а также то, что иные виды публичных образований (субъекты Российской Федерации и муниципальные образования) не являются наследниками по закону. Исключение сделано только в отношении расположенных на территории Российской Федерации жилых помещений, которые с момента вступления в силу Федерального закона от 29 ноября 2007 г. «О внесении изменений в часть третью Гражданского кодекса Российской Федерации» (СЗ РФ. 2007. № 49. Ст. 6042) переходят в порядке наследования по закону в собственность муниципального образования, на территории которого данное жилое помещение расположено (либо соответственно городов федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга), и включаются в соответствующий жилищный фонд социального использования.

Однако формулировка п. 2 ст. 1151 является неточной, поскольку в наследственную массу входят имущественные права и долги, которые в принципе не могут принадлежать на праве собственности.

3. При наследовании выморочного имущества действует ряд общих правил наследственного законодательства, в частности о составе наследственной массы (ст. 1112 ГК), о возмещении необходимых расходов (ст. 1174 ГК) и несении ответственности по долгам наследодателя в пределах наследственной массы (ст. 1175 ГК), о необходимости выдачи свидетельства о праве на наследство на имя Российской Федерации (п. 1 ст. 1153 ГК), о порядке выдачи свидетельства о наследстве на выморочное имущество и т. п*.

Однако наследование выморочного имущества имеет и много особенностей, которые обусловлены не только целями введения данного института (защита прав и интересов кредиторов и предотвращение появления бесхозяйного имущества), но и спецификой правового положения государства как публичного образования, являющегося в соответствии с Конституцией гарантом права наследования (ч. 4 ст. 35 Конституции) и выступающего в гражданском обороте постольку, поскольку это необходимо для реализации задач публичной власти. Однако проблема заключается в том, что многие вопросы, связанные с наследованием выморочного имущества, до сих пор не нашли разрешения в законодательстве.

Например, для приобретения наследства не требуется специального акта его принятия (п. 1 ст. 1152), а отказ от него запрещен (п. 1 ст. 1157 ГК). В связи с этим в литературе высказано мнение, что в случае с выморочным имуществом речь идет не о наследовании, а о получении такого имущества, поскольку государство не имеет права не принять наследство или отказаться от него (см.: Телюкина М. В. Комментарий к разделу V Гражданского кодекса РФ // Законодательство и экономика. 2002. № 9. Коммент. к ст. 1151).

К сожалению, закон не только не регулирует процедуру выявления выморочного имущества для целей оформления наследственных прав, но даже не содержит четких предписаний относительно полномочий соответствующих органов, обязанных осуществлять от имени Российской Федерации принятие и учет выморочного имущества. Следует заметить, что была предпринята попытка признания коммент. ст. неконституционной ввиду отсутствия подробного регулирования, однако КС отказал в принятии жалобы к рассмотрению, указав, что устранение законодательных пробелов отнесено к компетенции законодателя – п. 2.2 определения КС от 21 апреля 2005 г. № 194-О // Документ опубликован не был).

Проблема отсутствия четкого регулирования наиболее актуальна, когда выморочным является только часть имущества, а другая принята соответствующими наследниками по завещанию или закону. При возникновении права общей собственности наследников (ст. 1164 ГК) в случае неоформления Российской Федерацией наследственных прав возникают объективные препятствия к осуществлению правомочий другими сособственниками. В литературе высказано мнение, что в подобных ситуациях принявшие наследство лица вправе оспаривать бездействие Российской Федерации в лице ее органов в соответствии с положениями гл. 25 ГПК (см.: Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части третьей (постатейный) / под ред. Н. И. Марышевой, К. Б. Ярошенко. С. 144 (автор коммент. – М. Л. Шелютто)).

Согласно п. 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом, утвержденного постановлением Правительства РФ от 5 июня 2008 г. № 432 (СЗ РФ. 2008. № 23. Ст. 2721) (далее – Положение о Росимуществе), Росимущество принимает в установленном порядке имущество, обращенное в собственность Российской Федерации, а также выморочное имущество, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации переходит в порядке наследования в собственность Российской Федерации (см. также: п. 23 Методических рекомендаций по оформлению наследственных прав, утв. решением Правления Федеральной нотариальной палаты от 27-28 февраля 2007 г. № 02/07 // Нотариальный вестник. 2007. № 8).

Вместе с тем на практике учет такого выморочного имущества, за исключением жилых помещений, осуществляется налоговыми органами, хотя действующим Положением о Федеральной налоговой службе, утв. постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506 (СЗ РФ. 2004. № 40. Ст. 3961), подобные полномочия не закреплены. В настоящее время действия налоговых органов основаны на разъяснениях, приведенных в письмах Федеральной налоговой службы «О выморочном имуществе» от 19 февраля 2007 г. № 02-3-04/3 (документ опубликован не был) и от 4 декабря 2008 г. № ШС-6-3/892 (документ опубликован не был), в которых со ссылкой на отсутствие специального закона, предусмотренного п. 3 ст. 1151, указывается, что до его принятия следует руководствоваться утратившим силу подп. «к» п. 18 Положения о Государственной налоговой службе Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 31 декабря 1991 г. № 340, а также Положением о порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов, утв. постановлением Совета Министров СССР от 29 июня 1984 г. № 683, и Инструкцией «О порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов», утв. постановлением Минфина СССР 19 декабря 1984 г. № 185 (документ опубликован не был), согласно п. 5 которой документом, подтверждающим право государства на наследство, является свидетельство о праве государства на наследство, выдаваемое нотариальным органом соответствующему налоговому органу не ранее истечения 6 месяцев со дня открытия наследства.

Кроме того, указано, что обязанность по выявлению выморочного имущества (в том числе проведения каких-либо проверок) законодательством Российской Федерации на налоговые органы не возложена. Поэтому последние осуществляют полномочия в отношении выморочного имущества после призвания Российской Федерации в лице налоговых органов к наследованию этого имущества, а по результатам получения свидетельства о праве государства на наследство передают соответствующее имущество и правоустанавливающие документы Росимуществу.

Учитывая, однако, правовую природу подобных писем Федеральной налоговой службы, очевидно, что подобных разъяснений недостаточно для устранения законодательных пробелов.

4. Можно обозначить и иные проблемы наследования выморочного имущества*. Так, пропуск срока на принятие наследства по общему правилу ведет к утрате соответствующих прав, если в суде пропущенный срок не восстановлен или если всеми наследниками, принявшими наследство, не дано согласие в письменной форме на принятие наследства по истечении срока (пп. 12 ст. 1155 ГК). В литературе высказано мнение, что поскольку государство признается гарантом права наследования, постольку оно не просто вправе, а обязано дать свое согласие на принятие наследства по истечении срока соответствующим наследником даже независимо от его просьбы (см.: Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части третьей (постатейный) / под ред. А. Л. Маковского, Е. А. Суханова. С. 200-201 (автор коммент. – А. А. Рубанов)). Считается также, что по причине конституционной гарантии наследования государство не вправе оспаривать опровержимую презумпцию о принятии наследства (п. 2 ст. 1153 ГК) (см.: Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, частям первой, второй, третьей (постатейный) / под ред. Т. Е. Абовой, М. М. Богуславского, А. Г. Светланова (автор коммент. – А. А. Рубанов)).

Безусловно, приведенные позиции вполне разумны. Однако очевидно, что в условиях недостаточного законодательного регулирования и с учетом цели института выморочного имущества (предотвращение бесхозяйности имущества и защита прав и интересов кредиторов) обозначенные выше ситуации должны разрешаться с учетом всех обстоятельств в каждом конкретном случае. Предполагается, что эти и другие подобные вопросы, связанные с выморочным имуществом, будут решены в специальном законе, принятие которого предусматривает п. 3 коммент. ст.».

 

Читайте в журнале "Упрощенка"
    Подробнее >>>

    Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



    Ваша персональная подборка

      Школа

      Проверь знания

      Проверь знания в новой школе Главбуха малого предприятия. Получи официальный документ

      Начать тест

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией


      Упрощёнка в Яндексе



      © 1997–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      Журнал «Упрощёнка» –
      об упрощённой системе налогообложения
      8 800 550-15-57

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Упрощёнка».
      Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62261 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных 

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Читайте дальше после регистрации (займет минуту)

      Сайт журнала «Упрощенка» — профессиональный ресурс для бухгалтеров и руководителей компаний на УСН.

      Чтобы продолжить чтение статьи, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Формы и образцы документов доступны бесплатно после регистрации.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль