Правомерно ли начисление пеней налоговой инспекцией за неверное указание кода ОКАТО в платежном поручении?

452

Вопрос

У меня два вопроса:1) Вправе ли налоговая начислить пени за неуплату авансового платежа по ЕСХН за первое полугодие 2014 г, если налог к уплате за 2014 г получился меньше суммы аванса за первое полугодие?2) Правомерно ли начисление пеней налоговой инспекцией за неверное указание кода ОКАТО в платежном поручении на перечисление налога? (все остальные реквизиты были правильные). Платеж налоговая уточнила, не доплаты по налогу у нас нет, а вот пени снимать отказывается.

Ответ

1. Авансовые платежи по налогу уплачивались не позднее 25-го июля. В случае уплаты авансовых платежей в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки на сумму несвоевременно уплаченных авансовых платежей начисляются пени в соответствии со статьей 75 Кодекса.

Согласно писем Минфина от 18 марта 2008 г. № 03-02-07/1-106, ФНС России от 13 ноября 2009 г. № 3-2-06/127 и постановлении Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57, в случае, если по итогам налогового периода сумма исчисленного налога оказалась меньше суммы авансовых платежей, подлежавших уплате в течение этого налогового периода, то пени, начисленные за неуплату указанных авансовых платежей, подлежат соразмерному уменьшению. Поэтому, если Вы авансовый платеж уплатили позже срока, то ИФНС вправе начислить пени, но так как по итогам года у Вас сумма к уплате меньше суммы авансового платежа, то в данном случае пени подлежат соразмерному уменьшению.

2. Ошибочное указание в платежном документе на перечисление налога показателя ОКАТО не влечет неперечисление налога в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства. ФАС Центрального округа прямо указал, что только два вида ошибок, допущенных при составлении платежных поручений на перечисление налогов, приводят к возникновению недоимки и, как следствие, являются основанием для начисления пеней. Во-первых, это неправильное указание номера счета Казначейства России, а во-вторых – неправильное указание наименования банка получателя платежа. Поэтому неправильное указание в платежных документах ОКАТО не может являться основанием для расчета пеней. Так как налоговая Вам уточнила платеж, то при этом налоговый орган должен был осуществить пересчет пеней, начисленных на сумму налога, за период со дня его фактической уплаты в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства до дня принятия налоговым органом решения об уточнении платежа. То есть, если налоговым органом уже были начислены пени как при несвоевременной уплате налога, то по вашему заявлению должны были осуществить их перерасчет.


Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1.Рекомендация: Как перечислить единый сельхозналог в бюджет

Периодичность и сроки уплаты

Налоговым периодом по ЕСХН является календарный год (п. 1 ст. 346.7 НК РФ). Отчетным периодом – полугодие (п. 2 ст. 346.7 НК РФ).

По итогам отчетного периода организация должна перечислить в бюджет авансовый платеж, рассчитанный исходя из налоговой базы, сформированной за первое полугодие отчетного года. Сделать это нужно не позднее 25 июля*. Такой порядок предусмотрен пунктом 2 статьи 346.9 Налогового кодекса РФ. По итогам налогового периода организация должна перечислить в бюджет сумму налога, рассчитанного за год, за вычетом начисленного авансового платежа.

Срок уплаты налога – не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Это следует из положений пунктов 3 и 5 статьи 346.9, пункта 2 статьи 346.10 Налогового кодекса РФ.

Последним днем уплаты налога (авансового платежа) может быть нерабочий день. В таком случае сумму ЕСХН (авансового платежа) перечислите в бюджет на следующий рабочий день (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).

Ответственность

Внимание: если ЕСХН (включая авансовые платежи) перечислен в бюджет позже установленных сроков, то налоговая инспекция может начислить организации пени (ст. 75 НК РФ). Если неуплата (неполная уплата) налога по итогам года выявлена в результате проверки, организация (ее сотрудники) может быть привлечена к налоговой, административной, а в некоторых случаях к уголовной ответственности (ст. 122 НК РФ, ст. 15.11 КоАП РФ, ст. 199 УК РФ)*.

2. Рекомендация: Как рассчитать единый сельхозналог

Налоговый и отчетный периоды

Налоговым периодом по ЕСХН является календарный год, отчетным периодом – полугодие (ст. 346.7 НК РФ). Поэтому в течение налогового периода налоговую базу по ЕСХН нужно определять дважды:

  • по окончании полугодия – для расчета авансового платежа;
  • по окончании года – для расчета итоговой суммы ЕСХН.

Такой порядок следует из положений пунктов 1–3 статьи 346.9 Налогового кодекса РФ.

Расчет ЕСХН

По общему правилу налоговая ставка по ЕСХН составляет 6 процентов (п. 1 ст. 346.8 НК РФ). Исключение из этого правила сделано для организаций Республики Крым и города Севастополя, сведения о которых включены в ЕГРЮЛ. Для них по решению региональных властей ставка ЕСХН может быть снижена. Причем в 2015–2016 годах вплоть до нуля.

Сумму ЕСХН (сумму авансового платежа по ЕСХН) рассчитайте по формуле:

ЕСХН (авансовый платеж по ЕСХН) = Доходы, полученные за год (полугодие) Расходы, понесенные за год (полугодие) × Ставка налога


Если за полугодие организация получила убыток (расходы больше доходов), сумма авансового платежа по ЕСХН признается равной нулю*.

Сумма авансового платежа засчитывается в счет уплаты ЕСХН по итогам года (п. 3 ст. 346.9 НК РФ). Поэтому по окончании налогового периода у организации может сложиться сумма налога не к доплате, а к уменьшению. Например, такое возможно, если уровень доходов организации к концу года снизится, а сумма расходов увеличится.

Полученную отрицательную разницу (налог к уменьшению) можно:

  • зачесть в счет недоимки по другим федеральным налогам;
  • зачесть в счет предстоящих платежей по ЕСХН или другим федеральным налогам;
  • вернуть на расчетный счет организации.

Порядок зачета (возврата) излишне уплаченных налогов установлен статьей 78 Налогового кодекса РФ. Подробнее об этом см. Как вернуть (зачесть) излишне уплаченный (взысканный) налог (сборы, пени, штрафы).

3. Ситуация: Какие последствия может повлечь за собой неправильное указание КБК или ОКТМО в платежном поручении на перечисление налогов

Неправильное указание КБК или ОКТМО может привести к тому, что перечисленная сумма налога хотя и попадет в бюджетную систему, но будет зачислена:

  • либо в бюджет другого уровня (например, вместо федерального в региональный);
  • либо в бюджет одного уровня, но в другом муниципальном образовании;
  • либо в бюджет одного из внебюджетных фондов;
  • либо на невыясненные поступления.

КБК и ОКТМО входят в группу реквизитов, позволяющих определить принадлежность платежа. Если в этих данных допущена ошибка, ее можно исправить. Для этого в налоговую инспекцию нужно подать заявление об уточнении реквизитов платежного поручения. На основании заявления и акта совместной сверки уплаченных налогов (если такая сверка проводилась) инспекция примет решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налога. В результате обязанность организации по уплате налога будет признана исполненной, а пени, начисленные организации, должны быть списаны. Уточнить платеж можно и в том случае, если сумма налога была перечислена в бюджет другого уровня или во внебюджетный фонд. Это следует из положений пункта 7 статьи 45 и пункта 1 статьи 78 Налогового кодекса РФ. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 29 марта 2012 г. № 03-02-08/31 и от 15 апреля 2010 г. № 03-02-08/23*.

Устойчивая арбитражная практика подтверждает, что обязанность по уплате налога считается исполненной независимо от правильности указания КБК (ОКТМО) в платежном поручении. Опираясь на положения пункта 3 статьи 45 Налогового кодекса РФ, суды признают неправомерным взыскание штрафов, недоимок и начисление пеней, если сумма налога с ошибочным КБК (ОКТМО) поступила в бюджетную систему (была зачислена на соответствующий счет казначейства). Даже если организация не обращалась в инспекцию с заявлением об уточнении платежа. Такой вывод содержится, в частности, в постановлении Президиума ВАС РФ от 23 июля 2013 г. № 784/13, определениях ВАС РФ от 10 июня 2010 г. № ВАС-4111/10, от 24 ноября 2008 г. № 15056/08, постановлениях ФАС Дальневосточного округа от 15 февраля 2010 г. № Ф03-8247/2009, от 15 сентября 2009 г. № Ф03-4703/2009, от 30 марта 2009 г. № Ф03-1121/2009, Западно-Сибирского округа от 16 сентября 2009 г. № Ф04-5714/2009(20002-А45-34), от 12 марта 2009 г. № Ф04-1367/2009(1886-А45-29), Северо-Западного округа от 4 июля 2011 г. № А05-5601/2010, от 14 марта 2011 г. № А05-4762/2010. А в постановлении от 31 января 2013 г. № А64-5684/2012 ФАС Центрального округа прямо указал, что только два вида ошибок, допущенных при составлении платежных поручений на перечисление налогов, приводят к возникновению недоимки и, как следствие, являются основанием для начисления пеней. Во-первых, это неправильное указание номера счета Казначейства России, а во-вторых – неправильное указание наименования банка получателя платежа*.

Кроме того, на практике суды разграничивают понятия «излишне уплаченные» и «ошибочно перечисленные» налоги. Например, если в платежном поручении на перечисление транспортного налога ошибочно указан КБК по НДС (плательщиком которого организация не является), то ограничения, установленные статьей 78 Налогового кодекса РФ (о невозможности зачета между налогами разных видов (федеральные, региональные, местные)), применяться не должны. В таком случае суммы, перечисленные по неправильно указанному КБК, не являются «излишне уплаченными». Ведь организация намеревалась исполнить обязанность по погашению другого обязательного платежа. Переплата же стала следствием технической ошибки, допущенной при заполнении платежного поручения. В этих условиях организация вправе потребовать зачета ошибочно перечисленной суммы в счет платежа, который она собиралась перечислить первоначально. Суды подтверждают правомерность таких требований (см., например, постановления ФАС Дальневосточного округа от 27 февраля 2008 г. № Ф03-А73/07-2/6284, Десятого арбитражного апелляционного суда от 26 марта 2012 г. № А41-23154/11).

Налог может быть зачислен на ошибочный КБК по вине банка. Например, если банк неправильно сформировал электронный платежный документ. В этом случае по заявлению организации налоговая инспекция должна уточнить платеж, запросив в банке бумажную копию оригинала платежного поручения. Уточнение платежа производится на день фактической уплаты налога, то есть без начисления пеней. Подтверждает такой вывод Минфин России в письме от 1 июня 2009 г. № 03-02-07/2-92.

Из рекомендации «Как заполнить платежное поручение на перечисление налогов и страховых взносов»

4. Письмо Минфина России от 18.03.2008 № 03-02-07/1-106

О порядке начисления пеней в случае несвоевременной уплаты налогов

При уплате налога с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных Кодексом (пункт 2 статьи 57 Кодекса).
Для целей Кодекса и иных актов законодательства о налогах и сборах пеней признается установленная статьей 75 Кодекса денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Согласно пункту 3 указанной статьи пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога (за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым пункта 3 и пунктом 8 статьи 75 Кодекса). Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (пункт 2 статьи 75 Кодекса).
В случае уплаты авансовых платежей в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки на сумму несвоевременно уплаченных авансовых платежей на основании пункта 3 статьи 58 начисляются пени в порядке, предусмотренном статьей 75 Кодекса*.
Излишняя уплата налогоплательщиком суммы одного налога (авансового платежа по налогу) не свидетельствует об отсутствии у этого налогоплательщика недоимки по другому налогу, а также об отсутствии основания для начисления в соответствии со статьей 75 Кодекса пеней на сумму такой недоимки.
С 1 января 2008 года налоговыми органами самостоятельно производится в порядке, установленном статьей 78 Кодекса, зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам за налоговые правонарушения, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных Кодексом (пункты 1 и 5 статьи 78 Кодекса). При этом зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.
Таким образом, в случае, если причитающаяся к уплате сумма налога (авансового платежа) не была уплачена налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок, на эту сумму начисляются пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога (авансового платежа), начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога (авансового платежа) до дня фактической уплаты данной суммы. При этом пени исчисляются в порядке, установленном статьей 75 Кодекса, и с учетом рекомендаций Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, предусмотренных постановлением от 26 июля 2007 года № 47 "О порядке исчисления сумм пеней за просрочку уплаты авансовых платежей по налогам и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование". В пункте 2 названного постановления указано, что пени за неуплату в установленные сроки авансовых платежей по налогам подлежат исчислению до даты их фактической уплаты или в случае их неуплаты - до момента наступления срока уплаты соответствующего налога. Если по итогам налогового периода сумма исчисленного налога оказалась меньше сумм авансовых платежей, подлежавших уплате в течение этого налогового периода, судам необходимо исходить из того, что пени, начисленные за неуплату указанных авансовых платежей, подлежат соразмерному уменьшению. Данный порядок надлежит применять и в случае, если сумма авансовых платежей по налогу, исчисленных по итогам отчетного периода, меньше суммы авансовых платежей, подлежавших уплате в течение этого отчетного периода.
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России № 03-02-07/2-138 от 07.08.2007 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме*.

* Так выделена часть материала, которая поможет Вам принять правильное решение

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Школа

Проверь знания

Проверь знания в новой школе Главбуха малого предприятия. Получи официальный документ

Начать тест

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Опрос

Какие изменения 2017 года вы оцениваете положительно?

  • передача взносов в ФНС 16.24%
  • рост лимитов по УСН 50.89%
  • новая Книга учета 7.52%
  • КБК по минимальному налогу 21.19%
  • срок сдачи СЗВ-М 52.87%
  • электронные больничные 26.14%
  • электронный иск в суд 16.63%
  • кадровый учет для микропредприятий 42.38%
  • уплата налога за третьих лиц 50.3%
результаты

Рассылка



Упрощёнка в Яндексе

© 1997–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

Журнал «Упрощёнка» –
об упрощённой системе налогообложения

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Упрощёнка».
Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-54792 от 17.07.2013


  • Мы в соцсетях
Здравствуйте!

Сайт «Упрощенка» — это профессиональный ресурс. Если Вы работаете в малом бизнесе, то статьи и новости для Вас доступны бесплатно.

Чтобы получить доступ к 7 351 статье, свежим новостям, консультациям экспертов, шаблонам документов для бухгалтера, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Будем рады помогать Вам в работе. А в подарок за знакомство на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, отправим Вам таблицу изменений по УСН.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт «Упрощенка» — это профессиональный ресурс. Если Вы работаете в малом бизнесе, то статьи, новости, образцы форм, шаблоны документов для бухгалтеров для Вас доступны бесплатно.

Будем рады помогать Вам в работе. А в подарок за знакомство на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, отправим Вам таблицу важных изменений по УСН.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль