Кто обязан использовать формы № КС-2 и № КС-3

240

Вопрос

Мы заказали у подрядчика выполнение работ: по текущему ремонту кровли в многоквартирном доме. Мы сними подписали договор, работы они выполнили, но документы в виде КС1, КС 2, КС 3 не предоставили. А предоставили акт выполненных работ где просто написали текущий ремонт кровли, не объемов, не вид материалов, не виды работ не прописаны. Объясняя это тем,что сейчас это не обязательно. Правомочно ли это?

Ответ

Эксперты Системы Главбух

Ваш вопрос от 20.09.2016«»

 
Подрядчик не обязан выставлять КС-2 и КС-3. Унифицированные формы с 1 января 2013 г. организация может применять по своему усмотрению. Можно использовать акт произвольной формы. В акте не обязательно указывать детально выполненные работы и используемые материалы (письмо Минфина России от 9 апреля 2014 г. № 02-06-10/16186). Однако в этом случае к договору ремонта кровли нужно составить смету.

Законодательство не содержит требований об обязательном отражении в акте детализации выполненных работ (используемых материалов). Смета составляв в обязательном порядке только для объектов капитального строительства, финансируемых за счет бюджетных средств (подп. 11 п. 12 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ).

Вместе с тем на практике инспекторы предъявляют претензии к таким актам без сметы. Суды подтверждают, что по акту без детализации работ невозможно подтвердить экономическую обоснованность расходов (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 24 января 2007 г. № А19-17307/06-24-Ф02-7451/06-С1). Документ считается надлежаще оформленным, если есть смета с детализацией наименований работ, их стоимостью и суммой НДС (например, постановление ФАС Московского округа от 31.07.09 № КА-А41/6973-09).

Поэтому, безопаснее для заказчика, чтобы в акте была детальная расшифровка по выполненным работам, или наряду с актом составить смету. Это поможет в спорных вопросах доказать реальность проведенной сделки (см. Постановление ФАС Московского округа 11.02.2013 № А40-84397/12-85-200). При этом чтобы контролеры признали смету действительной, необходимо ее утвердить и подписать обеими сторонами договора (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 19.03.2013 № Ф03-736/2013).

Обоснование
(Цветом выделена информация, которая поможет Вам принять правильное решение)

Из статьи журнала «Российский налоговый курьер» № 13-14, Июль 2014

Новое в работе

Минфин считает, что детализация работ в акте не обязательна

Документ:письмо Минфина России от 09.04.14 № 02-06-10/16186
Последствия: составление актов без детализации работ стало более безопасным в налоговом плане

Компании вправе составлять акты выполненных работ и услуг без детализации работ и услуг (письмо Минфина России от 09.04.14 № 02-06-10/16186). Ведомство указывает, что акт выполненных работ и услуг составляется в произвольной форме с отражением всех необходимых реквизитов (ст. 9 Федерального закона от 06.11.12 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

К обязательным реквизитам относятся: наименование документа, дата его составления, наименование организации, составившей документ, содержание факта хозяйственной жизни, величина натурального или денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения, а также наименование должности лица, совершившего сделку, операцию и ответственного за ее оформление, и подписи лиц с указанием их фамилий и инициалов (п. 2 ст. 9 Закона о бухучете).

Минфин России напоминает, что указанный перечень не обязывает детализировать выполненные работы или оказанные услуги. Значит, детализация работ (услуг) в акте является необязательной.

Ранее финансисты уже разъясняли подобный вопрос. В письме от 12.11.07 № 03-03-06/1/800 ведомство отметило, что налоговый учет представляет собой систему обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов. Поэтому систему налогового учета налогоплательщик организует самостоятельно. При этом налоговые органы не вправе устанавливать обязательные формы документов налогового учета.

Но на практике инспекторы могут расценить отсутствие детализации работ в акте как одно из свидетельств нереальности хозяйственных операций. Некоторые суды разделяют такую точку зрения (например, постановление ФАС Московского округа от 07.03.13 № А40-24312/12-90-109).

В то же время есть противоположное мнение. Отсутствие в актах детальной расшифровки видов выполненных работ не говорит о нарушении порядка оформления документов. Но только если спорные акты содержат необходимые реквизиты и данные, позволяющие установить стороны по расчетам, указание на выполнение работ по договорам, содержащим смету с детализацией наименований работ, их стоимость и сумму НДС (например, постановление ФАС Московского округа от 31.07.09 № КА-А41/6973-09).

При рассмотрении другого дела ФАС Московского округа указал, что степень детализации описания хозяйственных операций в первичной документации не установлена ни бухгалтерским, ни налоговым законодательством (постановление от 19.08.10 № КА-А40/9192-10).

Из Строительство: бухгалтерский и налоговый учет

2.2. Нужна ли смета в строительстве

Как установлено ст. 743 ГК РФ, подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией и сметой, определяющей цену работ. В смете определяют виды работ и их стоимость. Смета становится частью договора подряда с момента подтверждения ее заказчиком (п. 3 ст. 709 ГК РФ).

Итак, давайте разберемся, когда же составление сметы при выполнении подрядных работ обязательно. На законодательном уровне такое требование есть только в отношении объектов капитального строительства, финансируемых за счет бюджетных средств (см. подп. 11 п. 12 ст. 48 ГрК РФ).

В остальных случаях необходимость в оформлении сметы определяет заказчик (застройщик). Такое право ему дает п. 7 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87.

Однако на практике смету безопаснее составлять при выполнении любых подрядных работ. Кроме того, смета нужна для ведения бухгалтерского учета. Хотя бы для того, чтобы полноценно применять нормы ПБУ 2/2008.

Многие могут с этим не согласиться. Ведь сметы нужны в первую очередь для планирования расчетов между сторонами. Будет ли их проверять налоговая инспекция? Практика показывает, что это так: при проверке налоговики с особым вниманием относятся к такому документу. И при отсутствии некоторых сведений в смете приходят к выводу, что договор подряда является незаключенным. Поэтому рекомендуется, чтобы смета не только была, но еще и содержала ссылки на реквизиты договора. Что поможет в спорных вопросах доказать реальность проведенной сделки, например, если в договоре не хватает существенных условий, скажем, перечня работ (см. Постановление ФАС Московского округа 11.02.2013 № А40-84397/12-85-200). При этом чтобы контролеры признали смету действительной, необходимо ее утвердить и подписать обеими сторонами договора (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 19.03.2013 № Ф03-736/2013).

Кроме того, смета должна содержать название строящегося объекта, детальный перечень производимых работ и их стоимость. Это позволит обосновать расходы для налога на прибыль и вычет НДС по строительным работам (Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 27.09.2010 № А33-18167/2008; Дальневосточного округа от 23.12.2011 № Ф03-5863/2011). В противном случае основания для оплаты таких дополнительных работ отсутствуют (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 23.04.2013 № А79-6560/2012).

А отражение в смете сроков выполнения отдельных этапов работ подтвердит учет доходов и расходов по сделке, позволит обосновать порядок распределения дохода для налогообложения (см. письмо Минфина России от 13.01.2014 № 03-03-06/1/218).

Как составляются сметы?

Строительство объектов ведется в соответствии с утвержденными в установленном порядке проектом и сметной документацией. Основным документом, определяющим сметную стоимость строительства, является сводный сметный расчет. Методика определения стоимости строительной продукции на территории РФ (МДС 81-35.2004) утверждена Постановлением Госстроя России от 05.03.2004 № 15/1. В соответствии с п. 3.15 этой Методики сметная документация состоит из локальных смет, локальных сметных расчетов, объектных смет, объектных сметных расчетов, сметных расчетов на отдельные виды затрат, сводных сметных расчетов стоимости строительства и т.д. Согласно п. 4.71 Методики сводные сметные расчеты стоимости строительства предприятий, зданий, сооружений или их очередей рассматриваются как документы, определяющие сметный лимит средств, необходимых для полного завершения строительства всех объектов, предусмотренных проектом.

Организации вправе при составлении смет применять этот документ, а также сметные нормы и расценки, установленные территориальными сборниками, с учетом реальности показателей планируемых расходов. При этом при установлении расценок необходимо учитывать показатели рыночных цен.

К сожалению, на практике инспекторы могут сопоставить суммы на строительство, заложенные сметой, и реальные понесенные затраты. В случаях существенных расхождений не исключено, что строительной организации придется доказывать обоснованность расходов в суде.

Напомним, расхождения можно обосновать: стороны вправе предусмотреть корректировку сметы в рамках исполнения договора (п. 4 и 6 ст. 709 ГК РФ). Например, стоимость материалов, которые подрядчик использует при осуществлении работ, может существенно отличаться от величин, заложенных в смете. Кроме того, может значительно возрасти стоимость услуг третьих лиц (субподрядчиков). В таком случае подрядчик имеет право требовать увеличения первоначальной цены, а при отказе заказчика – расторгнуть договор (ст. 451 и п. 6 ст. 709 ГК РФ).

Из статьи журнала «Учет в строительстве» № 7, Июль 2015

Кто обязан использовать формы № КС-2 и № КС-3

* Письмо Минфина России от 6 февраля 2015 г. № 07-01-12/4833.

Нормы законодательства

Сдачу-приемку результата работ оформляют актом, подписанным обеими сторонами договора строительного подряда – подрядчиком и заказчиком (п. 4 ст. 753 Гражданского кодекса РФ).

Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» установлено, что первичные учетные документы составляют при совершении факта хозяйственной жизни.

Формы первичных учетных документов, согласно пункту 4 статьи 9 указанного закона, утверждает руководитель компании.

Унифицированные формы с 1 января 2013 года организация может применять по своему усмотрению. Однако как показывает практика, многие строительные компании продолжают их использовать.

Унифицированные формы № КС-2 «Акт о приемке выполненных работ» и № КС-3 «Справка о стоимости выполненных работ и затрат» утверждены постановлением Госкомстата России от 11 ноября 1999 г. № 100. Применение этих форм еще до вступления в силу закона № 402-ФЗ суды признавали необязательным. Аргументировали они это тем, что постановление Госкомстата России № 100 опубликовано не было. Сведений о его представлении в Минюст России не имеется (постановление ФАС Северо-Западного округа от 11 января 2008 г. по делу № А56-5204/2007).

Напомним: нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий. Они считаются не вступившими в силу и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

Такой порядок установлен в пункте 10 Указа Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763.

Следовательно, формы № КС-2 и № КС-3, по мнению автора, обязательными к применению не являются. Поэтому, даже если подрядчик вместо унифицированных бланков представил заказчику акты произвольной формы, организация в случае возникновения спора сможет отстоять свои права.

Суды указывают, что компания вправе применять унифицированные формы первичных учетных документов, не обязательные для нее и официально не опубликованные. Или иные первичные учетные документы, которые соответствуют обязательным требованиям, установленным законом «О бухгалтерском учете». Так, ФАС Московского округа в постановлении от 7 сентября 2009 г. № КА-А40/626309, отвергая довод инспекторов о том, что представленные организацией акты составлены не по форме № КС-2, отметил следующее. Формальное несоответствие первичного документа унифицированной форме не может служить основанием для отказа налогоплательщику в принятии к учету таких документов, поскольку они не свидетельствуют об отсутствии затрат как таковых.

Таким образом, автор считает, что сдачу-приемку результата выполненных работ можно оформлять актами произвольной формы. Но непременное требование – акт должен содержать обязательные реквизиты, перечисленные в статье закона № 402-ФЗ (см. таблицу).

Обязательные реквизиты первичного учетного документа

Перечень реквизитов Основание
Наименование документа;
дата его составления;
наименование составителя документа;
содержание факта хозяйственной жизни;
величина натурального или денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;
наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за ее оформление;
подписи лиц с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.
П. 4 ст. 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Требования к оформлению

Оформляя акты, следует уделять внимание полноте и правильности заполнения всех реквизитов, которые содержатся в форме документа. Ведь первичные документы, согласно статье 313 Налогового кодекса РФ, подтверждают и данные налогового учета.

Необходимые сведения

Судебная практика показывает, что формы № КС-2, № КС-3 относятся к числу первичных документов по учету ремонтно-строительных работ. В них должны быть указаны инвестор, заказчик, подрядчик (субподрядчик) и их адреса, наименование и адрес стройки, наименование объекта, сметная стоимость. На это судьи указали в постановлении ФАС Поволжского округа от 15 июля 2010 г. по делу № А12-17520/2009.

Арбитры отмечают, что формы № КС-2, № КС-3, составленные с нарушением требований законодательства, если в них отсутствуют необходимые сведения, не могут служить основанием для предоставления вычета НДС. Поскольку, если они не содержат наименования работ, единиц измерения, количества выполненных работ, стоимости единиц работ, определить по ним объем и стоимость выполненных работ невозможно (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 5 августа 2010 г. по делу № А70-11014/2009).

В другом решении судьи пришли к выводу, что представленные акты сдачи-приемки работ содержат предусмотренные законом «О бухгалтерском учете» реквизиты, имеющие значение для определения существа сделки. Поэтому отсутствие в актах таких реквизитов, как «Номер акта», «Инвестор» и «Код формы», не является основанием для отказа принять расходы. › |

› | Постановление ФАС Московского округа от 4 сентября 2009 г. № КА-А40/7263-09.

Детализация

Обратим ваше внимание на письмо Минфина России от 9 апреля 2014 г. № 02-06-10/16186. В нем финансисты указали, что законодательство не содержит требований об обязательном отражении в акте детализации выполненных работ. Заметим, что на практике часто так и происходит: подробное описание работ есть в сметах. Но налоговым органам не нравится, когда в заполненных формах № КС-2 работы названы укрупненно.

Так, в одном из дел суд установил, что работы в акте отражены под общим наименованием «Общестроительные работы», не заполнены графы «Номер единичной расценки», «Единицы измерения работ», «Количество выполненных работ», «Цена за единицу». Арбитры решили, что отсутствие обязательных реквизитов не позволяет установить существо, объем, стоимость, единицу измерения, а также другие характеристики выполненных строительно-монтажных работ. Следовательно, невозможно подтвердить их экономическую обоснованность (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 24 января 2007 г. № А19-17307/06-24-Ф02-7451/06-С1). То есть суд согласился, что налогоплательщик представил ненадлежаще оформленные документы, подтверждающие затраты на СМР.

В другом деле налоговики отказались принять затраты по той причине, что представленные по форме № КС-2 акты не позволяют установить существо, объем, стоимость единицы измерения, а также другие характеристики выполненных ремонтных работ. То есть какие виды работ были выполнены по элементам (позициям), какие материалы, по какой цене и в каком объеме при выполнении конкретного вида работ затрачены. Тем не менее арбитры не согласились с этим мнением. Дело в том, что акты, подписанные заказчиком и подрядчиком без замечаний относительно объема и стоимости работ, свидетельствуют о том, что стороны согласовали данные показатели. Представленные акты по форме № КС-2 содержат реквизиты сторон, позволяющие их идентифицировать, ссылки на договоры подряда. При этом подробное наименование согласованных сторонами работ и их стоимость приведены в договорах подряда и спецификациях к ним (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 15 августа 2012 г. по делу № А74-2763/2011).

Вывод: вы можете не составлять унифицированные формы № КС-2, № КС-3. Но следует учесть, что в случае возникновения у налоговиков сомнений в реальности операций для доказательства того, что работы действительно были выполнены, суды требуют, чтобы обязательные реквизиты и необходимые сведения в первичных документах были заполнены.

 

Являются ли обязательными к применению в правоотношениях между заказчиком и подрядчиком унифицированные формы первичной учетной документации № КС-2, № КС-3?

Для большинства организаций указанные формы не являются обязательными формами документов, подтверждающими хозяйственные операции. Приказы Минстроя России, на которые ссылается Минфин России в письме от 6 февраля 2015 г. № 07-01-12/4833, распространяются на отчетность, которая составляется для подтверждения целевого использования полученных государственных субсидий. Тем более что форма № КС-2 в них не упомянута. Коммерческие подрядные организации должны составлять акт выполненных работ при сдаче их заказчику. Делать это они могут и по форме № КС-2, и по самостоятельно разработанной форме. Главное, чтобы была понятна суть операции.

Специальные положения

Что касается письма Минфина России 07-01-12/4833 об обязательности форм № КС-2 и № КС-3, отметим следующее.

С 1 января 2013 года формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению. Вместе с тем, по разъяснениям чиновников, обязательными продолжают оставаться формы, используемые в качестве первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов (например, кассовые документы). › |

› | Информация Минфина России № ПЗ-10/2012 «О вступлении в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ “О бухгалтерском учете”».

В письме № 07-01-12/4833 финансисты отнесли к таким документам, в частности, форму № КС-3, приведя в качестве основания ссылку на приказы Минстроя России от 17 июня 2014 г. № 298/пр и от 17 января 2014 г. № 11/пр.

Названные приказы адресованы высшим исполнительным органам государственной власти субъекта РФ, которые являются получателями субсидий из федерального бюджета, а не подрядчикам строительства. Такие органы обязаны представлять в Минстрой России справки по форме № КС-3, удостоверяющие освоение бюджетных средств.

Подрядчики этими приказами не руководствуются. Они действуют на основании контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе…».

То есть, действительно, в настоящее время уполномоченный орган по нормативно-правовому регулированию в сфере строительства – это Минстрой России. Однако нормативного правового акта, который устанавливал бы, что формы № КС-2, № КС-3 являются обязательными к применению в правоотношениях, возникающих между заказчиком и подрядчиком, министерство не издавало.

Из приведенного письма Минфина России № 07-01-12/4833 непонятно, считают ли контролирующие органы, что формы № КС-2, № КС-3 необходимо обязательно применять в строительстве вообще.

Надеемся, что Минстрой России даст соответствующие разъяснения о своей позиции по этому вопросу.

Таким образом, если строительная компания к налоговым спорам не готова, безопаснее при сдаче выполненных работ оформлять унифицированные формы № КС-2, № КС-3.

Важно запомнить
И после 1 января 2013 года обязательными к применению продолжают оставаться формы первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами.

 


Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Школа

Проверь знания

Проверь знания в новой школе Главбуха малого предприятия. Получи официальный документ

Начать тест

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




Упрощёнка в Яндексе

© 1997–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

Журнал «Упрощёнка» –
об упрощённой системе налогообложения

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Упрощёнка».
Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-54792 от 17.07.2013


  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь и читайте дальше без ограничений!

«Упрощенка» — профессиональный ресурс для малого бизнеса. Зарегистрируйтесь, и Вам будут доступны:

  • Статьи для ежедневной работы бухгалтеров
  • Новости для бухгалтеров, которые ведут учет у малого бизнеса
  • Формы и образцы бухгалтерских документов
  • Калькулятор УСН, Справочник проводок и другие онлайн сервисы

Подарок за регистрацию — таблица новых штрафов для бухгалтеров, руководителей и ИП в 2017 году.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь!

Упрощенка» — профессиональный ресурс для малого бизнеса. Зарегистрируйтесь, и Вам будут доступны:

  • Статьи для ежедневной работы бухгалтеров
  • Новости для бухгалтеров, которые ведут учет у малого бизнеса
  • Формы и образцы бухгалтерских документов
  • Калькулятор УСН, Справочник проводок и другие онлайн сервисы

Подарок за регистрацию — таблица новых штрафов для бухгалтеров, руководителей и ИП в 2017 году.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль