Когда сообщить о смене юридического адреса

249

Вопрос

Компания сменила юридический адрес, но пока не переехала в новый офис, так как там не завершен ремонт и находится временно по фактическому адресу. Должна ли компания дополнительно сообщать в ИФНС по месту регистрации (юридическому адресу) дополнительную информацию о смене юридического адреса. Может есть какая ни будь форма уведомления или что то еще? Какие штрафные санкции предусмотрены, если компания пока временно не находится по месту юридического адреса?

Ответ

Сообщить о смене юрадреса нужно после переезда в новый офис. Делается на основании заявления по форме № Р13001. Вот образец заполнения этого заявления: Пример заполнения заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица по форме № Р13001 при изменении адреса местонахождения организации.

Если же организация уже сменила адрес (то есть внесла изменения в устав и зарегистрировала их), то нахождение ее по иному адресу может повлечь за собой штрафы. В этом случае лучше всего оперативно встать на учет по местонахождению обособленного подразделения (по фактическому адресу).

Дело в том, что в данной ситуации есть всего лишь 2 безопасных законных варианта действий:

1) сменить юридический адрес путем внесения изменений в устав;

2) создать обособленное подразделение по месту фактического ведения деятельности.

Помимо привлечения к налоговой ответственности по ст.ст. 116, 126 НК РФ, в данном случае возможно привлечение и к административной ответственности по п. 3 статьи 14.25 и п. 1 ст. 15.6 КоАП РФ. Основанием для этого может послужить вывод налоговой инспекции о том, что по фактическому местонахождению организации должно быть создано обособленное подразделение. Подробнее об ответственности и рисках – в статьях.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух» и в материалах «Системы Главбух» vip-версия.


1. Статья: Чем грозит несовпадение юридического и фактического адресов организации

Понятия «фактический адрес» и «юридический адрес» организации законодательством не предусмотрены. На практике юридическим адресом обычно считают место государственной регистрации компании. Под фактическим адресом понимается место, где в действительности расположена организация, то есть адрес, по которому она фактически ведет свою деятельность. Он не всегда совпадает с юридическим адресом и обычно не указывается ни в учредительных документах, ни в ЕГРЮЛ.

Летом текущего года ФНС России на своем сайте www.nalog.ru в подразделе «Проверь себя и контрагента» разместила новый сервис «Сведения о юридических лицах, связь с которыми по указанному ими адресу (месту нахождения), внесенному в ЕГРЮЛ, отсутствует». Налоговики рекомендуют всем, и прежде всего банкам, использовать эту информационную базу для выявления неблагонадежных партнеров и фирм-однодневок. Более того, включенные в указанный список компании рискуют попасть под усиленный контроль со стороны кредитных учреждений. А те в свою очередь вправе отказать организации в предоставлении услуг дистанционного банковского обслуживания (письмо Банка России от 28.06.12 № 90-Т ).* Информация о том, какие еще возможны неблагоприятные последствия при несовпадении фактического и юридического адресов организации, представлена в таблице.

Что конкретно выявлено Возможные последствия (для организации и ее должностных лиц) Позиция Минфина России, налоговых органов, Банка России или судов
Организация не получает корреспонденцию, направленную по почте на ее адрес, указанный в ЕГРЮЛ Из-за проблем со своевременным получением корреспонденции организация может пропустить срок для направления возражений на акт проверки, не сможет принять участие в процедуре рассмотрения материалов налоговой проверки, судебном разбирательстве и т. п.

ФНС России признает, что возврат почтовых отправлений, которые были направлены по указанному в ЕГРЮЛ адресу, в связи с их неполучением организацией не может бесспорно свидетельствовать о фактическом ее отсутствии по этому адресу ( письмо от 05.05.10 № МН-20-6/622 ). Однако большинство документов, составляемых налоговиками, считаются полученными организацией по истечении шести дней с даты направления их по почте заказным письмом. При этом не имеет значения, дошла в действительности эта корреспонденция до налогоплательщика или нет. Речь идет, в частности, о вручении акта налоговой проверки, решений о взыскании налоговой задолженности за счет средств на расчетных счетах, о привлечении к ответственности и об отказе от такого привлечения, требований о представлении документов и об уплате налога, сбора, пеней, штрафа и других документов (абз. 3 п. 3 ст. 46 , п. 6 ст. 69 , п. 1 ст. 93 , абз. 2 п. 5 ст. 100 , п. 9 ст. 101 и п. 11 ст. 101.4 НК РФ).

Перечисленные документы налоговики правомерно высылают по адресу юрлица, указанному в ЕГРЮЛ. Лишь в тех случаях, когда инспекции известен фактический или почтовый адрес налогоплательщика, она может по просьбе последнего направлять письма еще и по этим адресам. Но это делается не всегда.

Суды считают, что все риски, связанные с тем, что корреспонденция не доходит до получателя, ложатся на организацию. Именно она обязана позаботиться о получении корреспонденции по адресу, указанному в ЕГРЮЛ. Например, компания может заключить с почтовым отделением договор о предоставлении ей абонентского ящика на почте. Корреспонденция, поступающая в адрес компании, будет храниться в этом ящике, пока организация не заберет ее.

Если налогоплательщик этого не сделал, он не вправе в дальнейшем ссылаться на отсутствие у него писем из инспекции или иных органов как на обстоятельство, освобождающее его от ответственности (постановления ФАС Московского округа от 15.06.12 № А40-76461/10-9-641 , от 22.02.12 № А40-34111/11-150-300 и от 14.02.12 № А40-84895/11-139-719 , Поволжского от 20.01.12 № А72-881/2011 , от 16.12.10 № А12-25808/2009 и от 01.02.07 № А55-9866/2006 , Северо-Кавказского от 03.11.09 № А32-5912/2009 и Северо-Западного от 02.08.06 № А42-10185/2005 округов)

Налоговики вправе приостановить расходные операции по счетам (при наличии у организации налоговой задолженности)
Налоговики вправе оштрафовать организацию и ее должностных лиц, если она своевременно не представит документы, требование о представлении которых было направлено ей по почте, но до нее так и не дошло ( ст. 126НК РФ и ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ)
Организация не находится по адресу, указанному в ЕГРЮЛ Налоговики имеют право обратиться в суд с требованием о ликвидации юрлица, но суд им, скорее всего, откажет

ФНС России указала, что инспекция вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица, если при его создании были допущены грубые неустранимые нарушения закона или иных правовых актов, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов по государственной регистрации юрлиц ( письмо ФНС России от 05.05.10 № МН-20-6/622 , п. 2 ст. 61 ГК РФ и п. 2 ст. 25 Федерального закона от 08.08.01 № 129-ФЗ, далее — Закон № 129-ФЗ ).

Одним из таких нарушений налоговые органы считают ведение организацией деятельности по адресу, отличному от указанного в ее учредительных документах или в ЕГРЮЛ.

Президиум ВАС РФ отметил: если допущенное компанией нарушение не является грубым и носит устранимый характер, суд вправе предложить ей принять меры по его устранению и установить для этого необходимый срок. Лишь в случае неустранения нарушения в отведенный срок суд может решить вопрос о ликвидации юридического лица ( п. 5 Обзора практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц, приведенного в приложении к информационному письму Президиума ВАС РФ от 13.01.2000 № 50 ).

Суды чаще всего отклоняют требования налоговиков о ликвидации организации в связи с несовпадением ее юридического и фактического адресов. Ведь данное нарушение не является грубым и носит устранимый характер, поскольку организация вправе внести соответствующие изменения в учредительные документы и ЕГРЮЛ (постановления ФАС Дальневосточного от 19.02.08 № Ф03-А73/08-1/197 и от 13.02.07 № Ф03-А73/06-1/5353 , Северо-Западного от 14.02.08 № А44-1549/2007 и от 21.02.07 № А56-58777/2005 , Западно-Сибирского от 17.07.07 № Ф04-4814/2007(36344-А03-40) и от 23.05.07 № Ф04-3037/2007(34315-А45-22) , Северо-Кавказского от 25.06.07 № Ф08-3628/2007-1476А округов)

Налоговики могут отказать организации в госрегистрации изменений, вносимых в учредительные документы, но суд, скорее всего, признает отказ незаконным

На практике налоговики нередко отказывают организациям в госрегистрации изменений, вносимых в учредительные документы, ссылаясь на отсутствие юрлица по адресу, указанному в поданных документах.

Суды чаще всего признают такой отказ неправомерным и обязывают налоговые органы зарегистрировать изменения (постановления ФАС Северо-Кавказского от 07.08.12 № А32-34762/2011 , от 30.05.12 № А32-19045/2011 и от 06.09.10 № А32-43976/2009 , Северо-Западного от 25.01.11 № А56-12024/2010 иМосковского от 15.12.10 № КГ-А40/14306-10 округов). По мнению судов, отказ в госрегистрации не допускается, если организация представила все необходимые для этого документы (подп. « а » и « б » п. 1 ст. 23 Закона № 129-ФЗ). Исчерпывающие перечни таких документов в зависимости от ситуации приведены в статье 17 Закона № 129-ФЗ. Запрашивать какие-либо дополнительные документы и сведения налоговики не вправе ( п. 4 ст. 9 Закона № 129-ФЗ ). Так как не наделены они полномочиями по проведению экспертизы представленных документов и проверки достоверности сведений, вносимых юрлицами в свои учредительные документы

Налоговики могут обязать организацию внести в ЕГРЮЛ изменения, касающиеся места ее нахождения, но суды считают такое требование незаконным

Суды приходят к выводу, что, даже если инспекция выявит несовпадение юридического и фактического адресов компании, она не вправе потребовать от организации внести соответствующие изменения в ЕГРЮЛ (постановления ФАС Московского округа от 02.11.06 № КА-А40/10640-06 , от 24.10.06 № КГ-А40/10076-06 и от 12.10.06 № КГ-А40/9671-06 ). Ведь нормами Закона № 129-ФЗ предусмотрен заявительный, то есть добровольный, порядок подачи документов для совершения налоговиками регистрационных действий ( п. 5 ст. 5 и ст. 17Закона № 129-ФЗ). Инспекторы не наделены правом возложения на юрлицо обязанности по представлению в регистрирующий орган документов и сведений, необходимых для внесения тех или иных изменений в ЕГРЮЛ. Как не могут они обратиться в суд с иском об обязании коммерческой организации совершить действия по внесению изменений в свои учредительные документы или ЕГРЮЛ.

Кроме того, суды отмечают, что отсутствие организации на момент проведения проверки по адресу, указанному в учредительных документах, еще не свидетельствует о том, что она не располагалась по этому адресу на дату ее регистрации (постановления ФАС Северо-Западного от 27.02.10 № А56-25535/2009 , Западно-Сибирского от 01.04.08 № Ф04-1548/2008(1783-А03-24) , от 30.08.07 № Ф04-5832/2007(37548-А67-37) и от 23.05.07 № Ф04-3037/2007(34315-А45-22) , Московского от 02.11.06 № КА-А40/10640-06 , от 16.10.06 № КГ-А40/7643-06 и от 15.06.06 № КГ-А40/4350-06 округов)

Налоговики могут оштрафовать или даже дисквалифицировать руководителя организации за представление недостоверных или заведомо ложных сведений о месте нахождения юрлица, но суды признают применение таких мер незаконным

Налоговые органы трактуют несовпадение фактического июридического адресов организации как представление недостоверных или заведомо ложных сведений о юрлице либо как непредставление или несвоевременное представление таких сведений (письма ФНС России от 05.05.10 № МН-20-6/622, УФНС России по г. Москве от 14.08.07 № 34-25/076853 и от 26.06.07 № 09-10/060223@ ).

За указанные нарушения предусмотрен административный штраф для руководителя организации в размере 5000 руб. А за представление в регистрирующий орган документов, содержащих заведомо ложные сведения, могут быть применены штраф в том же размере или дисквалификация на срок до трех лет (ч. 3 и 4 ст. 14.25 КоАП РФ).

ФНС России рекомендует инспекциям применять к руководителям организаций, у которых не совпадают юридический и фактический адреса, именно дисквалификацию (п. 2 Обзора по вопросу применения дисквалификации должностных лиц организаций, приведенного в приложении кписьму от 13.09.05 № ЧД-6-09/761@ ). Ведь руководитель заведомо знает о том, что организация не находится по указанному в ЕГРЮЛ или учредительных документах адресу, и все равно указывает в документах именно его.

Суды считают, что административная ответственность к руководителю организации в подобной ситуации в принципе не может быть применена. В частности, его нельзя оштрафовать за непредставление или несвоевременное представление налоговикам информации об изменении адреса, поскольку срок для подачи таких сведений законодательством не установлен.

Как правило, нельзя применить меры ответственности и за представление недостоверных или заведомо ложных сведений. Ведь в этом случае налоговики должны представить суду доказательства, свидетельствующие о недостоверности сведений об адресе юрлица, например протокол осмотра помещения или опроса свидетелей (ст. 90 и 92 НК РФ). Причем такой протокол должен быть составлен именно на дату подачи организацией того или иного документа, содержащего сведения о ее адресе. Очевидно, что сделать это практически невозможно.

Тем более что компания может утверждать, что представленные сведения об адресе изначально были достоверными, но изменились впоследствии (постановления ФАС Северо-Западного от 24.09.08 № А26-7335/2007 , Западно-Сибирского от 30.08.07 № Ф04-5832/2007(37548-А67-37) , Восточно-Сибирского от 15.05.07 № А69-2603/06-3-Ф02-2744/07 иМосковского от 02.11.06 № КА-А40/10640-06 округов)

Налоговики вправе обязать организацию зарегистрировать обособленное подразделение по ее фактическому адресу

Налоговые органы могут посчитать, что у организации возникло обособленное подразделение, если она ведет деятельность по адресу, который отличается от указанного в ЕГРЮЛ. Ведь таковым является любое территориально обособленное от организации подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места на срок более одного месяца ( п. 2 ст. 11 НК РФ ). При этом неважно, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах компании.

Организации обязаны сообщать в свою инспекцию о создании на территории РФ обособленного подразделения в течение одного месяца со дня его создания ( подп. 3 п. 2 ст. 23 и п. 4 ст. 83 НК РФ). При невыполнении этого требования считается, что обособленное подразделение вело деятельность без постановки его на учет в налоговых органах. Такое нарушение влечет взыскание с организации штрафа в размере 10% от доходов, полученных в результате такой деятельности, но не менее 40000 руб. ( п. 2 ст. 116 НК РФ ).

Судебной практики по данному вопросу пока не сложилось, так как ответственность за ведение деятельности без постановки на учет появилась в пункте 2 статьи 116 НК РФ лишь со 2 сентября 2010 года. До этой даты предусматривалась ответственность за уклонение от постановки на учет в налоговом органе ( ст. 117 НК РФ в прежней редакции, она утратила силу со 2 сентября 2010 года).

Тем не менее в других ситуациях, когда налогоплательщики ведут деятельность через незарегистрированные обособленные подразделения, суды соглашаются с применением штрафных санкций, предусмотренных пунктом 2 статьи 116 НК РФ (постановления ФАС Поволжского от 27.09.11 № А06-7317/2010и Северо-Кавказского от 24.08.11 № А32-35211/2010 округов)

Налоговики вправе оштрафовать организацию за ведение деятельности без постановки на учет (п. 2 ст. 116 НК РФ )
Обслуживающий банк вправе отказать организации в предоставлении услуг дистанционного банковского обслуживания, а при попытке открыть новый расчетный счет в другом банке может последовать отказ в этом*

Банк России рекомендовал кредитным организациям в случае отсутствия юрлица по своему местонахождению воспользоваться имеющимся у них правом и отказать ему в заключении договора банковского счета ( письмо от 28.06.12 № 90-Т ). Такая возможность предусмотрена пунктом 5.2 статьи 7 Федерального закона от 07.08.01 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

А если договор банковского счета уже был заключен, то банк вправе отказать организации в предоставлении ей услуг дистанционного банковского обслуживания (например, не проводить платежи через системы «Клиент-Банк» или «Интернет-Банк») и перейти на прием от такого клиента расчетных документов только на бумажном носителе. Причем соответствующие условия Банк России рекомендует включать в договоры банковского счета, заключаемые между кредитными организациями и клиентами.

Кроме того, Банк России указал, что кредитным организациям необходимо обеспечить повышенное внимание к операциям таких клиентов и направлять сведения о представителях этих юрлиц в Федеральную службу по финансовому мониторингу (письма Банка России от 28.06.12 № 90-Т и от 29.12.03 № 183-Т)*

2. Статья: Если юридический адрес не совпадает с фактическим

Нежелательные последствия

Если организация ведет деятельность по другому адресу, чем указано в учредительных документах, налоговая инспекцияможет это воспринять как создание обособленного подразделения.* Кроме того, при наличии двух адресов существует вероятность, что отправленная важная корреспонденция (требование об уплате налога или о представлении документов в налоговую инспекцию, акт налоговой проверки и т. д.) не дойдет до организации вовремя или она не получит ее вовсе (как в рассматриваемом случае). В дополнение к этому руководителя могут оштрафовать за представление недостоверных сведений о юридическом лице.

Прежде чем рассматривать нежелательные последствия, выясним, что означает «юридический» или «фактический адрес». В гражданском законодательстве нет таких понятий. Однако есть термин «место нахождения юридического лица», под которым понимается место нахождения постоянно действующего исполнительного органа организации на момент ее регистрации, а если он отсутствует – иного органа или лица, имеющего право действовать от имени общества без доверенности (п. 2 ст. 54 ГК РФ). Этот адрес указывается в Едином государственном реестре юридических лиц и в учредительных документах организации. Именно его и подразумевают под юридическим адресом. Соответственно, говоря о фактическом адресе, имеют в виду адрес, по которому организация действительно находится и осуществляет предпринимательскую деятельность. Чем же грозит наличие двух адресов?*

1. Ведение деятельности по адресу, отличному от места нахождения, указанного в учредительных документах, может быть приравнено к созданию обособленного подразделения. Многие не придают этому значения, справедливо считая, что при упрощенной системе можно иметь обособленные подразделения, а значит, принудительного перехода на общий режим из-за наличия двух адресов не будет. Так и есть. Однако если организация не известит налоговую инспекцию о создании обособленного подразделения, то инспекция, узнав об этом спустя месяц, вероятно, начислит штрафы.

Напомним, что согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны письменно сообщить в налоговую инспекцию об обособленном подразделении в течение одного месяца со дня его создания. Если этого не сделать, организации могут начислить штраф в размере 50 руб. (п. 1 ст. 126 НК РФ), а должностных лиц привлечь к административной ответственности, при которой штраф составляет от 300 до 500 руб. (п. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).

В течение одного месяца со дня создания подразделения организация должна встать на учет в налоговой инспекции по месту его нахождения (п. 4 ст. 83 НК РФ). За несвоевременную подачу заявления могут оштрафовать:
– организацию – на 5000 руб. (если просрочка составила 90 календарных дней и меньше) или на 10 000 руб. (если просрочка – более 90 календарных дней);
– руководителя – в размере от 500 до 1000 руб.

Если же налоговые органы докажут, что организация не просто опоздала подать заявление, а уклонялась от постановки на учет, с руководителя могут взыскать от 2000 до 3000 руб. (п. 2 ст. 15.3 КоАП РФ). Размеры штрафов для организации в этом случае будут такими:
– 10% доходов от деятельности, продлившейся не более 90 календарных дней без постановки на учет по месту нахождения обособленного подразделения, но не менее 20 000 руб. (п. 1 ст. 117 НК РФ);
– 20% доходов от деятельности, продлившейся более 90 календарных дней без постановки на учет по месту нахождения обособленного подразделения, но не менее 40 000 руб. (

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Школа

Проверь знания

Проверь знания в новой школе Главбуха малого предприятия. Получи официальный документ

Начать тест

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Опрос

Вы сверили взносы?

  • Да, с инспекцией 11.69%
  • Да, с фондом 31.17%
  • Да, с инспекцией и фондом 9.09%
  • Нет, сверку еще не проводили 48.05%
результаты

Рассылка



Упрощёнка в Яндексе

© 1997–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

Журнал «Упрощёнка» –
об упрощённой системе налогообложения

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Упрощёнка».
Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-54792 от 17.07.2013


  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь и читайте дальше без ограничений!

«Упрощенка» — профессиональный ресурс для малого бизнеса. Зарегистрируйтесь, и Вам будут доступны:

  • Статьи для ежедневной работы бухгалтеров
  • Новости для бухгалтеров, которые ведут учет у малого бизнеса
  • Формы и образцы бухгалтерских документов
  • Калькулятор УСН, Справочник проводок и другие онлайн сервисы

Подарок за регистрацию — таблица новых штрафов для бухгалтеров, руководителей и ИП в 2017 году.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь!

Упрощенка» — профессиональный ресурс для малого бизнеса. Зарегистрируйтесь, и Вам будут доступны:

  • Статьи для ежедневной работы бухгалтеров
  • Новости для бухгалтеров, которые ведут учет у малого бизнеса
  • Формы и образцы бухгалтерских документов
  • Калькулятор УСН, Справочник проводок и другие онлайн сервисы

Подарок за регистрацию — таблица новых штрафов для бухгалтеров, руководителей и ИП в 2017 году.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль