Правомерны ли требования налоговой инспекции о подаче уточненной декларации

172

Вопрос

Я, ИП находящаяся на налоговом режиме УСН доходы, не являющейся работодателям и не производящая выплаты работникам. За 2013г. мною подана налоговая декларация по УСН, в которой я уменьшила сумму исчисленного налога на доходы на сумму уплаченных фиксированных платежей за 2013г. в размере 35664,66 и на сумму погашенной задолженности за 2012г. в размере 17205,25, в общей сложности на 52870 руб, исходя из норм Налогового Кодекса, ПИСЬМА МИНФИНА РОССИИ от 29.12.2012 № 03-11-09/99 и ПИСЬМА МИНФИНА РОССИИ от 01.09.2014 № 03-11-09/43646. Налоговая инспекция мою декларацию приняла, при проведении камеральной проверки нарушений не выявила, а весной 2015г. выставила требование о подаче уточненной декларации за 2013г., ссылаясь на то, что я не имела право уменьшить сумму исчисленного упрощенного налога более, чем на 35664,66 (т.е. в пределах исчисленных за отчетный 2013г.). Вопрос 1: правомерны ли требования ИФНС. Зачем тогда в НК и разъяснениях Минфина России формулировка «уменьшит сумму исчисленного упрощенного налога на сумму погашенной задолженности по уплате страховых взносов за отчетный период 2012 года»? Вопрос 2: правомерны ли требования ИФНС о подаче уточненной налоговой декларации, спустя год, после проведенной камеральной проверки?

Ответ

Когда за предпринимателем числится задолженность (недоимка) по обязательным страховым взносам за отчетные периоды (расчетный период) 2012 г. и он решает ее уплатить в 2013 году, то в этом случае сумму уплаченной недоимки по страховым взносам в фиксированном виде он сможете принять к уменьшению авансового платежа или налога при УСН за тот период, в котором произведена фактическая уплата такой задолженности. На это указывает Минфин России в письмах от 01.09.2014 № 03-11-09/43646 (направлено для сведения и использования в работе Письмом ФНС России от 31.10.2014 № ГД-4-3/22601@), от 13.01.2014 № 03-11-11/252, от 08.02.2013 № 03-11-11/60, от 29.12.2012 № 03-11-09/99). ФНС в 2015 году дает аналогичное заключения по ИП (письмо от 20 марта 2015 г. №ГД-3-3/1067@)
Причем первое письмо было направлено ФНС для работы на местах налоговых органов.
К сожалению, арбитражной практики по данному вопросу нет, но ее и не нужно.

Если причиной налогового правонарушения стало исполнение официальных разъяснений контролирующих ведомств, организация освобождается от налоговой ответственности (подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ, п. 18 постановления Пленума Верховного суда РФ и Пленума ВАС РФ от 11 июня 1999 г. № 41/9). Причем если разъяснения были даны после 1 января 2007 года, то пени за неуплату налога в этом случае тоже не начисляются (п. 8 ст. 75 НК РФ, ч. 7 ст. 7 Закона от 27 июля 2006 г. № 137-ФЗ).

Основанием для освобождения от ответственности (начисления пеней) являются официальные разъяснения, данные неопределенному кругу плательщиков (без указания конкретного адресата). При этом они должны быть основаны на законодательстве, действовавшем в том периоде, когда у ИП возникли сложности с расчетом налогов.
Учитывая тот факт, что ФНС направляло использовать в работе разъяснения Минфина, а так же последнюю позицию по данному вопросу в 2015 году, у ИП есть все шансы, чтобы выиграть дело в суде, учитывая Вашу конкретную ситуацию.
В соответствии с ч. 1 ст. 19.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до четырех тысяч рублей. Так, например, согласно разъяснениям ФНС России неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица налогового органа, выразившееся в непредставлении уточненной налоговой декларации, влечет административную ответственность по ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ (Письмо ФНС России от 08.12.2011 N АС-4-2/20776).

Но в Вашем случае привлечение в данной ситуации к административной ответственности также будет неправомерным, так как НК РФ содержит обязанность по предоставлении уточненной декларации только в одном случае – если налогоплательщик занизил суммы налога по декларации. Поскольку в Вашем случае нет законных оснований полагать, что налогоплательщик занизил суммы на основании всех представленных выше разъяснений, требования налогового органа неправомерны. То есть сообщение с требованием представить уточненку при отсутствии оснований – это документ, не порождающий для лица, которому оно адресовано, возникновения, изменения или прекращения предусмотренных законом прав и обязанностей (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 28.08.2012 N А10-355/2012).

В настоящий момент Вам необходимо готовить жалобу в вышестоящую инстанцию, а потом обращаться в суд.

Как применять нормативные акты, регулирующие налоговое законодательство

Ситуация: можно ли оштрафовать организацию за налоговое правонарушение, если его причиной было исполнение письменных разъяснений Минфина России (региональных и местных финансовых органов) или ФНС России (региональных управлений и налоговых инспекций)

Нет, нельзя.

Исполняя обязанности налогоплательщика (налогового агента), организация должна руководствоваться налоговым законодательством. Если в законодательстве существуют неясности, организация вправе учитывать официальную позицию Минфина России (региональных и местных финансовых ведомств) или ФНС России (региональных управлений и налоговых инспекций) (подп. 2 п. 1 ст. 21 НК РФ, письмо Минфина России от 2 мая 2007 г. № 03-02-07/1-211). Официальная позиция Минфина России по вопросам налогообложения излагается в письмах, которые подписаны министром финансов России (его заместителями) или директором департамента налоговой и таможенно-тарифной политики (его заместителями).* Об этом сказано в письмах Минфина России от 13 ноября 2008 г. № 03-02-08/22 и от 6 мая 2005 г. № 03-02-07/1-116. Официальная позиция региональных и местных финансовых органов излагается в письмах, подписанных руководителями (заместителями руководителей) или другими уполномоченными сотрудниками. Полномочия сотрудников должны быть подтверждены распорядительным документом регионального (местного) финансового органа (подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ). Официальную позицию ФНС России (региональных управлений и налоговых инспекций) вправе излагать руководитель ведомства или его заместители (письмо Минфина России от 2 мая 2007 г. № 03-02-07/1-211).

Если причиной налогового правонарушения стало исполнение официальных разъяснений контролирующих ведомств, организация освобождается от налоговой ответственности (подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ, п. 18 постановления Пленума Верховного суда РФ и Пленума ВАС РФ от 11 июня 1999 г. № 41/9). Причем если разъяснения были даны после 1 января 2007 года, то пени за неуплату налога в этом случае тоже не начисляются (п. 8 ст. 75 НК РФ, ч. 7 ст. 7 Закона от 27 июля 2006 г. № 137-ФЗ).

Основанием для освобождения от ответственности (начисления пеней) являются официальные разъяснения, данные самой организации или неопределенному кругу плательщиков (без указания конкретного адресата). При этом они должны быть основаны на законодательстве, действовавшем в том периоде, когда у организации возникли сложности с расчетом налогов. Кроме того, нужно, чтобы условия деятельности организации полностью соответствовали обстоятельствам, рассмотренным в разъяснениях. Если запрос, по которому организации были даны официальные разъяснения, содержал неполные или недостоверные сведения, то от ответственности за допущенное нарушение организация не освобождается. Такой порядок предусмотрен подпунктом 3 пункта 1 статьи 111 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмом Минфина России от 16 мая 2013 г. № 03-02-08/17019.

Минфин России считает, что разъяснения, которые даны конкретной организации, если они не касаются вопросов общего характера, а подготовлены на основе фактических обстоятельств и с учетом специфики именно этой организации, не являются универсальными. Ими не могут руководствоваться все подряд. И если причиной налогового правонарушения стало решение, принятое на основании таких разъяснений, положения подпункта 3 пункта 1 статьи 111 Налогового кодекса РФ не применяются. Поэтому, ориентируясь на письма, размещенные в Интернете или в различных справочно-правовых системах, организации рискуют. Когда инспекция обнаружит нарушение, избежать ответственности, ссылаясь на эти письма, будет трудно. Минфин России занял такую позицию уже давно и своей точки зрения на этот счет не меняет (письма от 28 апреля 2014 г. № 03-03-06/1/19867, от 7 августа 2007 г. № 03-02-07/2-138, от 16 ноября 2006 г. № 03-02-07/1-325).

Главбух советует: если организация не уверена в правильности толкования той или иной нормы законодательства, направьте запрос в финансовые или налоговые органы от своего имени. Решение о начислении или уплате налога принимайте на основании полученного ответа. На случай возможных судебных разбирательств такой вариант безопаснее всего.

Даже если при проверке налоговая инспекция признает полученный ответ неправильным и обвинит организацию в налоговом правонарушении, в суде можно будет доказать отсутствие своей вины. Рассматривая дела о привлечении налогоплательщиков к ответственности, суды принимают во внимание как письменные разъяснения, направленные конкретным организациям, так и письма контролирующих ведомств, адресованные неопределенному кругу лиц (например, опубликованные в справочно-правовых системах и СМИ).

Если организация ошибочно рассчитывала налоги с учетом этих писем (при условии, что их содержание полностью соответствует обстоятельствам дела), суды расценивают их как основание для освобождения от налоговой ответственности в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 111 Налогового кодекса РФ (см., например, постановление Президиума ВАС РФ от 30 ноября 2010 г. № ВАС-4350/10, определения ВАС РФ от 15 июня 2009 г. № ВАС-7202/09, от 14 августа 2007 г. № 9854/07, от 18 июля 2007 г. № 6347/07, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 9 апреля 2009 г. № А32-6494/2008-34/113-29/408, Дальневосточного округа от 11 июля 2007 г. № Ф03-А24/07-2/933, от 25 апреля 2007 г. № Ф03-А73/07-2/735, Восточно-Сибирского округа от 7 февраля 2007 г. № А58-7354/05-Ф02-2/07, Западно-Сибирского округа от 13 июня 2007 г. № Ф04-3745/2007(35118-А70-37), Центрального округа от 8 мая 2007 г. № А62-5098/2006, Поволжского округа от 19 января 2007 г. № А65-4809/06-СА2-41, Северо-Западного округа от 13 августа 2007 г. № А21-4831/2006).

2. Из письма ФНС России от 31 октября 2014 г. № ГД-4-3/22601@

О НАПРАВЛЕНИИ

ПИСЬМА МИНФИНА РОССИИ ОТ 01.09.2014 № 03-11-09/43646

Федеральная налоговая служба направляет для сведения и использования в работе письмо Министерства финансов Российской Федерации от 01.09.2014 N 03-11-09/43646 с разъяснениями по вопросу уменьшения индивидуальным предпринимателем, не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, на сумму страховых взносов.

Доведите данное письмо до нижестоящих налоговых органов, а также до налогоплательщиков.

Действительный

государственный советник

Российской Федерации

3 класса

Д.Ю.ГРИГОРЕНКО

Приложение

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 1 сентября 2014 г. № 03-11-09/43646

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу уменьшения индивидуальным предпринимателем, не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, на суммы страховых взносов и сообщает следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) индивидуальные предприниматели, не производящие выплат и иных вознаграждений физическим лицам, уплачивают страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах.

Подпунктом 1 пункта 3.1 статьи 346.21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что налогоплательщики, перешедшие на применение упрощенной системы налогообложения и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшают сумму налога (авансовых платежей по налогу), исчисленную за налоговый (отчетный) период, на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) в данном налоговом (отчетном) периоде в соответствии с законодательством Российской Федерации.*

В соответствии с пунктом 3.1 статьи 346.21 Кодекса индивидуальные предприниматели, перешедшие на применение упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов и не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уменьшают сумму налога (авансовых платежей по налогу) на уплаченные страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированном размере.

При этом вышеуказанные налогоплательщики уменьшают сумму налога (авансовых платежей по налогу) на уплаченные страховые взносы без применения ограничения в виде 50 процентов от суммы данного налога.

Таким образом, налогоплательщики вправе уменьшить сумму исчисленного налога (авансовых платежей по налогу), уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за I квартал 2013 года на сумму уплаченных (в пределах исчисленных сумм) в данном периоде страховых взносов, а также на сумму погашенной задолженности по уплате страховых взносов за отчетные периоды 2012 года.*

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Школа

Проверь знания

Проверь знания в новой школе Главбуха малого предприятия. Получи официальный документ

Начать тест

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Опрос

Вы сверили взносы?

  • Да, с инспекцией 10.98%
  • Да, с фондом 29.27%
  • Да, с инспекцией и фондом 9.76%
  • Нет, сверку еще не проводили 50%
результаты

Рассылка



Упрощёнка в Яндексе

© 1997–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

Журнал «Упрощёнка» –
об упрощённой системе налогообложения

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Упрощёнка».
Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-54792 от 17.07.2013


  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь и читайте дальше без ограничений!

«Упрощенка» — профессиональный ресурс для малого бизнеса. Зарегистрируйтесь, и Вам будут доступны:

  • Статьи для ежедневной работы бухгалтеров
  • Новости для бухгалтеров, которые ведут учет у малого бизнеса
  • Формы и образцы бухгалтерских документов
  • Калькулятор УСН, Справочник проводок и другие онлайн сервисы

Подарок за регистрацию — таблица новых штрафов для бухгалтеров, руководителей и ИП в 2017 году.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь!

Упрощенка» — профессиональный ресурс для малого бизнеса. Зарегистрируйтесь, и Вам будут доступны:

  • Статьи для ежедневной работы бухгалтеров
  • Новости для бухгалтеров, которые ведут учет у малого бизнеса
  • Формы и образцы бухгалтерских документов
  • Калькулятор УСН, Справочник проводок и другие онлайн сервисы

Подарок за регистрацию — таблица новых штрафов для бухгалтеров, руководителей и ИП в 2017 году.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль