Когда применяется повышенная ставка водного налога

43

Вопрос

У организации отсутствует лицензия на водопользование. Можно ли в этом случае при расчете суммы водного налога применить налоговую ставку при заборе в пределах установленного лимита?

Ответ

Можно, но возможно данную позицию придется отстаивать в суде. Так как если организация пользуется водой без лицензии, то налоговики при проверках нередко расценивают весь объем забранной воды как сверхлимитный и применяют пятикратные ставки. Однако, по мнению судей, применение ставок по водному налогу не связано с наличием или отсутствием лицензии на право пользования водными объектами при заборе воды. Кроме того, налоговое законодательство не устанавливает повышенных размеров ставок, если лицензии нет (постановление ФАС Московского округа от 6 мая 2014 г. № Ф05-3733/14).

Когда применяется повышенная ставка

Ставки водного налога не увеличиваются, если предприятие использует водные объекты без лицензии*. А есть ли особенности уплаты данного налога для сельхозорганизаций? Об этом и не только расскажем в статье.

* Постановление ФАС Московского округа от 6 мая 2014 г. № Ф05-3733/14.

Пользование водой облагается налогом

Плательщиками водного налога признаются организации и физические лица, пользующиеся водой в специальном и (или) особом порядке (п. 1 ст. 333.8 Налогового кодекса РФ).

Налог начисляется, в частности, по следующим видам пользования (п. 1 ст. 333.9 Налогового кодекса РФ):

  • забор воды из водных объектов;
  • использование акватории водных объектов.

Не облагается водным налогом забор воды для (п. 2 ст. 333.9 Налогового кодекса РФ):

  • обеспечения пожарной безопасности, а также для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий;
  • рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов;
  • орошения земель сельскохозяйственного назначения (включая луга и пастбища);
  • водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций и граждан и др.

Отметим, что перечень, приведенный в пункте 2 статьи 333.9 Налогового кодекса РФ, является закрытым (полным).

Не облагается и использование акватории водных объектов для рыболовства и охоты.

Кроме того, налог не уплачивают организации, получающие воду на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование. Такие договоры и решения вместо лицензий заключаются после введения в действие 1 января 2007 года Водного кодекса РФ (п. 2 ст. 333.8 Налогового кодекса РФ).

Отметим, что, если хозяйство имеет разрешающие документы на водопользование, но фактически не пользуется водой, оно все равно должно уплачивать налог (письмо Минфина России от 7 ноября 2006 г. № 03-07-03-04/39).

Полученные лицензии действительны

Ранее в соответствии с положениями Водного кодекса РФ от 16 ноября 1995 г. № 167-ФЗ, действовавшего до 2007 года, права пользования водными объектами приобретались на основании лицензии и заключенного в соответствии с ней договора пользования водным объектом. Те предприятия, которые получили лицензии и пользуются водой на их основании, сохраняют права долгосрочного или краткосрочного пользования водными объектами до истечения срока действия этих документов.

Таким образом, если предприятие имеет действующую лицензию и использует в своих целях водный объект, то оно считается плательщиком водного налога (письмо Минфина России от 23 октября 2013 г. № 03-06-06-02/44478). Лицензия на водопользование в зависимости от способов и целей использования водного объекта содержит сведения:

  • о водном объекте;
  • о водопользователе;
  • о водопотребителях;
  • о способах и целях использования водного объекта с указанием его пространственных границ;
  • об обязательствах водопользователя по отношению к водопотребителям;
  • о лимитах водопользования.

В лицензиях на право пользования недрами в целях добычи подземных вод предусматривается предельно допустимый водоотбор в куб. м в сутки (куб. м в год). В этом случае квартальные и годовой лимиты водопользования необходимо определять путем умножения величины разрешенного суточного водоотбора на количество дней в квартале или году (письмо ФНС России от 21 апреля 2014 г. № ГД-4-3/7591@).

Налог рассчитывается по каждому объекту

По разным видам водопользования налоговая база определяется отдельно по каждому объекту. В соответствии с пунктом 1 статьи 333.10 Налогового кодекса РФ, если в отношении водного объекта установлены различные ставки, база определяется применительно к каждой из них.

При заборе воды налоговая база определяется как объем воды, полученный из водного объекта за налоговый период. Это значение устанавливается на основании показаний водоизмерительных приборов и отражается в журнале первичного учета использования воды.

Если таких приборов нет, объем забранной воды определяется исходя из времени работы и производительности технических средств. А если и таким образом нельзя посчитать количество полученной воды, то оно определяется исходя из норм водопотребления (п. 2 ст. 333.10 Налогового кодекса РФ). При этом нередко инспекторы пересчитывают налоговую базу, определенную в соответствии с нормами водопотребления, и определяют ее с учетом времени работы и производительности насосов.

Однако суды не всегда поддерживают такую позицию. Так, например, арбитры указали, что, поскольку отсутствуют водоизмерительные приборы учета на скважинах и журнал первичного учета использования воды, определить фактический объем забранной воды нельзя. Поэтому предприятие обоснованно исчислило налог исходя из норм потребления (постановление ФАС Уральского округа от 23 августа 2010 г. № Ф09-6613/10-С3).

При использовании акватории водных объектов налоговая база рассчитывается исходя из площади предоставленного водного пространства. Последняя, в свою очередь, определяется по данным лицензии (договора) на водопользование. Если в этих документах таких сведений нет, то для определения площади можно использовать информацию из соответствующей технической и проектной документации (п. 3 ст. 333.10 Налогового кодекса РФ).

Ставки водного налога зависят от местонахождения объекта налогообложения и установлены статьей 333.12 Налогового кодекса РФ. Они применяются только в отношении забора воды в пределах квартальных (годовых) лимитов водопользования.

При заборе воды сверх лимитов налоговые ставки в части такого превышения устанавливаются в пятикратном размере общих ставок (п. 2 ст. 333.12 Налогового кодекса РФ).

Когда лимит определяется расчетным путем

Поскольку обычно квартальные лимиты не прописывались в лицензиях, инспекторы их рассчитывали как 1/4 часть утвержденного годового лимита. При его превышении в налоговом периоде даже при соблюдении годового лимита доначисляли налог с применением повышенных ставок. › |

› | В соответствии со статьей 333.11 Налогового кодекса РФ налоговым периодом по водному налогу признается квартал.

Однако, по мнению судей, это неправомерно (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 7 сентября 2009 г. № А78-6156/08).

Финансисты разъяснили, что при отсутствии в лицензии установленных лимитов следует использовать данные обоснованной потребности в водозаборе. Они указываются в документах, представляемых вместе с заявкой на получение лицензии (письмо Минфина России от 9 сентября 2013 г. № 03-06-05-02/36943).

По окончании срока действия лицензии правоотношения по водопользованию регулируются Водным кодексом РФ. В этом случае предприятие перестает быть плательщиком водного налога и обязано вносить в бюджет платежи за пользование водными объектами, установленные договором на водопользование (письмо ФНС России от 24 сентября 2012 г. № ЕД-4-3/15909@).

Если у хозяйства есть лицензия

Не облагается водным налогом забор воды из водных объектов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (включая луга и пастбища) для водопоя и обслуживания скота и птицы. Но при условии, что есть соответствующая лицензия на этот конкретный вид водопользования. В ней должны быть отражены лимиты или разрешенные (предельно допустимые) объемы забираемой воды (письмо Минфина России от 20 ноября 2012 г. № 03-06-06-02/7).

В этом случае и декларацию по водному налогу в инспекцию представлять не нужно (письмо Минфина России от 24 сентября 2013 г. № 03-06-06-02/39503).

Если в лицензии не указана цель, для которой хозяйство получает воду или пользуется акваторией, водный налог уплачивается в общем порядке (письмо Минфина России от 28 апреля 2012 г. № 03-06-05-02/2).

В письме от 5 мая 2012 г. № 03-06-06-02/7 Минфин России разъяснил, что освобождение от уплаты налога не применяется, если лицензия выдана на добычу технических подземных вод для технологического обеспечения водой сельхозобъекта. При этом не важно, что вода фактически используется для орошения земель сельскохозяйственного назначения (включая луга и пастбища) и для водопоя и обслуживания скота и птицы.

В обратной ситуации, когда вода, предназначенная для водоснабжения населения и водопоя скота, используется в других целях, также придется уплатить водный налог. На это чиновники указали в письме ФНС России от 21 апреля 2014 г. № ГД-4-3/7591@.

Если хозяйство пользуется водой без лицензии, то налоговики при проверках нередко расценивают весь объем забранной воды как сверхлимитный и применяют пятикратные ставки. Однако, по мнению судей, применение ставок по водному налогу не связано с наличием или отсутствием лицензии на право пользования водными объектами при заборе воды. Кроме того, налоговое законодательство не устанавливает повышенных размеров ставок, если лицензии нет (постановление ФАС Московского округа от 6 мая 2014 г. № Ф05-3733/14).

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Школа

Проверь знания

Проверь знания в новой школе Главбуха малого предприятия. Получи официальный документ

Начать тест

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Опрос

Как вы станете заполнять декларацию по УСН за 2016 год?

  • в программе 1С 57.67%
  • в Программе Главбух: учет и отчетность 1.33%
  • в программе Инфо-Предприятие 1.33%
  • в программе БухСофт 4.67%
  • в других бухгалтерских программах 21%
  • заполню без программы, скачав бланк на компьютер 11.33%
  • от руки заполню бумажную декларацию 2.67%
результаты

Рассылка



Упрощёнка в Яндексе

© 1997–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

Журнал «Упрощёнка» –
об упрощённой системе налогообложения

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Упрощёнка».
Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-54792 от 17.07.2013


  • Мы в соцсетях
Здравствуйте!

Сайт «Упрощенка» — это профессиональный ресурс. Если Вы работаете в малом бизнесе, то статьи и новости для Вас доступны бесплатно.

Чтобы получить доступ к 7 351 статье, свежим новостям, консультациям экспертов, шаблонам документов для бухгалтера, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Будем рады помогать Вам в работе. А в подарок за знакомство на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, отправим Вам таблицу изменений по УСН.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт «Упрощенка» — это профессиональный ресурс. Если Вы работаете в малом бизнесе, то статьи, новости, образцы форм, шаблоны документов для бухгалтеров для Вас доступны бесплатно.

Будем рады помогать Вам в работе. А в подарок за знакомство на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, отправим Вам таблицу важных изменений по УСН.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль