Является ли фирма арендующая офис в бизнес-центре, плательщиком платы за негативное воздействие?

401

Вопрос

Является ли фирма, представляющая бухгалтерские услуги, арендующая офис в бизнес-центре, плательщиком платы за негативное воздействие? мусор выкидываем, в мусорные корзины, находящиеся в офисе, и мусор убирает уборщица (сотрудник бизнес-центра). Каким образом тогда заполнять расчет платы за негативное воздействие? Как рассчитать объем мусора? Каков о наименование отхода?

Ответ

Да, является, так как в процессе её деятельности образуются остатки материалов и иных изделий и продуктов, а заполнять расчет надо в соответствии с приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204. При этом рассчитать объем мусора можно по фактическому количеству образованных отходов за отчетный период, а наименование отхода определить по Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Минприроды России от 2 декабря 2002 г. № 786.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух версия для коммерческих организаций.

1.Рекомендация: Кто должен перечислять плату за загрязнение окружающей среды

Размещение отходов (mod = 186, id = 4052)

Обязанность вносить плату за размещение отходов производства и потребления возникает у организаций, в процессе деятельности которых образуются:*

  • остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов;
  • товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Это следует из статьи 1 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ*.

Ситуация: должна ли организация, заключившая договор на вывоз мусора (отходов), перечислять плату за загрязнение окружающей среды (mod = 112, id = 48756)*

Да, должна.

За размещение отходов производства и потребления с организаций взимается плата (п. 1 и 2 ст. 16 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ). Обязанность по внесению платы возникает у собственника отходов при их хранении и (или) захоронении.

К отходам производства и потребления относятся:

  • остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов;
  • товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Это следует из статьи 1 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ.

Право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались (п. 1 ст. 4 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ).

Производя оплату по договору на вывоз мусора (отходов), организация оплачивает затраты, связанные с вывозом мусора, но не производит оплату за загрязнение окружающей среды.

Таким образом, наличие договора со специализированной организацией на вывоз мусора (отходов) не освобождает организацию от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, размер которой зависит от количества и качества отходов.

Такой вывод содержится в разъяснениях Ростехнадзора (письма от 28 октября 2008 г. № 14-07/6011, от 25 июля 2007 г. № 04-09/1001, от 27 апреля 2007 г. № 04-09/455, от 23 декабря 2005 г. № СС-47/145). В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих данный вывод (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 31 октября 2008 г. № А56-1719/2008, от 24 июня 2008 г. № А21-6268/2007, от 7 декабря 2004 г. № А56-2567/04,Волго-Вятского округа от 14 августа 2007 г. № А29-6876/2006А).

Главбух советует: есть аргументы, позволяющие организации не вносить плату за размещение отходов. Они заключаются в следующем.

Под размещением отходов понимается их хранение и захоронение. При этом хранение отходов означает содержание отходов в объектах размещения отходов (полигон, шламохранилище и т. д.) в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования. А захоронение отходов – это изоляция не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду. Об этом сказано в статье 1 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ.

К объектам размещения отходов установлены особые требования:

  • их создание допускается на основании разрешений, выданных Ростехнадзором;
  • определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы;
  • объекты размещения отходов вносятся в Государственный реестр объектов размещения отходов.

Это следует из статьи 12 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ.

Таким образом, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах. Поэтому организация, осуществляющая временное хранение отходов, до их вывоза специализированной организацией не занимается размещением отходов и, соответственно, плату за загрязнение окружающей среды вносить не должна.

Правомерность такого подхода подтверждается арбитражной практикой (см., например, постановление Президиума ВАС РФ от 17 марта 2009 г. № 14561/08,определение ВАС РФ от 27 июля 2011 г. № ВАС-9897/11, постановления ФАС Северо-Западного округа от 12 сентября 2011 г. № А13-1056/2011, от 12 сентября 2011 г. № А13-1058/2011, от 15 июля 2011 г. № А05-9674/2010,Центрального округа от 9 августа 2011 г. № А64-6223/2010,Восточно-Сибирского округа от 17 марта 2011 г. № А19-17428/10, Поволжского округа от 13 октября 2010 г. № А12-25564/2009, Волго-Вятского округа от 31 мая 2010 г. № А79-3668/2009, Дальневосточного округа от 9 апреля 2010 г. № Ф03-2194/2010).

Избежать разногласий с проверяющими и судебных разбирательств можно с помощью следующих вариантов организации расчетов с контрагентами:

1. Организация заключает договор не только на вывоз мусора, но и на размещение отходов со сторонней организацией, производящей конечное размещение отходов (свалкой, полигоном твердых бытовых отходов). При этом на последний день квартала мусор должен быть вывезен и размещен сторонней организацией. В таком случае вносить плату за размещение отходов не нужно (п. 12, 13, 14, 15, 16,17 Порядка, утвержденного приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204. Платить ее будет организация, производящая конечное размещение отходов на своем объекте.

2. Право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, дарения или иной сделки об отчуждении отходов (п. 2 ст. 4 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ). Следовательно, если в договор на вывоз мусора включить условие о переходе права собственности на отходы к коммунальной организации, обязанность вносить плату за загрязнение окружающей среды возникнет у нее. При этом учтите, что право собственности на опасные отходы можно передавать только организациям, у которых есть лицензия на их сбор, использование, обезвреживание, транспортировку и размещение (п. 3 ст. 4 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ).

Такая точка зрения высказана Ростехнадзором в письме от 27 апреля 2007 г. № 04-09/455.

3. Если арендатор оставляет свои отходы с целью отказаться от права собственности на них (например, оставляет их в мусорном контейнере арендодателя). В таком случае арендодатель, в собственности (владении, пользовании) которого находится земельный участок (водоем или иной объект) с брошенными отходами, может обратить их в свою собственность (п. 4 ст. 4 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ). При этом он должен совершить какие-то действия, свидетельствующие об обращении их в собственность. Например, приступить к их использованию.

Такая точка зрения высказана в пункте 3 письма Ростехнадзора от 12 февраля 2007 г. № 04-09/169.

При этом из договора аренды лучше исключить упоминания о включении в состав арендной платы расходов на вывоз отходов. Наличие такого условия в договоре свидетельствует об образовании этих отходов у арендатора, а значит, и плату за них должен вносить именно он (определение ВАС РФ от 5 декабря 2007 г. № 15387/07,постановление ФАС Северно-Западного округа от 20 августа 2007 г. № А56-49061/2006).

4. По договору комиссии (или агентскому договору, в котором сделки совершаются от имени агента) посредник (комиссионер, агент) обязуется по поручению заказчика (комитента, принципала) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет заказчика. В таком случае по сделке, совершенной посредником с третьим лицом, приобретает права и становится обязанным посредник, хотя заказчик и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки (п. 1 ст. 990, п. 1 ст. 1005 ГК РФ).

Таким образом, если заключить договор комиссии (или агентский договор, в котором сделки совершаются от имени агента) на размещение отходов, такое поручение будет осуществляться от лица посредника. Следовательно, он и будет плательщиком размещаемых отходов. Такой же вывод сделан в письме Ростехнадзора от 23 декабря 2005 г. № СС-47/145.

5. Организации, осуществляющие вывоз мусора, могут принять на себя ответственность по внесению платежей за размещение отходов за счет средств, получаемых от организаций, где образуются отходы (п. 2 письма Госкомэкологии России от 17 января 1997 г. № 14-07/32).

Олег Хороший

государственный советник налоговой службы РФ II ранга

2.Рекомендация: Как составить и сдать расчет платы за загрязнение окружающей среды

До настоящего времени Росприроднадзор не принял новых нормативных актов, регулирующих порядок заполнения и сдачи расчетов, поэтому при их составлении необходимо руководствоваться приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204*.

Раздел 4

Данный раздел заполняют и сдают организации, деятельность которых приводит к образованию бытовых отходов*.

В разделе 4 «Размещение отходов производства и потребления» укажите:*

  • регистрационный номер объекта размещения отходов (если он присвоен);
  • наименование и адрес местонахождения объекта размещения отходов;
  • номер, дату выдачи и срок действия лимита на размещение отходов;
  • характеристики объекта размещения отходов (находится в пределах промышленной зоны или за ее пределами, является или не является специализированным полигоном (промышленной площадкой)). В зависимости от характеристики объекта в соответствующей ячейке поставьте отметку.

Об этом сказано в пунктах 1 и 3 Порядка заполнения раздела 4, утвержденного приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204*.

Размер платы зависит от следующих показателей:*

  • наименования отхода, его кода в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Минприроды России от 2 декабря 2002 г. № 786, и класса опасности для окружающей среды. Если отход не внесен в Федеральный классификационный каталог отходов, то в данном столбце поставьте прочерк;
  • установленного организацией лимита на размещение отходов;
  • фактического количества образованных отходов за отчетный период (при самостоятельном производстве товаров из собственного сырья);
  • фактического количества поступивших отходов от других организаций с переходом права собственности на отходы. Также в этом столбце отражаются отходы, полученные по договору для конечного размещения;
  • фактического количества использованных (утилизированных отходов) в отчетном периоде;
  • фактического количества обезвреженных отходов;
  • фактического количества отходов, переданных другим организациям с переходом права собственности;
  • фактического количества отходов, переданных для размещения сторонним организациям. Данный столбец заполняйте при наличии договора со сторонней организацией о конечном размещении отходов. Копию договора приложите к расчету;
  • фактического времени использования (утилизации) отходов с момента размещения (в течение трех лет или более). Документы, подтверждающие фактическое использование отходов, приложите к расчету;
  • поправочных коэффициентов (повышающий коэффициент за сверхлимитное размещение отходов; коэффициент экологической значимости; коэффициент, учитывающий экологический статус территории; коэффициент, учитывающий инфляцию в текущем году; коэффициент места расположения объекта размещения отходов).

Данные показатели и расчет платы отражаются в столбцах 2–27 табличной части раздела 4 расчета*.

Об этом сказано в пунктах 5–29 Порядка заполнения раздела 4, утвержденного приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204*.

Олег  Хороший

государственный советник налоговой службы РФ II ранга

3.Рекомендация: Как рассчитать плату за загрязнение окружающей среды

Показатели для расчета

Чтобы рассчитать плату за загрязнение окружающей среды, бухгалтеру необходимо знать:*

1. Утвержденные для организации нормативы предельно допустимых выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, размещаемых отходов.

2. Утвержденные для организации лимиты (временные нормативы) выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, размещаемых отходов.

3. Нормативы платы за загрязнение окружающей среды, приведенные в приложении 1 к постановлению Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344.

4. Коэффициенты к нормативам платы, учитывающие экологические факторы и природно-климатические особенности территорий, приведенные в приложении 2 к постановлению Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344. Коэффициенты устанавливаются для отдельных регионов и бассейнов рек.

5. Фактические количественные показатели (массу, объем) выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, размещаемых отходов с разбивкой:

  • в пределах утвержденных нормативов;
  • в пределах утвержденных лимитов (временных нормативов);
  • сверх утвержденных нормативов и лимитов (временных нормативов).

6. Повышающий коэффициент, который применяется при расчете платы за загрязнение окружающей среды сверх утвержденных нормативов и лимитов. Значение этого коэффициента составляет 5,0 (п. 5 Порядка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632).

7. Коэффициенты индексации платы за загрязнение окружающей среды, которые утверждаются каждый год.

Плату за загрязнение окружающей среды рассчитывайте отдельно по каждому виду загрязняющих веществ*.

Расчет платы

Для расчета платы за загрязнение окружающей среды в пределах нормативов (лимитов) используйте формулу:*

Размер платы за загрязнение окружающей среды (в пределах нормативов)

=

Норматив платы

×

Коэффициент к норматив уплаты (если установлен)

×

Количество выбросов (сбросов) загрязняющего вещества (в пределах нормативов (лимитов))

×

Коэффициент индексации

За часть выбросов (сбросов), превышающую допустимые значения, плату рассчитайте по формуле:*

Размер платы за загрязнение окружающей среды(сверх нормативов)

=

Норматив платы

×

Коэффициент к норматив уплаты (если установлен)

×

Количество выбросов (сбросов) загрязняющего вещества (сверх предельных нормативов (лимитов))

×

Коэффициент индексации

×

5

Если организация осуществляет сброс (выброс) загрязняющих веществ без специального разрешения, то вся масса таких веществ считается сверхнормативной (сверхлимитной). А размер платы рассчитывается по второй формуле*.

Полученные при расчете размеры платы по каждому виду загрязняющих веществ просуммируйте*.

Для удобства расчетов можно также воспользоваться программой, размещенной на официальном сайте Росприроднадзора*.

Олег  Хороший

государственный советник налоговой службы РФ II ранга

4.Рекомендация: Как определить нормативы выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и образования отходов для расчета платы за загрязнение окружающей среды

Базой для расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду являются количественные показатели (масса или объем), характеризующие выбросы (сбросы) загрязняющих веществ и размещаемых отходов. При этом размер платы зависит от того, соответствуют ли эти количественные показатели нормативам, утвержденным для той или иной организации. Минимальный размер платы взимается при соблюдении установленных нормативов. Если масса или объем загрязнений (размещаемых отходов) превышает эти нормативы, сумма платы за негативное воздействие на окружающую среду возрастает*.

Нормативы выбросов и загрязнений (mod = 186, id = 4954)

Чтобы правильно рассчитать плату за загрязнение окружающей среды, организация должна иметь утвержденные:*

  • количественные нормативы выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду;
  • количественные нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Это следует из положений пункта 2 Порядка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632, и статьи 22 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ*.

Олег  Хороший

государственный советник налоговой службы РФ II ранга

*   Так выделена   часть   материала, которая  поможет   Вам   принять   правильное   решение

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Школа

Проверь знания

Проверь знания в новой школе Главбуха малого предприятия. Получи официальный документ

Начать тест

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Опрос

Вы сверили взносы?

  • Да, с инспекцией 0%
  • Да, с фондом 25%
  • Да, с инспекцией и фондом 25%
  • Нет, сверку еще не проводили 50%
результаты

Рассылка



Упрощёнка в Яндексе

© 1997–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

Журнал «Упрощёнка» –
об упрощённой системе налогообложения

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Упрощёнка».
Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-54792 от 17.07.2013


  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь и читайте дальше без ограничений!

«Упрощенка» — профессиональный ресурс для малого бизнеса. Зарегистрируйтесь, и Вам будут доступны:

  • Статьи для ежедневной работы бухгалтеров
  • Новости для бухгалтеров, которые ведут учет у малого бизнеса
  • Формы и образцы бухгалтерских документов
  • Калькулятор УСН, Справочник проводок и другие онлайн сервисы

Подарок за регистрацию — таблица новых штрафов для бухгалтеров, руководителей и ИП в 2017 году.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь!

Упрощенка» — профессиональный ресурс для малого бизнеса. Зарегистрируйтесь, и Вам будут доступны:

  • Статьи для ежедневной работы бухгалтеров
  • Новости для бухгалтеров, которые ведут учет у малого бизнеса
  • Формы и образцы бухгалтерских документов
  • Калькулятор УСН, Справочник проводок и другие онлайн сервисы

Подарок за регистрацию — таблица новых штрафов для бухгалтеров, руководителей и ИП в 2017 году.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль