Лицензия на продажу алкоголя и близость дошкольных учреждений

7258

Вопрос

Прошу Вас помочь мне. У нас три магазина, один находится на ул. Сазанова,д8, рядом с ним школа в 56 метрах. Когда мы продлевали лицензию на продажу алкогольной продукции нам производили замеры из лицензионной палаты Нижегородского района. Сейчас приходит проверка и говорит, что мы не можем продавать в этом магазине спиртное. Так как у нас нет соответствующих метров. И нам ни кто не может выдать теперь нужные замеры территории. Мы не можем найти ни каких концов ?

Ответ

в соответствии с п. 2 ст. 16 Закона № 171-ФЗ, запрещено продавать алкоголь не только в самих детских учреждениях, но и на прилегающих к ним территориях. Размер таких территорий и способ определения расстояния между детским учреждением и помещением, в котором располагается организация – продавец алкоголя, устанавливается в региональных документах.

 

В Нижнем Новгороде действует Постановление Администрации города Нижний Новгород от 10 июня 2013 г. № 2159 «О порядке определения границ, прилегающих к некоторым организациям и объектам территории, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции на территории города Нижнего Новгорода», в котором указано, что при наличии обособленной территории до детских организаций, размещенных в зданиях (строениях, сооружениях), расстояние не может быть менее 50 метров, при отсутствии обособленной территории - менее 70 метров.

При отсутствии обособленной территории  расстояние измеряется от входа для посетителей в здание, в котором расположена детская организация, до входа для посетителей в стационарный торговый объект или предприятие общественного питания, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции.

При наличии обособленной территории расстояние измеряется от входа для посетителей на территорию детской организации до входа для посетителей в стационарный торговый объект или предприятие общественного питания, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции.

Соответственно, если у организации нет обособленной территории, и расстояние считается от входа в магазин до входа в школу, то, действительно, организация не может продавать алкоголь в этом магазине, поскольку это нарушает положения п. 2 ст. 16 Закона № 171-ФЗ и Постановление Администрации города Нижний Новгород от 10 июня 2013 г.

При этом не имеет значения, что организации переоформили лицензию на продажу алкоголя в этом магазине, поскольку это произошло, вероятно, до вступления в силу Постановления Администрации, иначе организации было бы отказано в переоформлении.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух», «Системы Главбух» vip -версии .

1. Закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»

 

«Статья 16. Особые требования к розничной продаже и потреблению (распитию) алкогольной продукции

1. Розничная продажа алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) осуществляется организациями.
Розничная продажа пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями.

2. Не допускается розничная продажа алкогольной продукции:в детских, образовательных, медицинских организациях, на объектах спорта, на прилегающих к ним территориях;в организациях культуры, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, и розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании ими услуг общественного питания;
на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения, на остановочных пунктах его движения (в том числе на станциях метрополитена), на автозаправочных станциях;

на оптовых и розничных рынках, на вокзалах, в аэропортах, в иных местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности, определенных органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Указанные ограничения действуют также на прилегающих к таким местам территориях;

на объектах военного назначения и на прилегающих к ним территориях;

в нестационарных торговых объектах;

До 1 января 2013 года требования абзаца седьмого пункта 2 настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 18 июля 2011 года N 218-ФЗ) не применяются в отношении пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, с содержанием этилового спирта 5 и менее процентов объема готовой продукции - см. пункт 5 статьи 5 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 218-ФЗ.
- Примечание изготовителя базы данных.

несовершеннолетним. В случае возникновения у лица, непосредственно осуществляющего отпуск алкогольной продукции несовершеннолетним (продавца), сомнения в достижении этим покупателем совершеннолетия продавец вправе потребовать у этого покупателя документ, удостоверяющий личность (в том числе документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации) и позволяющий установить возраст этого покупателя. Перечень соответствующих документов устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;без сопроводительных документов в соответствии с требованиями статьи 10_2 настоящего Федерального закона, без информации, установленной пунктом 3 статьи 11 настоящего Федерального закона, без сертификатов соответствия или деклараций о соответствии, без маркировки в соответствии со статьей 12настоящего Федерального закона.

Запрет на розничную продажу алкогольной продукции в местах, указанных в абзацах пятом и седьмом настоящего пункта, не распространяется на розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более чем 16,5 процента объема готовой продукции, осуществляемую организациями, и на розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемую индивидуальными предпринимателями, при оказании этими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания, а также на розничную продажу алкогольной продукции, осуществляемую магазинами беспошлинной торговли.

3. Не допускается потребление (распитие) алкогольной продукции в местах, указанных в абзацах втором - седьмом пункта 2 настоящей статьи, в других общественных местах, в том числе во дворах, в подъездах, на лестницах, лестничных площадках, в лифтах жилых домов, на детских площадках, в зонах рекреационного назначения (в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом), за исключением потребления (распития) алкогольной продукции, приобретенной в организациях, потребления (распития) пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, приобретенных у индивидуальных предпринимателей, при оказании этими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания в местах оказания таких услуг.
Не допускается потребление (распитие) алкогольной продукции несовершеннолетними.

4. К прилегающим территориям, указанным в пункте 2 настоящей статьи, относятся земельные участки, которые непосредственно прилегают к зданиям, строениям, сооружениям и границы которых определяются решениями органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

5. Не допускается розничная продажа алкогольной продукции с 23 часов до 8 часов по местному времени, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, и розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании такими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания, а также розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой магазинами беспошлинной торговли.

До 1 января 2013 года требования абзаца первого пункта 5 настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 18 июля 2011 года N 218-ФЗ) не применяются в отношении пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, с содержанием этилового спирта 5 и менее процентов объема готовой продукции - см. пункт 5 статьи 5 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 218-ФЗ.
- Примечание изготовителя базы данных.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции».

 

3. Постановление Администрации города Нижний Новгород от 10 июня 2013 г. № 2159 «О порядке определения границ, прилегающих к некоторым организациям и объектам территории, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции на территории города Нижнего Новгорода»

 

«В соответствии с Федеральным законом от 22.11.1995 № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 № 1425 "Об определении органами государственной власти субъектов Российской Федерации мест массового скопления граждан и мест нахождения источников повышенной опасности, в которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, а также определении органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции", Законом Нижегородской области от 29.06.2012 № 74-З "О регулировании отдельных правоотношений в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Нижегородской области", постановлением Правительства Нижегородской области от 28.02.2013 № 119 "Об определении мест массового скопления граждан и мест нахождения источников повышенной опасности, в которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции на территории Нижегородской области" администрация города Нижнего Новгорода постановляет:

1. Для определения границ прилегающих территорий от детских, образовательных, медицинских организаций, объектов спорта, оптовых и розничных рынков, вокзалов, аэропортов и иных мест массового скопления граждан и мест нахождения источников повышенной опасности, объектов военного назначения (далее - Организации) до границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, установить следующие минимальные значения расстояния от Организаций, до границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции:

от детских, образовательных, медицинских организаций, объектов спорта, оптовых и розничных рынков, вокзалов, аэропортов, размещенных в зданиях (строениях, сооружениях), при наличии обособленной территории - 50 метров;

от детских, образовательных, медицинских организаций, объектов спорта, оптовых и розничных рынков, вокзалов, аэропортов, размещенных в зданиях (строениях, сооружениях), при отсутствии обособленной территории - 70 метров;*

от мест массового скопления граждан, мест нахождения источников повышенной опасности, объектов военного назначения - 100 метров.

Максимальное значение расстояния от Организаций, до границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, не может превышать минимальное значение более чем на 30%. Применение значений расстояний, превышающих минимальное значение, возможно при определении границ прилегающих территорий, с учетом конкретных особенностей местности и застройки.

2. Способ расчета расстояния от Организаций, указанных в пункте 1 настоящего постановления, до границ прилегающих территорий определяется по радиусу с использованием схемы границ прилегающих территорий на топографической подоснове:

2.1. При отсутствии обособленной территории - от входа для посетителей в здание (строение, сооружение), в котором расположены Организации, до входа для посетителей в стационарный торговый объект или предприятие общественного питания, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции.

2.2. При наличии обособленной территории - от входа для посетителей на обособленную территорию Организации, до входа для посетителей в стационарный торговый объект или предприятие общественного питания, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции.

2.3. При наличии нескольких входов для посетителей в Организацию расчет выполняется по радиусу от каждого входа.*

3. Главам администраций районов города Нижнего Новгорода:

3.1. В срок не позднее десяти рабочих дней со дня принятия настоящего постановления сформировать и направить в адрес департамента градостроительного развития и архитектуры администрации города Нижнего Новгорода перечень Организаций, в отношении которых определяются границы прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, а также предложения по фактическим значениям границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, в рамках диапазона, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 № 1425 (от минимального значения расстояния до расстояния, увеличенного не более чем на 30%), для каждой Организации.

3.2. Не реже одного раза в год пересматривать и направлять в адрес департамента градостроительного развития и архитектуры администрации города Нижнего Новгорода перечень Организаций, в отношении которых определяются границы прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции и предложения по фактическим границам прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции.»

 

3. Статья: Продажа алкоголя вблизи детских учреждений запрещена

Если общество торгует алкогольной продукцией вблизи детского учреждения, то оно может лишиться лицензии. Подтверждает это арбитражная практика (постановление ФАС Московского округа от 19 декабря 2011 г. № А40-30192/11-106-74).

Суть спора

Департамент торговли и услуг г. Москвы провел проверку на предмет того, как общество с ограниченной ответственностью соблюдает условия лицензии на право розничной торговли алкогольной продукцией.

В результате было установлено, что оно торгует алкогольной продукцией через принадлежащий ему магазин, который удален от детского учреждения (некоммерческой организации «Снежинка») менее чем на 100 метров (расстояние между ними всего лишь 60 метров).

Выявленные нарушения были зафиксированы в акте проверки.

В связи с этим чиновники департамента торговли и услуг г. Москвы, осуществлявшие проверку, обратились в суд с заявлением об аннулировании лицензии общества.*

Что же решили арбитры по данному иску?

Решение суда

Судьи удовлетворили этот иск.

Дело в том, что в данном случае общество действительно нарушило нормы пункта 2 статьи 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Закон № 171-ФЗ). Напомним, что в нем установлен запрет на торговлю алкогольной продукцией не только в самих детских учреждениях, но и на прилегающих к ним территориях.*

А как следует из пункта 2 Порядка определения прилегающих территорий к местам массового скопления граждан и местам нахождения источников повышенной опасности, являющегося приложением № 2 к постановлению Правительства г. Москвы от 28 декабря 2005 г. № 1069-ПП, продажа алкогольной продукции запрещена на территории, находящейся от детской организации на расстоянии менее чем 100 метров.

Согласно акту проверки, расстояние от входа в магазин, в котором общество осуществляет розничную торговлю алкогольной продукцией, до входа в муниципальное досуговое учреждение некоммерческой организации «Снежинка» составляет всего 60 метров.

При этом, как установлено судом, указанное учреждение относится к детским организациям в целях применения пункта 2 статьи 16 Закона № 171-ФЗ.*

Доводы общества о неправильном определении организационно-правового статуса муниципального досугового учреждения некоммерческой организации «Снежинка» судом были отклонены.

В результате был сделан вывод о том, что общество нарушило лицензионные требования, что является основанием для принятия решения об аннулировании лицензии. Поэтому иск департамента удовлетворен.

О запрете продажи алкоголя вблизи детских учреждений говорится также в информационном сообщении Росалкогольрегулирования «Разъяснения по вопросам применения в отношении розничной продажи алкогольной продукции норм Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ...».

Важно запомнить

В детских, образовательных, медицинских организациях, на объектах спорта, а также на прилегающих к ним территориях продажа алкогольной продукции запрещена. Надо сказать, что норма о запрете продажи алкоголя вблизи указанных объектов была введена в прошлом году Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 218-ФЗ, который внес поправки в Закон № 171-ФЗ. Однако на региональном уровне такой запрет действовал и ранее.

И.Н. Елисова,

ведущий эксперт журнала «Учет в торговле»

Журнал «Учет в торговле»№ 2, февраль 2012

* Так выделена часть материала, которая поможет Вам принять правильное решение.

 

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Школа

Проверь знания

Проверь знания в новой школе Главбуха малого предприятия. Получи официальный документ

Начать тест

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Опрос

Как вы станете заполнять декларацию по УСН за 2016 год?

  • в программе 1С 60.11%
  • в Программе Главбух: учет и отчетность 1.12%
  • в программе Инфо-Предприятие 2.25%
  • в программе БухСофт 5.06%
  • в других бухгалтерских программах 17.98%
  • заполню без программы, скачав бланк на компьютер 11.8%
  • от руки заполню бумажную декларацию 1.69%
результаты

Рассылка



Упрощёнка в Яндексе

© 1997–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

Журнал «Упрощёнка» –
об упрощённой системе налогообложения

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Упрощёнка».
Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-54792 от 17.07.2013


  • Мы в соцсетях
Здравствуйте!

Сайт «Упрощенка» — это профессиональный ресурс. Если Вы работаете в малом бизнесе, то статьи и новости для Вас доступны бесплатно.

Чтобы получить доступ к 7 351 статье, свежим новостям, консультациям экспертов, шаблонам документов для бухгалтера, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Будем рады помогать Вам в работе. А в подарок за знакомство на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, отправим Вам таблицу изменений по УСН.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт «Упрощенка» — это профессиональный ресурс. Если Вы работаете в малом бизнесе, то статьи, новости, образцы форм, шаблоны документов для бухгалтеров для Вас доступны бесплатно.

Будем рады помогать Вам в работе. А в подарок за знакомство на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, отправим Вам таблицу важных изменений по УСН.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль