Работа с иностранными компаниями и налообложение

192

Вопрос

Мы планируем работать с иностранной компанией, представленной в Москве филиалом ИП выступит Заказчиком услуг. Полное наименование юридического лица Исполнителя такое: Компания с ограниченной ответственностью «Рт Гс Ю.С. Холдингс ТТС» (США), учрежденной в штате Д, США, представленная филиалом компании с ограниченной ответственностью «Рт Гс Ю.С. Холдингс ТТС» в г. Москве Подскажите, пожалуйста, какие "подводные камни" существуют при заключении договора и последующем документообороте? Возможно нужны какие-то дополнительные справки для бухгалтерии и/или налоговой и т.п.?

Ответ

Особенность деятельности таких организаций в России заключается в том, создает ли для целей налогообложения такое обособленное подразделениепостоянное представительство иностранной организации. От этого зависит, кто будет уплачивать налог на прибыль с доходов, полученных такой организацией от источников в Российской Федерации, сама иностранная организация или Вы как налоговый агент, выплачивающий ей такие доходы.

 

В части НДС если иностранная организация зарегистрирована в Российской Федерации в качестве самостоятельного налогоплательщика, то НДС с налогооблагаемых операций она исчисляет и уплачивает самостоятельно в общем порядке, установленным гл. 21 НК РФ.

Таким образом, Вам необходимо выяснить два момента: создает ли деятельность такой организации постоянное представительство для целей исчисления налога на прибыль и зарегистрирована ли данная иностранная организация в качестве самостоятельного плательщика НДС.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Рекомендация: Когда организации (российские и иностранные) налоговыми агентами по налогу на прибыль не признаются.

Организации (как российские, так и иностранные) не признаются налоговыми агентами по налогу на прибыль:

Елена Попова,

государственный советник налоговой службы РФ I ранга

2. Статья 306. Особенности налогообложения иностранных организаций. Постоянное представительство иностранной организации

1. Положениями статей 306–309 настоящего Кодекса устанавливаются особенности исчисления налога иностранными организациями, осуществляющими предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации, в случае, если такая деятельность создает постоянное представительство иностранной организации, а также исчисления налога иностранными организациями, не связанными с деятельностью через постоянное представительство в Российской Федерации, получающими доход из источников в Российской Федерации.

2. Под постоянным представительством иностранной организации в Российской Федерации для целей настоящей главы понимается филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение или иное место деятельности этой организации (далее в настоящей главе – отделение), через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации, связанную с:

  • пользованием недрами и (или) использованием других природных ресурсов;
  • проведением предусмотренных контрактами работ по строительству, установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию и эксплуатации оборудования, в том числе игровых автоматов;
  • продажей товаров с расположенных на территории Российской Федерации и принадлежащих этой организации или арендуемых ею складов;
  • осуществлением иных работ, оказанием услуг, ведением иной деятельности, за исключением предусмотренной пунктом 4 настоящей статьи.

3. Постоянное представительство иностранной организации считается образованным с начала регулярного осуществления предпринимательской деятельности через ее отделение. При этом деятельность по созданию отделения сама по себе не создает постоянного представительства. Постоянное представительство прекращает существование с момента прекращения предпринимательской деятельности через отделение иностранной организации.

При пользовании недрами и (или) использовании других природных ресурсов постоянное представительство иностранной организации считается образованным с более ранней из следующих дат: даты вступления в силу лицензии (разрешения), удостоверяющей право этой организации на осуществление соответствующей деятельности, или даты фактического начала такой деятельности. В случае, если иностранная организация выполняет работы, оказывает услуги другому лицу, имеющему указанную лицензию (разрешение) или выступающему в качестве генерального подрядчика для лица, имеющего такую лицензию (разрешение), при решении вопросов, связанных с образованием и прекращением существования постоянного представительства этой иностранной организации, применяется порядок, аналогичный установленному пунктами 2–4 статьи 308 настоящего Кодекса.

4. Факт осуществления иностранной организацией на территории Российской Федерации деятельности подготовительного и вспомогательного характера при отсутствии признаков постоянного представительства, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, не может рассматриваться как приводящий к образованию постоянного представительства. К подготовительной и вспомогательной деятельности, в частности, относятся:

1) использование сооружений исключительно для целей хранения, демонстрации и (или) поставки товаров, принадлежащих этой иностранной организации, до начала такой поставки;

2) содержание запаса товаров, принадлежащих этой иностранной организации, исключительно для целей их хранения, демонстрации и (или) поставки до начала такой поставки;

3) содержание постоянного места деятельности исключительно для целей закупки товаров этой иностранной организацией;

4) содержание постоянного места деятельности исключительно для сбора, обработки и (или) распространения информации, ведения бухгалтерского учета, маркетинга, рекламы или изучения рынка товаров (работ, услуг), реализуемых иностранной организацией, если такая деятельность не является основной (обычной) деятельностью этой организации;

5) содержание постоянного места деятельности исключительно для целей простого подписания контрактов от имени этой организации, если подписание контрактов происходит в соответствии с детальными письменными инструкциями иностранной организации.

4.11. Факт осуществления лицом, являющимся иностранным маркетинговым партнером Международного олимпийского комитета в соответствии со статьей 3.1 Федерального закона от 1 декабря 2007 года № 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», деятельности на территории Российской Федерации в связи с исполнением обязательств маркетингового партнера Международного олимпийского комитета в течение периода организации XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, установленного частью 1 статьи 2 указанного Федерального закона, при наличии признаков постоянного представительства, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, не может рассматриваться как приводящий к образованию постоянного представительства.

5. Факт владения иностранной организацией ценными бумагами, долями в капитале российских организаций, а также иным имуществом на территории Российской Федерации при отсутствии признаков постоянного представительства, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, сам по себе не может рассматриваться для такой иностранной организации как приводящий к образованию постоянного представительства в Российской Федерации.

6. Факт заключения иностранной организацией договора простого товарищества или иного договора, предполагающего совместную деятельность его сторон (участников), осуществляемую полностью или частично на территории Российской Федерации, сам по себе не может рассматриваться для данной организации как приводящий к образованию постоянного представительства в Российской Федерации.

7. Факт предоставления иностранной организацией персонала для работы на территории Российской Федерации в другой организации при отсутствии признаков постоянного представительства, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, не может рассматриваться как приводящий к образованию постоянного представительства иностранной организации, предоставившей персонал, если такой персонал действует исключительно от имени и в интересах организации, в которую он был направлен.

8. Осуществление иностранной организацией операций по ввозу в Российскую Федерацию или вывозу из Российской Федерации товаров, в том числе в рамках внешнеторговых контрактов, при отсутствии признаков постоянного представительства, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, не может рассматриваться как приводящий к образованию постоянного представительства этой организации в Российской Федерации.

9. Иностранная организация рассматривается как имеющая постоянное представительство в случае, если эта организация осуществляет поставки с территории Российской Федерации принадлежащих ей товаров, полученных в результате переработки на таможенной территории или под таможенным контролем, а также в случае, если эта организация осуществляет деятельность, отвечающую признакам, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, через лицо, которое на основании договорных отношений с этой иностранной организацией представляет ее интересы в Российской Федерации, действует на территории Российской Федерации от имени этой иностранной организации, имеет и регулярно использует полномочия на заключение контрактов или согласование их существенных условий от имени данной организации, создавая при этом правовые последствия для данной иностранной организации (зависимый агент).

Иностранная организация не рассматривается как имеющая постоянное представительство, если она осуществляет деятельность на территории Российской Федерации через брокера, комиссионера, профессионального участника российского рынка ценных бумаг или любое другое лицо, действующее в рамках своей основной (обычной) деятельности.

10. Тот факт, что лицо, осуществляющее деятельность на территории Российской Федерации, является взаимозависимым с иностранной организацией, при отсутствии признаков зависимого агента, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи, не рассматривается как приводящий к образованию постоянного представительства этой иностранной организации в Российской Федерации.

Комментарий к статье 306

Статьями 306–309 НК РФ устанавливаются особенности налогообложения иностранных организаций, как осуществляющих свою деятельность через постоянное представительство, так и получающих доходы от источников Российской Федерации, не связанные с деятельностью через постоянное представительство.

В пункте 1 комментируемой статьи дано определение постоянного представительства иностранной организации в Российской Федерации. Под постоянным представительством иностранной организации в Российской Федерации понимается представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение или иное место деятельности этой организации, через которое иностранная организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность.

Открытый перечень видов предпринимательской деятельности, которые осуществляет иностранная организация через постоянные представительства, установлен пунктом 2 комментируемой статьи. В него, в частности, включаются:

  • пользование недрами и (или) использование других природных ресурсов;
  • проведение по контрактам работ по строительству, установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию и эксплуатации оборудования (в том числе игровых автоматов);
  • продажа товаров с расположенных на территории Российской Федерации складов, которые принадлежат иностранной организации или арендованы ею;
  • осуществление иных работ, оказание услуг, ведение иной деятельности.

Приказом Минфина России от 30.09.2010 № 117н установлены Особенности учета в налоговых органах иностранных организаций, не являющихся инвесторами по соглашению о разделе продукции или операторами соглашения.

Порядок применения Особенностей изложен в письме ФНС России от 18.02.2011 № ПА-4-6/2688@.

Некоторые виды деятельности иностранных организаций на территории Российской Федерации, а также отдельные факты не приводят к образованию постоянного представительства, если отсутствуют признаки постоянного представительства, установленные пунктом 2 статьи 306 Кодекса. Указанные виды деятельности перечислены в пунктах 4–9 комментируемой статьи. Это:

1) подготовительная и вспомогательная деятельность (п. 4 ст. 306 НК РФ). К ней, в частности, относятся:

  • использование сооружений исключительно для целей хранения, демонстрации и (или) поставки принадлежащих иностранной организации товаров до начала поставки;
  • содержание запаса товаров исключительно для целей их хранения, демонстрации и (или) поставки до начала такой поставки;
  • содержание постоянного места деятельности иностранной организации для целей закупки товаров;
  • содержание постоянного места деятельности иностранной организации исключительно для сбора, обработки и (или) распространения информации, ведения бухгалтерского учета, маркетинга, рекламы и т. д., если такая деятельность не является у иностранной организации основной;

2) осуществление операций по ввозу в Российскую Федерацию или вывозу из Российской Федерации товаров, в том числе в рамках внешнеторговых контрактов (п. 8 ст. 306 НК РФ);

3) осуществление деятельности на российской территории через брокера, комиссионера, профессионального участника российского рынка ценных бумаг или другое лицо, действующее в рамках своей основной (обычной) деятельности (п. 9 ст. 306 НК РФ).

К фактам, не приводящим к образованию постоянного представительства у иностранных организаций, относятся:

  1. владение ценными бумагами, долями в капитале российских организаций, а также иным имуществом на территории России (п. 5 ст. 306 НК РФ);
  2. заключение договора простого товарищества или иного договора, предполагающего совместную деятельность его сторон, осуществляемую полностью или частично на территории России, не порождающее создание постоянного представительства с учетом установленных пунктом 2 статьи 306 Кодекса признаков (п. 5 ст. 306 НК РФ);
  3. предоставление иностранной организацией персонала для работы на территории России в другой организации, если такой персонал действует исключительно от имени и в интересах организации, в которую он был направлен (п. 7 ст. 306 НК РФ).

Пункт 9 статьи 306 НК РФ устанавливает, что иностранная организация рассматривается как имеющая постоянное представительство, если она осуществляет поставки с территории Российской Федерации принадлежащих ей товаров, полученных в результате переработки на таможенной территории или под таможенным контролем через зависимого агента. При этом деятельность, осуществляемая иностранной организацией, должна соответствовать критериям постоянного представительства, установленным пунктом 2 комментируемой статьи.

На основании статьи 239 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – ТК ТС) переработка на таможенной территории – таможенная процедура, при которой иностранные товары используются для совершения операций по переработке на таможенной территории Таможенного союза в установленные сроки с полным условным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования с последующим вывозом продуктов переработки за пределы таможенной территории Таможенного союза.

В соответствии со статьей 241 ТК ТС операции по переработке товаров на таможенной территории включают:

  • изготовление товара, включая монтаж, сборку, разборку и подгонку;
  • собственно переработку и обработку товаров, при которой иностранные товары теряют свои индивидуальные характеристики;
  • ремонт товаров, включая их восстановление, замену запасных частей;
  • использование в качестве сырья товаров, которые содействуют производству продуктов переработки или облегчают его, даже если эти товары полностью или частично потребляются в процессе переработки.

Пункт 9 статьи 306 Кодекса вводит понятие зависимого агента. Зависимым агентом является лицо, которое на основании договорных отношений с иностранной организацией представляет в России ее интересы, действует на территории России от имени этой иностранной организации, имеет и регулярно использует полномочия на заключение контрактов или согласование их существенных условий от имени иностранной организации. При этом ответственность за правовые последствия действий зависимого агента возлагается на иностранную организацию. Деятельность лица, представляющего интересы иностранной организации в Российской Федерации, не должна являться его основной деятельностью.

_________________________
1 Положения данного пункта применяются до 1 января 2017 года (Федеральный закон от 30.07.2010 № 242-ФЗ). – Примеч. ред.

Налог на прибыль организации. Комментарий (постатейный) к главе 25

Налогового кодекса Российской Федерации

3. Статья: 8.1. Как удержать налог у иностранной компании

Отметим, что в силу статей 11 и 143 Налогового кодекса РФ иностранные организации наравне с российскими компаниями и индивидуальными предпринимателями признаются плательщиками налога на добавленную стоимость. Это, в свою очередь, означает, что при продаже товаров (работ, услуг) в России они, также как и российские налогоплательщики, обязаны платить налог. Причем российский НДС иностранные организации могут уплачивать либо самостоятельно, либо через налогового агента. Все зависит от того, состоит ли иностранная организация на налоговом учете в Российской Федерации.

Заметим, что российские организации и индивидуальные предприниматели автоматически получают статус налогоплательщика НДС при общей постановке на налоговый учет, на что указывает статья 83 Налогового кодекса РФ.

Иностранная организация обязана встать на налоговый учет в Российской Федерации только по местонахождению своего обособленного подразделения, находящегося на российской территории. В этом случае при постановке на налоговый учет иностранная фирма получает на руки свидетельство по форме 2401ИМД с указанием ИНН и КПП, что требует пункт 23 особенностей учета в налоговых органах иностранных организаций, не являющихся инвесторами по соглашению о разделе продукции или операторами соглашения, утвержденного приказом Минфина России от 30 сентября 2010 г. №117н.

Если иностранная организация зарегистрирована в Российской Федерации в качестве самостоятельного налогоплательщика, то НДС с налогооблагаемых операций она исчисляет и уплачивает самостоятельно в общем порядке, установленным главой 21 Налогового кодекса РФ. Если у иностранной организации нет филиальной сети в Российской Федерации, то соответственно регистрация в качестве самостоятельного налогоплательщика отсутствует, а налог с операций по реализации товаров (работ, услуг) на российской территории за нее уплачивает налоговый агент – покупатель товаров (работ, услуг). На это указывают пункты 1 и 2 статьи 161 Налогового кодекса РФ.

Обязанности налогового агента по этому основанию возникают у плательщика ЕСХН при одновременном выполнении следующих условий:

  • иностранный продавец (налогоплательщик) не имеет регистрации в российском налоговом органе;
  • местом реализации товаров (работ, услуг), приобретаемых у иностранного продавца, признается территория Российской Федерации.

Если хотя бы одно из этих условий не соблюдается, у фирмы или коммерсанта, применяющих ЕСХН, обязанностей налогового агента по НДС не возникает. Так, не будет возникать обязанностей налогового агента при приобретении товаров (работ, услуг) через постоянное представительство иностранной организации. То же самое касается и случая, когда местом реализации товаров (работ, услуг) будет признаваться территория, отличная от российской.

Таким образом, чтобы определить, будут ли в отношениях с иностранцем у российского плательщика единого сельхозналога возникать обязанности налогового агента по НДС, нужно проверить выполнение каждого условия.

Причем в части первого – регистрации иностранца – обычно проблем не возникает. Просто при заключении внешнеэкономического контракта плательщик ЕСХН должен уточнить у иностранного контрагента, есть ли у него Свидетельство по форме 2401ИМД. Если да, то рекомендуем иметь его копию, чтобы исключить появление лишних вопросов при проверках.

Затем нужно определить место реализации товаров (работ, услуг), руководствуясь в части товаров статьей 147 Налогового кодекса РФ, а в части работ (услуг) – статьей 148 Налогового кодекса РФ.

Если оба условия выполняются одновременно, то независимо от того что плательщик ЕСХН сам не является налогоплательщиком НДС, он обязан исчислить сумму налога, удержать его у иностранного налогоплательщика и заплатить в бюджет.

Правда, в некоторых случаях налог платить в бюджет не придется. Как Вы уже, наверное, поняли, речь идет о льготной реализации товаров (работ, услуг) на внутреннем рынке Российской Федерации.

Перечень товаров, работ (услуг), освобождаемых от налогообложения, установлен статьей 149 Налогового кодекса РФ, в пунктах 1 и 2 которой перечислены обязательные льготы, от которых плательщик налога на добавленную стоимость отказаться не вправе, а в пункте 3 – добровольные льготы, применяемые налогоплательщиком на добровольной основе.

Если товары (работы, услуги), реализуемые иностранным продавцом в Российской Федерации, проходят в льготном режиме, то обязанности плательщика ЕСХН – налогового агента окончатся на стадии выписки счета-фактуры за иностранного налогоплательщика. О том, что в этом случае не нужно исчислять, удерживать и платить налог в бюджет, говорит и Минфин России в своем письме от 21 октября 2008 г. №03-07-08/240.

Налоговые агенты, приобретающие товары (работы, услуги) иностранцев на территории Российской Федерации, выставляют счета-фактуры в том же порядке, что и сами налогоплательщики. При этом, в какой срок покупатель – налоговый агент должен выставить такой документ за иностранного налогоплательщика, Налоговый кодекс РФ не поясняет. По мнению автора, налоговый агент при выставлении счета-фактуры должен руководствоваться общим сроком выставления счета-фактуры, определенным статьей 168 Налогового кодекса РФ – в течение пяти календарных дней с момента отгрузки или получения предварительной оплаты.

При выписке счета-фактуры за иностранное лицо плательщик ЕСХН – налоговый агент должен учесть следующие особенности:

  • если товары (работы, услуги) продаются в льготном режиме, то в счете-фактуре налоговый агент, руководствуясь пунктом 5 статьи 168 Налогового кодекса РФ, должен сделать соответствующую надпись или проставить штамп «Без НДС»;
  • в строках 2 и счета-фактуры указывают соответственно полное или сокращенное наименование и местонахождение иностранца-продавца в соответствии с договором, заключенным между российским покупателем и иностранным продавцом. В строке 2б ставят прочерк, а в строке 5 указывают номер и дату платежно-расчетного документа, подтверждающего оплату приобретенных товаров. А в случае приобретения работ (услуг) – номер и дату платежно-расчетного документа, которые свидетельствуют о перечислении суммы налога в бюджет. Это указано в приложении 1 к постановлению Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137 «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость».

Чтобы определить сумму налога, плательщик единого сельскохозяйственного налога – налоговый агент должен определить налоговую базу и налоговую ставку, по которой производится обложение товаров (работ, услуг).

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Школа

Проверь знания

Проверь знания в новой школе Главбуха малого предприятия. Получи официальный документ

Начать тест

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Опрос

Как вы станете заполнять декларацию по УСН за 2016 год?

  • в программе 1С 58.67%
  • в Программе Главбух: учет и отчетность 0.67%
  • в программе Инфо-Предприятие 2.67%
  • в программе БухСофт 5.33%
  • в других бухгалтерских программах 18%
  • заполню без программы, скачав бланк на компьютер 12.67%
  • от руки заполню бумажную декларацию 2%
результаты

Рассылка



Упрощёнка в Яндексе

© 1997–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

Журнал «Упрощёнка» –
об упрощённой системе налогообложения

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Упрощёнка».
Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-54792 от 17.07.2013


  • Мы в соцсетях
Здравствуйте!

Сайт «Упрощенка» — это профессиональный ресурс. Если Вы работаете в малом бизнесе, то статьи и новости для Вас доступны бесплатно.

Чтобы получить доступ к 7 351 статье, свежим новостям, консультациям экспертов, шаблонам документов для бухгалтера, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Будем рады помогать Вам в работе. А в подарок за знакомство на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, отправим Вам таблицу изменений по УСН.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт «Упрощенка» — это профессиональный ресурс. Если Вы работаете в малом бизнесе, то статьи, новости, образцы форм, шаблоны документов для бухгалтеров для Вас доступны бесплатно.

Будем рады помогать Вам в работе. А в подарок за знакомство на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, отправим Вам таблицу важных изменений по УСН.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль