Выручка за вход в кафе и доход с этого

644

Вопрос

Мы работаем на енвд.общепит. Берем за вход и когда вызываем артистов за представление. Можно это тоже проводить как выручку от услуг общепита по 90 счету или обязательно внереализационные расходы. Оплата за вход ежедневно

Ответ

в данном случае выручку за вход нельзя отнести к выручке по услуге общепита.

 

Исходя из текста вопроса, Вы оказываете услуги общепита. При этом к услугам так же относятся услуги досуга, которые оказываются в помещениях общественного питания. При этом дополнительная плата может взиматься только за те услуги, от которых потребитель может уклониться, не отказываясь при этом от услуг общественного питания. Поэтому при взимании дополнительной платы за публичное исполнение музыкальных произведений и за прочие услуги досуга в случае отказа посетителя оплачивать данную услугу ему необходимо предложить другой зал для потребления заказанной продукции. Если же все таки Вы взимаете плату за участие в мероприятии досуга, то это так же не говорит однозначно о наличии у него нескольких видов деятельности. То есть услуги досуга могут оказываться и в рамках основной деятельности общественного питания. Однако, существует немногочисленная арбитражная практика, говорящая о том, что инспекторы предъявляют претензии налогоплательщикам в таких ситуациях и указывают на то, что с платных услуг досуга налогоплательщик должен отчитываться и уплачивать налоги в соответствии с общей системой налогообложения или  упрощенкой.

В ходе проверки налоговый орган выявил ряд нарушений, которые отражены в составленном ею акте от 30.12.2003 № 01/1-2249/2311 ДСП. По мнению Инспекции, Общество в проверяемом периоде необоснованно не исчислило и не уплатило налог на прибыль и НДС с доходов, полученных от входной платы в кафе и от оказания услуг музыкального сопровождения караоке, а также не вело раздельного учета доходов и расходов от реализации названных услуг

(Постановление ФАС Северо-Западного округа от 22.07.2004 № А05-2053/04-26)

Поэтому выручку от входной платы нельзя отнести к услугам общепита.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух» упрощенная версия.

1. Ситуация: Что относится к услугам досуга при расчете ЕНВД с деятельности по оказанию услуг общепита

Налоговый кодекс РФ не содержит определения услуг досуга. Для ответа на этот вопрос следует обратиться к другим отраслям законодательства (п. 1 ст. 11 НК РФ).

По классификатору ОК 002-93 (код 122500) к услугам по организации и проведению досуга относятся*:

  • музыкальное обслуживание, проведение концертов, программ варьете и видеопрограмм*;
  • предоставление газет, журналов, настольных игр, игровых автоматов, бильярда.

Организация таких развлекательных мероприятий для посетителей общепита в целях применения ЕНВД признается деятельностью в сфере общепита при одновременном выполнении двух условий*:

  • услуги по проведению досуга оказываются в том же помещении, что и сами услуги общепита (письма Минфина России от 3 февраля 2009 г. № 03-11-06/3/19, от 9 февраля 2006 г. № 03-11-04/3/75). При этом если, например, бильярд отделен от бара легкой перегородкой и посетители могут проходить туда с напитками и едой, считается, что услуги досуга (бильярд) оказываются в помещении общепита (письмо Минфина России от 31 августа 2006 г. № 03-11-04/3/399);
  • проведение развлекательных мероприятий не является отдельным видом деятельности организации, подлежащим налогообложению в рамках других налоговых режимов*.

 

Елена Попова, государственный советник налоговой службы РФ I ранга

2. Статья: Деятельность кафе и ресторанов в деталях

 

Согласно подпункту 8 пункта 2 статьи 346.26 НК РФ под «вмененку» подпадает деятельность в сфере оказания услуг общественного питания через объекты общепита с залом обслуживания посетителей не более 150 кв. м. К таким объектам общественного питания на основании статьи 346.27 НК РФ как раз и относятся рестораны и кафе. Соответственно если организация или индивидуальный предприниматель оказывают услуги общепита через ресторан или кафе, площадь зала обслуживания посетителей в котором не превышает 150 кв. м, то они могут перейти на уплату единого налога на вмененный доход.*

Однако для перехода на этот спецрежим выполнения только этого условия недостаточно. Существуют и другие. Во-первых, организация или индивидуальный предприниматель должны соответствовать требованиям пункта 2.2 статьи 346.26 НК РФ. Во-вторых, в муниципальном районе, городском округе или в городе федерального значения, где расположен ресторан или кафе, в отношении указанного вида деятельности введена «вмененка». В-третьих, услуги общественного питания признаются таковыми в целях уплаты единого налога на вмененный доход. В-четвертых, ресторан или кафе должны принадлежать организации или индивидуальному предпринимателю на праве собственности или быть переданы им в пользование по договору аренды или иному аналогичному договору (письмо Минфина России от 20.03.2007 № 03-11-04/3/72 и постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 26.07.2007 № Ф04-5208/2007(36853-А81-29)).

 

Организация досуга в кафе

Очень часто услуги ресторанов и кафе включают в себя деятельность по организации досуга посетителей. А что относится к услугам досуга в целях уплаты ЕНВД? Обратимся к Общероссийскому классификатору услуг населению ОК 002-93, утвержденному постановлением Госстандарта России от 28.06.93 № 163. Согласно его положениям к услугам досуга относятся организация музыкального обслуживания, проведение концертов, программ варьете и видеопрограмм, предоставление газет, журналов, настольных игр, игровых автоматов, бильярда. Аналогичного мнения придерживается финансовое ведомство (письмо Минфина России от 31.08.2006 № 03-11-04/3/399).*

Однако для признания деятельности по организации досуга услугами общепита недостаточно только оказания вышеуказанных услуг. Необходимо также учитывать то, где создаются для этого условия (табл. 2).*

Таблица 2. Применение ЕНВД в отношении деятельности по организации досуга

 

Возьмите на заметку

Плата за публичное исполнение музыкальных произведений

Итак, рестораны и кафе наряду с услугами питания могут оказывать услуги по проведению досуга своих посетителей. Причем применительно к ресторанам и кафе класса «люкс», наличие эстрады в которых является обязательным требованием, живая музыка не может быть отделена от услуг общественного питания (ГОСТ Р 50762–2007 «Услуги общественного питания. Классификация предприятий общественного питания» утвержден приказом Ростехрегулирования от 27.12.2007 № 475-ст). Поэтому взимание отдельной платы за живую музыку в этих объектах общепита неправомерно.*

Стоит заметить, что и в других ресторанах и кафе взимание платы за живую музыку является прямым нарушением пункта 2 статьи 16 Закона РФ от 07.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителей», так как возможность воспользоваться услугами общественного питания (заказ блюд) ставится в зависимость от оплаты живой музыки.*

Дополнительная плата может взиматься только за те услуги, от которых потребитель может уклониться, не отказываясь при этом от услуг общественного питания. Поэтому при взимании дополнительной платы за публичное исполнение музыкальных произведений в случае отказа посетителя оплачивать данную услугу ему необходимо предложить другой зал для потребления заказанной продукции.*

 

Е. В. Савина

эксперт журнала «Вмененка»

Журнал «Вмененка», №2, февраль 2011

3. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 22.07.2004 № А05-2053/04-26

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Асмыковича А.В., судей Клириковой Т.В., Корабухиной Л.И., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Баярд" главного бухгалтера Усачева С.Н. (доверенность от 02.02.2004), рассмотрев 22.07.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Торгово-промышленная компания "Баярд" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 16.04.2004 по делу N А05-2053/04-26 (судья Ипаев С.Г.),

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью Торгово-промышленная компания "Баярд" (далее - Общество, ООО "Баярд") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску (далее - Инспекция) от 22.01.2004 N 01/1-22-19/165 в части привлечения ООО "Баярд" к налоговой ответственности за грубое нарушение правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения в виде 5000 руб. штрафа и за неполную уплату налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в виде 9805 руб. штрафа и налога на прибыль в виде 14475 руб. штрафа; доначисления 54143 руб. НДС за 2000 - 2002 годы и 72373 руб. налога на прибыль; начисления 44857 руб. пеней; а также о признании недействительными требований Инспекции от 22.01.2004 N 01/1-22-19/94 и 01/1-22-19/95.

Решением от 16.04.2004 суд признал недействительными решение Инспекции от 22.01.2004 N 01/1-22-19/165 и требование от 22.01.2004 N 01/1-22-19/94 в части взыскания 5000 штрафа за грубое нарушение правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения. В удовлетворении остальной части заявленных требований Обществу отказано.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе Общество просит отменить решение суда в части отказа в удовлетворении требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права. Податель жалобы указывает на то, что услуги по организации музыкального обслуживания относятся к услугам общественного питания, не подлежат обязательной сертификации и облагаются единым налогом на вмененный доход (далее - ЕНВД).

В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы.

Инспекция о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность решения суда проверена в кассационном порядке, и суд кассационной инстанции считает, что судебный акт в обжалованной части подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.

Как следует из материалов дела, Инспекция провела выездную проверку соблюдения Обществом законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.2000 по 31.12.2002.

В ходе проверки налоговый орган выявил ряд нарушений, которые отражены в составленном ею акте от 30.12.2003 № 01/1-2249/2311 ДСП. По мнению Инспекции, Общество в проверяемом периоде необоснованно не исчислило и не уплатило налог на прибыль и НДС с доходов, полученных от входной платы в кафе и от оказания услуг музыкального сопровождения караоке, а также не вело раздельного учета доходов и расходов от реализации названных услуг*.

По результатам проверки Инспекция приняла решение от 22.01.2004 N 01/1-22-19/165 о доначислении Обществу налога на прибыль и НДС, начислении пеней и о привлечении его к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за неполную уплату названных налогов и пункту 1 статьи 120 НК РФ за грубое нарушение правил ведения учета доходов, расходов и объектов налогообложения.

Судом установлено, что Общество при входе в кафе взимало с посетителей кафе входную плату по пятницам и субботам в вечернее и ночное время, а также взимало плату за оказание музыкальных услуг. Суд посчитал, что взимание платы по входным билетам в кафе и взимание платы за оказание музыкальных услуг не подпадает под деятельность общественного питания, облагаемую ЕНВД. Следовательно, указанный доход подлежит налогообложению по общей системе налогообложения*.

Однако судом первой инстанции не учтены следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для принятия обоснованного и правомерного решения по делу.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Областного Закона от 26.05.99 N 122-22-ОЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" (далее - Областной закон) плательщиками единого налога (далее - налогоплательщики) являются юридические лица, филиалы и иные обособленные подразделения, в том числе иностранные юридические лица в установленном порядке (далее - организации) и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - предприниматели), осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории Архангельской области в сферах, предусмотренных данной статьей.

Подпунктом 1.6 пункта 1 статьи 3 Областного закона предусмотрено, что одним из видов деятельности, облагаемых ЕНВД, является общественное питание (деятельность ресторанов, кафе, баров, столовых, закусочных, нестационарных и других точек общественного питания с численностью работающих до 50 человек).

Как установлено судом, Общество оказывало услуги питания в кафе*.

Однако Общество указывает на то, что оказываемые посетителям услуги питания непосредственно связаны с оказанием услуг по организации не только питания, но и организации досуга потребителей*.

Согласно пунктам 3 и 6 Правил оказания услуг общественного питания, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.97 N 1036 (далее - Правила), "услуги общественного питания (далее - услуги) оказываются в ресторанах, кафе, барах, столовых, закусочных и других местах общественного питания, типы которых, а для ресторанов и баров также их классы (люкс, высший, первый), определяются исполнителем в соответствии с государственным стандартом. Исполнитель обязан соблюдать установленные в государственных стандартах, санитарных, противопожарных правилах, технических документах, других правилах и нормативных документах (далее именуются - нормативные документы) обязательные требования к качеству услуг, их безопасности для жизни, здоровья людей, окружающей среды и имущества".

Положениями пунктов 13, 14, 24, 27 Правил предусмотрено, что "информация о продукции и об услугах доводится до сведения потребителей посредством меню, прейскурантов или иными способами, принятыми при оказании таких услуг. Потребителю должна быть предоставлена возможность ознакомления с меню, прейскурантами и условиями обслуживания как в зале, так и вне зала обслуживания. Наряду с оказанием услуг общественного питания исполнитель вправе предложить потребителю другие возмездные услуги. Исполнитель не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные услуги за плату. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких услуг, а если они оплачены, потребитель вправе потребовать от исполнителя возврата уплаченной суммы. Потребитель вправе в любое время отказаться от заказанной им услуги при условии оплаты исполнителю фактически понесенных расходов"*.

В соответствии с пунктом 5 статьи 38 НК РФ под услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

Из изложенного следует, что в кафе помимо оказания услуг питания могут оказываться иные возмездные услуги, связанные с организацией питания и отдыха посетителей.

В развитие этого вывода Общество ссылается на ГОСТ Р 50764-95, которым предусмотрено, что услуги питания классифицируются на несколько видов услуг, в том числе услуги питания, услуги по организации досуга, прочие услуги. При этом под деятельностью кафе понимается услуга по изготовлению и реализации кулинарной продукции и покупных товаров в ограниченном ассортименте по сравнению с предприятиями других типов несложного изготовления, а также по созданию условий их потребления на предприятии. Услуги по организации досуга включают организацию музыкального сопровождения. Рестораны, кафе и бары сочетают производство, реализацию и организацию потребления продукции с организацией отдыха и развлечений потребителей.

Этот вывод также не противоречит и положениям пункта 1 статьи 3 Областного закона, согласно которому общественное питание - это деятельность ресторанов, кафе, баров, столовых, закусочных, нестационарных и других точек общественного питания с численностью работающих до 50 человек.

Как установила Инспекция, в определенные дни недели и в определенное время суток посетители кафе приобретали право на вход и получение услуг питания, предоставляемых кафе, а также услуг по организации досуга - оплатив входной билет, посетители приобретали право на культурно-массовые мероприятия, проводимые в кафе в это время.

Однако в сертификатах соответствия N РОСС RU.AЮ33.У00139 и N POCC.RU.АЯ92.У10380 на кафе "Баярд" указано только оказание Обществом услуг питания.

Этому доводу Общества в их совокупности с другими доказательствами, в том числе ГОСТу Р 50764-95, суд первой инстанции оценки по делу не дал.

При новом рассмотрении суду необходимо оценить выводы относительно того, что оказываемые посетителям услуги питания непосредственно связаны с оказанием услуг по организации не только питания, но и отдыха потребителей и подпадают под обложение ЕНВД (ГОСТ Р 50764-95 и Правила оказания услуг общественного питания); исследовать и оценить правомерность привлечения предпринимателя к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, после чего на основе всех собранных доказательств по делу в их совокупности принять обоснованное и правомерное решение, а также распределить судебные расходы по оплате госпошлины за рассмотрение дела в судах*.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286 и 287 (подпункт 3 пункта 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 16.04.2004 по делу N А05-2053/04-26 отменить в части отказа обществу с ограниченной ответственностью Торгово-промышленная компания "Баярд" в удовлетворении требований о признании недействительными решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску от 22.01.2004 N 01/1-22-19/165 и ее требований от 22.01.2004 N 01/1-22-19/94 и N 01/1-22-19/95 (за исключением привлечения к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 120 НК РФ) по эпизоду доначисления обществу с ограниченной ответственностью Торгово-промышленная компания "Баярд" налогов, пеней и штрафов с доходов, полученных от оказания услуг от реализации входных билетов и музыкального сопровождения караоке в кафе "Баярд". В этой части дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.

4. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 27.05.2004 № А56-28999/03

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Асмыковича А.В., судей Кирейковой Г.Г., Корабухиной Л.И., при участии индивидуального предпринимателя Ягодиной Галины Викторовны (паспорт), ее представителей Насильнова А.С. (доверенность от 10.03.2004) и Семьяннова Р.Н. (доверенность от 03.03.2003), от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Тихвинскому району Ленинградской области старших государственных налоговых инспекторов Аббасовой И.В. (доверенность от 05.01.2004 N 11-06/18) и Афониной М.А. (доверенность от 19.05.2004 N 11-06/9588), рассмотрев 27.05.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Ягодиной Галины Викторовны на решение от 20.11.2003 (судья Семиглазов В.А.) и постановление апелляционной инстанции от 09.03.2004 (судьи Алексеев С.Н., Исаева И.А., Сергиенко А.Н.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-28999/03,

УСТАНОВИЛ:

Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Тихвинскому району Ленинградской области (далее - Инспекция) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Ягодиной Галины Викторовны 5343 руб. налога на доходы физических лиц, 8502 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС), 9690 руб. единого социального налога (далее - ЕСН), 1728 руб. единого налога на вмененный доход (далее - ЕНВД), 36 руб. целевого сбора на содержание милиции, 6370 руб. соответствующих пеней и 26729 руб. налоговых санкций, а всего 58398 руб.

Решением суда первой инстанции от 20.11.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 09.03.2004, с предпринимателя в бюджет взыскано 58398 руб. задолженности.

В кассационной жалобе предприниматель просит отменить решение и постановление суда и отказать Инспекции в удовлетворении заявления, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права. Ягодина Г.В. указывает на то, что поскольку она является плательщиком ЕНВД, то не должна уплачивать налог на доходы физических лиц, НДС, ЕСН и целевой сбор на содержание милиции. При этом, по мнению подателя жалобы, доход, полученный от входной платы в кафе-бар "Блюз" и оприходованный по бланкам строгой отчетности, напрямую связан с осуществлением вида деятельности - общественное питание, а потому облагается ЕНВД и не подлежит обложению по общей системе налогообложения.

В судебном заседании предприниматель и его представители поддержали доводы жалобы, а представители Инспекции представили отзыв и просили судебные акты оставить без изменения.

Законность решения и постановления суда проверена в кассационном порядке, и суд кассационной инстанции считает, что судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в связи с неправильным применением норм процессуального права.

Как следует из материалов дела, Инспекция провела выездную проверку правильности исчисления и своевременности уплаты в бюджет предпринимателем налога на доходы физических лиц, НДС, ЕСН, целевого сбора на содержание милиции за период с 01.01.2001 по 31.12.2001, а по ЕНВД за период с 01.01.2000 по 31.12.2001.

В ходе проверки налоговый орган выявил ряд нарушений, которые отражены в акте от 14.02.2003 N 4-6. По мнению Инспекции, предприниматель в проверяемом периоде необоснованно не исчислил и не уплатил налог на доходы физических лиц, НДС, ЕСН, целевой сбор на содержание милиции от дохода, полученного от входной платы в кафе-бар "Блюз".

По результатам проверки и с учетом рассмотрения представленных налогоплательщиком разногласий на акт проверки Инспекция вынесла решение от 14.03.2003 N 4-6 о доначислении Ягодиной Г.В. налога на доходы физических лиц, НДС, ЕСН, а также ЕНВД и целевого сбора на содержание милиции, начислении пеней и о привлечении предпринимателя к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за неполную уплату названных налогов и пункту 2 статьи 119 НК РФ за непредставление налоговых деклараций.

Судом установлено, что предприниматель при входе в кафе-бар "Блюз" взимал с посетителей кафе-бара "50 руб. входной платы по четвергам, пятницам, субботам и воскресеньям после 22 часов". Суд посчитал, что взимание платы по входным билетам за услуги потребления продукции и товаров в кафе не подпадает под деятельность общественного питания, облагаемую ЕНВД. Следовательно, указанный доход подлежит налогообложению по общей системе налогообложения*.

Однако судебными инстанциями не учтены следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для принятия обоснованного и правомерного решения по делу.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Областного закона от 26.11.99 № 61-ОЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности на территории Ленинградской области" (далее - Областной закон) "плательщиками ЕНВД являются юридические лица и (или) физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые осуществляют на территории Ленинградской области предпринимательскую деятельность в сферах", предусмотренных данной статьей.

Подпунктом "е" пункта 1 статьи 2 Областного закона предусмотрено, что одним из видов деятельности, облагаемых ЕНВД, является общественное питание (деятельность ресторанов, кафе, баров, столовых, нестационарных и других точек общественного питания, включая реализацию покупных продуктов питания, табачных изделий и напитков, в том числе алкогольных, как в упаковке и расфасовке изготовителя, так и без нее), численностью работающих до 50 человек, кроме столовых и других точек общественного питания, находящихся на балансе организаций и обслуживающих исключительно данные организации, а также дома отдыха, санатории, пансионаты и другие подобные организации, где стоимость питания входит в стоимость услуги (путевка, курсовка и тому подобное) и находящихся непосредственно в указанных организациях.

Как установлено судом, предприниматель оказывал услуги питания в кафе*.

Однако в разногласиях на акт проверки, а также в отзыве на исковое заявление Инспекции предприниматель указывает на то, что оказываемые посетителям услуги питания непосредственно связаны с оказанием услуг по организации не только питания, но и отдыха потребителей. Этот вывод предприниматель делает на основе анализа ГОСТов Р 50764-95 и Р 50762-95 и Правил оказания услуг общественного питания, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.97 N 1036 (далее - Правила).*

В нарушение пунктов 1 и 2 пункта 4 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации этим документам судебные инстанции надлежащей оценки не дали.

Согласно пунктам 3 и 6 Правил "услуги общественного питания (далее именуются - услуги) оказываются в ресторанах, кафе, барах, столовых, закусочных и других местах общественного питания, типы которых, а для ресторанов и баров также их классы (люкс, высший, первый) определяются исполнителем в соответствии с государственным стандартом. Исполнитель обязан соблюдать установленные в государственных стандартах, санитарных, противопожарных правилах, технических документах, других правилах и нормативных документах (далее именуются - нормативные документы) обязательные требования к качеству услуг, их безопасности для жизни, здоровья людей, окружающей среды и имущества".*

Положениями пунктов 13, 14, 24, 27 Правил предусмотрено, что "информация о продукции и об услугах доводится до сведения потребителей посредством меню, прейскурантов или иными способами, принятыми при оказании таких услуг. Потребителю должна быть предоставлена возможность ознакомления с меню, прейскурантами и условиями обслуживания как в зале, так и вне зала обслуживания. Наряду с оказанием услуг общественного питания исполнитель вправе предложить потребителю другие возмездные услуги. Исполнитель не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные услуги за плату. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких услуг, а если они оплачены, потребитель вправе потребовать от исполнителя возврата уплаченной суммы. Потребитель вправе в любое время отказаться от заказанной им услуги при условии оплаты исполнителю фактически понесенных расходов".

В соответствии с пунктом 5 статьи 38 НК РФ под услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

Из изложенного следует, что в кафе помимо оказания услуг питания могут оказываться иные возмездные услуги, связанные с организацией питания и отдыха посетителей.*

В развитие этого вывода предприниматель ссылается также на ГОСТы Р 50764-95 и Р 50762-95, которыми предусмотрено, что услуги питания классифицируются на несколько видов услуг, в том числе услуги питания, услуги по организации досуга, прочие услуги (лист дела 46). При этом под деятельностью кафе понимается услуга по изготовлению и реализации кулинарной продукции и покупных товаров в ограниченном ассортименте по сравнению с предприятиями других типов несложного изготовления, а также по созданию условий их потребления на предприятии. Услуги по организации досуга включают организацию музыкального сопровождения (лист дела 47). Рестораны, кафе и бары сочетают производство, реализацию и организацию потребления продукции с организацией отдыха и развлечений потребителей (лист дела 50).*

Этот вывод также не противоречит и положениям пункта 1 статьи 2 Областного закона, согласно которому общественное питание - это деятельность ресторанов, кафе, баров, столовых, нестационарных и других точек общественного питания, включая реализацию покупных продуктов питания, табачных изделий и напитков, в том числе алкогольных, как в упаковке и расфасовке изготовителя, так и без нее, численностью работающих до 50 человек, кроме столовых и других точек общественного питания, находящихся на балансе организаций и обслуживающих исключительно данные организации, а также дома отдыха, санатории, пансионаты и другие подобные организации, где стоимость питания входит в стоимость услуги (путевка, курсовка и тому подобное) и находящихся непосредственно в указанных организациях.

Как установила Инспекция, в определенные дни недели и в определенное время суток посетители кафе-бара "Блюз" приобретали право на вход и получение услуг питания, предоставляемых кафе, а также услуг по организации досуга, - оплатив билет стоимостью 50 руб., посетители приобретали право на культурно-массовые мероприятия, проводимые в кафе в это время (лист дела 18).

Однако в сертификате соответствия N 0399637 на кафе-бар "Блюз" указано только оказание предпринимателем услуг питания.

Этому доводу Инспекции в их совокупности с другими доказательствами по делу судебные инстанции оценки не дали.

Более того, в соответствии с положениями статьи 210 НК РФ при исчислении и уплате налога на доходы физических лиц учитываются и понесенные расходы (налоговые вычеты).

Как следует из материалов дела, Инспекция учла только стандартные налоговые вычеты (лист дела 9). Между тем предприниматель указывает на то, что реализация входных билетов осуществлялась на бланках строгой отчетности, приобретенных Ягодиной Г.В., о чем имеется запись в Книге учета доходов и расходов (лист дела 83). Этому обстоятельству судебные инстанции также надлежащей оценки не дали.

Не исследована судом и правильность исчисления налоговым органом по результатам проверки налоговой базы по НДС, ЕСН, ЕНВД, сбору на содержание милиции, а также правомерность привлечения предпринимателя к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату ЕНВД, неуплату налога на доходы физических лиц, НДС, ЕСН, целевого сбора на содержание милиции, а также привлечения Ягодиной Г.В. к ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 119 НК РФ за непредставление налоговых деклараций по налогу на доходы физических лиц, НДС, ЕСН, имея в виду, что в решении Инспекции от 14.03.2003 в нарушение положений статей 108 и 109 НК РФ не установлена форма вины в виде умысла или неосторожности, отсутствие которой исключает привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения.

При новом рассмотрении суду необходимо предложить предпринимателю представить за проверяемый период Книгу доходов и расходов, дать надлежащую правовую оценку доводам Ягодиной Г.В. о понесенных расходах, связанных с приобретением бланков строгой отчетности, отмеченных в названной Книге; представить сертификат соответствия N 0399637 на кафе-бар "Блюз" и оценить, какие виды услуг в нем предусмотрены.

Также суду необходимо оценить выводы предпринимателя относительно того, что оказываемые посетителям услуги питания непосредственно связаны с оказанием услуг по организации не только питания, но и отдыха потребителей и подпадают под обложение ЕНВД (ГОСТы Р 50764-95 и Р 50762-95 и Правила оказания услуг общественного питания); исследовать и оценить правильность исчисления налоговым органом по результатам проверки налоговой базы по НДС, ЕСН, ЕНВД, сбору на содержание милиции, а также правомерность привлечения предпринимателя к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату ЕНВД, неуплату налога на доходы физических лиц, НДС, ЕСН, целевого сбора на содержание милиции, а также привлечения Ягодиной Г.В. к ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 119 НК РФ за непредставление налоговых деклараций по налогу на доходы физических лиц, НДС, ЕСН, после чего на основе всех собранных доказательств по делу в их совокупности принять обоснованное и правомерное решение, а также распределить судебные расходы по оплате госпошлины за рассмотрение дела в судах трех инстанций.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286 и 287 (подпункт 3 пункта 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 20.11.2003 и постановление апелляционной инстанции от 09.03.2004 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-28999/03 отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.»

* Так выделена часть материала, которая поможет Вам принять правильное решение.

 

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Школа

Проверь знания

Проверь знания в новой школе Главбуха малого предприятия. Получи официальный документ

Начать тест

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Опрос

Вы сверили взносы?

  • Да, с инспекцией 11.84%
  • Да, с фондом 31.58%
  • Да, с инспекцией и фондом 9.21%
  • Нет, сверку еще не проводили 47.37%
результаты

Рассылка



Упрощёнка в Яндексе

© 1997–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

Журнал «Упрощёнка» –
об упрощённой системе налогообложения

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Упрощёнка».
Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-54792 от 17.07.2013


  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь и читайте дальше без ограничений!

«Упрощенка» — профессиональный ресурс для малого бизнеса. Зарегистрируйтесь, и Вам будут доступны:

  • Статьи для ежедневной работы бухгалтеров
  • Новости для бухгалтеров, которые ведут учет у малого бизнеса
  • Формы и образцы бухгалтерских документов
  • Калькулятор УСН, Справочник проводок и другие онлайн сервисы

Подарок за регистрацию — таблица новых штрафов для бухгалтеров, руководителей и ИП в 2017 году.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь!

Упрощенка» — профессиональный ресурс для малого бизнеса. Зарегистрируйтесь, и Вам будут доступны:

  • Статьи для ежедневной работы бухгалтеров
  • Новости для бухгалтеров, которые ведут учет у малого бизнеса
  • Формы и образцы бухгалтерских документов
  • Калькулятор УСН, Справочник проводок и другие онлайн сервисы

Подарок за регистрацию — таблица новых штрафов для бухгалтеров, руководителей и ИП в 2017 году.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль