Какие экологические сборы надо платить

404

Вопрос

Подскажите пожалуйста, в 3 кв. 2013 г. организация арендовала у своих сотрудников автомобиль (по договору аренды без экипажа), который использовался только в рабочее время. Плата за негативное воздействие не была перечислена . Как сейчас рассчитать плату (пени) и подать сведения чтобы избежать штрафных санкций ? И еще вопрос организация занимается ремонтом грузоподъёмных механизмов и ремонтом помещений какие ещё экологические сборы нужно платить?

Ответ

1. Подать сведения и рассчитать плату в данной ситуации - нужно в общем порядке. Рассчитывать пени не нужно. Так как плата за загрязнение окружающей среды не входит в систему налогов и сборов России (ст. 13, 14, 15 НК РФ, п. 5 определения Конституционного суда от 10 декабря 2002 г. № 284-О, ст. 51, 57, 62 Бюджетного кодекса РФ). Таким образом, к указанным платежам положения статьи 75 Налогового кодекса РФ не применяются.

 

Подробно см. 3,4. Рекомендация.

2. Нужно перечислять плату за размещение отходов производства и потребления. Так как такая обязанность возникает у организаций, в процессе деятельности которых образуются:

• остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов;

• товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Это следует из статьи 1 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ.

Однако обязанность вносить плату по этому основанию организацией, чья деятельность не носит специализированный характер по размещению отходов, является спорной. Подробно см. 2. Рекомендация.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух версия для упрощенки

1. Рекомендация: Как определить нормативы выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и образования отходов для расчета платы за загрязнение окружающей среды

Базой для расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду являются количественные показатели (масса или объем), характеризующие выбросы (сбросы) загрязняющих веществ и размещаемых отходов. При этом размер платы зависит от того, соответствуют ли эти количественные показатели нормативам, утвержденным для той или иной организации. Минимальный размер платы взимается при соблюдении установленных нормативов. Если масса или объем загрязнений (размещаемых отходов) превышает эти нормативы, сумма платы за негативное воздействие на окружающую среду возрастает.

По степени вредного воздействия на окружающую среду количественные показатели загрязнений подразделяются на три категории:

  • предельно допустимые массы или объемы выбросов (сбросов), размещаемых отходов. Эти показатели устанавливаются организациям в виде нормативов;
  • временно согласованные массы или объемы выбросов (сбросов), размещаемых отходов. Эти показатели устанавливаются организациям в виде лимитов (временно согласованных нормативов);
  • сверхлимитные массы или объемы выбросов (сбросов), размещаемых отходов.

Это следует из положений пункта 5.1 и приложения 1 к Инструктивно-методическим указаниям, утвержденным приказом Минприроды России от 26 января 1993 г.

Виды загрязнений

В настоящее время плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие виды загрязнений:

Об этом сказано в постановлении Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344.

Нормативы выбросов и загрязнений

Чтобы правильно рассчитать плату за загрязнение окружающей среды, организация должна иметь утвержденные:

  • количественные нормативы выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду;
  • количественные нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Это следует из положений пункта 2 Порядка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632, и статьи 22 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ.

До 30 сентября 2010 года функции, связанные с выдачей лицензий (разрешений) на выбросы и сбросы загрязняющих веществ, утверждением нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, сбором платы за загрязнение окружающей среды, а также приемом отчетности по этому виду платежей, были возложены на Ростехнадзор. С 30 сентября 2010 года эти функции были переданы Росприродназдору (постановление Правительства РФ от 13 сентября 2010 г. № 717).

Пунктом 2 постановления Правительства РФ от 13 сентября 2010 г. № 717 Минприроды России и Ростехнадзору поручено в трехмесячный срок внести в существующие нормативные акты изменения, связанные с перераспределением ведомственных функций. До утверждения Минприроды России новых нормативных актов, регулирующих расчет нормативов выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и образования отходов для расчета платы за загрязнение окружающей среды, необходимо руководствоваться действующими нормативными актами. Это следует из письма Росприроднадзора от 5 октября 2010 г. № СМ-06-01-31/7167.

Готовыми нормативами предельно допустимых загрязнений, которые подходили бы для предприятий любых отраслей, органы Росприроднадзора не располагают. Дело в том, что величина этих нормативов зависит от множества факторов, присущих каждой конкретной организации. Среди них:

  • количество объектов, которые являются источниками загрязнений;
  • наличие и объемы вредных веществ (примесей) в сырье и материалах, используемых в деятельности организации;
  • степень технологической переработки сырья и материалов, вредных для окружающей среды;
  • наличие и эффективность очистных сооружений;
  • объемы и физико-химический состав отходов производства и т. д.

Учесть все факторы можно только в ходе детального обследования производственных мощностей организации, используемого оборудования, сырья и материалов, а также изучения применяемой технологии. Поэтому на рассмотрение (для последующего утверждения в качестве предельно допустимых или временных нормативов) органы Росприроднадзора принимают нормативы, подготовленные организациями самостоятельно. Эти нормативы должны быть подтверждены всеми необходимыми расчетами и технико-экономическими обоснованиями.

Такой порядок следует из положений статей 11, 18 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ.

Если составить нормативы предельно допустимых загрязнений несложно, организация может выполнить эту работу своими силами, предварительно проконсультировавшись со специалистами Росприроднадзора. Если же разработка нормативов потребует специальных экспертиз, дополнительных исследований или сложных анализов, проводить ее должны квалифицированные специалисты – экологи. При наличии таких специалистов в штате организации эта работа должна быть поручена им. Участие бухгалтерии будет сводиться лишь к подборке необходимых документов или выполнению вспомогательных расчетов. Если штатных экологов в организации нет, для разработки нормативов следует заключить договор со сторонней организацией, имеющей лицензию на данный вид работ.

Инвентаризация выбросов и отходов

Одним из этапов разработки нормативов предельно допустимых загрязнений является инвентаризация выбросов загрязняющих веществ и отходов. В ходе инвентаризации устанавливаются:

  • источники выбросов загрязняющих веществ и образования отходов;
  • перечни загрязняющих веществ, подлежащих государственному учету и нормированию;
  • количество и качество выбросов загрязняющих веществ и образования отходов.

Результаты инвентаризации отражаются в отчете, который должен быть утвержден руководителем организации.

Результаты инвентаризации используйте для подготовки нормативов предельно допустимых и временно согласованных выбросов загрязняющих веществ, а также проектов нормативов образования отходов (абз. 12 п. 20 приказа Ростехнадзора от 19 октября 2007 г. № 703).

Порядок разработки нормативов зависит от вида загрязнения окружающей среды (выбросы в атмосферу, сбросы в водные объекты, производственные отходы).

Нормативы выбросов в атмосферу

При разработке нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу руководствуйтесь письмом Ростехнадзора от 24 декабря 2004 г. № 14-01-333.

Порядок установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также перечень таких веществ, подлежащих учету и нормированию, утверждены приказом Минприроды России от 31 декабря 2010 г. № 579. Если те или иные вредные вещества не поименованы в перечне, они подлежат нормированию в случаях, указанных в пункте 9 Порядка, утвержденного приказом Минприроды России от 31 декабря 2010 г. № 579.

Предельно допустимые выбросы определяются по каждому стационарному источнику выбросов, по организации в целом или по ее отдельным производственным территориям. Предварительно необходимо получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии этих выбросов действующим санитарным правилам.

Расчеты загрязнения атмосферы для установления нормативов выбросов для действующих и проектируемых объектов выполняются по методике ОНД-86, утвержденной Госкомгидрометом СССР от 4 августа 1986 г. № 192.

Если по каким-либо причинам организация не укладывается в расчетный норматив, то на определенный период времени ей может быть установлен лимит (временно согласованный норматив) вредных выбросов в атмосферу. Это следует из пункта 7 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 2 марта 2000 г. № 183, пункта 3 статьи 23 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ.

Для того чтобы узнать, какие документы необходимо представить для утверждения нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу, обратитесь в территориальный орган Росприроднадзора. Нормативного документа, устанавливающего порядок представления документов, а также сроки утверждения нормативов предельно допустимых выбросов, в настоящее время нет.

Ситуация: нужно ли разрабатывать нормативы предельно допустимых выбросов в атмосферу для транспортных средств

Нет, не нужно.

Для транспортных и других передвижных средств устанавливаются технические нормативы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (п. 2 ст. 12 Закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ). Предельно допустимые выбросы для таких объектов не устанавливаются (п. 3 ст. 12 Закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ).

Проверка транспортных средств на соответствие фактических выбросов вредных веществ в атмосферу техническим нормативам проводится в рамках техосмотров (подп. «а» п. 2 постановления Правительства РФ от 6 февраля 2002 г. № 83). При этом эксплуатация транспорта, в выбросах которого содержание загрязняющих веществ превышает установленные технические нормативы, запрещается (п. 1 ст. 17 Закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ).

Нормативы сбросов в водные объекты

При разработке нормативов допустимых сбросов в водные объекты руководствуйтесь:

Нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются и утверждаются по водному объекту или водохозяйственному участку (п. 4 Методических указаний, утвержденных приказом Минприроды России от 12 декабря 2007 г. № 328).

Нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются на пять лет. До истечения этого срока нормативы могут быть пересмотрены:

  • при изменении более чем на 20 процентов показателей, определяющих водохозяйственную обстановку на водном объекте;
  • при изменении технологии производства, методов очистки сточных вод, параметров сброса;
  • при утверждении новых нормативов допустимого воздействия на водные объекты в установленном порядке.

Это предусмотрено пунктом 14 Методики, утвержденной приказом Минприроды России от 17 декабря 2007 г. № 333.

Если по каким-либо причинам организация не укладывается в расчетный норматив, то на определенный период времени ей может быть установлен лимит (временно согласованный норматив) допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты (п. 3 ст. 23 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ).

Сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается (п. 6 ст. 56 Водного кодекса РФ).

Чтобы узнать, какие документы необходимо представить для утверждения нормативов допустимых сбросов в водные объекты, обратитесь в территориальный орган Росприроднадзора. Нормативного документа, устанавливающего порядок представления документов, а также сроки утверждения нормативов допустимых сбросов, в настоящее время нет.

Ответственность за превышение нормативов

Внимание: за превышение нормативов допустимого сброса загрязняющих веществ в водные объекты предусмотрена административная ответственность.

За нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты применяются следующие виды административной ответственности:

  • в отношении должностных лиц – штраф в размере от 1500 до 2000 руб.;
  • в отношении организаций – штраф в размере от 10 000 до 20 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • в отношении индивидуальных предпринимателей – штраф в размере от 1500 до 2000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

Такой порядок предусмотрен частью 1 статьи 8.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Нормативы образования отходов

При разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение руководствуйтесь приказом Ростехнадзора от 19 октября 2007 г. № 703.

Нормативы образования отходов определяют количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции. Лимиты на размещение отходов устанавливают предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов. Такой порядок установлен пунктами 2 и 4 Порядка, утвержденного приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 г. № 50.

Проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение разрабатываются отдельно для каждого территориально обособленного подразделения организации. Если организация-арендодатель предоставляет арендатору право размещать отходы на собственных объектах, то отходы арендатора должны быть включены в проект нормативов организации-арендодателя. Если арендатор осуществляет деятельность по обращению с отходами самостоятельно, к проекту нормативов прилагаются документы, подтверждающие эти обязательства арендатора. Это установлено пунктом 5 приказа Ростехнадзора от 19 октября 2007 г. № 703.

Срок действия проектов нормативов составляет 5 лет, за исключением:

  • организаций, осуществляющих деятельность по размещению опасных отходов. Для них срок действия проектов нормативов устанавливается на срок действия лицензии;
  • организаций, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами на Байкальской природной территории. Для них проекты нормативов пересматриваются ежегодно.

Это предусмотрено пунктом 10 приказа Ростехнадзора от 19 октября 2007 г. № 703, пунктами 11–13 Порядка, утвержденного приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 г. № 50.

Содержание и порядок оформления проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение установлен пунктом 17 приказа Ростехнадзора от 19 октября 2007 г. № 703.

Плательщики, занятые в непроизводственной сфере, с разрешения территориального управления Ростехнадзора могут разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в упрощенной форме (п. 6 приказа Ростехнадзора от 19 октября 2007 г. № 703). Состав показателей, которые должна содержать упрощенная форма проекта, определен в пункте 32 приказа Ростехнадзора от 19 октября 2007 г. № 703.

Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение по упрощенной форме разрабатывается, если:

  • образующиеся отходы имеют V, IV и III классы опасности (единственное исключение сделано для люминесцентных ламп (I класс));
  • суммарное количество отходов не превышает 150 тонн в год;
  • масса отходов III класса опасности не превышает 5 процентов от общей массы образующихся отходов;
  • отдельно предусмотрен порядок сбора и экологически безопасного размещения люминесцентных ламп.

Об этом сказано в пункте 6 приказа Ростехнадзора от 19 октября 2007 г. № 703.

Для утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение плательщики подают в территориальные управления Росприроднадзора:

1. Заявление об утверждении нормативов с указанием:

  • полного и сокращенного наименования организации;
  • организационно-правовой формы;
  • местонахождения;
  • государственного регистрационного номера записи о создании юридического лица и данных документа, подтверждающего факт внесения записи в ЕГРЮЛ.

2. Копию лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I–IV классов опасности (для плательщиков, которые занимаются этими видами деятельности).

3. Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

4. Копию лицензии на пользование участками недр для целей захоронения токсичных и иных опасных отходов (для пользователей недр, которые занимаются этими видами деятельности).

При этом копии документов, не заверенные нотариально, подаются с одновременным предъявлением оригинала.

Такой порядок предусмотрен пунктами 7 и 8 Порядка, утвержденного приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 г. № 50.

Не позднее чем через 30 рабочих дней с даты приема заявления и документов территориальное управление Росприроднадзора принимает одно из двух возможных решений:

  • утверждает нормативы образования отходов и лимиты на их размещение;
  • отказывает заявителю в утверждении нормативов с мотивированным обоснованием.

Такой порядок предусмотрен пунктом 10 Порядка, утвержденного приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 г. № 50.

В коммерческих организациях

Субъекты малого и среднего предпринимательства освобождены от обязанности разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Вместо этого в уведомительном порядке они представляют в территориальные управления Росприроднадзора отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (п. 3 ст. 18 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ, п. 2 Порядка, утвержденного приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 г. № 50). Форма статистической отчетности 2-ТП (отходы) утверждена приказом Росстата от 28 января 2011 г. № 17.

Разрешения на выбросы и загрязнения

Предельно допустимые нормативы выбросов и сбросов загрязняющих веществ, нормативы образования отходов вводятся в действие разрешениями (п. 5.8 Правил, утвержденных Минприроды России от 15 июля 1994 г.).

На выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду разрешения выдает Ростехнадзор (п. 5.3.3.5 Положения, утвержденного постановлением Правительства России от 30 июля 2004 г. № 401). Разрешения на размещение отходов выдает территориальный орган Минприроды России (п. 5.1 временных Правил, утвержденных Минприроды России от 15 июля 1994 г.).

Олег Хороший

государственный советник налоговой службы РФ II ранга

2. Рекомендация: Кто должен перечислять плату за загрязнение окружающей среды

Плату за загрязнение окружающей среды обязаны перечислять все организации (независимо от их организационно-правовой формы), занимающиеся на территории России любыми видами деятельности, связанными с природопользованием.

В коммерческих организациях

Кроме того, перечислять плату за загрязнение окружающей среды должны предприниматели и иностранные организации, осуществляющие деятельность в России.

Это следует из статьи 23 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ, статьи 28 Закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ, пункта 1 Порядка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632, подпункта «б» пункта 4 постановления Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632, определения Конституционного суда РФ от 10 декабря 2002 г. № 284-О, постановления Конституционного суда РФ от 14 мая 2009 г. № 8-П.

Вносить плату за загрязнение окружающей среды обязаны организации, применяющие любую из предусмотренных Налоговым кодексом РФ систем налогообложения. Это следует из пункта 3 статьи 346.1, пунктов 2 и 3 статьи 346.11, пункта 4 статьи 346.26, пункта 7 статьи 346.35 Налогового кодекса РФ, письма Минфина России от 11 июля 2007 г. № 03-11-04/3/262.

Обязанность по внесению платы за загрязнение окружающей среды не зависит от права собственности на источник (объект) негативного воздействия. То есть плату должны перечислять те, кто фактически эксплуатирует такой объект. Например, арендаторы, организации, получившие объект в безвозмездное пользование, и т. п.

Виды негативного воздействия

Статьей 16 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ предусмотрено, что плата должна взиматься за следующие виды негативного воздействия на экологию:

  • выбросы в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ;
  • сбросы загрязняющих и иных веществ, а также микроорганизмов в поверхностные и подземные водные объекты и на водосборные площади;
  • загрязнение недр, почв;
  • размещение отходов производства и потребления;
  • загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;
  • другие виды негативного воздействия на окружающую среду.

Однако в настоящее время плата взимается не за все перечисленные выше виды негативного воздействия. А только за те виды негативного воздействия на окружающую среду, на которые постановлением Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344 установлены нормативы платы. К ним относятся:

Это следует из постановления Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344.

Ситуация: кто из участников строительства – инвестор, застройщик, заказчик или подрядчик – должен перечислять экологические платежи

Платить должен тот, кто непосредственно наносит вред окружающей среде своей хозяйственной деятельностью.

Экологические платежи взимаются с организаций (природопользователей), осуществляющих на территории РФ любые виды деятельности, связанные с природопользованием (п. 1 Порядка, утвержденного Вам будет интересно:

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Школа

Проверь знания

Проверь знания в новой школе Главбуха малого предприятия. Получи официальный документ

Начать тест

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Опрос

Вы сверили взносы?

  • Да, с инспекцией 10.28%
  • Да, с фондом 31.78%
  • Да, с инспекцией и фондом 10.28%
  • Нет, сверку еще не проводили 47.66%
результаты

Рассылка



Упрощёнка в Яндексе

© 1997–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

Журнал «Упрощёнка» –
об упрощённой системе налогообложения

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Упрощёнка».
Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-54792 от 17.07.2013


  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь и читайте дальше без ограничений!

«Упрощенка» — профессиональный ресурс для малого бизнеса. Зарегистрируйтесь, и Вам будут доступны:

  • Статьи для ежедневной работы бухгалтеров
  • Новости для бухгалтеров, которые ведут учет у малого бизнеса
  • Формы и образцы бухгалтерских документов
  • Калькулятор УСН, Справочник проводок и другие онлайн сервисы

Подарок за регистрацию — таблица новых штрафов для бухгалтеров, руководителей и ИП в 2017 году.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь!

Упрощенка» — профессиональный ресурс для малого бизнеса. Зарегистрируйтесь, и Вам будут доступны:

  • Статьи для ежедневной работы бухгалтеров
  • Новости для бухгалтеров, которые ведут учет у малого бизнеса
  • Формы и образцы бухгалтерских документов
  • Калькулятор УСН, Справочник проводок и другие онлайн сервисы

Подарок за регистрацию — таблица новых штрафов для бухгалтеров, руководителей и ИП в 2017 году.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль