Ошибочное перечисление налогов в бюджет

862

Вопрос

У организации есть структурное подразделение в другом городе. При переводе налогов в РКЦ ошиблись и зачислили налоги в ГНИ основного подразделения. Как быть в такой ситуации? Существуют две налоговые инспекции, платежи платятся тоже в две инспекции, а приходят только в одну.Созванивалась с ГРКЦ, они сваливают, на банк, в банке на ГРКЦ, а в налоговой плечас
в налоговой плечами пожимают

Ответ

В этом случае налог придется уплатить заново. При этом организация может потребовать возврата ошибочно перечисленной суммы на свой расчетный счет. Для этого в налоговую инспекцию по месту учета нужно подать заявление в произвольной форме. В течение 10 рабочих дней с момента поступления этого заявления инспекция письменно обратится в УФНС России по месту зачисления платежа. К обращению будет приложена копия заявления организации о возврате платежа в электронном виде (скан-образ). Получив эти документы, не позднее следующего рабочего дня УФНС России должно переслать их в региональное управление казначейства для возврата ошибочно поступившей суммы. После этого региональное управление казначейства перечислит организации ошибочный платеж и в течение трех рабочих дней известит об этом представителей налоговой службы.

 

Подробно см. Рекомендация.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

 

Рекомендация: Как организации перечислить налог в бюджет

 

Порядок и сроки уплаты федеральных налогов установлены Налоговым кодексом РФ. Налоговые ставки, порядок и сроки уплаты региональных и местных налогов могут быть установлены законами субъектов РФ или нормативно-правовыми актами местных органов власти. Об этом сказано в статье 12 Налогового кодекса РФ.

Если крайний срок уплаты налога приходится на выходной или нерабочий праздничный день, перечислить налог нужно в ближайший за ним рабочий день (п. 7 ст. 6.1 НК РФ). Выходные и праздничные дни указаны в статьях 111 и 112 Трудового кодекса РФ. При этом Правительству РФ предоставлено право переносить праздничные дни на другие периоды, если они совпадают с выходными днями (ч. 2 и 5 ст. 112 ТК РФ). В частности, в 2014 году выходные дни переносятся:

  • с субботы, 4 января 2014 года, – на пятницу, 2 мая 2014 года;
  • с воскресенья, 5 января 2014 года, – на пятницу, 13 июня 2014 года;
  • с понедельника, 24 февраля 2014 года, – на понедельник, 3 ноября 2014 года.

Такой порядок предусмотрен постановлением Правительства РФ от 28 мая 2013 г. № 444.

Следует отметить, что нерабочие праздничные дни, определенные региональными органами власти, не относятся к праздникам, установленным Трудовым кодексом. Поэтому крайний срок уплаты налога, приходящийся на региональный праздник, на ближайший рабочий день не переносится. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 27 января 2014 г. № 03-02-07/1/2783.

Законодательством установлен единый порядок уплаты налогов. Его обязаны соблюдать и налогоплательщики, и налоговые агенты (п. 2 ст. 58 НК РФ). Единый порядок распространяется как на уплату налогов по итогам налоговых периодов, так и на перечисление авансовых платежей (п. 8 ст. 58 НК РФ).

Когда налог считается уплаченным

Налог считается уплаченным в тот день, когда организация предъявила в банк платежное поручение на его перечисление со своего расчетного счета на счет Казначейства России. При этом на расчетном счете организации должно быть достаточно средств для уплаты налога. Иные способы перечисления налогов, например, через платежные терминалы или переводом без открытия банковского счета, законодательством не предусмотрены (письма Минфина России от 20 мая 2013 г. № 03-02-08/17543, от 21 июня 2010 г. № 03-02-07/1-287).

Кроме того, налог считается уплаченным в тот день:

  • когда налоговая инспекция приняла решение о зачете излишне уплаченного налога в счет погашения обязательств по другому налогу;
  • когда с доходов налогоплательщика положенную сумму налога удержал налоговый агент (если за ним законодательно закреплена такая обязанность).

Такие правила установлены пунктом 3 статьи 45 Налогового кодекса РФ.

Налог не считается уплаченным, если:

  • организация отозвала из банка свое платежное поручение на уплату налога;
  • в платежном поручении на уплату налога указаны неправильные банковские реквизиты Казначейства России (номер счета казначейства и наименование банка получателя), из-за чего сумма налога не была зачислена в бюджет соответствующего региона;
  • для уплаты налога на расчетном счете организации недостаточно средств.

Такие правила установлены пунктом 4 статьи 45 Налогового кодекса РФ.

Ситуация: считается ли обязанность по уплате налога исполненной, если налог не поступил в бюджет. Банк принял к исполнению платежное поручение, однако налог не был перечислен в связи с недостатком средств на корреспондентском счете банка

Да, считается, если действия организации в данном случае будут признаны добросовестными.

Обязанность по уплате налога считается исполненной в тот день, когда организация предъявила в банк платежное поручение на его перечисление в бюджет. При этом на расчетном счете организации должно быть достаточно средств для погашения налоговой задолженности. Такой порядок предусмотрен подпунктом 1 пункта 3 статьи 45 Налогового кодекса РФ.

Банк обязан исполнить поручение организации на перечисление налога в бюджет в течение одного операционного дня, следующего за днем его поступления (п. 2 ст. 60 НК РФ). Если в связи с недостатком средств на корреспондентском счете у банка нет такой возможности, он обязан проинформировать об этом организацию (п. 3.1 ст. 60 НК РФ). Если при этом банк возвратит организации неисполненное платежное поручение, то налог будет считаться неуплаченным (подп. 1 п. 4 ст. 45 НК РФ).

Если банк не вернул организации платежное поручение, ее обязанность по уплате налога должна быть признана исполненной. Даже если сумма налога в бюджет не поступит (подп. 1 п. 3 ст. 45 НК РФ, письмо Минфина России от 29 июня 1995 г. № 04-01-10). Однако на практике налоговые инспекции руководствуются этим правилом только в отношении добросовестных налогоплательщиков. Основанием для такого подхода являются постановление Конституционного суда РФ от 12 октября 1998 г. № 24-П, определение Конституционного суда РФ от 25 июля 2001 г. № 138-О, а также постановления Президиума ВАС РФ от 5 ноября 2002 г. № 6294/01, от 22 октября 2002 г. № 2045/01, от 22 октября 2002 г. № 9448/01, от 29 октября 2002 г. № 4621/01. Из этих документов следует, что если налог не поступил в бюджет, то считать его уплаченным (при перечислении через «проблемные» банки) могут только добросовестные налогоплательщики. Такие же указания дает своим территориальным подразделениям и ФНС России (письмо от 22 мая 2014 г. № СА-4-7/9954).

Понятие «добросовестность» в налоговом законодательстве отсутствует. Критерии недобросовестности устанавливаются судом в каждом отдельном случае на основе представленных сторонами доказательств. Такой вывод следует из пункта 7 статьи 3 Налогового кодекса РФ и определения Конституционного суда РФ от 25 июля 2001 г. № 138-О.

Рассматривая аналогичные споры, арбитражные суды отмечают, что само по себе отсутствие денежных средств на корреспондентском счете банка при наличии достаточной суммы на расчетном счете организации не может свидетельствовать о ее недобросовестности. Основным признаком недобросовестности суды называют изначальную осведомленность организации о неплатежеспособности банка. Если организация не была заранее проинформирована о невозможности исполнения банком платежных поручений, то ее обязанности по уплате налога считаются исполненными (см., например, постановления ФАС Московского округа от 20 марта 2013 г. № А40-76467/12-116-163, от 11 марта 2012 г. № А41-20941/11, Северо-Кавказского округа от 4 августа 2010 г. № А53-27390/2009-С5-47, Центрального округа от 23 января 2012 г. № А54-1303/2011, от 27 апреля 2010 г. № А48-571/2009, Уральского округа от 13 декабря 2010 г. № Ф09-10212/10-С3). При этом некоторые суды отмечают, что организации не обязаны выявлять и оценивать достаточность денежных средств на корреспондентских счетах своих банков и обращаться в другие кредитные организации в случае их дефицита (см., например, определение ВАС РФ от 19 февраля 2010 г. № ВАС-1894/10, постановление ФАС Уральского округа от 12 ноября 2009 г. № Ф09-7910/09-С2).

Если организация была предупреждена о финансовой нестабильности банка и несмотря на это передавала ему платежные поручения на уплату налогов, налоговые инспекции оценивают подобные действия как недобросовестные. Суды поддерживают такие решения (см., например, определение ВАС РФ от 7 сентября 2009 г. № ВАС-11854/09, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 10 февраля 2010 г. № А75-3067/2009, Центрального округа от 20 мая 2009 г. № А48-4542/08-18, Московского округа от 29 февраля 2012 г. № А40-53497/11-140-239, от 21 ноября 2011 г. № А40-124428/10-127-703).

Дополнительным обстоятельством, из-за которого обязанность по уплате налога может быть признана неисполненной, является досрочное предъявление платежного поручения в «проблемный» банк. По мнению судей, если в момент подачи платежного поручения на уплату налога налоговые обязательства у организации отсутствовали, положения пункта 3 статьи 45 Налогового кодекса РФ не применяются. То есть если организация решила заранее заплатить налог за период, который еще не закончился, но сумма налога из-за недостатка средств на корсчете банка в бюджет не поступила, то действия организации тоже могут быть признаны недобросовестными. Правомерность такого подхода подтверждается постановлением Президиума ВАС РФ от 27 июля 2011 г. № 2105/11. При этом в некоторых случаях организации могут обосновать досрочную уплату налога конкретными финансовыми обстоятельствами. В частности, таким обстоятельством может быть неритмичное поступление доходов, которое затрудняет своевременную уплату налогов в полном объеме. Например, если из-за сезонного характера деятельности организация получает выручку неравномерно, заблаговременная уплата налогов (в т. ч. через «проблемные» банки) не свидетельствует о ее недобросовестности. В таком случае обязанность по уплате налога, не поступившего в бюджет, должна быть признана исполненной. К такому выводу пришел ФАС Московского округа в постановлении от 25 января 2013 г. № А40-37852/12-99-194.

Если обязанность организации по уплате налога признана исполненной, но сумма налога не была перечислена в бюджет по вине банка, то недоимка становится задолженностью банка. Требовать погашения этой задолженности от организации налоговая инспекция не вправе (см., например, постановления ФАС Московского округа от 5 февраля 2010 г. № КА-А41/224-10, Дальневосточного округа от 11 июня 2009 г. № Ф03-2459/2009). Более того, сумму налога, обязанность по уплате которого была признана исполненной, налоговая инспекция должна исключить из суммы недоимки (задолженности), отраженной в лицевом счете организации. Об этом сказано в решении ВАС РФ от 25 декабря 2009 г. № ВАС-17582/08. Этим решением суд признал недействующим абзац 2 пункта 1.6 приказа МНС России от 18 августа 2000 г. № БГ-3-18/297, согласно которому средства, списанные со счета организации, но не поступившие в бюджет, не уменьшали ее налоговую задолженность.

Задолженность банка по перечислению налогового платежа в бюджет может быть признана безнадежной и списана с банка в соответствии с Порядком, утвержденным приказом ФНС России от 19 августа 2010 г. № ЯК-7-8/393 (п. 4, 5 ст. 59 НК РФ).

Уточнение платежа

При заполнении реквизитов платежных поручений на перечисление налогов не исключены ошибки.

Есть ошибки, которые исправить нельзя. Это – неправильное указание номера счета Казначейства России и наименования банка получателя средств (п. 4 ст. 45 НК РФ). Если организация допустила такие ошибки, то платеж либо вообще не будет проведен банком, либо средства поступят на счет казначейства другого региона. В любом случае налог придется заплатить заново. За возвратом первоначально уплаченной суммы нужно обратиться:

Если допущенная ошибка не повлияла на зачисление налога в бюджет, организация может уточнить:

  • основание платежа (например, заменить значение «ТП» в поле 106 платежного поручения значением «АП»);
  • тип и сумму платежа (например, вместо значения «0» (налог) в поле 110 платежного поручения указать значение «ПЕ» (пени));
  • принадлежность платежа (исправить ошибочные КБК или ОКТМО);
  • налоговый период (поле 107 платежного поручения);
  • статус плательщика (например, заменить значение 01 (налогоплательщик) в поле 101 платежного поручения значением 02 (налоговый агент));
  • ИНН, КПП плательщика и получателя.

Перечень ошибок, которые можно исправить, приведен в пункте 7 статьи 45 Налогового кодекса РФ и уточнен в Порядке, утвержденном приказом ФНС России от 2 апреля 2007 г. № ММ-3-10/187.

Чтобы уточнить реквизиты платежа, в налоговую инспекцию нужно подать заявление в произвольной форме и документы, подтверждающие перечисление налога в бюджет. На основании этого заявления инспекция примет решение и пересчитает пени с учетом фактической даты уплаты налога (или совсем аннулирует их). Предварительно по инициативе инспекции или организации может быть проведена сверка расчетов с бюджетом. Такие правила установлены пунктом 7 статьи 45 Налогового кодекса РФ.

Решение об уточнении платежа налоговая инспекция должна принять в срок, установленный статьей 78 Налогового кодекса РФ для рассмотрения заявлений о зачете (возврате) излишне уплаченных сумм налога. Об этом сказано в письме Минфина России от 31 июля 2008 г. № 03-02-07/1-324. Такие решения принимаются в течение 10 рабочих дней со дня получения заявления от налогоплательщика или со дня подписания акта совместной сверки расчетов (если сверка проводилась). Это установлено абзацем 2 пункта 4, пунктом 8 статьи 78 и пунктом 6 статьи 6.1 Налогового кодекса РФ. Следовательно, в такие же сроки инспекция обязана принять решение и об уточнении платежа. В течение пяти рабочих дней после принятия такого решения инспекция должна уведомить о нем организацию (абз. 6 п. 7 ст. 45, п. 6 ст. 6.1 НК РФ).

Главбух советует: чтобы не ошибиться в заполнении платежного поручения и правильно определить КБК, а также БИК, корсчет, ИНН и КПП налоговой инспекции, воспользуйтесь программой, опубликованной на сайте налоговой службы. Эта программа разработана ФНС России специально для налогоплательщиков. С ее помощью можно быстро и правильно составить платежку.

Если организация ошибочно перечислила налог на счет казначейства другого региона (например, из-за неправильного указания получателя или номера счета казначейства в платежном поручении), то исправить ошибку с помощью заявления об уточнении платежа нельзя. В этом случае налог придется уплатить заново. При этом организация может потребовать возврата ошибочно перечисленной суммы на свой расчетный счет. Для этого в налоговую инспекцию по месту учета нужно подать заявление в произвольной форме. В течение 10 рабочих дней с момента поступления этого заявления инспекция письменно обратится в УФНС России по месту зачисления платежа. К обращению будет приложена копия заявления организации о возврате платежа в электронном виде (скан-образ). Получив эти документы, не позднее следующего рабочего дня УФНС России должно переслать их в региональное управление казначейства для возврата ошибочно поступившей суммы. После этого региональное управление казначейства перечислит организации ошибочный платеж и в течение трех рабочих дней известит об этом представителей налоговой службы.

Если на момент подачи заявления в налоговой инспекции по месту учета организации нет сведений о зачислении платежа на счет казначейства в другом регионе, то в течение двух рабочих дней с момента поступления заявления инспекция направит в региональное УФНС России соответствующий запрос. Ответить на этот запрос (подтвердить зачисление платежа) региональное УФНС России должно в течение двух рабочих дней с момента его получения. После этого возврат ошибочно зачисленной суммы производится в том же порядке.

Такие разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 2 ноября 2011 г. № 02-04-10/4819, от 10 августа 2011 г. № 02-04-09/3641 и ФНС России от 6 сентября 2013 г. № ЗН-3-1/3228.

 

Сергей Разгулин,

действительный государственный советник РФ 3-го класса

 

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Школа

Проверь знания

Проверь знания в новой школе Главбуха малого предприятия. Получи официальный документ

Начать тест

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Опрос

Как вы станете заполнять декларацию по УСН за 2016 год?

  • в программе 1С 57.44%
  • в Программе Главбух: учет и отчетность 1.65%
  • в программе Инфо-Предприятие 1.65%
  • в программе БухСофт 4.96%
  • в других бухгалтерских программах 19.83%
  • заполню без программы, скачав бланк на компьютер 11.98%
  • от руки заполню бумажную декларацию 2.48%
результаты

Рассылка



Упрощёнка в Яндексе

© 1997–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

Журнал «Упрощёнка» –
об упрощённой системе налогообложения

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Упрощёнка».
Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-54792 от 17.07.2013


  • Мы в соцсетях
Здравствуйте!

Сайт «Упрощенка» — это профессиональный ресурс. Если Вы работаете в малом бизнесе, то статьи и новости для Вас доступны бесплатно.

Чтобы получить доступ к 7 351 статье, свежим новостям, консультациям экспертов, шаблонам документов для бухгалтера, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Будем рады помогать Вам в работе. А в подарок за знакомство на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, отправим Вам таблицу изменений по УСН.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт «Упрощенка» — это профессиональный ресурс. Если Вы работаете в малом бизнесе, то статьи, новости, образцы форм, шаблоны документов для бухгалтеров для Вас доступны бесплатно.

Будем рады помогать Вам в работе. А в подарок за знакомство на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, отправим Вам таблицу важных изменений по УСН.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль