Как перейти на «упрощенку» предприятию в Крыму

409

Вопрос

Какую заключительную отчетность нужно для сдачи предприятия? Первые действия после регистрации?
Предприятие начинает процедуру перерегистрации и волнует вопрос о максимальном размере выручки на упрощенной системе, например, сейчас на Украинском законодательстве являются частным предприятием на 3-й группе с макс. размером оборота до 3 млн. грн. в год. Сейчас перейдут на российское законодательство и интересует какой тут должен быть годовой оборот. И после перерегистрации интересует, куда и когда нужно сдавать отчеты и какие нужно, а какие нет на упрощенке.

Ответ

1. Организации и автономные учреждения могут применять упрощенку, если соблюдаются следующие количественные и стоимостные ограничения:

 

  • размер полученного дохода не превышает установленный лимит (п. 2 ст. 346.12, п. 4.1 ст. 346.13 НК РФ);
  • средняя численность сотрудников за налоговый (отчетный) период не превышает 100 человек (подп. 15 п. 3 ст. 346.12 НК РФ);
  • остаточная стоимость основных средств не превышает 100 000 000 руб. (подп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

Названные условия должны соблюдать как организации, применяющие упрощенку, так и организации, которые только собираются перейти на этот режим (п. 4.1 ст. 346.13, п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

Начиная с 2014 года лимит доходов для перехода на упрощенку (45 000 000 руб.) ежегодно индексируется на коэффициент-дефлятор (абз. 2 п. 2 ст. 346.12 НК РФ). Ранее установленные коэффициенты-дефляторы при индексации не учитываются.

Лимит доходов для перехода на упрощенку

=

45 000 000 руб.

×

Коэффициент-дефлятор, установленный на год, предшествующий переходу

Поэтому организация (автономное учреждение) может перейти на упрощенку с 2015 года, если по итогам девяти месяцев 2014 года ее доход не превысит 48 015 000 руб. Это следует из положений пункта 2 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмом Минфина России от 13 января 2014 г. № 03-11-06/2/248.

Сумму дохода рассчитайте по правилам статьи 248 Налогового кодекса РФ (п. 2 ст. 346.12 НК РФ). В расчет включите выручку (доходы) от реализации и внереализационные доходы за вычетом НДС и акцизов (п. 1 ст. 248 НК РФ).

2. Организации на упрощенке освобождаются от уплаты:
– налога на имущество;
– налога на прибыль. Исключение составляет налог на прибыль с доходов в виде дивидендов и процентов по государственным (муниципальным) ценным бумагам, с которых удерживается (уплачивается) налог на прибыль по ставкам 0,9 или 15 процентов. В отношении этих доходов (кроме дивидендов, полученных от российских организаций) организации на упрощенке должны подавать декларации по налогу на прибыль (письмо ФНС России от 1 марта 2010 г. № 3-2-10/4). *

Кроме того, организации и автономные учреждения на упрощенке не признаются плательщиками НДС, за некоторым исключением.

3. Уже существующие организации и бизнесмены в Крыму могут перейти на «упрощенку» в обычном порядке. То есть с начала нового года. В данном случае им нужно будет уведомить о желании применять упрощенную систему свою налоговую инспекцию не позднее 31 декабря года, предшествующего тому, начиная с которого они переходят на упрощенную систему налогообложения (п. 1 ст. 346.13 НК РФ). Для этого в ИФНС придется подать уведомление, утвержденное приказом ФНС России от 02.11.2012 № ММВ-7-3/829@. И указать в нем остаточную стоимость основных средств и размер доходов по состоянию на 1 октября года, предшествующего году, в котором будет применяться УСН.

4. Организации и предприниматели сдают декларацию в налоговый орган по месту своего учета по налогу при упрощенке по итогам года в разные сроки. Так, организации обязаны представить декларацию не позднее 31 марта, а предприниматели – не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным. Утратив право применять упрощенку, нужно сдать декларацию не позднее 25-го числа месяца, следующего за кварталом, в котором было допущено то или иное нарушение. Это касается и организации, и предпринимателя. Если же деятельность на упрощенке прекратили вовсе, то не позднее 25-го числа месяца, следующего за тем, в котором это случилось, надо сдать декларацию. Такой порядок предусмотрен статьей 346.23 Налогового кодекса РФ.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Рекомендация: Кто может применять упрощенку.

Возможность применения упрощенки зависит:

  • от характера деятельности организации;
  • от стоимостных и количественных показателей ее деятельности.

Полный перечень организаций, которые в соответствии с требованиями главы 26.2 Налогового кодекса РФ не могут применять упрощенку, приведен в таблице.

Обособленные подразделения

12.60886 (6,7,8,9)

Ситуация: можно ли применять упрощенку, если у организации (автономного учреждения) есть обособленные подразделения

Да, можно.

Однако это правило действует при выполнении следующих условий.
Во-первых, должны быть соблюдены стоимостные и количественные показатели, ограничивающие право применения упрощенки (п. 2 ст. 346.12 НК РФ).

Во-вторых, обособленное подразделение не должно быть указано в учредительных документах организации (автономного учреждения) в качестве филиала или представительства. Это связано с тем, что Налоговый кодекс РФ запрещает применять упрощенку организациям, имеющим структурные подразделения с таким статусом (подп. 1 п. 3 ст. 346.12 НК РФ). Понятие «обособленное подразделение» шире понятий «филиалы» и «представительства» (ст. 11 НК РФ, ст. 55 ГК РФ). Поэтому организации или автономные учреждения могут применять упрощенку, если их обособленные подразделения не имеют статуса филиала или представительства.

Аналогичная точка зрения отражена в письмах Минфина России от 29 июня 2009 г. № 03-11-06/3/173, от 23 января 2006 г. № 03-01-10/1-14.

При нарушении хотя бы одного из этих условий организация, автономное учреждение не вправе применять упрощенку.

Условия применения УСН

86.9095 (6,7,8,9)

Организации и автономные учреждения могут применять упрощенку, если соблюдаются следующие количественные и стоимостные ограничения:

Названные условия должны соблюдать как организации, применяющие упрощенку, так и организации, которые только собираются перейти на этот режим (п. 4.1 ст. 346.13, п. 3 ст. 346.12 НК РФ). *

Лимит дохода

86.9096 (6,7,8,9)

Начиная с 2014 года лимит доходов для перехода на упрощенку (45 000 000 руб.) ежегодно индексируется на коэффициент-дефлятор (абз. 2 п. 2 ст. 346.12 НК РФ). Ранее установленные коэффициенты-дефляторы при индексации не учитываются.

Лимит доходов для перехода на упрощенку

=

45 000 000 руб.

×

Коэффициент-дефлятор, установленный на год, предшествующий переходу

Поэтому организация (автономное учреждение) может перейти на упрощенку с 2015 года, если по итогам девяти месяцев 2014 года ее доход не превысит 48 015 000 руб. Это следует из положений пункта 2 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмом Минфина России от 13 января 2014 г. № 03-11-06/2/248.

Сумму дохода рассчитайте по правилам статьи 248 Налогового кодекса РФ (п. 2 ст. 346.12 НК РФ). В расчет включите выручку (доходы) от реализации и внереализационные доходы за вычетом НДС и акцизов (п. 1 ст. 248 НК РФ).

Если налогоплательщик применяет общую систему налогообложения и платит ЕНВД, то доходы, полученные от деятельности на ЕНВД, в расчет не включайте. При расчете лимита учитывайте только те доходы, которые облагаются налогом на прибыль (п. 4 ст. 346.12 НК РФ). Причем в состав этих доходов не включайте суммы дивидендов и процентов по государственным (муниципальным) ценным бумагам, с которых налог на прибыль удерживается (уплачивается) по ставкам 0, 9 или 15 процентов (подп. 2 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ). *

44.602 (6,8,9)

Пример определения лимита доходов, ограничивающего переход на упрощенку коммерческих организаций

ЗАО «Альфа» занимается оптовой и розничной торговлей. В отношении розничной торговли организация применяет ЕНВД. С оптовых операций организация платит налоги по общей системе налогообложения.

С 1 января 2015 года «Альфа» планирует перейти на упрощенку. По данным налогового учета, за девять месяцев 2014 года выручка от реализации составила:

  • оптовая торговля – 22 000 000 руб. (без НДС);
  • розничная торговля – 5 000 000 руб.

Сумма внереализационных доходов, полученных организацией за девять месяцев 2014 года, составляет 1 000 000 руб.

Общая сумма доходов, которые учитываются при определении лимита для перехода на упрощенку с 1 января 2015 года, равна:
22 000 000 руб. + 1 000 000 руб. = 23 000 000 руб.

Эта величина не превышает предельного показателя:
23 000 000 руб. < 48 015 000 руб.

При соблюдении ограничений по численности работающих и по остаточной стоимости основных средств «Альфа» вправе перейти на упрощенку с 1 января 2015 года.

Контролировать соблюдение лимита доходов нужно и в период применения упрощенки.

Начиная с 2014 года лимит доходов для дальнейшего применения спецрежима (60 000 000 руб.) ежегодно индексируется на коэффициент-дефлятор (абз. 2 п. 2 ст. 346.12 НК РФ). Ранее установленные коэффициенты-дефляторы при индексации не учитываются.

Лимит доходов для дальнейшего применения спецрежима

=

60 000 000 руб.

×

Коэффициент-дефлятор, установленный на соответствующий год

Поэтому налогоплательщик может оставаться на этом спецрежиме, если по итогам каждого отчетного периода 2014 года и по итогам года его доходы не превысили 64 020 000 руб. Это следует из положений пункта 4.1 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмом Минфина России от 13 января 2014 г. № 03-11-06/2/248. *

44.603 (6,8,9)

В отличие от организаций предприниматели могут переходить на упрощенку независимо от размера полученных ими доходов. Однако после перехода на упрощенку контролировать соблюдение лимита доходов должны и организации, и предприниматели. И те и другие могут оставаться на этом спецрежиме, если по итогам каждого отчетного периода 2014 года и по итогам года их доходы не превысят 64 020 000 руб. Это следует из положений пункта 4.1 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмами Минфина России от 1 марта 2013 г. № 03-11-09/6114 и ФНС России от 5 марта 2013 г. № ЕД-3-3/748.

При расчете суммы предельного дохода учитывайте:

Посредники (комиссионеры, агенты, поверенные) при расчете предельного дохода учитывают только суммы вознаграждений, полученных по договорам комиссии или агентским договорам. Заказчики (комитенты, принципалы) включают в расчет предельной величины доходов всю выручку от реализации, не уменьшая ее на суммы посреднических вознаграждений. Об этом сказано в письме Минфина России от 7 октября 2013 г. № 03-11-06/2/41436.

В состав доходов, которые учитываются при определении лимита, ограничивающего применение упрощенки, не включайте:

  • доходы, полученные от деятельности, переведенной на ЕНВД. Это связано с тем, что лимит доходов, при превышении которого налогоплательщик теряет право на применение спецрежима, установлен только в отношении доходов, полученных от деятельности на упрощенке (п. 4.1 ст. 346.13 НК РФ);
  • доходы, фактически полученные в момент применения упрощенки, но учтенные при расчете налога на прибыль до перехода на упрощенку (для налогоплательщиков, перешедших на упрощенку с общей системы налогообложения) (подп. 3 п. 1 ст. 346.25 НК РФ);
  • доходы, предусмотренные статьей 251 Налогового кодекса РФ (подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ);
  • доходы в виде дивидендов и процентов по государственным (муниципальным) ценным бумагам, с которых удерживается (уплачивается) налог на прибыль по ставкам 0, 9 или 15 процентов (подп. 2 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ, письмо Минфина России от 5 октября 2011 г. № 03-11-06/2/137);
  • доходы, начисленные (признанные в бухучете), но фактически не полученные налогоплательщиком (например, арендная плата, не поступившая на расчетный счет, или имущество, которое не было передано контрагентом по бартерному договору) (п. 1 ст. 346.17 НК РФ, письмо Минфина России от 1 июля 2013 г. № 03-11-06/2/24984).

При определении доходов исключите из них суммы НДС и акцизов (п. 1 ст. 248 НК РФ).

Такой порядок следует из положений пункта 4.1 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ.

44.604 (6,8,9)

Пример определения лимита доходов, ограничивающего применение упрощенки коммерческой организацией

ЗАО «Альфа» занимается оптовой и розничной торговлей. С розничной торговли «Альфа» платит ЕНВД. В отношении оптовых операций с 1 января 2014 года организация применяет упрощенку.

За девять месяцев 2014 года «Альфой» получены следующие доходы:

  • 30 000 000 руб. – выручка от реализации в оптовой торговле;
  • 18 000 000 руб. – выручка от реализации в розничной торговле;
  • 9 000 000 руб. – внереализационные доходы;
  • 6 000 000 руб. – авансы, полученные в период применения общей системы налогообложения.

Сумма доходов, которая учитывается для определения возможности применения упрощенки в IV квартале 2014 года, составляет:
30 000 000 руб. + 9 000 000 руб. + 6 000 000 руб. = 45 000 000 руб.

Эта сумма не превышает предельной величины, ограничивающей применение упрощенки (64 020 000 руб.). Все остальные показатели, влияющие на применение упрощенки, «Альфой» не нарушены. Значит, организация вправе оставаться на этом спецрежиме.

В IV квартале 2014 года доходы составили:

  • 23 000 000 руб. – выручка от реализации в оптовой торговле;
  • 1 500 000 руб. – выручка от реализации в розничной торговле;
  • 3 000 000 руб. – внереализационные доходы.

Доход организации за 2014 год бухгалтер определил так:
45 000 000 руб. + 23 000 000 руб. + 3 000 000 руб. = 71 000 000 руб.

Поскольку в IV квартале общая сумма доходов, исчисленная нарастающим итогом с начала года, превысила предельный уровень (64 020 000 руб.), с 1 октября 2014 года организация утратила право на применение упрощенки.

12.63023 (6,7,8,9)

 

Численность сотрудников

86.9097 (6,7,8,9)

При переходе на упрощенку с других режимов налогообложения рассчитайте среднюю численность сотрудников за девять месяцев года, предшествующих переходу (п. 1 ст. 346.13 НК РФ). При определении средней численности сотрудников руководствуйтесь указаниями по заполнению формы № П-4, утвержденными приказом Росстата от 28 октября 2013 г. № 428. *

В среднюю численность сотрудников организации, автономного учреждения включайте:

  • среднесписочную численность сотрудников;
  • среднюю численность внешних совместителей;
  • среднюю численность сотрудников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера.

При расчете средней численности не учитывайте граждан, работающих на основании авторских договоров (письмо Минфина России от 16 августа 2007 г. № 03-11-04/2/199).

44.606 (6,8,9)

Главбух советует: показатель средней численности возьмите из форм статистической отчетности, которые организации сдают в органы статистики. Для малых предприятий это форма ПМ, утвержденная приказом Росстата от 29 августа 2012 г. № 470.

Другие организации (за исключением малых предприятий) сдают форму № П-4, утвержденную приказом Росстата от 24 июля 2012 г. № 407.

Остаточная стоимость основных средств

86.9098 (6,7,8,9)

Чтобы рассчитать остаточную стоимость основных средств, воспользуйтесь следующим алгоритмом:

  • определите, какие основные средства организации (автономного учреждения) признаются амортизируемым имуществом по правилам главы 25 Налогового кодекса РФ;
  • рассчитайте остаточную стоимость таких основных средств по правилам бухучета (подп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

Если организация (автономное учреждение) планирует перейти на упрощенку, то остаточную стоимость рассчитайте на 1 октября года, в котором планируется подать уведомление о переходе на спецрежим (п. 1 ст. 346.13 НК РФ). Если организация (автономное учреждение) уже применяет упрощенку, то остаточную стоимость рассчитывайте по итогам каждого отчетного (налогового) периода (п. 4.1 ст. 346.13 НК РФ). *

44.609 (6,8,9)

В отличие от организаций предприниматели могут переходить на упрощенку независимо от остаточной стоимости основных средств. Однако после перехода на упрощенку контролировать соблюдение лимита остаточной стоимости основных средств предприниматели должны. Объясняется это следующим. В подпункте 16 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ ограничение по остаточной стоимости основных средств установлено только для организаций. Следовательно, предприниматель вправе перейти на упрощенку, не учитывая это ограничение. Вместе с тем, исходя из совокупности положений пункта 1 статьи 346.12 и пункта 4 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ, предприниматель утратит право на применение упрощенки, если лимит остаточной стоимости основных средств превысит. Такой вывод подтверждается письмом Минфина России от 18 января 2013 г. № 03-11-11/9.

Правила бухучета основных средств используйте лишь для проверки права перехода на упрощенку (применения упрощенки). После перехода на этот спецрежим в книге учета доходов и расходов зафиксируйте остаточную стоимость основных средств, рассчитанную по правилам налогового, а не бухгалтерского учета (п. 2.1 ст. 346.25 НК РФ).

Пример определения стоимости основных средств, ограничивающей переход на упрощенку

Организация занимается оптовой торговлей. С 1 января 2015 года планирует перейти на упрощенку.

По данным бухучета остаточная стоимость основных средств составляет 100 580 000 руб., в том числе:

  • технологического оборудования – 69 600 000 руб.;
  • зданий – 30 300 000 руб.;
  • объектов внешнего благоустройства – 680 000 руб.

Остаточная стоимость основных средств, рассчитанная по данным налогового учета, составила 78 900 000 руб., в том числе:

  • технологического оборудования – 58 600 000 руб.;
  • зданий – 20 300 000 руб.

Объекты внешнего благоустройства в налоговом учете не амортизируются, поэтому учитывать их при контроле за соблюдением ограничений, связанных с применением упрощенки, не нужно (подп. 4 п. 2 ст. 256 НК РФ).

Для определения лимита, позволяющего перейти на упрощенку с 1 января 2015 года, бухгалтер по данным бухучета определил остаточную стоимость амортизируемого имущества, по которому в налоговом учете начисляется амортизация (технологического оборудования и зданий):

69 600 000 руб. + 30 300 000 руб. = 99 900 000 руб.

Поскольку этот показатель меньше 100 000 000 руб., при соблюдении прочих условий перехода на упрощенку организация вправе перейти на этот спецрежим с 1 января 2015 года.

Нарушение условий применения УСН

При нарушении хотя бы одного из условий применения упрощенки налогоплательщик утрачивает право пользоваться спецрежимом.

Если эти условия не соблюдаются в организации или автономном учреждении, которые только планируют перейти на упрощенку, то они имеют право на такой переход лишь в одном случае: если к моменту перехода на спецрежим нарушения будут устранены.

44.610 (6,8,9)

В частности, коммерческая организация может перейти на упрощенку, если:

  • средняя численность сотрудников за девять месяцев года, предшествующего переходу, превышала 100 человек, но к 1 января следующего года этот показатель был сокращен до 100 человек и менее (письмо Минфина России от 25 ноября 2009 г. № 03-11-06/2/248);
  • на дату подачи уведомления о переходе на упрощенку доля участия других организаций в ее уставном капитале превышала 25 процентов, но к 1 января года перехода в учредительные документы были внесены необходимые изменения и размер доли стал удовлетворять установленным требованиям (письмо Минфина России от 29 января 2010 г. № 03-11-06/2/10).

Елена Попова,

государственный советник налоговой службы РФ I ранга

2. Рекомендация: Когда сдавать декларацию по УСН.

Организации и предприниматели сдают декларацию по налогу при упрощенке по итогам года в разные сроки. Так, организации обязаны представить декларацию не позднее 31 марта, а предприниматели – не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.

Утратив право применять упрощенку, нужно сдать декларацию не позднее 25-го числа месяца, следующего за кварталом, в котором было допущено то или иное нарушение. Это касается и организации, и предпринимателя.

Если же деятельность на упрощенке прекратили вовсе, то не позднее 25-го числа месяца, следующего за тем, в котором это случилось, надо сдать декларацию.

Такой порядок предусмотрен статьей 346.23 Налогового кодекса РФ. *

Пример определения срока сдачи декларации по УСН при утрате права на спецрежим

«Альфа» применяет упрощенную систему налогообложения. В июне 2014 года среднесписочная численность сотрудников «Альфы», рассчитанная за полугодие, превысила 100 человек. Поэтому с 1 апреля 2014 года «Альфа» утратила право на применение упрощенки.

Последний день сдачи декларации на УСН – 25 июля 2014 года.

Пример определения срока сдачи декларации по УСН при прекращении деятельности

10 июля Альфа представила в налоговую инспекцию уведомление о прекращении предпринимательской деятельности, в отношении которой применялась упрощенная система налогообложения (форма 26.2-8). Деятельность не ведется с 1 июля.

Последний день сдачи декларации на УСН – 25 августа 2014 года.

Елена Попова,

государственный советник налоговой службы РФ I ранга

3. Рекомендация: Какие налоги (кроме единого) нужно платить при упрощенке.

От каких налогов освобождены организации на упрощенке

86.326 (6,7,8,9,15)

Организации и автономные учреждения на упрощенке освобождаются от уплаты:
– налога на имущество;
– налога на прибыль. Исключение составляет налог на прибыль с доходов в виде дивидендов и процентов по государственным (муниципальным) ценным бумагам, с которых удерживается (уплачивается) налог на прибыль по ставкам 0,9 или 15 процентов. В отношении этих доходов (кроме дивидендов, полученных от российских организаций) организации на упрощенке должны подавать декларации по налогу на прибыль (письмо ФНС России от 1 марта 2010 г. № 3-2-10/4). *

Кроме того, организации и автономные учреждения на упрощенке не признаются плательщиками НДС. Исключение составляет уплата НДС: *
– при проведении операций по договорам совместной деятельности, доверительного управления имуществом, а также по концессионным соглашениям. Причем если организация является участником простого товарищества, ведущим общие дела, доверительным управляющим или концессионером, она обязана составлять и сдавать декларации по НДС, подлежащему уплате в бюджет по итогам деятельности в рамках этих договоров. Об этом сказано в пункте 1 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 15 октября 2009 г. № 104н, и письмах Минфина России от 15 июня 2009 г. № 03-11-09/212, от 21 марта 2008 г. № 03-07-11/103;
– при импорте товаров. Если организация ввозит товары из стран, не являющихся участницами Таможенного союза, она платит НДС на таможне. В отношении этих сумм общие декларации по НДС подавать не нужно. Если организация ввозит товары из стран – участниц Таможенного союза, она платит НДС по своему местонахождению. В отношении этих сумм подаются специальные декларации по форме, утвержденной приказом Минфина России от 7 июля 2010 г. № 69н. Об этом сказано в пункте 1 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 7 июля 2010 г. № 69н, и письмах Минфина России от 26 января 2012 г. № 03-07-14/10, от 30 января 2007 г. № 03-07-11/09.

Такой порядок следует из положений пункта 2 статьи 346.11 Налогового кодекса РФ.

Все остальные налоги, взносы и сборы платите на общих основаниях. Например, взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование (ч. 1 ст. 5 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ), взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний (абз. 7 ст. 3 Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ), транспортный налог (ст. 357 НК РФ), плату за загрязнение окружающей среды (постановление Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632).

Такие правила установлены пунктами 2 и 5 статьи 346.11 Налогового кодекса РФ.

12.45728 (6,7,8,9,15)

Ситуация: должна ли организация на упрощенке (ЕНВД, ЕСХН) перечислять экологические платежи. Деятельность организации связана с природопользованием

Да, должна.

Негативное воздействие на окружающую среду является платным (ст. 16 Закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ). При этом обязанность по перечислению экологических платежей не зависит от системы налогообложения, которую применяет организация. Аналогичная точка зрения отражена в письме Минфина России от 11 июля 2007 г. № 03-11-04/3/262. Несмотря на то что это письмо адресовано организациям на ЕНВД, его положения можно распространить и на организации, которые применяют и другие спецрежимы.

Налоговые агенты

86.327 (6,7,8,9,15)

Организации и автономные учреждения на упрощенке не освобождаются от исполнения обязанностей налогового агента по удержанию и уплате:

Это следует из положений пункта 5 статьи 346.11 Налогового кодекса РФ.

12.45725 (6,7,8,9,15)

Ситуация: может ли организация на упрощенке включить в расходы НДС, удержанный и уплаченный в бюджет при аренде государственного (муниципального) имущества

Да, может.

Организации (автономные учреждения), арендующие государственное (муниципальное) имущество, являются налоговым агентом по НДС (абз. 1 п. 3 ст. 161 НК РФ). Переход на упрощенку не освобождает их от исполнения обязанностей налоговых агентов (п. 5 ст. 346.11 НК РФ). При этом суммы фактически уплаченного НДС по расходам, которые уменьшают налоговую базу по единому налогу, тоже можно учесть при налогообложении (подп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Арендные платежи можно отнести на расходы (подп. 4 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Поэтому и НДС по ним также учитывается при расчете единого налога при упрощенке. Такого же мнения придерживается налоговая служба (см., например, письмо УФНС России по г. Москве от 17 июня 2005 г. № 18-11/3/42465).

Счет-фактура с НДС

86.328 (6,7,8,9,15)

НДС придется перечислить в бюджет при выставлении покупателю счета-фактуры с выделенной суммой налога (п. 5 ст. 173 НК РФ). Причем не только в тех случаях, когда счет-фактура был выставлен при реализации товаров (работ, услуг), но и тогда, когда организация выставила счет-фактуру на сумму полученной предоплаты. Права на вычет НДС с полученной предоплаты после отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг) организации на упрощенке не имеют. Об этом сказано в письме Минфина России от 21 мая 2012 г. № 03-07-07/53.

Не позднее 20-го числа месяца, следующего за кварталом, в котором был выставлен счет-фактура с выделенной суммой налога, в налоговую инспекцию нужно подать декларацию по НДС (п. 5 ст. 174 НК РФ). В составе декларации представьте:

  • титульный лист;
  • раздел 1 «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет (возмещению из бюджета), по данным налогоплательщика».

Об этом сказано в абзаце 6 пункта 3 раздела I Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 15 октября 2009 г. № 104н.

Пример начисления и уплаты НДС организацией на упрощенке. После перехода на упрощенку организация выставляет покупателям счета-фактуры с выделенной суммой налога

ЗАО «Альфа» занимается выполнением подрядных работ. С 1 января 2012 года «Альфа» перешла на упрощенку, но продолжает выставлять счета-фактуры по договору, заключенному с ОАО «Производственная фирма "Мастер"» в 2011 году.

В марте 2012 года в счет предстоящего выполнения работ «Альфа» получила от «Мастера» 100-процентную предоплату в размере 118 000 руб. (в т. ч. НДС – 18 000 руб.). На сумму полученного аванса был выставлен счет-фактура с выделенной суммой налога.
20 апреля «Альфа» подала в налоговую инспекцию декларацию по НДС за I квартал 2012 года. Сумму налога, подлежащую перечислению в бюджет с аванса (18 000 руб.), бухгалтер «Альфы» указал в разделе 1. В этот же день НДС был перечислен в бюджет.

В мае работы по договору были выполнены. 14 мая стороны подписали акт приемки, и «Альфа» выставила счет-фактуру на стоимость выполненных работ в размере 118 000 руб. (в т. ч. НДС – 18 000 руб.).
20 июля «Альфа» подала в налоговую инспекцию декларацию за II квартал 2012 года.
Сумму налога, подлежащую перечислению в бюджет со стоимости выполненных работ (18 000 руб.), бухгалтер «Альфы» указал в разделе 1. В этот же день НДС был перечислен в бюджет.

Положения пункта 8 статьи 171 и пункта 6 статьи 172 Налогового кодекса РФ на организации, применяющие упрощенку, не распространяются. Поэтому «Альфа» не может принять к вычету суммы НДС, уплаченные в бюджет с полученной предоплаты.

Исключением из этого правила являются посредники, применяющие упрощенку и действующие от своего имени. При реализации товаров (работ, услуг) по посредническим договорам комиссионеры и агенты, действующие от своего имени, обязаны выставлять покупателям счета-фактуры с выделенным НДС (п. 20 раздела II приложения 5 к постановлению Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137) либо выдавать кассовые чеки или другие документы установленной формы (п. 7 ст. 168 НК РФ). Однако обязанность по уплате налога в бюджет у них не возникает. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 28 апреля 2010 г. № 03-11-11/123.

Следует отметить, что данное исключение не распространяется на посредников, которые применяют упрощенку и реализуют товары (работы, услуги) иностранных организаций, не состоящих в России на налоговом учете. В таких ситуациях посредники признаются налоговыми агентами: они должны перечислять в бюджет суммы НДС, удержанные из доходов иностранных организаций (п. 5 ст. 161, п. 5 ст. 346.11 НК РФ).

12.45726 (6,7,8,9,15)

Ситуация: должна ли организация (автономное учреждение), применяющая упрощенку, перечислять НДС в бюджет, если покупатель в платежном поручении выделил сумму налога. Счет-фактуру покупателю организация не выставляла

Нет, не должна.

Организации (автономные учреждения), применяющие упрощенку, обязаны перечислять НДС в бюджет только в следую

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Школа

Проверь знания

Проверь знания в новой школе Главбуха малого предприятия. Получи официальный документ

Начать тест

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Опрос

Как вы станете заполнять декларацию по УСН за 2016 год?

  • в программе 1С 57.27%
  • в Программе Главбух: учет и отчетность 1.76%
  • в программе Инфо-Предприятие 1.76%
  • в программе БухСофт 5.29%
  • в других бухгалтерских программах 18.94%
  • заполню без программы, скачав бланк на компьютер 12.33%
  • от руки заполню бумажную декларацию 2.64%
результаты

Рассылка



Упрощёнка в Яндексе

© 1997–2016 ООО «Актион бухгалтерия»

Журнал «Упрощёнка» –
об упрощённой системе налогообложения

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Упрощёнка».
Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-54792 от 17.07.2013


  • Мы в соцсетях
Здравствуйте!

Сайт «Упрощенка» — это профессиональный ресурс. Если Вы работаете в малом бизнесе, то статьи и новости для Вас доступны бесплатно.

Чтобы получить доступ к 7 351 статье, свежим новостям, консультациям экспертов, шаблонам документов для бухгалтера, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Будем рады помогать Вам в работе. А в подарок за знакомство на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, отправим Вам таблицу изменений по УСН.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт «Упрощенка» — это профессиональный ресурс. Если Вы работаете в малом бизнесе, то статьи, новости, образцы форм, шаблоны документов для бухгалтеров для Вас доступны бесплатно.

Будем рады помогать Вам в работе. А в подарок за знакомство на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, отправим Вам таблицу важных изменений по УСН.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль