Как управляющей компании (УСН) отразить при налогообложении операции по предоставлению коммунальных услуг жильцам.

2932

Вопрос

Можно ли избежать налогообложения в следующей ситуации: Мы Управляющая компания, далее ООО. Между нами и ресурсоснабжающей организацией заключены договора купли продажи воды, тепла и электроэнергии, то есть  коммунальных услуг, для дальнейшей передачи их жильцам по договорам управления многоквартирным домом. Подчеркиваю, что договора, не поручения, а именно прямые, купли продажи. При этом, наценки нами на коммунальных услугах не производится, передаем КУ жильцам по стоимости, полученной нами от ресурсников. Это условная ситуация, так как сейчас мы на системе доходы минус расходы и можем спокойно уменьшать налоговую базу. Но с нового года планируем перейти на систему доходы 6 %. Аудиторы не советуют переходить, так как по их словам придется платить налог со всех денежных поступлений, в том числе и с этих. Есть ли судебная практика, позволяющая не начислять налог на суммы поступающие от жильцов именно на эти коммунальные услуги?

Ответ

В данном случае налогообложение зависит от оформления отношений не с ресурсоснабжающими организациями, а с собственниками помещений. При существующем варианте, а именно:

 

- коммунальные услуги предоставляются по договорам предоставления услуг по управлению многоквартирным домом,

- жильцы перечисляют платежи за них на счет Вашей компании,

эти суммы, согласно нормам норм НК РФ, нужно включать в налогооблагаемые доходы. Это подтверждают и арбитражные суды.

Судебная практика, позволяющая не начислять налог на суммы, поступающие от жильцов в оплату коммунальных услуг, отсутствует.

Избежать этого можно двумя способами:

1. Установить порядок оплаты жильцами коммунальных платежей путём перечисления средств  напрямую ресурсоснабжающим организациям,  минуя счет управляющей компании.

2. Коммунальные услуги предоставлять жильцам на основании  отдельных - агентских договоров. В таком случае Вашим доходом будет являться лишь посредническое вознаграждение. Агентские договора нужно заключить до переподписания или пролонгации договоров на 2015 г. с ресурсоснабжающими организациями.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Рекомендация: Как управляющей компании отразить при налогообложении операции по предоставлению коммунальных услуг жильцам. Организация применяет упрощенку.

При расчете единого налога поступившие от жильцов дома коммунальные платежи учтите в составе доходов* (п. 1 ст. 346.15, ст. 249 НК РФ, письмо Минфина России от 24 августа 2009 г. № 03-11-06/2/159). Если организация уплачивает единый налог с разницы между доходами и расходами, перечисленные ресурсоснабжающей организации коммунальные платежи можно учесть в расходах (подп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Организации, которые рассчитывают единый налог по объекту «доходы», данные затраты не учитывают (ст. 346.14 НК РФ).

Перечислять коммунальные платежи жильцы могут и напрямую ресурсоснабжающей организации, то есть минуя счет управляющей компании. Такое право им дано пунктом 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса РФ. При такой форме расчетов эти платежи в доходах не учитывайте. Об этом сказано в письме Минфина России от 7 апреля 2014 г. № 03-11-06/2/15441.*

 

Олег  Хороший

государственный советник налоговой службы РФ II ранга

2. Ситуация: Нужно ли включить в доходы управляющей компании на упрощенке коммунальные платежи собственников жилья. Компания перечисляет ресурсоснабжающим организациям плату по установленным ими тарифам.

Да, нужно, если управляющая компания предоставляет жильцам коммунальные услуги по договору купли-продажи.*

Порядок использования той или иной формы договора при оказании коммунальных услуг законодательно не урегулирован.

В соответствии с пунктом 2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ по договору с собственниками жилья в течение согласованного срока управляющая организация обязуется за плату:

  • выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
  • предоставлять коммунальные услуги;*
  • вести другую деятельность, связанную с управлением многоквартирным домом.

То, что обязанность по предоставлению коммунальных услуг возлагается на исполнителей, к которым, в частности, относятся и управляющие организации, подтверждают и положения абзаца 7 пункта 2, пунктов 8 и 9 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354. При этом исполнители должны заключать договоры на приобретение коммунальных ресурсов с ресурсоснабжающими организациями* (подп. «б» п. 31 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354).

Приведенные нормы жилищного законодательства можно толковать двояко.*

Можно предположить, что исполнитель обязан самостоятельно предоставлять жильцам коммунальные услуги, а не обеспечивать их предоставление с помощью посреднических договоров.* При таком подходе управляющая организация должна от своего имени перепродавать потребителям коммунальные ресурсы, приобретенные у ресурсоснабжающих организаций. Такие отношения регулируются положениями главы 30 Гражданского кодекса РФ (купля-продажа).

В то же время законодательство не запрещает исполнять обязанности по предоставлению коммунальных услуг другими способами, в том числе и с использованием посреднических договоров. Дело в том, что договор управления многоквартирным домом заключается на условиях, указанных в решении общего собрания собственников (п. 1 ст. 162 Жилищного кодекса РФ). При этом в Жилищном кодексе РФ нет требований о том, чтобы все услуги и работы по договору управляющая компания выполняла самостоятельно. Способы реализации функций управления многоквартирным домом в законодательстве тоже не прописаны. А значит, стороны вправе определить их непосредственно в договоре (ст. 421 ГК РФ). Одним из вариантов исполнения обязанностей по предоставлению коммунальных услуг является заключение посреднического договора. При таком подходе управляющая организация берет на себя обязательства обеспечить жильцов коммунальными услугами и становится посредником между ними и ресурсоснабжающими организациями.* Такие отношения регулируются положениями глав 49, 51 и 52 Гражданского кодекса (поручение, комиссия, агентирование).

При расчете единого налога организации на упрощенке включают в состав доходов:

  • доходы от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) и передачи имущественных прав, определяемые по статье 249 Налогового кодекса РФ;
  • внереализационные доходы, определяемые по статье 250 Налогового кодекса РФ.

Такой порядок предусмотрен статьей 346.15 Налогового кодекса РФ.

Налоговую базу по единому налогу не увеличивают доходы, перечисленные в статье 251 Налогового кодекса РФ (подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ). К ним, в частности, относятся доходы в виде имущества (в т. ч. денежные средства), которые поступают посредникам (комиссионерам, агентам, поверенным) от заказчиков (комитентов, принципалов, доверителей) для исполнения обязательств по посредническим договорам* (подп. 9 п. 1 ст. 251 НК РФ). Таким образом, если управляющая организация предоставляет жильцам коммунальные услуги по посредническому договору, то в расчет налоговой базы нужно включить только посредническое вознаграждение (п. 1, подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ).* Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 10 февраля 2014 г. № 03-11-06/2/5152, от 26 июня 2013 г. № 03-11-06/2/24269 и ФНС России от 13 июля 2010 г. № ШС-37-3/6577.

Если управляющая организация предоставляет жильцам коммунальные услуги по договору купли-продажи, то в расчет налоговой базы нужно включать весь объем выручки от реализации коммунальных услуг (п. 1 ст. 346.15 НК РФ). Такие разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 26 июня 2013 г. № 03-11-06/2/24269 и от 7 мая 2009 г. № 03-11-06/2/82.

Из рекомендации «С каких доходов нужно заплатить единый налог при упрощенке»

Елена Попова,

государственный советник налоговой службы РФ I ранга

3. Рекомендация: Как ТСЖ отразить при налогообложении содержание дома и коммунальные услуги. Организация применяет упрощенку.

 

Главбух советует: во избежание споров с проверяющими заключайте агентский договор до подписания договоров с подрядчиками или ресурсоснабжающими организациями.

В противном случае такое посредничество будет поставлено под сомнение.* Поскольку в данной ситуации нельзя действовать в интересах третьих лиц, не имея на то предварительной договоренности с ними. Это следует из статьи 1011 Гражданского кодекса РФ и пункта 6 информационного письма Президиума ВАС РФ от 17 ноября 2004 г. № 85.

 

Олег  Хороший

государственный советник налоговой службы РФ II ранга

4. ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВАС РФ от 12.07.2011 № 9149/10: Отказывая в удовлетворении заявления о признании недействительным решения МИФНС, суд руководствовался ст.ст.249 и 250 НК РФ, при этом указав, что полученные предпринимателем от общества денежные средства за предоставленные коммунальные услуги являются его доходом от сдачи имущества в аренду, который подлежит отражению в налоговом учете и включению в объект налогообложения

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации <…> рассмотрел заявление индивидуального предпринимателя Дмитриевой И.А. о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Воронежской области от 21.07.2010 по делу N А14-16650/2009/583/24 и постановления Федерального арбитражного суда Центрального округа от 19.11.2010 по тому же делу.

 

Заслушав и обсудив доклад судьи Петровой С.М., а также объяснения представителей участвующих в деле лиц, Президиум установил следующее.
По договору аренды от 28.01.2008 N А-007 (далее - договор аренды) индивидуальный предприниматель Дмитриева И.А. (далее - предприниматель) передала обществу с ограниченной ответственностью "Цифроград-Черноземье" (далее - общество) во временное владение и пользование нежилое помещение (торговый павильон), расположенное по адресу: г.Воронеж, ул.Генерала Лизюкова, д.85.

Согласно пункту 4.2.2 договора аренды обязанность по обеспечению арендуемого помещения отоплением, электроснабжением, водоснабжением и водоотведением, канализацией, вывозом бытового мусора и услугами связи (далее - коммунальные услуги) возложена на арендодателя (предпринимателя). При этом пунктом 5.1 этого договора установлено, что арендная плата не включает расходы по оплате коммунальных услуг. Арендатор компенсирует расходы арендодателя, связанные с оказанием коммунальных услуг. Размер компенсации определяется по счетам, выставленным арендодателю поставщиками данных услуг.

На расчетный счет предпринимателя в 2008 году в качестве компенсации расходов на оплату коммунальных услуг по упомянутому объекту поступило от общества 152530 рублей.

Предприниматель в этот период применял упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения "доходы". При определении объекта налогообложения он не учел указанную сумму, поскольку перечислил ее в полном объеме поставщикам коммунальных услуг по выставленным ими счетам.*

В ходе проведения камеральной налоговой проверки представленной предпринимателем декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 2008 год Инспекция Федеральной налоговой службы по Коминтерновскому району города Воронежа (далее - инспекция) сделала вывод о том, что полученная предпринимателем от общества сумма компенсации стоимости коммунальных услуг является доходом от предпринимательской деятельности и должна учитываться при исчислении налога, подлежащего уплате за этот период*.

Решением от 22.07.2009 N 296 (далее - решение инспекции) инспекция в привлечении предпринимателя к ответственности за совершение налогового правонарушения отказала, а также доначислила ему 9152 рубля налога по упрощенной системе налогообложения.

Не согласившись с решением инспекции, предприниматель обратился в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании его недействительным.

 

Решением Арбитражного суда Воронежской области от 21.07.2010 в удовлетворении требования отказано.

Федеральный арбитражный суд Центрального округа постановлением от 19.11.2010 решение суда первой инстанции от 21.07.2010 оставил без изменения.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и кассационной инстанций пришли к выводу, что расходы по оплате коммунальных услуг, понесенные предпринимателем в проверяемом периоде, связаны с осуществлением предпринимательской деятельности, в связи с чем спорные суммы следует расценивать как доходы от сдачи имущества в аренду.*

 

Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, Президиум считает, что заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.*

Как установлено судами и подтверждено материалами дела, между предпринимателем и обществом заключен договор аренды, по условиям которого обязанность по обеспечению арендуемого помещения отоплением, электроснабжением, водоснабжением и водоотведением, канализацией, вывозом бытового мусора и услугами связи возложена на арендодателя (предпринимателя).

Оплачивая коммунальные и иные связанные с содержанием торгового павильона услуги, предприниматель исполнял собственную обязанность, возлагаемую на него договором аренды, по предоставлению арендатору имущества в состоянии, соответствующем его назначению, в связи с чем оплата этих услуг является затратами, необходимыми для осуществления предпринимателем деятельности, направленной на получение дохода от сдачи имущества в аренду.

В рассматриваемых отношениях плата состояла из двух частей: постоянной и переменной. Постоянная часть представляла собой плату за пользование торговым павильоном, переменная складывалась из стоимости коммунальных услуг, необходимых для обеспечения использования арендуемого помещения по его назначению. Компенсация арендатором стоимости данных услуг приводит к образованию экономической выгоды на стороне арендодателя.

Согласно пункту 1 статьи 346.14 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) у налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, объектом налогообложения признаются доходы либо доходы, уменьшенные на величину расходов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 346.15 Кодекса налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации, а также внереализационные доходы, определяемые соответственно согласно положениям статей 249 и 250 Кодекса.

Из положений пунктов 1 и 2 статьи 249 Кодекса следует, что выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, признается доходом от реализации и определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги), выраженные в денежной и (или) натуральной формах.

Согласно пункту 4 статьи 250 Кодекса доходы от сдачи в аренду имущества, если такие доходы не определяются налогоплательщиком в порядке, установленном статьей 249 Кодекса, признаются внереализационными доходами.

При определении объекта налогообложения не учитываются доходы, предусмотренные статьей 251 Кодекса.

Компенсация расходов по содержанию сдаваемого в аренду имущества в данный перечень не входит.

Таким образом, полученные предпринимателем в 2008 году от общества денежные средства за предоставленные коммунальные услуги являются его доходом от сдачи имущества в аренду, который подлежит отражению в налоговом учете и включению в объект налогообложения.*

При названных обстоятельствах основания для отмены оспариваемых судебных актов отсутствуют.

 

5. ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 07.04.2014 № 03-11-06/2/15441: О применении упрощенной системы налогообложения управляющей организацией

Вопрос:

ООО просит предоставить разъяснения по следующему вопросу.

В силу пунктов 6.3 и 7.1 ст.155 Жилищного кодекса Российской Федерации на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.

Правительство Российской Федерации Постановлением от 14 февраля 2012 года N 124 утвердило Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями (далее - Правила N 124).

Согласно пункту 27 Правил N 124 в случае, если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или общим собранием членов товарищества или кооператива принято решение о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям, в договоре ресурсоснабжения предусматриваются, в том числе:

- порядок, сроки и форма представления ресурсоснабжающей организацией исполнителю информации о поступившем от потребителей размере платы за коммунальную услугу и о задолженности исполнителя по оплате коммунального ресурса раздельно по платежам потребителей и по платежам за коммунальную услугу соответствующего вида, потребляемую при использовании общего имущества в многоквартирном доме;

- условие о том, что при осуществлении сверки расчетов раздельно указываются начисления, размеры платежей и задолженности исполнителя в части внесения платы за коммунальную услугу соответствующего вида, потребляемую при использовании общего имущества в многоквартирном доме, и в части внесения платы за соответствующую коммунальную услугу потребителями на 1-е число месяца, следующего за расчетным периодом.

В связи с этим просим вас дать разъяснения по следующим вопросам:

Вправе ли управляющая компания для целей налогообложения при применении упрощенной системы налогообложения, объект налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов" без наличия первичных документов на основании информации ресурсоснабжающих организаций (упомянутой в пункте 27 Правил N 124), отражать в составе "Доходов" и одновременно в составе "Расходов" денежные средства, поступившие от собственников, нанимателей жилых и нежилых помещений непосредственно ресурсоснабжающим организациям в соответствии с вышеуказанными условиями договора и принятыми решениями собраний?

Или вышеназванные платежи, поступившие непосредственно ресурсоснабжающим организациям не учитываются управляющей компанией, как в составе "Доходов", так и в составе "Расходов"?*

Ответ:

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу применении упрощенной системы налогообложения управляющей организацией и сообщает следующее.

Согласно пункту 1 статьи 346_15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при применении организацией упрощенной системы налогообложения в составе доходов учитываются доходы от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьями 249 и 250 Кодекса.

В соответствии со статьей 249 Кодекса доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.

Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.

Пунктом 1 статьи 39 Кодекса установлено, что реализацией товаров, работ или услуг организацией признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.

В соответствии с частью 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.

На основании пункта 1 статьи 346_17 Кодекса датой получения доходов у налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, признается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом (кассовый метод).

Таким образом, в случае если исходя из договорных отношений собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений непосредственно вносят плату за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям, и плата за коммунальные услуги не поступает на счет управляющей организации, то данные средства не учитываются в составе ее доходов при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.*

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

*   Так выделена   часть   материала, которая  поможет   Вам   принять   правильное   решение

 

 

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Школа

Проверь знания

Проверь знания в новой школе Главбуха малого предприятия. Получи официальный документ

Начать тест

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




Упрощёнка в Яндексе

© 1997–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

Журнал «Упрощёнка» –
об упрощённой системе налогообложения

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Упрощёнка».
Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-54792 от 17.07.2013


  • Мы в соцсетях
Зарегистрируйтесь и читайте дальше без ограничений!

«Упрощенка» — профессиональный ресурс для малого бизнеса. Зарегистрируйтесь, и Вам будут доступны:

  • Статьи для ежедневной работы бухгалтеров
  • Новости для бухгалтеров, которые ведут учет у малого бизнеса
  • Формы и образцы бухгалтерских документов
  • Калькулятор УСН, Справочник проводок и другие онлайн сервисы

Подарок за регистрацию — таблица новых штрафов для бухгалтеров, руководителей и ИП в 2017 году.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь!

Упрощенка» — профессиональный ресурс для малого бизнеса. Зарегистрируйтесь, и Вам будут доступны:

  • Статьи для ежедневной работы бухгалтеров
  • Новости для бухгалтеров, которые ведут учет у малого бизнеса
  • Формы и образцы бухгалтерских документов
  • Калькулятор УСН, Справочник проводок и другие онлайн сервисы

Подарок за регистрацию — таблица новых штрафов для бухгалтеров, руководителей и ИП в 2017 году.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль